Презентация "ТРИЗ в ДОУ"
презентация

Олейникова Татьяна Анатольевна
ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники. В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области, и сегодня используется также в нетехнических областях (бизнес, искусство, литература,   педагогика, политика и др.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.pptx716.68 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в ДОУ Воспитатель МДОУ «Д/с №28» Олейникова Т.А.

Слайд 2

Актуальность: Современному обществу нужны люди не только знающие, но и мыслящие творчески, умеющие использовать свои знания в нестандартных ситуациях, способные найти различные пути решения проблем и выбрать среди них наиболее результативный.

Слайд 3

«Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта». Г . С. Альтшуллер

Слайд 4

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники. В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области, и сегодня используется также в нетехнических областях (бизнес, искусство, литература, педагогика, политика и др.).

Слайд 5

Цели и задачи: Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики — всестороннее развитие творческих способностей ребёнка. Задачи использования технологии ТРИЗ : развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий; формирование целостной картины мира; воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задач; развитие речи, памяти, творческого воображения.

Слайд 6

Алгоритм решения любых задач выстраивается в определённой логической последовательности этапов: Грамотная формулировка задачи, выявление проблемы (разгадывая загадки, расшифровывая метафоры, дети самостоятельно определяют задачи). Выявление и осмысление противоречий (хорошо-плохо, добрый-злой). Определение ресурсов (дети выясняют, что умеет делать объект, какие действия совершает). Ожидаемый оптимальный результат (ожидания основаны на реальных условиях). Моделирование различных вариантов решения, разрешение противоречий (упражнения, ролевые игры, головоломки, ребусы и т. д.). Неожиданные, смелые варианты решений.

Слайд 7

Методы ТРИЗ Этот метод еще называют методом перебора вариантов. Он используется для решения несложных задач . Например: на прогулке ребята играют в мяч. Он закатывается под веранду, откуда его трудно достать. Как это можно сделать? (……) Ответы детей: Коля решил достать мяч длинной палкой. Сёма заявил: «Мяч может достать дрессированная собака». Аня сказала, что можно снять две доски с пола веранды и достать мяч. Каждый из этих ответов для ребенка- маленькое открытие. Метод проб и ошибок

Слайд 8

Метод фокальных объектов Дети любят придумывать новые игрушки, предметы. В этом поможет метод фокальных объектов, изобретенный американским психологом Ч. Вайтингом . Суть его заключается в том, что мы придумываем новый объект, используя свойства окружающих объектов. Из условной задачи выделяют прототип, подлежащий усовершенствованию (фокальный объект). Затем наугад выбирают из словаря, книги 4-6 случайных объектов. Составляется перечень свойств (5-8 наименований) каждого случайного объекта. Полученные сочетания развивают, пользуясь ассоциациями. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

Слайд 9

Метод "Системный анализ ” (Системный оператор) Цель метода: Развитие системного мышления . Всестороннему знакомству с предметом или явлением помогает метод системного анализа. Он позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в будущее предмета. Системный оператор можно начинать использовать во 2-й младшей группе при знакомстве с предметами быта, ближайшего окружения, при описании игрушек. Систему характеризует оператор РВС (размер, время, стоимость). Меняя один из этих операторов, можно изменить свойства и качества предмета. Например, при решении задачи спасения Колобка, изменим оператор “размер”, увеличим Колобка так, чтобы лиса не смогла его проглотить. В сказке про Золушку меняется оператор “стоимость ”. Системный оператор даёт : Наиболее полное представление о рассматриваемых предметах . Развивает воображение и фантазию . Позволяет решать творческие задачи, делает решение разнообразным и интересным.

Слайд 10

Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) ЦЕЛЬ МЕТОДА: Знакомство с внутренним строением вещества Именно ТРИЗ помогает разобраться детям, что происходит в мире неживой природы: почему камень — твердый, а вода — жидкая, почему снег в тепле тает, а вода при нагревании превращается в пар. Маленькие человечки, в понимании нас взрослых — это молекулы. Помня о том, что все вокруг состоит из молекул — мельчайших частиц, которые определенным образом связаны между собой, легко объяснить детям почему вещества бывают твердыми, жидкими, газообразными;

Слайд 11

Достоинства использования элементов ТРИЗ: является универсальным инструментарием, применимым во время обязательных занятий, игровой деятельности, режимных моментах; позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка; стимулирует взаимообмен оригинальными идеями; помогает почувствовать вкус успеха в достижении поставленных целей; стимулирует творчески активное самостоятельное мышление; развивает детскую фантазию, которая находит воплощение в игровой, практической, художественной деятельности; помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации, помочь другим взглянуть на проблему под иным углом зрения.

Слайд 12

Благодарю за внимание!