Приобщение детей 1-ой младшей группы к произведениям художественной литературы и устного народного творчества для выразительности детской речи и речевого общения.
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Пересыпкина Надежда Николаевна

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

      Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие в окружающей их жизни, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.  Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

                                        МБДОУ №7 <<Незабудка>>

                                                                              г. Усть-Илимск.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                   Воспитатель:

                                                              Пересыпкина Н.Н.

Приобщение детей 1-ой младшей группы

к произведениям  художественной

литературы и  устного народного

творчества для выразительности

детской речи и речевого общения.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы.  В развитии начальных форм художественно-речевой деятельности в  жизни детей все большее значение начинают приобретать организованные занятия, имеющие целью сформировать у них новые речевые умения и дать знания, которые они не могут получить в самостоятельной деятельности, в игре, в процессе общения с другими детьми и взрослым. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие в окружающей их жизни, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.  Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит  его воспитатель.  Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственное совершенствование которой во многом зависит от эстетического воспитания. Основной моей задачей стало привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.   Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. Методика проведения образовательной деятельности по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от содержания литературного материала и возраста детей. Воспитатель должен проводить большую работу по формированию у детей восприятия художественного слова — знакомить их с фольклором и доступными произведениями русской и советской детской литературы.  Знакомство детей  в моей группе с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров: с миниатюр народного творчества — потешек, песен, народных сказок.   Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений. Народ — непревзойденный учитель речи детей. А доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок — эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против упрямства, капризов, эгоизма.   Так же  малышам читаю авторские сказки, стихи, рассказы, доступные им, учу следить за развитием действия в них, сочувствовать положительным героям.

Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышают степень воздействия художественного слова.

Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы. По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза. Наблюдая за своими воспитанниками, я обратила внимание, что их привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

Таким образом, при ознакомлении детей с художественной  литературой  использую  разные приемы формирования полноценного восприятия произведения ими: выразительное чтение,  беседа о прочитанном, повторное чтение, заучивание, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.  Повышают интерес к произведениям художественной, литературы, способствуют восприятию и запоминанию те занятия, на которых я использую художественный материал игрового характера.  Младший возраст — период интенсивного общего развития ребенка. Поэтому на занятиях необходимо сочетание различных видов деятельности — речевой и двигательной. Игра, движение органично сочетаются с потешками, пестушками. Например, слушая и повторяя потешки <<Ладушки>>,<<Пальчик-мальчик>>; ребенок делает определенные движения ручками, пальчиками.  Потешка о кисоньке  построена на диалоге: <<Кисонька-мурысенька, ты где была?>> — <<На мельнице...>> После двух-трех повторений дети смогут сами отвечать словами кисоньки. Такое чтение в лицах — первая простейшая игра-драматизация, доставляющая ребенку большую радость. Мне нужно помнить, что я должна передать и интонацию вопросов и ответов, и интонацию шутки, ласки, с которой обращается к кисоньке, и постепенное нарастание удивления в вопросах о том, где была, что делала кисонька и т. п. Последнюю фразу я произношу с шутливым упреком,  назидательно, слегка похлопывая ребенка по руке — наказывая кисоньку. Можно в шутку прогнать кисоньку — малыш убегает смеясь. Дети копируют (повторяют) интонации взрослого с лукавым задором, тоненьким голоском. В такой игре-драматизации они учатся выслушивать реплику-вопрос, своевременно отвечать в такт общему ритму потешки — играть роль.

Одно из главных действующих лиц поэзии малых форм — ребенок. Однако в детском фольклоре немало песенок, стихов, посвященных животным. Курочка, петушок, собачка знакомы малышам не только по игрушкам, картинкам; к третьему году они могли видеть их и живыми. Ребенок, который не раз видел живого котенка или даже играл с ним, гладил, кормил, воспринимает стихи о нем легко. На занятии при чтении стихотворения я показываю игрушечного котенка. После нескольких повторений дети смогут самостоятельно произнести сначала две — четыре строчки, а потом и весь текст, учу детей четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания; создаю условия для того, чтобы новые слова вошли в активный словарь.  В потешках и народных стихах не все слова понятны малышам, например: с пылу, с жару, пригорышки, березовы лычки. Можно и не объяснять их: так же как и зачины звукоподражания (качи-качи, тюшки, чики-чики), они выполняют здесь звуковую, вспомогательную игровую роль.                                                                    Прочитав сказку, я помогаю детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая»), назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живет?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»), сопровождаю чтение или рассказывание показом игрушек, картинок. Само чтение должно быть живым, выразительным. Читая, я подчеркиваю ритм, изменяю силу, высоту голоса,  интонацию, вовлекаю детей в действие сказки. Например, при рассказывании<<Репки>>, со словами <<тянут-потянут>>, я обхватываю ребенка, раскачиваюсь с ним в такт словам, а на последней фразе:<<Вытянули репку!>> — шутливо его опрокидываю.                                                                    Знакомлю детей с произведениями советских писателей. Прежде всего это стихи А. Барто об игрушках: Мишка, Мячик, Зайка, Флажок. К концу третьего года малышам можно прочитать и другие стихи этого цикла: Бычок, Грузовик, Слон, Козленок, Кораблик. В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети.  О майском празднике читаю стихотворение О.Высотской <<Флажок>>. В этом стихотворении и горделивое чувство ребенка — сам смастерил флажок! — и продолжение праздника, радостное ожидание его прихода вновь. Коротенькие потешки и стихи А. Барто «Игрушки»; Е. Благинина «Огонек»; Д. Хармс «Кораблик» и др. использую для заучивания. По объему это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания. Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов. Читая стихотворение Е. Благининой «Флажок», я предлагаю детям походить с флажком по комнате; при чтении  стихотворения А. Барто «Лошадка» дети изображают, как они едут на лошадке. В дальнейшем чтение стихов включаю в другие занятия, в дидактические игры, в рассматривание игрушек, картинок. В  стихотворении  А. Бродского <<Солнечные зайчики>> в поэтической форме обыгрывается часто наблюдаемое малышами явление. Легкий игровой ритм и лукавая интонация, подвижность звучания — все отвечает характеру самой игры: нелегко угнаться за ускользающими, неуловимыми зайчиками, они как бы играют с ребенком в прятки.

 Прочитав на занятии рассказ, стихотворение, сказку, повторив ее несколько раз, я, опираясь на стремление детей к подражанию, даю образец сюжетной игры, в которой есть начало, ряд связанных между собой действий, конец.

В ходе разыгрываемого сюжета высказывания детей звучат непосредственно, они возникают по собственному их побуждению, отражая и развитие действия, и отношение к происходящему, и взаимоотношения между ними. Во время таких непроизвольно возникающих разговоров я могу напомнить о других знакомых малышам рассказах, стихах, подсказать короткую потешку, загадать загадку.   Такие занятия, разнообразные по сюжетам, на основе которых строятся игры, при повторении постепенно приучают детей объединять два-три сюжета. Желание развивать игровые сюжеты появляется в результате совершенствования восприятия художественной литературы, обогащения представлений, роста речевой активности.

Значительное место отводится повторению уже знакомого материала, а при ознакомлении с новым обязательно соблюдается принцип его постепенного усложнения.

На занятиях я знакомлю детей с новыми сказками, которые уже значительно длиннее, сложнее по сюжету, по языку. Это народные сказки <<Теремок>>, <<Колобок>>. Затем им читаю <<Три медведя>> Л. Толстого, <<Снегурочка и лиса>>, <<Кот, петух и лиса>>, <<Маша и медведь>>. <<Заяц, лиса и петух>>,<< Петушок и бобовое зернышко>>, <<Волк и семеро козлят>> (в обработке А. Толстого), <<Коза-дереза>> (украинская).

Во всех этих сказках использован прием цепного развития действия: сходные эпизоды, реплики повторяются. Это сосредотачивает внимание ребенка, помогает пониманию и запоминанию. Важно направить его внимание на усвоение общего смысла сказки, научить следить за развитием действия, вызвать сочувствие к героям.

Знакомя детей с народными сказками, следует учитывать вариативность их содержания. Для рассказывания двух-трехлетним подбираю тот вариант, который максимально отвечает возможностям восприятия, соответствует их психологии.   Малыши остро переживают драматические события сказки, они хотят, чтобы все кончалось хорошо, поэтому им надо рассказывать сказки Колобок и Теремок в обработке М. Булатова, а сказку о козе и козлятах — в обработке К. Ушинского. В этих вариантах конец счастливый: жители теремка построили себе новый дом, лучше прежнего; а волку не удалось обмануть козлят, и они остались невредимыми.

Л. Толстой специально для детей написал много коротких рассказов, они и сейчас служат целям воспитания. Некоторые рассказы можно почитать на занятиях, например: Пошла Катя поутру по грибы, У Розки были щенки. Их содержание очень близко малышам, язык удивительно точный, лаконичный, образный.

Художник А. Пахомов талантливо иллюстрировал рассказы Л. Толстого. Рассматривая с детьми книжку с картинками, я отвечаю на вопросы, повторно читаю рассказ. Постепенно дети приучаются беседовать о прослушанном произведении.

 Из всего сказанного  делаю вывод, что, общаясь с ребенком в процессе занятий и игр, взрослый постепенно вводит его в богатый мир образов художественной литературы. И что особенностями методического руководства в работе с детьми младших возрастов являются непосредственность, эмоциональность общения, преобладание наглядных и игровых методов.

             Используемая  литература:

        1.  Гербова  В.В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет. - М., Просвещение, 1984 г. -   220 с.

         2.  Гурович Л.М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. Под редакцией Логиновой В.И. - М., Просвещение, 1992 - 64 с.

       3. Логинова В.И., Максаков А.И., М.И. Попова и др.; Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. Под редакцией Сохина Ф.А. - М., Просвещение, 1984 - 223 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в первой младшей группе Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»

Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»Цель:·         Дать понятие об устном народном творчестве.·...

Проект«Знакомство детей младшей группы с традиционной культурой Нижегородской области: устное народное творчество»

ТемаЗнакомство детей младшей группы с традиционной культурой Нижегородской области: устное народное творчествоЦельПознакомить детей младшего дошкольного возраста с культурой и традициями Нижегоро...

Конспект занятия в первой младшей группе Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»

Конспект занятия в первой младшей группе Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»...

Консультация для родителей "Приобщение детей к произведениям художественной литературы и устного народного творчества"

Консультация для родителей "Приобщение детей к произведениям художественной литературы и устного народного творчества"...

Проект Знакомство детей младшей группы с традиционной культурой Нижегородской области: устное народное творчество

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с культурами и традициями Нижегородской области через устное нардное тврочество......

Проект Знакомство детей младшей группы с традиционной культурой Нижегородской области: устное народное творчество

Проект Знакомство детей младшей группы с традиционной культурой Нижегородской области:устное народное творчество...