Проект Знакомство детей младшей группы с традиционной культурой Нижегородской области: устное народное творчество
проект (младшая группа)
Знакомство детей младшего дошкольного возраста с культурами и традициями Нижегородской области через устное нардное тврочество...
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 «Ласточка»
Проект
Знакомство детей младшей группы с традиционной культурой Нижегородской области:
устное народное творчество
Автор: Бурзилова Светлана Валерьевна -
воспитатель 2 младшей группы
Городской округ г.Бор
2020 год
Паспорт проекта
Тема | Знакомство детей младшей группы с традиционной культурой Нижегородской области: устное народное творчество |
Цель | Познакомить детей младшего дошкольного возраста с культурой и традициями Нижегородской области через устное народное творчество |
Задачи |
|
Вид проекта | творческий, познавательный, игровой. |
Продолжительность проекта | долгосрочный (4 месяца). |
Место проведения | МАДОУ детский сад №1 «Ласточка» |
Участники проекта | Дети второй младшей группы, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников, музыкальный руководитель |
Охватываемые образовательные области | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». |
Этапы реализации проекта: | 1 этап – подготовительный Создание памятки для родителей - «Роль родителей в возрождении русских традиций» |
Ожидаемые результаты проекта |
|
Знакомство с традиционной культурой Нижегородской области: устное народное творчество
Перспективный план работы с детьми
Месяц | Содержание работы | Примечание |
Сентябрь | Хороводная игра «Каравай» | |
Подвижные игры «Умедведя во бору» | ||
Чтение сказки «Коза и зайка» | Приложение 6 | |
Чтение потешки «Сорока – ворона кашку варила» | Приложение 9 | |
Чтение небылицы «Шел дед-мельник» | Приложение 8 | |
Октябрь | Рассказ воспитателя об истории русской народной игрушки – матрешки | |
Чтение небылицы «Ехала телега мимо мужика» | Приложение 8 | |
Подвижная игра «Солнышко и дождик» | ||
Чтение сказки «Лесной петушок» | Приложение 6 | |
Чтение потешки «Ладушки, ладушки» | Приложение 9 | |
Театрализованное представление по сказке «Лиса и тетерев» | Приложение 7 | |
Ноябрь | Аппликация: «Подарим матрёшке нарядный сарафан» |
|
«Отгадай загадку - нарисуй отгадку» - рисование отгадок | Приложение 1 | |
Хороводная игра «Заинька, беленький» |
| |
Разучивание потешки «Ладушки, ладушки» | Приложение 9 | |
Театрализованное представление по сказке «Петушок и котик» | Приложение 7 | |
Чтение небылицы Тень-тень, виритень, | Приложение 8 | |
Декабрь | Рассказ о традициях празднования нового года | |
«Отгадай загадку - нарисуй отгадку» - рисование отгадок | Приложение 1 | |
Разучивание потешки «Сорока – ворона кашку варила» | Приложение 9 | |
Инсценировка потешки Сорока – ворона кашку варила» | Приложение 9 | |
Театрализованное представление по сказке «Как Петушок Лису перехитрил» | Приложение 7 |
Используемая литература
- Сказки нижегородских сказителей / Сост. М.П.Шустов. – Н.Новгород, 1998. – С.40.
- Вятские старинные и нижегородские традиционные загадки / Сост. М.П.Шустов. – Арзамас, 1998. – С. 12.
- Корепова, К.Е. Русские календарные обряды и праздники Нижегородского Поволжья [Текст] / К.Е.Корепова. – СПб., 2009.
- Бордюг Н.Д. Детский музыкальный фольклор Нижегородской области в обрядах и играх. – Н. Новгород, 1993.
- Русские народные игры. Игры в обрядах Нижегородской области. – Н.Новгород, 1992.
Приложение 1
НАРОДНЫЕ ЗАГАДКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Стоит поп низок, на нём сорок ризок. Кто его раздевает, тот слезы проливает.
/Лук/
зап. от Андрианова П.П.,1907 г., с. Мурзицы Сеченовского р- на
Черна корова весь мир поборола.
/Ночь/
зап. от Ячменевой А.В., 1916 г., с. Ясное Сеченовского р-на.
Захожу в одну дверь, а выхожу в трое, думаю – вышел, а выходит – зашёл. /Рубаха: ворот и рукава/
Чем больше у меня берут, тем больше я становлюсь.
/Яма/
Есть на свете одно, всему дано.
/Имя/
Зап. от Берсеневой Г.В., с. Пестово Шарангского р-на.
В землю крошка, из земли лепешка.
/Репа/
Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала.
/Туча/
Без рук, без ног под окном стучится, в дом просится.
/Дождь/
Дедушка без топора мост мостит.
/Мороз/
Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит.
/Река/
Стоит Егорка в красной ермолке, кто ни пойдет – всяк поклон отдает.
/Земляника/
Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык.
/Заяц-беляк/
Без рук, без ног, а ворота открывает.
/Ветер/
Два братца пошли на речку купаться. Один купается, другой дожидается.
/Ведра/
Сто одежек, все без застежек.
/Капуста/
Красненький сапожок всю землю прожег.
/Морковь/
Рассыпался горох на семьдесят дорог. Никто не подберет: ни царь, ни царица, ни красная девица.
/Град/
Бел как снег, в чести у всех, а в рот попал, там и пропал.
/Сахар/
Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит.
/Петух/
Лежит рог на боку, концы в лес да в реку. Кабы этот рог встал, так до небес бы достал.
/Дорога/
На дворе кланяется, кланяется, дмой придет – растянется.
/Топор/
Зап. от Сомова В.С., с.Натальино Навашинского р-на
Черный брус во всю Русь. Как встанет, так и неба достанет.
/Дорога/
Зап. от Барташовой М.С., 1909 г., с. Мурзицы. Сеченовского р-на
Синенька глубинка весь мир покрыла.
Гладко, а не поле, сине, а не море.
/Небо/
Один костер весь мир согревает.
/Солнце/
Видишь глазами, да не возьмёшь руками.
/Тень/
Нахмурится, насупится, в слёзы ударится – ничего не останется.
/Туча/
Всегда во рту, а не проглотишь.
/Язык/
Родился в печке, завился в колечки, сплясал трепака и ушел в облака.
/Дым/
Зап. от Слуцкого Б.П., 1917 г., пос. Шпалозавод. Борского р-на
Сидит утка в море, а хвост на заборе.
/Ковшик/
Стоит вдова среди двора, спереди вилы, сзади метла.
/Корова/
Шагаешь – впереди лежит, оглянешься – домой бежит.
/Дорога/
Пять братцев вместе родятся, а росту разного.
/Пальцы на руке/
На дворе горой, а в избе водой.
/Снег/
Рассыпала Лукерья серебряные перья, закрутила, замела, стала улица бела.
/Метель/
Длинный Митрошка стучится в окошко.
И тонок, и долог, а сядет – в траве не видать.
/Дождь/
Чашка маленька, кашка сладенька. Чтобы кашку добыть, надо чашку разбить.
/Ядро и скорлупа ореха/
Без рук, без ног, а рубашку просит и рубашку носит,
/Подушка/
Чёрные чернички в маленькой темничке сеточку плетут, сласть в нее кладут.
/Пчелы в улье/
Не зверь, не птица, в носу спица, летит – кричит, сядет – молчит. Кто его убьет, свою кровь прольет.
/Комар/
Скручена, связана, на кол посажена, а по улице пляшет.
/Метла/
С бородой родится, никто не дивится.
/Козёл/
По заре зарянской катится шар вертянский, никому его не обойти, не объехать.
/Солнце/
Звал меня царь, звал меня государь к ужину, к обеду. Я человек не такой: по земле не хожу, на небо не гляжу, звёзд не считаю, людей не знаю.
/Рыба/
Из рукописного сборника загадок, записанных в Нижегородской области в 1976 – 77 г.г Игониной Марией Яковлевной.
На потолке в уголке висит сито, не руками сшито.
/Паутина/
Публикация Т.В. Гусаровой
Приложение 2
Консультация для родителей
«Сказки читаем — речь развиваем!»
Уважаемые родители! Народная сказка – одно из произведения искусства слова, которые слышит ребенок в раннем детстве.
Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогает оценить их поступки, вызывает либо сочувствие, либо осуждение. Можно сделать «домашний театр» (на магнитах, пальчиковый и др.) сказки показывать и рассказывать.
Сказка научит ребенка:
-пересказывать близко к тексту;
- обогатит словарь образными выражениями;
-научит интонационной выразительности (восклицательная, вопросительная интонация, сила голоса, темп речи);
- научит оценивать поступки героев их взаимоотношения;
- разовьет фантазию малыша, его творческое воображение.
Расскажите сказку "Теремок" (любая другая по Вашему желанию) Покажите детям героев сказки и скажите её название. Спросите героев, какой сказки они видят? Предложите рассказать сказку с использованием персонажей.
После показа сказки задайте вопросы: Как называлась сказка? Какими словами начинается сказка? Кто первый пришел к теремку? Кто еще жил в теремке? Чем заканчивается сказка? Каким голосом говорит мышка, лягушка и др. персонажи. Какими словами называют в сказке зайчика (зайчик - побегайчик) мышку и др.
В конце беседы спросите, кто нравится вашему малышу в сказке, а кто нет? Почему?
Для развития фантазии и воображения предложите придумать свою сказку или новый вариант окончания сказки, побуждайте малыша самостоятельно говорить, пересказывать.
Поиграйте вместе с детьми!
Игра – фантазия «Изобрази героев сказки»
Ребенок выбирает героев сказки, но не называет его, а изображает мимикой, жестами, движением. Взрослый отгадывает и хвалит за старание и оригинальность.
«Сказочник»
Предложите ребенку стать сказочником и придумать свою историю с героями сказки.
«Накорми животное»
Взрослый показывает героев сказки, а ребенок придумывает слова- еду, которую любит животное. Например: зайчик любит морковку, она сладкая, хрустящая, сочная и т. д.
Приложение 3
Консультация для родителей
"Знакомьте малышей с народным фольклором"
«Душа ребёнка-это росток,
Чтобы из семечка вырос цветок-
Много потратится сил и тепла
Нежного слова, улыбок, добра….»
Как часто мы видим такую картину: бабушка, держа малыша на руках, приговаривает: «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки….» И ребёнок начинает хлопать в ладоши, пружиня ножками. Сам ритм стиха подталкивает его к движению. Народные потешки, прибаутки ребёнок должен слышать с самого рождения.
Уважаемые мамы, не важно, что малыш ещё не говорит, зато он слышит; так пойте ему! Несколько раз в день маленький ребёнок должен слышать народный фольклор. У малыша развивается речь, память, мышление, правильное дыхание, чувство ритма, музыкальный слух, творчество.
Используйте разнохарактерный репертуар. Очень важно не навязывать ребёнку то, что ему не нравится.
Пропевание произведений детского фольклора должно сопровождаться простейшими движениями: качанием, хлопками. Очень важно, чтобы слогоритмика поддерживалась ритмическими движениями. Вот несколько рекомендаций для того как подобрать репертуар фольклора.
1. Колыбельная. Снижает влияние внешних раздражителей. Успокаивает, создавая комфортное состояние.
2. Прибаутки. Их ритм прост, легко мелодии ложатся на слух, тренируется память и речь.
3. Небылицы. Развивают чувство юмора, логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.
4. Скороговорки. Очень важно их распевать, это развивает правильное дыхание.
5. Игровые и плясовые песни. Игра доставляет радость.
6. Хоровод. В его сюжете отражается народный быт.
7. Пальчиковые игры. Развивается мелкая моторика рук, речь, мышление.
Ритм исполнения всегда должен быть спокойным, не громким, мягким. Ребёнок не должен уставать от одного и того же. Заинтересуйте его игрушкой, яркими картинками, книжками – малышками.
Знакомство с народным фольклором помогает каждому ребёнку обрести любовь к народным напевам, родному языку, творчеству.
Приложение 4
Консультация для родителей
Народные художественные промыслы Нижегородской области – наследие поколений и душа современных мастеров
Нижегородская область, по признанию искусствоведов и этнографов - одна из самых богатых в России по разнообразию народных промыслов. Причины этого назвать нетрудно. Природа края не особенно щедра для крестьянина: сырое, болотистое Заволжье имеет бедные почвы, да и местный климат трудно назвать благоприятным для ведения сельского хозяйства. Зато еще П.И. Мельников-Печерский отметил: "леса заволжанина кормят". Не только топливо, не только строительный материал - лес дал нижегородцам сырье для прикладного искусства, которое наполнило их дома полезными и прекрасными предметами. Со временем в отдельных селах возникли ремесленные школы, на базе которых были созданы промышленные предприятия.
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ
Самый знаменитый промысел области - хохломская роспись. Он давно имеет всемирную известность, недаром еще в 1920-х гг. одна из первых артелей народных мастеров этой росписи получила название "Экспорт". Зародилась хохломская роспись в деревнях нынешнего Ковернинского района - края, куда в ХVII в. бежали из подмосковных земель не принявшие церковную реформу Никона старообрядцы. С течением времени искусство хохломской росписи распространяется по всему Заволжью. А само село Хохлома в Ковернинском районе становится местом базаров, где оптом продаются готовые расписанные изделия, а мастера приобретают заготовки. В начале ХХ в. кустари г.Семенова объединяются в артели, под руководством художника Г. Матвеева создается школа росписи и токарного искусства. Так Семенов превратился в столицу золотой хохломы. Растительный орнамент, исполненный в насыщенных красках осеннего русского леса, становятся главной темой творчества художников хохломы, хотя в первые десятилетия советской власти шли напряженные поиски, попытки сочетать традиционный узор с портретом, сюжетным рисунком или даже с геометрическим орнаментом. Появились новые технологии и новые составы красок, которые позволили надолго сохранять блеск изделий и позволяет ими пользоваться в быту. Хохлому называют золотой, но характерный ее цвет и блеск достигается использованием алюминиевой краски и льняного масла, которые сплавляются при обжиге в печи при температуре около 300 °С.
Различают разные стили росписи: кудрина с использованием "кудрявого" орнамента золотого и черного цветов; травка, в которой появляется зеленый цвет листьев, изображение ягод; под-фон - растительный орнамент на черном фоне; а также редкие - древко и пряник. Сейчас традиции хохломской росписи продолжают Фабрика Ордена «Знак почета» ЗАО «Хохломская роспись» в Семенове, ОАО «Хохломской художник» и ООО «Промысел» в д. Семино Ковернинского р-на.
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ
Городецкая роспись развивается в Городце и его окрестностях. Любимые мотивы художников - изображаемые "дамы" и "кавалеры" во время свиданий, чаепитий, застолий, прогулок в саду или по улице, поездки на лошадях, городецкий конь, птицы, стилизованные цветочные орнаменты с "розанами" и "купавками". Ярко, любовно, но вместе с тем условно и весело написан быт, окружение - кони с пышными гривами и хвостами, довольные коты, столы с яствами, домашние цветы, ходики с гирями. Свое начало роспись берет с резьбы и инкрустации по дереву: ею украшались донца городецких прялок, которые делались из мореного дуба, имевшего разные оттенки древесины. Однако запасы этого сырья подошли к концу, и в конце ХIХ в. донца стали расписывать. Сейчас в Городце расписывают - мебель и кухонную утварь - отличают яркие краски с преобладанием красного, желтого, зеленого, и черного. В Городце работает специализированная фабрика ЗАО "Городецкая роспись".
ПОЛХОВСКО-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ
Третий центр росписи расположен на юге области в крупном селе Полховский Майдан Вознесенского района. Полховско-майданская роспись сложилась относительно недавно на рубеже ХIХ-ХХ вв. Выполняется она анилиновыми красками с преобладанием ярко-розовой, желтой, зеленой, фиолетовой на предметах кухонной утвари, игрушках-тарарушках, небольших сувенирах, матрешках. Любимые темы - орнаменты из цветов, нарочито небрежно нарисованные условные деревенские пейзажи. В 1920-1930 гг. было налажено производство расписных выточенных на токарных станках игрушек - свистулек, матрешек, яиц, балалаек, грибов, самоварчиков, которые были названы "тарарушками". Село Полховский Майдан, ставшее в 1950-х гг. центром нового промысла, получило широкую известность. Сверкая радугой ярких анилиновых красок и лаком, чудесные игрушки отсюда расселились по многим городам России. Они сразу же полюбились детям своей яркостью, наивной простотой и свежим восприятием мира, где бегут по небесам розовые и голубые тучки, крутятся дивные мельницы, поют радостные птицы. Традиции полховско-майданской росписи сегодня продолжает ИП В.В. Юртов.
СЕМЕНОВСКАЯ РОСПИСЬ
Широкую известность имеет семеновская роспись, которой украшают традиционных местных матрешек (в представлении русского человека - матрешек "настоящих", классических) в ярких платках с цветами. Их вытачивают и расписывают художники города Семенова на фабрике «Семеновская роспись».
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ
Выразительной рельефной резьбой по дереву занимаются мастера Семенова и Городца: шкатулки, вазы, панно, сундуки и резные доски с фигурами животных, стилизованными лицами людей, традиционные пряничные доски (с их помощью штампуются узоры на пряниках перед выпечкой) во многом следуют образцам, которые оставили мастера прошлого. Традиции резьбы по дереву продолжают фабрика Городецкой росписи и Семеновской росписи.
В Семенове вы можете встретиться с мастерами, занимающимися инкрустацией по дереву - они делают мебель и предметы утвари, украшая их узорами из наклеенной и покрытой лаком соломы различных оттенков. Но в то, что это именно солома, невозможно поверить, даже взяв в руки такую шкатулку или подсвечник.
Выразительной рельефной резьбой по дереву занимаются мастера Семенова и Городца: шкатулки, вазы, панно, сундуки и резные доски с фигурами животных, стилизованными лицами людей, традиционные пряничные доски (с их помощью штампуются узоры на пряниках перед выпечкой) во многом следуют образцам, которые оставили мастера прошлого. Традиции резьбы по дереву продолжают фабрика Городецкой росписи и Семеновской росписи.
Наиболее колоритным образцом русской избы является дома, украшенные глухой резьбой, а в Нижегородском крае таковых сохранилось не мало. Этот вид декоративного искусства получил название "корабельной рези" (ибо изначально резьбой украшали носовые части кораблей и лодок), а позднее "домовой" или "глухой" резьбы. При всей традиционности образов и технологии изготовления резьба на крестьянских избах Нижегородской области различна в зависимости от времени и места изготовления. Особенно богатая она в Городецком, Чкаловском, Балахнинском районах. Резьба трудоемка и требует большой физической силы, мастерства и фантазии.
На досках обозначались контуры будущих узоров, затем с помощью долот, топора, стамесок мастер вынимал "землю" или фон. Последняя стадия работы заключалась в проработке деталей. Особенно богато украшались лобовые доски, фронтоны, наличники, где резные образы сплетались в сложные композиции. Тематика такой резьбы унаследовала еще фольклорные языческие мотивы. В четкой последовательности и симметрии располагались богатый растительный орнамент - волнистые ветви с цветами и фантастическими плодами, вазоны с пышными букетами, виноградные лозы, солярные символы, а так же птицы львы и мифологические образы - русалки и берегини, сирины и алконосты. Глухая резьба просуществовала до начала XX в., так как уже в конце XIX в. появляется "пропильная" техника, более легкая в исполнении. Но еще можно встретить в Нижегородской области старые дома с глухой резьбой, а отдельные ее образцы, собраны и хранятся в музеях.
РЕЗЬБА ПО КАМНЮ И КОСТИ
В долине реки Пьяны, в селе Борнуково Бутурлинского района работает фабрика "Борнуковская пещера", изготавливающая традиционные фигурки животных, вырезанные из декоративного камня ангидрита - белого с розовым, желтоватым или зеленоватым оттенком. Любимые персонажи мастеров - лакомящийся медом медведь, взлетающий орел, лев, и др.
В Варнавино работает косторезная фабрика – ООО «Варко». Ее продукция – шахматы, скульптурные композиции и отдельные фигурки, гребни, заколки, броши, бусы с резьбой и росписью на темы природы Нижегородского края.
ЛОЗОПЛЕТЕНИЕ
Жители Павлова, Арзамаса, Лысково и Городца владеют искусством плетения из лозы - здесь делают не только изящные и легкие корзины, но и мебель. Село Вареж – 16 км от г. Павлова имеется школа лозоплетения, куда приезжают учиться даже англичане и китайцы.
ЮВЕЛИРНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. КАЗАКОВСКАЯ ФИЛИГРАНЬ
Ювелирная фабрика, которая сложилась на основе местных промыслов, в области одна - в селе Казаково Вачского района. Казаковцы освоили технику зерни - украшения поверхности наплавленными шариками металлов и филиграни - спаивания узоров из тонких проволочек, иногда в сочетании с эмалями, при которой рельефные металлические орнаменты оживляются вкраплениями ярких красок. Изящные вазы, подстаканники, панно, столовые приборы, кубки, броши, украшения, предметы церковного быта - работы казаковских мастеров ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий» очень популярны.
ГОНЧАРНОЕ РЕМЕСЛО
В некоторых районах области – Богородском, Городецком, Больше-Болдинском, ряде других - сохранились традиции гончарных промыслов. В Богородске при Доме ремесел создан уникальный музей современной керамики, где проводятся мастер-классы на гончарном круге, мастер-классы по обжигу и обварке керамических изделий и увлекательные экскурсии. В Городецком районе село Смиркино знаменито своими гончарным промыслом – здесь старинным способом делают кухонную посуду. В селе Жбанниково с давних времён делают игрушки-свистульки. Особая окраска, символизировавшая кровь, душу, жизненную силу, а также сам процесс игры на этих примитивных музыкальных инструментах тесно связаны с древними магическими ритуалами
ТЕКСТИЛЬНЫЕ ПРОМЫСЛЫ, КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ, ВЫШИВКА
Издавна славится по всей России городецкое золотное шитье. Мастерицы Городца использовали самую разнообразную технику, работы мастериц отличались богатым орнаментом и бузупречным качеством. Вышивкой украшали и одежду, особенно платки и душегреи. Традиции золотной вышивки сегодня продолжает ООО «Городецкая золотная вышивка» (правоприемник фабрики «Татьяна»).
Не менее знаменита и вышивка, исполненная в технике «чкаловский» (горьковский или нижегородский) гипюр. Традиции этой уникальной по технике исполнения вышивки («по выдергу») продолжает фабрика ОАО «Гипюр». Фабрики ЗАО «Юнона», ЗАО «Борская строчевышивальная фабрика», ЗАО «Лысковские узоры», ОАО «Тканые узоры» развивают традиции многих строчевышивальных промыслов области.
В городе Балахне возрождается знаменитое искусство кружевоплетения. Лучшие изделия балахнинских мастериц находятся в экспозиции краевед-ческого музея, здесь же проводятся мастер-классы по плетению на коклюшках.
Женщины нижегородских сел также занимаются кустарным ткачеством. Известны тканные изделия Шахунской ткацкой фабрики .
ВАЛЯЛЬНЫЙ И КОЖЕВЕННЫЙ ПРОМЫСЛЫ
В селах Борского района и в Арзамасе делали валенки и кошму, изготовляли войлочные шляпы. На базе этих кустарных промыслов сложились фабрики, работающие в Арзамасе и Неклюдове. Традиционно обработкой кож и шитьем обуви занимались кустари Богородска, в Княгинине и Большом Мурашкине шили тулупы. Сегодня традиции обработки кожи продолжают Богородская кожевенная фабрика (г. Богородск) и Художественное объединение «Ренессанс» в п. Решетиха.
ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА
Прекрасные металлические художественные изделия выпускают ООО Завод складных ножей «Саро» в Ворсме. В Павлове и окрестностях исстари делали многообразные столовые приборы, известные на всю Россию. Сегодня эти традиции успешно продолжает ОАО «Павловский ордена почета завод художественных металлоизделий им. Кирова». Город Павлово знаменит и тем, что здесь ученики Павловского училища изготовили царь-замок весом почти 400 кг., который включен в книгу рекордов Гиннеса, в музее находится уникальная микроскопическая механическая золотая блоха, а центральную площадь города украшает памятник кузнечного искусства – кованное дерево – лимон.
Традиции металлообработки сложились на базе кустарных промыслов, имеющих многовековую историю. В селе Чулково Вачского районе мастерили обитые железом сундуки для продажи на Нижегородской ярмарке, в Пурехе Чкаловского района и Лыскове отливали медные колокольчики. Нижегородцы всегда были народом умелым, старательным, а утварь, сделанная ими разъезжалась по разным российским губерниям и за границу и служила людям долго, радуя их глаз настоящей красотой.
Приложение 5
Картотека русских народных игр для детей младшего дошкольного возраста
Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего.
Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные. Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные традицию.
Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.
В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Считалок и зазывалок дети знают множество.
Вот одна из таких зазывалок:
Приглашаю детвору
На весёлую игру,
А кого не примем
За уши поднимем.
Уши будут красные.
До того прекрасные.
Игра: «Салки»
Сюжет игры очень прост: выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков.
Игра «У медведя во бору»
Выбирается "медведь", который садится в стороне. Остальные, делая вид, что собирают грибы-ягоды и кладут их в лукошко, подходят к "медведю", напевая (приговаривая):
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
Медведь сидит,
На нас глядит.
Медведь не спит
И на нас рычит!
Лукошко опрокинулось (дети жестом показывают, как опрокинулось лукошко),
Медведь за нами кинулся!
Дети разбегаются, "медведь" их ловит. Первый пойманный становится "медведем".
Игра «Гуси-лебеди»
Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:
Гуси-гуси! Га-га-га.
Есть хотите? Да, да, да.
Гуси-лебеди! Домой!
Серый волк под горой!
Что он там делает?
Рябчиков щиплет.
Ну, бегите же домой!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра заканчивается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.
Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»
Игра «Снег, снег кружится…»
(по стихотворению А. Барто)
Цель: научить соотносить собственные действия с действиями участников игры.
Ход игры
Воспитатель напоминает детям, что снег легкий, он медленно падает на землю, кружится когда подует ветерок.
Воспитатель, предлагает покружиться, произнося: «Снег, снег кружится, белая вся улица!»
Затем жестом приглашая детей приблизиться, произносит: «Собрались мы все в кружок! вертелись, как снежок».
Дети выполняют действия произвольно и в конце медленно приседают. Воспитатель произносит: «Подул холодный ветер. Как? В-в-в-в! («В-в-в!» - произносят дети.) Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны».
Дети разбегаются по площадке. Игра по желанию детей повторяется 3-4 раза.
Приложение 6
Сказки Нижегородской области
Лесной петушок
Жили старик со старухой. У них внучек был Ванюшка и внучка Аннушка. Пошли в лес они: «Бабушка, дедушка, пойдем мы в лес за ягодками и грибов наберем!»
Ванюшка с Аннушкой ягодка по ягодке, грибок по грибу – и заблудились. А дедушка с бабушкой были старенькие. Они спохватились: нет ни Ванюшки, ни Аннушки, заплутались они! Стали они кричать – никак! Везде по лесу ходили, не нашли. Вышли из лесу.
А Ванюшка с Аннушкой вышли в лесу на избушку. Вошли в избушку, хвать, а там петушок сидит. Петушок поёт: «Кри-ку-ку!». Ванюшка с Аннушкой говорят: «Петушок, петушок, мы заплутались!» Петушок спросил их: «Вы из какой деревни?» Они сказали петушку. Петушок им и говорит: «Садитесь мне на крылышко».
Сели они ему на крылышко. Он захлопал крылышками и полетел. Довез их до дедушки, до бабушки. Только подлетел ко двору: «Кри-ку-ку!» бабушка взглянула в окошко – сидят на крылышке Ванюшка и Аннушка. Поманили они этого петушка в комнату: «Пойдем, петушок, мы тебя напоим, накормим». И зерна ему дали, и каши ему дали. Напоили его, накормили и выпустили. Он прокричал до трех раз до двора, крылышком захлопал и улетел в лесик опять.
Записано от Маловой У.М.,
1886 г. рожд., вд. Григорьевка Первомайского района
13 июля 1970г.Капитоновой Т.В.
Коза и зайка.
Жила коза и зайка. У козы была избушка ледяная, а у зайцыка лубяная. Пришла весна, у козе избушка растаяла. Она к заиньке пришла, зайку выгнала из дому, на пецку взобралась. Заинька вышел, плацет.
Идет к нему лиса. «Что, зайка, плацешь?» - «Как не плакать? Из дому выгнали». – «Пойдем, мы выгонем». Подошли к избушке. Лиса спрашивает: «Кто в заинькиной избушке?» - «Я коза-дерёза: полбока луплена, за три гроша куплена. Топы-топы ногами, заколю рогами, ножками затопцу, хвостиком замету!» Лиса убежала.
Идет опять зайка, плацет. Навстречу мишенька-медведь. «Что, заинька, плацешь?» - «Как не плакать? Из дому выгнали». – «Пойдем, мы выгонем». Заяц рад: медведь пришел, выгонем козу-дерезу. Медведь спрашивает: «Кто в зайкиной избушке?» А коза в ответ: «Я коза-дерёза: полбока луплена, за три гроша куплена. Топы-топы ногами, заколю рогами, ножками затопцу, хвостиком замету!» Медведь испугался и убежал.
Идет опять зайка, плацет. Навстречу петушок: «Что, заинька, плацешь?» - «Как не плакать? Из дому выгнали». – «Пойдем, выгонем». Зайка уж и не верит: лиса с медведем козы испугались, а где уж петушку с ней справиться! Подошли к избушке. Петушок спрашивает: «Кто в зайкиной избушке?» Коза в ответ: «Я коза-дерёза: полбока луплена, за три гроша куплена. Топы-топы ногами, заколю рогами, ножками затопцу, хвостиком замету!» Петушок встал на порог: «Кру-ку-ку! Я на долгих ногах, на коротких шпроках, несу саблю на весу, козе голову снесу!». Коза испугалась и выбегла. А заинька с петушком стали жить-поживать, зайке шубку сшивать.
Записано от Харьковой Е.Я.,
1903 г. рожд., в с. Малый Макателем Первомайского района
8 июля 1970 г. Смирновой И.В.
Приложение 7
Театрализованное представление по Нижегородским сказкам «Жили-были…»
Вед.: Здравствуйте, дорогие ребята! Наверное, нет на свете человека, который не любил бы сказки. С самого раннего детства дорогу в сказку нам открывает книга.
Ведущий уходит. Появляется бабушка и внуки – Таня, Ваня (куклы).
Бабушка: Тише! Тише, малыши! Сказку слушать поспеши.
Таня: Бабушка, о чем ты нам расскажешь?
Бабушка: Расскажу я Нижегородские сказки-сказки нашего края.
А поможет мне волшебный клубочек:
Катись, клубочек наш по свету, тайну сказок нам открой.
Мы хотим знать все на свете, кто же будет наш герой.
(На блюдце картинка животных петуха и кота).
Бабушка: Каких животных вы видите на блюдце?
Ваня: Бабушка, я вижу кота и петуха.
Бабушка: Сказку «Петушок и Кот» Александры Николаевны Юмаковой мы сейчас посмотрим.
Показ кукольного спектакля «Петушок и Котик».
«Петушок и котик»
Бабушка: Жили-были Котик да Петушок. Котик все ходил косить, а Петушок по дому хозяйничал. Уходя, он наказывал Петушку:
Кот: Смотри, Петушок не выглядывай в окошко, а то тебя Лиса съест!
Петушок: Ладно.
Бабушка: Вот узнала Лиса, что Петушок каждый день один дома остается, и к дому прибежала. Подошла к окошечку, да и запела:
Лиса: Петушок, Петушок – золотой гребешок, маслена головушка, шелкова бородушка, выгляни в окошечко!
Ехали бояре, уронили зернышки, никому не поднять…
Бабушка: Петушку захотелось зернышек, выглянул он в окошечко. А Лиса его цап и потащила.
Петушок: Котик, братик, спаси! Тащит меня Лиса за темные леса!
Бабушка: Внучата! О ком эта сказка? Какой по характеру кот? А петушка, как описывает автор? Кто оказался хитрее?
Таня: Бабушка, а какая следующая сказка?
Бабушка: Катись клубочек наш по свету,
Тайну сказок нам открой.
Мы хотим знать все на свете,
Кто наш следующий герой.
(Показывается картинка на блюдце Кот и Лиса).
Бабушка: Следующая сказка Александры Петровны Марковой. «Как Петушок Лису перехитрил».
Показ кукольного спектакля .
«Как Петушок Лису перехитрил»
Бабушка: Как -то раз забежала из леса в деревню голодная Лиса. Видит на заборе Петушок сидит. Заметил ее Петушок, закукарекал. А Лиса подбежала к нему и говорит:
Лиса: Добрый день, Петя-петушок! Бежала я мимо и услышала, как ты хорошо поешь!
Бабушка: Петушок обрадовался и запел еще сильнее.
Петушок: Ку-ка-ре-ку! На воротах сижу, во все стороны гляжу. Увидал я Лису – курам весть несу, чтобы прятались скорей, не попали в лапы к ней.
Бабушка: Догадалась ребята Лиса, что курочки разбежались кто - куда и решила сманить Петуха с забора. Подошла Лиса к забору и говорит Петушку.
Лиса: Хорошо ты поешь, ну умеешь ли ты так, как твой батька петь? Вскочит он, бывало на плетень, ногу подожмет, глаза закроет, сидит и поет.
Лиса: А ты Петенька сможешь ли так сделать?
Сказочница: Петушок поджал ногу, закрыл глаза, запел да поскользнулся, упал и попал Лисе прямо в лапы.
Бабушка: Лиса подхватила его за крыло и бежать в лес. А Петушок то с деревней прощается, да и думает, как бы от Лисы уйти. И вдруг как закричит Петушок.
Петушок: Глянь, охотник сзади, да вон и собака бежит.
Лиса: Где?
Бабушка: Петушку только и того надо. Замахал он крыльями, да и взлетел на дерево.
Бабушка: О ком говорится в этой сказке? Кто оказался хитрее? Чему учит вас сказка?
Сказку слушай: умом-разумом смекай, да на ус мотай.
Следующая сказка Александры Петровны Марковой «Лиса и тетерев».
Показ кукольного спектакля
«Лиса и тетерев»
Бабушка: Ранним утром слышится крик громкий, шипящий: «Чу-в-шш-ш!». Это старый петух-тетерев прилетает в лес. Он зовет других тетеревов поиграть, помериться силой. Но вот откуда ни возьмись бежит лиса. Тетерев заметил ее и взлетел на дерево.
Лиса: Что ты испугался, тетеревочек, мой дружочек? Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.
Тетерев: Спасибо на добром слове.
Бабушка: А лисица притворилась, будто не слышит.
Лиса: Что ты говоришь? Я стара, плохо слышу. Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сошел на травку-муравку, погулять по лужочку зеленому, со мной поговорить – я с дерева тебя не расслышу.
Бабушка: А тетерев отвечает.
Тетерев: Боюсь на землю сходить, на лужочек зеленый. Нам, птицам, опасно ходить по земле.
Лиса: Что ты меня боишься?
Тетерев: Нет, я всех зверей боюсь.
Лиса: Тетеревочек, мой дружочек, я сама читала: указ объявлен, чтоб мир по всей земле был. Теперь звери друг друга не трогают.
Тетерев: Что ж, хорошо! Но вон охотник с ружьем идет. Я вижу, собаки бегут. По старому тебе бы прятаться надо, а раз указ есть, тебя не тронут.
Лиса: Ну, прощай, тетеревочек, мне домой пора.
Бабушка: И была такова. О ком говорится в сказке? Какой тетерев по характеру? Какой вы увидели лису в сказке? Ребята, а люди бывают похожими характером, поведением на лису? Хорошо это или плохо? Мы увидели много сказок, где главными героями были животные.
Если сказка в дверь стучится, ты скорей ее пусти,
Потому что сказка – птица: чуть спугнуть и не найти.
У нее чудес запас и всегда готово
Каждый раз для всех для нас – золотое слово.
Вед.: На этом наш праздник подошел к концу. До свидания! До новых встреч!
Приложение 8
Небылицы и небывальщины
Небывальщины, прибаутки, скоморошины, небылицы – так в народе называют коротенькие, ритмически организованные сказки юмористического содержания, в которых изображаются события абсолютно нереальные, парадоксальные. Их цель – создать атмосферу веселья, рассмешить, заинтересовать. Комизм достигается полным разрушением реальных объектно-субъектных или смысловых связей, соединением несочетаемых элементов, созданием иной, абсолютно абсурдной реальности.
Исполняются небывальщины обычно для детей, говорком, речитативом. Сопровождаются небольшой театрализацией: прихлопыванием, притоптыванием в такт, мимической игрой, изменением тембра и громкости речи и т.п.
Кроме развлекательной функции они играли и определенную воспитательную роль: осознание нелепости событийного и образного содержания небывальщины способствовало закреплению понятий о правильном, нормальном порядке вещей в окружающем ребенка мире.
Ехала телега мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Выбежала палка
С бабкою в руке
И давай дубасить
Сани в мужике.
***
Шел дед-мельник
В чистый понедельник,
Нашел он железку,
Игольные ушки.
Он наделал топорей,
Семьсот косарей,
Расчистил чащобку.
Посадил дед репку.
Выросла репка,
Ни часта, ни редка,
Книзу глубениста,
Кверху попушиста.
***
Тень-тень, виритень,
Выше города плетень.
На полечке трубочки гороховые,
Гороховые. На печи калачи,
Как огонь горячи.
Подошел мальчик,
Обожег пальчик,
Он поехал на базар
И всем девкам рассказал.
Одной девке не сказал,
Она пошла пó воду,
Нашла мешок солоду,
Запарила кулажку,
Позвала Дуняшку;
- Дуняшка, Дуняшка,
Сладка ли кулажка?
- Сладка, медяная[1],
В печи не стояла,
Жару не видала,
Под лавкой стояла,
Тараканы-то лакали,
Сверчки головы макали.
Записи произведены в Большеболдинском, Арзамасском, Ардатовском, Ковернинском, Вачском, Сосновском, Сеченовском, Шахунском районах Нижегородской области в 1970-1993 гг.
Т. В. Гусарова
Приложение 9
Пестушки и потешки
Пестушки и потешки – жанры детского фольклора, исполняемые взрослыми или старшими детьми для малышей. По форме и манере исполнения они мало отличаются друг от друга, тем не менее это все-таки разные жанры: потешка преследует только одну главную цель – развлечь, развеселить ребенка, в то время как пестушка несет в себе отголоски древней охранительной магии, направленной на сохранение здоровья и жизни ребенка, на создание оптимальных условий для его роста и развития, на формирование предпосылок будущей благополучной и счастливой судьбы.
Исполнение пестушек и потешек обычно связывалось с определенными действиями: поглаживанием, расчесыванием волос, обливанием водой после бани и т.п. или сопровождалось игрой: перебиранием пальчиков, покачиванием на коленях, подбрасыванием и др.. Иногда необходимый эффект достигался посредством внезапности, неожиданности, вызывающих мгновенный эмоциональный всплеск: действие, не связанное с предыдущим текстом (щекотка, ласковый шлепок), имитация падения («бух в яму!»), ощущение нарастающей опасности («идет коза рогатая»). Такой прием более характерен для потешек: благополучная развязка должна была вызвать у ребенка смех, развеселить или успокоить его. Исполнялась такая потешка обычно для малышей постарше, предполагала их соучастие, сопереживание и в какой-то мере приобретала характер игры, подготавливая ребенка к новой ступени общения - играм со сверстниками без участия взрослых. Таким образом, пестушки и потешки, утратив свои магические функции, в течение долгого времени служили целям физического и эмоционального воспитания, успешной адаптации в условиях окружающей действительности.
* * * * *
Ребенок лежит на спинке, его оглаживают по бокам от плечиков до ступней, приговаривая:
- Потягунюшки, порастунюшки,
Потолстунюшки, повертунюшки…
* * * * *
Взрослый берет ручки ребенка в свои и, хлопая ими, приговаривает:
Ладушки, ладушки,
Испечем оладушки.
На окно поставим,
Остывать заставим.
Остынут – поедим
И воробушкам дадим.
А воробушки поели,
Шу-у, полетели,
На головку сели.
* * * * *
Взрослый перебирает пальчики ребенка, начиная с мизинчика:
Сорока – ворона кашку варила,
Деток кормила: (перебирает пальчики, начиная с мизинца)
Этому дала в чашке,
Этому в плошке,
Этому в ложке,
Этому в поварешке,
А этому ничего не дала: (теребя большой палец)
Ты дров не рубил,
Ты воды не носил,
Ты кашу не варил.
Сам дров наруби,
Сам воды наноси,
Сам кашу свари,
Сам кашу и ешь!
Вот пень и (касается ребром ладони запястья),
Вот колода,
Вот холодная вода,
Вот горячая вода,
Вот кипяток (перемещает ребро ладони все выше, приближаясь к подмышке),
А вот щекоток, щекоток, щекоток.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей 1-ой младшей группы к произведениям художественной литературы и устного народного творчества для выразительности детской речи и речевого общения.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереж...
Перспективное планирование на год в младшей группе на тему: "Знакомство с искусством через народное творчество".
Планирование на год: задачи, работа с родителями, система НОД....
Проект«Знакомство детей младшей группы с традиционной культурой Нижегородской области: устное народное творчество»
ТемаЗнакомство детей младшей группы с традиционной культурой Нижегородской области: устное народное творчествоЦельПознакомить детей младшего дошкольного возраста с культурой и традициями Нижегоро...
Консультация на тему «Знакомство детей с традиционной культурой Нижегородской области. Устное народное творчество»
Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один ест...
Консультация для педагогов ДОО "Приобщение детей младший группы к национальной культуре с помощью народных игр, песен, потешек"
В башкирской национальной культуре следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты: это устное народное творчество, музыкальное народно...
Проект Знакомство детей младшей группы с традиционной культурой Нижегородской области: устное народное творчество
Проект Знакомство детей младшей группы с традиционной культурой Нижегородской области:устное народное творчество...
Методическая разработка Приобщение детей раннего возраста к экологической культуре через фольклор и народное творчество «Во саду ли, в огороде»
Народное творчество – это важнейший способ выражения сущности народной культуры, хранящей и передающей нам социальный опыт предыдущих поколений. Характерные черты народной культуры сложились еще...