Консультация для педагогов "Ребенок и его права"
консультация

Ляхова Елена Ивановна

Информационный материал для педагогов о правах ребенка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebenok_i_ego_prava.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

РЕБЕНОК И ЕГО ПРАВА

В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, воспитатель, родитель, обязан знать свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уважать права других детей. Каждый ребенок на свете имеет право на детство. Это право защищено международными правовыми актами. Если ребенок сыт и здоров, получает необходимое лечение и любовь близких и ценит все это, он никогда не станет смеяться над ребенком - инвалидом или пожилым человеком. Зная, что такое жестокое обращение и то, что это недопустимо, малыш никогда сам не будет жесток к людям, животным и природе. 
       Главной задачей правового образования является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических способностей, индивидуальных различий, иными словами, защита прав ребенка на любом этапе его развития. 
        Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально - правовых отношений, наделенному определенными правами. Многие прогрессивные изменения в российском обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. 
      Развитие правового сознания личности – это долгий, сложный и противоречивый процесс, продолжающийся практически всю жизнь человека.  Самые первые представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. В эти годы наиболее активно формируются взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере. 
      Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном детстве у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности. 
      Благополучие детей и их права всегда были под пристальным вниманием международного сообщества. Ещё в 1924 году Лига наций приняла Женевскую Декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. 
      В 1949 году была принята Всеобщая декларация прав человека, которая включала в себя статьи, специально посвященные правам детей, - о физической и моральной защите, образовании и всестороннем развитии. 
    В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы защиты и благополучия детей. Документ состоит из 10 положений (принципов, как они назывались в Декларации), признание и соблюдение которых должно позволить "обеспечить детям счастливое детство".
           В 1989 году принята Конвенция о правах ребёнка, которая определяет полноправные возможности детей на пользование услугами образования, различными достижениями культуры и цивилизации, определяет право на отдых и досуг, а также другие права, которые должны обеспечивать детям государства - члены ООН. Конвенция о правах ребенка – основной международный правовой документ, который рассматривает права ребенка с точки зрения международного права. В состав конвенции входят 54 статьи, которые подробно описывают права детей от самого рождения до 18 лет на условия жизни без голода, нужды, эксплуатации, жестокости и других форм насилия со стороны общества, а также право на культурное и духовное развитие личности ребенка.
Эти документы – свидетельство озабоченности человечества  состоянием здоровья и условиями жизни молодого поколения планеты. 
         Права детей сегодня стали "модной" темой. Однако это мало способствует изменению правовой культуры, которой Россия, к сожалению, не может похвастаться. Наша страна встала на путь становления правового государства, а в цивилизованном демократическом обществе права и интересы человека должны быть поставлены на первое место. Необходимым условием этого является информированность людей, знание ими своих прав и обязанностей. Благодаря правам человек получает возможность не только что - либо делать, действовать, но и требовать соблюдения своих прав. 
        В настоящее время возрастает актуальность проблемы "Гражданско -правовых знаний взрослых и детей". Среди функций, которые выполняет ДОУ в системе народного образования, большое место должно занимать воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правам. Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.
         Дошкольники только начинают осваивать азы нравственно - правовой культуры. Ознакомление с правами носит пропедевтический характер и готовит ребенка к усвоению демократических ценностей и прав человека в дальнейшем. Детям - дошкольникам доступны лишь самые общие представления о своих правах и свободах, закрепленных в международных и государственных документах, а также способы их реализации в различных жизненных ситуациях.

       Это ставит перед педагогами дошкольных учреждений такие задачи: 
      - помочь ребенку понять и осмыслить свои элементарные права; 
      - формировать чувство самоуважения, уважения к собственным правам и правам других людей; 
     - развивать стремление ребенка реализовывать свои права, не нарушая прав окружающих его людей; 
     - разъяснять общественные нормы и правила поведения.
      Решению этих задач способствует правовое воспитание и обучение правам человека.
      Прежде чем познакомить ребенка с правами, его надо подвести к осознанию себя как личности, полноценного члена общества, пониманию своей индивидуальности и человеческого достоинства. Правовое воспитание дошкольника начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Только уважающий самого себя и свои права человек способен по - настоящему уважать других людей и их права. Поэтому в дошкольном учреждении и семье необходимо создать атмосферу признания индивидуальности ребенка, уважения его личности, а самому ребенку предоставить возможность реализовывать свои человеческие права. Он должен владеть свободой выбора, проявлять активность, инициативность, самостоятельность, иметь возможность высказывать собственное мнение, проявлять уважительное отношение к мнению других, уметь оказывать помощь и принимать ее. Без этого не могут развиваться такие необходимые каждому человеку гражданские качества, как активность, самостоятельность, решительность, ответственность.
        Правовое образование дошкольников предполагает ознакомление юных граждан с конкретными и понятными им правами. 
      Детям доступны такие четыре группы прав: 
      1. Права на достойное существование, выживание, включающее право на жизнь и здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство. 
      2.  Права на развитие, образование, отдых и досуг. 
      3.   Права на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права детей - инвалидов и сирот. 
      4.   Права на свободу слова, мысли и деятельности.

     Знакомство детей с их правами целесообразно осуществлять в двух направлениях: "Я мои права", "Я и права других людей". Это способствует пониманию таких простых и одновременно сложных истин, как: "Мои права – это мои возможности, мои свободы", "Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека".
       Правовое воспитание и образование ребенка гармонично сочетается с его гражданским, нравственным, трудовым и валеологическим воспитанием.
Ознакомление с правами человека способствует нравственному становлению личности ребенка, формированию этических представлений, гуманных чувств и взаимоотношений, помогает привить уважение к себе и другим людям. Знакомясь с правами, дети учатся считаться с мнением и интересами других людей (право на собственное мнение), защищать слабых (право на особую защиту), справедливо разрешать возникающие споры и конфликты, адекватно оценивать свои действия и поступки.

      Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно – игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково - экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.
       Главными путями реализации задачи повышения уровня правовой культуры дошкольников являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий; традиционные праздники, концерты; беседы, экскурсии, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми.
    Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Например, детям предложить  понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу. 
Научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира позволяет прием визуализации. Так, закрыв глаза, детям предложить  представить, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи. 
      Прием драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ "театральный инстинкт" - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления детей от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку. 
       Дети чувствуют экологическую значимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая черствость тех людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей. Приласкать, погладить, утешить, отвлечь, сказать теплые слова - это доступные формы объективно и субъективно направленного содействия нуждающимся в этом. Включение музыки помогает формировать осознанное отношение к душевным настроениям разных героев.
      Таким образом, рекомендуется проводить для детей:
      • ролевые, театрализованные и дидактические игры; 
      • игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии,      коммуникативных навыков и умений. 
      Организовывать для них:
      • проблемно-поисковую деятельность детей (работа в группе по решению ситуаций и задач, разработка совместных с воспитателем проектов и т.п.); 
      • продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов и т.п., их презентация);
      • в качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, можно использовать сказки, стихи, пословицы, поговорки и т.п. 
           Известно, что художественная литература – прекрасное средство правового воспитания и обучения правам человека. В круг чтения на нравственно - правовые темы желательно включать разнообразные по жанру художественные произведения больших и малых форм: повести, рассказы, циклы рассказов, фольклорные и авторские сказки. Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно - ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия мира сказок, к осуждению положительных героев и оправданию злодеев.
     • Не рекомендуется в работе с дошкольниками использовать без соответствующей адаптации учебно-методические пособия гражданско-правовому воспитанию, предназначенные для начальной школы. 
      • Формирование основ правового сознания дошкольников нельзя сводить к простому заучиванию статей документов и отдельных прав и свобод человека.
      Таким образом, для решения задач по правовому образованию должна быть  организована работа в трех направлениях: педагогическими кадрами, родителями и детьми. Для реализации создания системы работы по защите прав ребенка в ДОУ должно быть сделано следующее:
      • разработана система планирования; 
      • обеспечено научно - методическое сопровождение этого направления; 
      • подготовлены дидактические материалы; 
      • определено содержание работы; 
      • созданы формы ее организации на уровне всех участников образовательного процесса. 
      Проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер, однако ясно одно: ее невозможно решить только на уровне ДОУ, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее детей, родителей, педагогов, психологов.

       Определены следующие формы их взаимодействия: 
• сюжетно - ролевые игры; 
• конкурсы; 
• инсценировки; 
• встречи с интересными людьми ("беседа у камина");
• дискуссии (цикл мероприятий дискуссионного зала)
      Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту. Не получая квалифицированной педагогической помощи, родители в воспитании детей руководствуются воспоминаниями о собственном детстве и пользуются стихийными источниками информации — советами друзей, соседей, других родителей. Поэтому они не в состоянии справиться со многими трудностями, связанными с поведением ребенка.
    Итак,   необходимо помнить, что формирование начал нравственно -правовой культуры у детей во многом зависит от общей социально -правовой ситуации, уровня правовой культуры педагогов и родителей, а также эффективности средств и методов первоначального правового образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "ИЗУЧЕНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ в рамках ФГТ"

Федеральные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.Место ФГТв ДОУ.  Цели формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности у дошкольнико...

Консультация для родителей на тему "Правила при обучении ребёнка чтению"

Рекомендации логопеда родителям по обучению ребёнка чтению...

Консультация для родителей по теме:" Права и обязанности родителей "

Материал даёт полное понятие,какие права и обязанности имеют родители по отношению к ребёнку....

Консультация для родителей на тему: «Правила здорового образа жизни»

Консультация для родителей на тему:   «Правила  здорового образа жизни»...

Консультация для родителей «Самые важные правила - Правила дорожного движения!»

Консультация для родителей "Самые важные правила - Правила дорожного движения!"...