Роль стилей воспитания в развитии ответственности у детей дошкольного возраста
статья

Зуева Анастасия Степановна

Каждый хочет воспитать ответственного ребенка который многого добьется в жизни, но что мы готовы для этого сделать и как наше отношение к малышу на это влияет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zueva_a._s.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль стилей воспитания в развитии ответственности у детей дошкольного возраста»

Одной из проблем современного общества является, на наш взгляд, проблема ответственности. Многие находятся в своем «инфантильном мире» и не способны отвечать за свои поступки и действия. Но в нашей жизни отвечать нужно не только за себя, но и за других.

Роль общества в развитии человека неоспорима и первым «обществом» у ребенка является семья. Именно в семье закладываются основы личности, формируются черты и качества ребенка. Одним из таких качеств является ответственность.

Сенситивным периодом для развития ответственности, по В.С. Мухиной, является старший дошкольный возраст (6 – 7 лет). В этом возрасте для ребенка значимыми взрослыми являются родители, а для развития качеств и черт характера, формирования основ личности – тип семейного воспитания.

В зависимости от установок, сложившихся в семье, формируется и мировоззрение детей. Фундамент, заложенный в детстве, сыграет решающую роль в развитии личности ребёнка. Поэтому стиль семейного воспитания довольно важен в развитии ответственности.

Демократический стиль отличается активной ролью ребенка в семье, совместным принятием решений, воспитанием самостоятельной личности и развитием ответственности.

Попустительский же стиль формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает ребенку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности. Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка и соответственноне способствует развитию ответственности.

При авторитарном стиле родители требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, принимают решения за ребенка, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его прав. «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав» – проявления авторитарного стиля воспитания. При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются самими родителями, без его участия. Данный тип воспитания менее всего способствует развитию ответственности.

Еще одним важным моментом в развитии ответственности, который часто встречается при авторитарном стиле воспитания, является сепарация. «Сепарация – это экзамен общества для семьи на отделение ребенка от родителей» (А. Варга).

Первыми моментами сепарации можно считать период, когда ребенок начинает ползать, а потом и ходить; важным является кризис 3 лет. Если эти стадии пройдены успешно, то происходит эмоциональное разделение между детьми и родителями (сепарация). Теперь это общение на равных. Они по-прежнему любят друг друга, ценят и уважают. Но это уже не отношения маленького ребенка с родителями. Если же этого не происходит, остается эмоциональная зависимость и в дальнейшем это будет сильно влиять на отношения взрослого - не отделившегося от родителей ребенка - в его семье, с женой/мужем.

Таким образом, тема развития ответственности в дошкольном возрастедовольно значима, так как именно родительское воспитание играет решающую роль в формировании целостной личности и, в частности, в развитии ответственности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль физического воспитания в развитии психических процессов детей дошкольного возраста

высказывания великих о роли физического воспитания, методика работы в разных возрастных группах....

Семинар "Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детей дошкольного возраста"

Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детей дошкольного возраста...

«Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детей дошкольного возраста».

laquo;Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детей дошкольного возраста»....

«Роль художественно-эстетического воспитания в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"

Из опыта работы. Какую роль играет художественно - эстетическое воспитание в развитии творческих способностей....

Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детей дошкольного возраста"

Все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии активной речи детей анализируются в данной статье....

Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детей дошкольного возраста

laquo;Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детей дошкольного возраста».В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Один из способов развити...

«Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детей дошкольного возраста».

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Один из способов развития речи детей-дошкольников – системное использование средств музыкального воспитания.В пос...