Творчество Дж. Родари, детские произведения
консультация

Тегина Анна Евгеньевна

Вся работа итальянского журналиста и писателя Джанни Родари (1920 - 1980) пронизана чувством радости от этого прекрасного, удивительного мира. Несмотря на трудное детство в бедной семье, энтузиазм и бодрость наполняют большинство его сказок. Сам писатель считал, что детская книга должна быть веселой и яркой, как игрушка. По словам автора, игрушки и книги могут научить детей тому, чему они иначе не смогут научиться. Более того, в каждой книге должна быть какая-то неожиданная выдумка. Это то, что он искал в своих работах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Консультация для педагогов и родителей

Творчество Дж. Родари, детские произведения

Вся работа итальянского журналиста и писателя Джанни Родари (1920 - 1980) пронизана чувством радости от этого прекрасного, удивительного мира. Несмотря на трудное детство в бедной семье, энтузиазм и бодрость наполняют большинство его сказок. Сам писатель считал, что детская книга должна быть веселой и яркой, как игрушка. По словам автора, игрушки и книги могут научить детей тому, чему они иначе не смогут научиться. Более того, в каждой книге должна быть какая-то неожиданная выдумка. Это то, что он искал в своих работах. 

Биография сказочника Родари

Джанни Родари родился 23 октября 1920 года в маленьком городке Омения (север Италии) в семье пекаря. Кто знает, может быть, именно в пекарне отца будущий писатель впервые узнал «какого цвета ремесло», а спустя много лет написал замечательное стихотворение об этом:

Перед вами белый пекарь: белые волосы, брови, ресницы. Утром он встает раньше, чем птицы ...

Счастливая семейная атмосфера в родительском доме, пронизанная любовью и заботой, - это были воспоминания о маленьком Джанни с раннего детства. Но когда мальчику было девять лет, произошла трагедия. Отец - Джузеппе Родари - очень любил животных. Однажды, спасая котенка от дождя, он простудился и через неделю умер от воспаления легких. В семье наступили тяжелые дни. Родари и его два брата, Чезаре и Марио, выросли в родной деревне их матери, Варезотто. Чтобы прокормить семью, мать устроилась на работу слугой в богатый дом.

Джанни Родари должен был учиться не в обычной школе, а в духовной семинарии - там обучали не только бедных детей, но и кормили и одевали бесплатно. Учиться в семинарии было необычно скучно. Но была библиотека, и маленький Джанни смог прочитать много замечательных книг, которые пробудили воображение и дали мечты. Маленький Джанни любил рисовать и мечтал стать художником, но в семинарии у него всегда были плохие оценки в рисовании. Однако Родари не сдался: он не ушел от этого художника, но он оставался верен своему детскому энтузиазму и любил всю жизнь «водить карандашом и писать маслом», а главное, он развивался удивительная бдительность, наученная понимать суть вещей и переводить ее в слова.

После 3 лет учебы в  семинарии Родари получил диплом учителя и в возрасте 17 лет начал преподавать в начальных классах местных сельских школ. В 1939 году он некоторое время посещал филологический факультет Миланского университета. Конечно, непросто было учиться самому и одновременно учить других, но будущий писатель не унывал: ему нравилось работать с детьми, нравилось придумывать для своих учеников веселые и поучительные истории. «Учителем, скорее всего я был никудышным, к педагогической деятельности неподготовленным. Но, смею утверждать, скучным учителем не был. Я рассказывал в классе – истории, не имевшие никакого отношения к реальной действительности и к здравому смыслу». Примером такой смешной истории является стихотворение «История одной запятой»:

История одной  запятой На свете, заботы не зная, Спокойно жила Запятая. Но школьник беспечный Без тени сомненья Ее водрузил на конец предложенья. Бедняжке пришлось в одиночку Удерживать целую строчку. Она, покраснев, Выбивалась из сил, Стонала, пыхтела с натуги. На помощь к ней Знак Восклицанья спешил И все Запятые – подруги. Но поздно! Не выдержав муки (О, жалость!), Бедняжка в мученьях скончалась. Учитель, орудуя карандашом, Ее схоронил под огромным крестом. А рядышком, Строгий и красный, как  мак, Возник монумент – Восклицательный Знак!

Пер. Ю.Ильина. 

На самом деле все было не так бессмысленно и легковесно – с помощью забавных условий молодой учитель не только сообщал  своим подопечным в наиболее увлекательном  и понятном форме самые важные и полезные знания, но и стремился  пробудить детскую фантазию, подтолкнуть  учеников к самостоятельному творчеству. 

Писатель обожал детские ошибки,  знал им цену, он ими восхищался и был уверен: «мир был бы непередаваемо прекрасен, если бы в нем ошибались только дети». Собрав целую книгу детских ошибок «Какие бывают ошибки», он посвятил ее взрослым.

Прошли годы, Джанни Родари стал журналистом и «почти случайно» (так он сам считал, но нам –  то известно: все настоящие чудеса случаются по воле случая!) начал  сочинять стихи и забавные истории  для детей. Тогда – то и ожили  старые мечты! «я пытался делать игрушки из слов» - вспоминал начало своей литературной карьеры Родари. И действительно, из под пера писателя одна за другой выходили удивительные истории «веселые как игрушка». Веселая игра – вот основа любой книжки Джанни Родари. О самых сложных и непростых вещах писатель умел говорить одновременно и весело и серьезно. Ну, кому бы пришло в голову превратить ужасный атомный гриб в летящий по небу торт!

Многие годы Джанни Родари вел «детские странички» в различных  газетах и журналах – «Унита», «Пионьере», «Паезе сера». Это была отличная литературная школа. На страницах этих изданий впервые увидели свет многие произведения Родари. Сотрудничество с серьезными взрослыми изданиями требовало от писателя особой позиции в произведениях для детей.

Наряду с шуточными  стихами, веселыми, игровыми «филасторокке» (так называют в Италии забавные бессмыслицы: считалочки, прибаутки, колыбельные) там стали появляться такие вот строчки:

Плетет он стулья, Чтоб вы сидели, А сам сидит он на панели. Кто делает автомобили, Бредет по улице пешком, А те, кто вам ботинки  шили, Частенько ходят босиком. Порой у пчел нет меда в улье, У земледельца нет земли, А человек, плетущий стулья, Сам на земле сидит в  пыли.

«Детские страницы» имели  большой успех. Прежде всего, потому, что были совеем не похожи на «книжки – карамельки» с нелепыми похождениями розового жирафа или приключениями ангелочков, очень распространенные в тогдашней Италии. Это была жизнь, которой жили тысячи, миллионы итальянцев, отцов и матерей маленьких читателей Родари. Герои сказок, повестей и стихов Джанни Родари – сорванцы и озорники, дети, во все сующие нос, неугомонные и предприимчивые – такие как в жизни. Причем жизнь, великолепно упакованная в в звонкие, яркие, веселые стихи!

В 1970 году писатель был удостоен самой почетной международной премии в области детской литературы – Медали Ганса Христиана Андерсена. Получая награду, писатель сказал: «Думаю, что сказки – старые и современные – помогают развивать ум. В сказках хранятся тысячи гипотез. Сказки могут дать нам ключи, чтобы войти в действительность новыми путями. Они открывают ребенку мир и учат, как преобразовывать его».

14 апреля 1980 года, вследствие тяжелой болезни Дж. Родари умирает в Риме.

Творчество великого сказочника для детей

Нелегко переводить стихи. А стихи для детей - тем более. Маленький читатель не потерпит мусора. Но стихам Джанни Родари на Руси повезло - их переводили замечательные поэты - Самуил Маршак и Яков Аким.

Самуил Яковлевич Маршак в статье «Почему я перевел стихи Джанни Родари» писал: «Только поэты, которые живут с людьми в общей жизни, могут сочинять стихи, достойные быть рядом с народной песней и читальным залом. Такой поэт мне кажется Джанни Родари. В его стихах я слышу звучные голоса детей, играющих на улицах Рима, Болоньи, Неаполя. «Маршак не только услышал их, но и позволил миллионам читателей нашей страны сделать это. Под редакцией Маршака самая известная книга Родари« Приключения Чиполлино »была издана на русском языке и была опубликована в нашей стране один и полдюжины изданий: именно Советский Союз стал отправной точкой, с которой началась мировая известность Джанни Родари.

Со временем и на родине писателя, в Италии стихи и сказки Родари стали включаться в школьные учебники. И по всему миру его книги давно путешествуют.

Одним из них является «Путешествие синей стрелы». В этой удивительно поэтической сказке Джанни Родари пишет о детях бедняков, которые часто остаются без подарков даже на Рождество. Магическая сила сказки позволяет писателю восстановить справедливость и вернуть радость маленькому Франческо. Игрушки приходят на помощь мальчику. И как решительно и смело они себя ведут! Действие сказки «Путешествие синей стрелы» начинается в магазине игрушек. Его хозяйка - Фея, на Рождество она дарит подарки детям, летящим на метле.

Но не все родители могут заказать Сказочный подарок, потому что за него нужно платить реальные, а не баснословные деньги, и зачастую дети бедных не получают подарков. Одним из таких детей является мальчик Франческо. Франческо было десять лет, он учился в четвертом классе, и после школы он работал: он продавал газеты, продавал сладости зрителям в кинотеатре. Мальчик мечтает о игрушечном поезде Blue Arrow, но у его матери нет денег на такой дорогой подарок. И тогда игрушки, щадя мальчика, убегают из магазина и отправляются в путешествие, чтобы угодить Франческо и другим детям из бедных. Один из вас, кто читал эту сказку, помнит, как поезд Синей стрелы несся через мрак и метель в рождественскую ночь, чтобы все дети получили рождественские подарки.

В Италии в детском журнале «Пионер» (Pioneer) впервые был опубликован рассказ «Приключения Чиполлино». Очень забавная сказка об очень серьезных вещах - о бедности и богатстве, о угнетателях и угнетенных, и даже, как ни странно, звуках, применяемых в детской сказке, о классовой борьбе. Возможно, нет такого ребенка, который бы не знал имени Чиполлино - мальчика-лука из сказки Джанни Родари «Приключения Чоллино».

Чиполлино - луковый мальчик, веселый, веселый, изобретательный - он приехал к нам, в Россию, а точнее, потом в Советский Союз, в начале 50-х годов (точнее, в 1953 году, когда в переводе на русский появился «Приключения Чиполлино "). И уже от нас он отправился в кругосветное путешествие, взяв с собой имя человека, которому он фактически обязан своим рождением, имя итальянского писателя Джанни Родари.

Это самая фруктовая и овощная сказка, которую вы можете найти. Художественная литература в этой сказке постоянно соотносится с реальностью современного поэта. Чиполлино, луковый мальчик, живет в Лимонном Королевстве. Он и его родители «жили в деревянной хижине, если богатые попадали в эти места, они сморщили носы от неудовольствия». Отец Чиполлино был приговорен к «тюремному заключению не только на всю жизнь, но и на многие, многие годы после смерти», так как он случайно ступил на ногу жестокого и глупого принца Лимона.

Маленький Чиполлино отправляется бродить по стране, мужественно сражаясь с угнетателями народа. Везде они видят картины бедности и беззакония. Так, тыква «почти с детства мечтала, что у него когда-нибудь будет собственный дом». «В конце концов, он решил работать больше, но меньше», чтобы ускорить приобретение кирпича для строительства дома. Когда Пришла страсть, крестный отец Тыква построил свой дом, но он был настолько мал, что у старика не было выбора, кроме как «жить в этом доме сидя». В той же ситуации находится Кум Черник, все имущество которого «состояло из половины ножницы, ржавая бритва, иголка с ниткой и корочка сыра".

Чтобы прокормить барона Апельсина, крестьянам приходилось ежедневно отправлять в замок своих помещиков - графини Черри «повозки с самой разнообразной едой». В результате «у них ничего не осталось. Весь скот был съеден, все плоды с деревьев забраны. «Все вокруг, даже« воздух », было собственностью графини Черри, и поэтому каждый, кто дышит, должен платить деньги за аренду воздуха». Наконец, графиня Вишня потребовала, чтобы суд признал их право «взимать плату за дождь, снег, град, а также за любую погоду и плохую погоду, посылаемые небом».

Смелый Чиполлино и его друзья не могут смириться с несправедливостью и произволом. Они вступают в схватку с ненавистным джентльменом Томатом, прожорливым бароном Апельсином, принцем Лимоном и всеми, кто сидит на шее народа. Их борьба заканчивается победой. Чиполлино и его друг Черри посадили знамя Свободы на замковой башне. С того дня события стали развиваться беспрецедентными темпами: «князь и графиня оставили свои прежние владения», замок превратили в «Дворец детей». «Здесь есть гостиная, театр кукол с Буратино, фильмы, настольный теннис и множество всевозможных игр. Конечно, есть и лучшая, самая интересная и полезная игра для детей - школа».

Джанни Родари заканчивает рассказ следующими словами: «Да, в мире есть и другие замки и другие паразиты, кроме принца Лимона и синьора Томата, но когда-нибудь эти джентльмены будут изгнаны, а дети будут играть в своих парках. Да будет так!".

Сказка имела огромный успех у молодого читателя. «Луковый мальчик» стал эмблемой многих пионерских плакатов в Италии, специальный значок - «Cipollino badge» - вручается детям, которые активно участвуют в «Детском уголке» газеты Unita: тем, кто сумел очень быстро показать остроумие, энтузиазм и умение разгадывать загадки и загадки, в своих стихах и рисунках отправляются в газету.

Журнал Lavoro писал об этой сказке: «Сложная задача - создавать новые книги для детей. Нам нужны книги, которые научили бы детей понимать жизнь, быть честными и прямыми и не мешали бы их лицемерной морали. В книге Родари сказочный элемент удачно сочетается с изображением истинной истины нашей реальности, и, как в лучших примерах подлинно народной литературы, героизм и доброта позитивных героев ведут к торжеству справедливости. »

Джанни Родари назвал свои удивительные сказки «игрушками из слов». Действительно, его работы - это праздник ярких, солнечных красок с богатой фантазией. Некоторые из лучших рассказов писателя: «Чиполлино», «Сказки по телефону», Джельсамино в стране лжецов, «Путешествие синей стрелы», «Джип на ТВ». Яркие образы, созданные Джанни Родари, надолго врезались в память. Невозможно не влюбиться в своих отважных героев, борющихся против лжи и несправедливости: Чиполлино, Джелсамино, Редька и других.

В своем творчестве писатель не скрывает от юных читателей и реальной жизни. Он уделяет большое внимание социальной несправедливости, рассказывает не только о радости и счастье, горе присутствует и в его работах. Однако постоянный солнечный оптимизм не позволяет его сказкам становиться грустными и скучными, а, напротив, вселяют веру в добро и справедливость.

Методические приемы по работе со сказками Д.Родари

Существуют различные произведения со сказкой, целью которых является не только развитие художественного восприятия и социальных эмоций дошкольников, но и развитие творческого мышления, воображения, внимания и памяти, позитивного общения и адекватной самооценки.

Анализ сказок - осознание и интерпретация того, что «стоит» за каждой сказочной ситуацией, фразы, сюжетный дизайн, поведение персонажей. В этом случае дети могут ответить на ряд вопросов:

  • Как вы думаете, о чем эта история?
  • Какие из героев вам понравились больше всего и почему?
  • Как вы думаете, почему герой совершил те или иные действия?
  • Что могло произойти, если герои не совершили действия, описанные в сказке?
  • Что бы произошло, если бы в сказке были только плохие или только хорошие герои?

Художественная литература, особенно сказки, является особой формой реальности для дошкольников - это реальность человеческих эмоций, чувств в особых, сказочных условиях. Игры, связанные со сказочными историями, появляются у детей под влиянием взрослых и самих произведений, в которых персонажи, их отношения и действия четко и легко описаны.

Игра в сказку позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победу и поражение, счастье и несчастье. Уже одно это расширяет границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его. В основанных на сюжете ролевых играх для сюжетов сказок разных народов дети могут изменять различные моменты сюжетной линии, то есть все то хорошее, что ребята испытали, слушая сказку, наблюдая за кукольными представлениями, которые они могут реализовать в игра, показывающая их активность, преданность, отзывчивость. Как правило, дети творчески меняют события, восстанавливают справедливость, находят бескомпромиссные варианты в трудных ситуациях.

Игра драматизируется. Сфера детского восприятия произведения искусства, в частности сказок, представляет собой особую область. Хотя сказка Дж. Родари, в силу особенностей ее содержания и композиционной структуры, создает благоприятные условия для сопереживания героя у детей, у некоторых из них прослушивание литературного текста еще не вызывает соответствующих эмоциональных переживаний. Чтобы лучше понять и глубже ощутить смысл сказки, детям необходимо воспроизвести сюжет произведения и взаимоотношения его героев в подробном внешнем виде, в виде игры - инсценировки. Плодородной почвой в этом случае является богатство рассказа о диалогах Дж. Родари, динамичность действия, характерные роли - маски.

Будучи одной из форм сюжетно-ролевых игр, пьеса - драматизация сюжета из сказки, художественного произведения, имеет свои особенности: она представляет собой синтез восприятия репродукции и ролевых игр, предоставляет учителю прекрасные условия для воспитания нравственных чувств у дошкольников.

Таким образом, сказки ни в коем случае нельзя рассматривать только как интересное времяпрепровождение, как приятное занятие, доступное ребенку, напротив, они являются очень важным механизмом для развития тонкого понимания внутреннего мира людей в ребенок, способ понять беспокойство и вселить уверенность в свое будущее. С помощью сказок вы можете метафорически воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его зарождающейся личности.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидной актуальность и практическая значимость научных исследований, целью которых является изучение восприятия сказок Дж. Родари детьми дошкольного возраста. Самые важные идеи, основные проблемы, сюжетные повороты и, самое главное, расстановка сил, воплощающих добро и зло, на самом деле объединены в сказках Дж. Родари. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.

В заключение хочу сказать, что сказка Дж. Родари - не только развлечение (хотя только для одного ее можно было бы оценить и полюбить). Совместное чтение сказки является благодатной почвой для расширения общения с ребенком, помогает понять особенности его восприятия и возвращает нас к поэтическому видению мира. Но, помимо всего этого, сказка абсолютно необходима дошкольникам, потому что никто и ничто не знает, как развить воображение ребенка и его способность действовать в воображении с предметами и событиями лучше, чем сказка. А без такой способности человек не может ни учиться, ни строить планы.

Процесс восприятия сказки Дж. Родари - двойная работа воображения. Воспринимая сказку, читатель берет на себя роль персонажа, которого он любит, и в этой роли выполняет действия в воображаемых обстоятельствах, указанных в сказке. И эти действия тоже мнимые. Поэтому сказка с местью (по сравнению с игрой) заряжает воображение, развивает и тренирует его.

Таким образом, мы возвращаемся к вопросу о несомненной ценности именно народных сказок для всестороннего развития детей на современном этапе. Сказка формирует эстетическое отношение к реальности. Это требует вдумчивого, неторопливого чтения, это всегда сложнее, чем кажется на первый взгляд, и поэтому помощь родителей и педагогов необходима детям. Пересказ, подчеркивая впечатления детей от значимых эпизодов, описаний, подсказок, пробуждает детское воображение и делает мир сказки многогранным и близким.

Работа со сказкой учит детей мыслить более логично, логически, укрепляет память, дает им представление о новых предметах и ​​явлениях.

Сказочные столкновения легко воспринимаются детьми и действительно их трогают. Это школа морали, которая учит нас отличать добро от зла, воспитывает веру в добрые дела и формирует оптимистический взгляд на способности человека и его судьбу.

Заключение

Несмотря на несомненное «стратегическое» сообщество, сказки, конечно же, сохраняют свою национальную самобытность, и внутри национального фольклора каждая по-настоящему народная сказка по-своему уникальна. Работая со сказкой, необходимо вместе с детьми указать на ее особенности, чтобы обрести ее сокровенный нравственный смысл, широко использовать сказку как источник эстетического воспитания детей и их увлечения искусством.

Сравнение вариантов сказок, разных «изданий» одного и того же сюжета у разных народов, привлечение игрушек для понимания сказки, установление связи между народной сказкой и литературной сказкой и, в более общем смысле, с литературным творчеством, выгодны возможности для работы со сказкой в ​​детской аудитории.

В заключение я хотел бы еще раз вернуться к словам Дж. Родари, который писал, что «у каждого есть творческая черта воображения - ученый, инженер; для научных открытий это так же важно, как для создания произведения искусства; Ведь она нужна просто в повседневной жизни. Сочиняйте сказки сами, учите детей этой науке. И пусть прекрасная книга замечательного Джанни Родари станет для вас хорошим помощником в этом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей 1-ой младшей группы к произведениям художественной литературы и устного народного творчества для выразительности детской речи и речевого общения.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.      Научившись сопереж...

Консультация для педагогов ДОУ "Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством художников- иллюстраторов по произведениям устного фольклера"

Консультация для педагогов детский садов и преподавателей по изобразительной деятельности " Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством художников- иллюстраторов по произведениям устног...

Консультации для воспитателей «Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности»

Консультация для воспитателей: "Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности"...

Тематический план проведения всероссийской недели детской книги посвященный детским произведениям юбиляров.

самостоятельная и совместая деятельность, знакомство с автороми, чтение художественной литературы, игры....