Рекомендации по организации творческого развития дошкольников в условиях ДОУ
методическая разработка

Мотошкова Юлия Александровна

Рекомендации по организации творческого развития дошкольников в условиях ДОУ

 

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития — одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством — результат творческой деятельности людей и то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. В настоящее время основная цель современной системы образования — это воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Актуальной проблемой современной педагогики и психологии является развитие детского творчества. Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по организации творческого развития дошкольников в условиях ДОУ

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития — одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством — результат творческой деятельности людей и то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. В настоящее время основная цель современной системы образования — это воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Актуальной проблемой современной педагогики и психологии является развитие детского творчества. Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве, так как именно этот возраст является наиболее эффективным периодом развития творческой личности. Л. С. Высотский писал, что творческая деятельность, возникает не сразу, а очень медленно и постепенно развивается из более простых форм в более сложные, каждому периоду детства соответственна своя форма творчества. Она зависит от других форм нашей деятельности, в частности от опыта. Поэтому, необходимо постоянно развивать и активизировать творческое мышление, начиная с самого раннего возраста. Для создания оптимального развития творческих способностей детей необходимо создание следующих условий: − Физических — наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ним; − Социально-экономических — создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых; − Психологических, сущность которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний. Но роль взрослого в этом процессе не ограничивается лишь созданием условий. Она состоит еще и в том, чтобы активно помогать ребенку в развитии его творческих способностей. Наиболее эффективным методом обучения ребенка творчески мыслить является развивающая игра. Исследования психологов показывают, что продуктивному творческому мышлению способствует овладение специальными приемами: выделение противоположных свойств, поиск аналогий, ассоциирование понятий, постановка вопросов, переформулирование, генерирование идей, смена альтернативы, комбинирование. Начинать обучение этим приемам можно уже в старшем дошкольном возрасте. Рассмотрим подробнее данные приемы обучения: − Выделение противоположных свойств. Прием предполагает выделение в одном и том же предмете или явлении противоположных свойств.

(Например: холодильник — охлаждает продукты, а температура в комнате, где находится холодильник, повышается, таким образом, холодильник одновременно и охлаждает и нагревает). Умение находить противоречия — есть основа парадоксального мышления, которое является обязательным атрибутом истинного творчества. Выделение противоположных свойств, их сопоставление и объединение, позволяет раскрывать новые неожиданные стороны предметов и явлений. Очень важно, чтоб и взрослые сами умели обнаруживать эти свойства и рассказывали о них детям. Для развития умения определять противоположные свойства предмета можно использовать развивающие игры: «Хорошо — плохо» (ребенку предлагается оценить, какое-либо событие и найти в нем положительные и отрицательные моменты); «Противоположности» (ребенку сразу задаются противоположные свойства или признаки предмета, а он должен догадаться, какие объекты могут этими свойствами обладать); «И так, и сяк» (в этой игре не задаются противоположные свойства, ребенок должен их обнаружить сам). − Постановка вопросов. Способность человека к постановке новых вопросов и проблем является одним из показателей развития его творческих способностей. Исследования психологов показывают, что ребенок, в отличие от взрослого, склонен к стереотипному употреблению вопросов, которые наиболее распространены в детской речи, — «что?», «как?», «почему?». Важно научить ребенка выбирать направленность вопросов, относящимся к ключевым моментам проблемной ситуации, к причине явлений, к существенным признакам и функциям предметов. Для развития умений постановки вопросов можно использовать игры: «Шоколадная страна» (в игре два участника — у первого роль «слепого», у второго роль «зрячего», взрослый — (ведущий) «волшебник», взмахивает палочкой, переносит игроков в волшебную шоколадную страну, далее «зрячий» должен помочь «слепому», рассказать о том, что это за страна, но делать это, он может только в ответ на задаваемые «слепым» вопросы. Так же можно посетить Стеклянную, Пластилиновую, Деревянную, и др. страны); «Придумай вопросы» (называем детям пару слов, не связанных между собой по смыслу. Например, «черепаха — карандаш» участники игры должны составить как можно больше вопросов, объединяя эти два слова); «Что в кулаке» (Сожмите в кулаке какой-нибудь небольшой предмет, а ребенок должен отгадать, что это за предмет, задавая самые разнообразные вопросы о нем). Умение выделять в предмете нехарактерные для него, скрытые свойства, для этого на объект следует посмотреть, как бы с другой стороны. Для овладения данным приемом ребенок должен предварительно научиться выделять различные свойства и признаки предметов и явлений, а также различать, какие из них существенные, а какие нет. Для тренировки этого умения, можно использовать игры: «Изобретатель» (выбираете какой-либо предмет, и просите ребенка назвать как можно больше вариантов, для чего этот предмет можно использовать, при этом можно и даже нужно выходить за рамки обычного применения предметов и придумывать необычное); «Золотые руки» (эта игра похожа на предыдущую, только здесь задается не конкретный предмет, а материал, из которого можно делать разные предметы, при этом желательно чтобы «мастер — золотые руки», роль которого выполняет ребенок, учитывал свойства заданного материала). − Генерирование идей. Этот прием является одним из наиболее важных приемов, обеспечивающих творческий подход к решению самых разных проблем. Суть его предельно проста — генерировать как можно больше идей, не обязательно, чтобы каждая идея была правильной, она может быть необычная и нелепая, важно, чтоб их было много. Чем больше идей, тем больше вероятность, что среди них будут хорошие, а может и гениальные. Для тренировки развития генерирования идей используются игры: «Что делать, если …» (просить детей придумать как можно больше вариантов того, что делать, если произошла… такая-то ситуация, ответы могут быть разные — вероятные и невероятные); «Невероятные ситуации» (игра напоминает предыдущую, только здесь задаются невероятные ситуации, которые в реальности произойти не могут). − Комбинирование. Прием, помогающий творчески подойти к решению проблемы, мысленное соединение нескольких разнородных предметов, чтобы получить нечто принципиально новое. Комбинировать можно не только предметами, но и их свойствами, признаками, характеристиками. Обучить приемам комбинирования помогут игры: «Комбинирование» (называете два предмета, а ребенок должен их мысленно соединить и назвать как можно больше новых свойств, которыми станет обладать новый скомбинированный предмет); «Придумай слова» (попросите детей, придумать слова которые содержат в себе, например, слог «са», после этого предложите подумать какие слова заканчиваются на этот слог, или этот слог находится в середине слова); «Каракули» (нарисуйте на листе бумаги непрерывную запутанную линию, «каракули» их могут создать и сами дети, предложите детям найти в этих каракулях образы различных объектов и обвести или закрасить карандашами разных цветов). − Поиск аналогий. Обобщение определенных признаков или свойств одних предметов и поиск подобных свойств в других. Различают аналогии прямые (поиск сходных процессов в других областях знаний), символические (использование различных символов для формулирования задачи), фантастические (аналогия, с помощью которой проблема мысленно решается «как в сказке», где игнорируются законы природы и общества), личностные (отождествление самого себя с каким-либо элементом проблемной ситуации). Обучить приемам поиска аналогий помогут игры: «Аналог» (предлагаем ребенку придумать, например, на что похожа пила, придумывать аналогии нужно по виду, по свойствам, по признакам и по характеристикам предмета); «Превращалки» (ведущий превращает игроков в загаданное животное или птицу, после этого ребенок должен вообразить, где бы он жил, что бы он ел, кто бы был его хозяин и т. д.). − Ассоциирование. Это установление связи между разными понятиями и идеями. Развивать ассоциирование можно с помощью игры: «Лишнее слово» (ведущий называет три любых слова, например «часы», «петух», «черепаха» ребенку надо найти такой признак каких-либо двух предметов, что бы по нему можно было объединить эти два предмета, а третий отбросить как лишний. Разрешается использовать самые разные признаки, чтобы задание имело не одно, а несколько решений); «Установи связь» (прочитайте детям два предложения, события, описанные в них, не должны быть прямо связаны между собой. Задача игрока, отыскать связь между этими событиями и объяснить, как все происходило). На основе проведённого исследования были разработаны следующие методические рекомендации для воспитателей: Педагогу необходимо планировать работу с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование должно носить систематический характер и идти от простого к сложному. Работа по развитию творческих способностей детей должна охватывать все процессы воспитательно — образовательной работы. Необходимо использовать различные методы, формы и приёмы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Целесообразно проводить диагностические исследования в начале и в конце каждого учебного года и результаты необходимо письменно фиксировать для того, чтобы видеть их на каждом возрастном этапе. Воспитатель в своей работе должен учитывать индивидуальные психические и возрастные особенности детей. Необходимо положительно настраивать детей на творческую деятельность и вовлекать их в совместную деятельность с другими детьми и взрослыми. В своей деятельности педагогу может помочь метод творческого проектирования, где воспитаннику предоставляется возможность продвигаться к истине своим путем, знания не даются, а выстраиваются педагогом с использованием проблемного подхода, поисковых и диагностических методов. Дети самостоятельно выполняют творческие работы по различным темам, что способствует развитию творческого логического мышления. Целесообразно отдавать предпочтение творческим заданиям, которые развивают у ребенка творческое воображение, творческую самостоятельность, побуждают к самореализации своих творческих способностей. Правила, поддерживающие творческое начало: Поощрять ребенка за самостоятельные мысли и действия, если они не причиняют особого вреда окружающим (развитие собственного «я»); Не мешать желанию ребенка сделать что-то по-своему; Уважать точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была — не подавлять ее собственным мнением, которое будет порождать страх у ребенка сделать что-то «не так», сказать «не так» (боязнь ошибиться); Творить и играть вместе с детьми в качестве рядового воспитанника, иногда меняется ролями; Не навязывать свою идею, пытаться понять логику творческого воображения ребенка; Вносить разнообразие в занятия, используя методические разработки, рекомендации, информационные материалы разных авторов. Одной из составляющих творческих способностей является творческое мышление. Творческое мышление является основой всякой творческой деятельности. Оно преобразует представление памяти, тем самым, обеспечивая, в конечном счете, создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы — все это является продуктом творческого мышления. Развитие творческого мышления в дошкольном возрасте — это формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации творческой деятельности дошкольников на тему: «Елочка своими руками»

Цель: вызывать у детей эмоциональное отношение к явлениям природы, различать, узнавать, называть деревья. Учить любоваться разнообразием растительного мира, относиться к растениям бережно. Учить польз...

Методические рекомендации по организации экологического воспитания дошкольников в условиях проведения прогулки в ДОУ

Методические разработки и рекомендации, представленные в данном пособии, знакомят педагогов дошкольных организаций с одной из наиболее действенных форм воспитания в детях экологического сознания и нра...

Мини-музеи как средство познавательного и творческого развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ОД.

   Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста всегда вызывает интерес ученых, исследователей , психологов.В реферате отражена тема знакомства детей дошкольного воз...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации ранней профориентации дошкольников в условиях ДОУ

Ознакомление детей с трудом взрослых относится к важным задачам дошкольного образования. Успех в данном направлении будет достигнут только при условии использования системно- деятельностного подхода. ...

Интеграция образовательных технологий как способ интеллектуально-творческого развития дошкольников в условиях инновационной практики.

Интеграция образовательных технологий как способ интеллектуально-творческого развития дошкольников в условиях инновационной практики....