Взаимосвязь физического и интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Волчок Инна Игоревна

Статья посвящена изучению взаимосвязи и физического и интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Волчок И. И.

ГБДОУ Детский сад №75Московского района

Старший дошкольный возраст – это период активного развития и становления познавательной деятельности ребенка (ребенок стремится узнать, как устроены предметы, для чего предназначены, пытается установить взаимосвязи предметов и явлений действительности). К концу дошкольного возраста дети отдают предпочтение интеллектуальным занятиям. Их привлекают головоломки, задания и упражнения в которых «нужно подумать».

Дошкольный возраст характеризуется высокими темпами психофизиологического созревания. Организм ребенка 6-7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением. Известно, что основа нормативно функционирующей интеллектуальной системы определяется полноценными физиологическими и психофизиологическими процессами организма человека. (Каменская В.Г. 2005).

Одним из самых актуальных вопросов последних десятилетий является интеллектуальное развитие подрастающего поколения, в связи с высокими темпами социального и научно-технического развития. В изменившихся условиях задачи интеллектуально развития становятся важным направлением системы образования, в том числе на этапе дошкольного образования. Однако,  бывают случаи, когда формирование интеллекта происходит в отрыве от других свойств и качеств человека.

Особое беспокойство вызывает недооценка роли физического развития в процессе формирования целостной личности ребенка. Физическое развитие часто рассматривается педагогами как второстепенное, решающее задачу развития основных физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, силы и др.), развитие координации движений, равновесия, умения ориентироваться в пространстве и т.д.

Объективная сторона влияния занятий сложнокоординационным спортом на интеллект состоит в том, что умственная и физическая деятельность выступает в единстве и во взаимосвязи. Многие явления, происходящие в окружающем мире и в организме, могут быть познаны только в результате двигательной деятельности. Занятия спортом оказывают влияние на развитие различных сторон интеллекта старших дошкольников: внимания (овладение сложнокоординированными физическими упражнениями требует его концентрации на выполняемых движениях), наблюдательности, находчивости и быстроты соображения (предъявляются высокие требования к способности быстро и адекватно ориентироваться в изменяющейся ситуации) и мышления

осмысливать их цель, структуру, результат и т.д.).

Связь умственного и физического воспитания в педагогических работах рассматривается со времен П.Ф. Лесгафта (Лесгафт П.Ф.,1988). Н.А.Фомина говорит, что существует связь между показателями двигательных и интеллектуальных способностей (Фомина Н.А., 1996).

 Г.А. Каданцева показала, что среди дошкольников, имеющих низкий уровень физической подготовленности, в 72% случаев характеризуются низким уровнем познавательной активности. У дошкольников со средним уровнем физической подготовленности в 22% случаев фиксировался низкий уровень познавательной активности, а среди детей с высоким уровнем физической подготовленности не оказалось ни одного случая с низким уровнем познавательной активности (Каданцева Г.А., 1994).

Исследователи считают, что есть ряд упражнений, который в большей мере способствуют интеллектуальному развитию детей. Е.К. Воронова, А.Д. Викулов, Б.А. Орлов таким средством считают плавание (Воронова Е.К., Викулов А.Д., Орлов Б.А., 2000).

Деханова И.М показала, что дети, занимающиеся спортивной гимнастикой, характеризуются более высокими показателями общего и невербального интеллекта, более высокими показателями коэффициента вербального интеллекта, более коротким временем вербального ассоциирования в сравнении с детьми, посещающими ГДОУ с обычным двигательным режимом, независимо от пола и соматотипа. Таким образом, дети, встроенные в регулярную систему интенсивного двигательного развития, безусловно, обгоняют своих сверстников по интеллектуальному развитию (Деханова И.М., 2008)

Изучение особенностей  интеллектуального развития детей, посещающих ГДОУ с обычным двигательным режимом,  и  детей, встроенных в режим повышенной двигательной активности, является актуальным в настоящее время в  психологических и педагогических исследованиях, так как имеет особую значимость в разработке индивидуального подхода в обучении и физическом развитии детей. Этот вопрос приобретает особую значимость в старшем дошкольном возрасте, в период подготовки детей к школьному обучению, когда интенсивно формируются интеллектуальные способности, происходит заметное физическое развитие, необходимые для успешной учебной деятельности.

Многие дети посещают спортивные секции, один из наиболее популярных видов спорта в настоящее время это фигурное катание на коньках. Фигурное катание — это конькобежный вид спорта, основу которого составляют движения спортсмена на льду под музыку, на одной или обеих ногах, с переменами направления скольжения, вращением, прыжками, комбинаций шагов и рисунков фигур в одиночном катании, и поддержек в парном катании. Фигурному катанию свойственны смешанные упражнения, в которых преобладают ациклические движения. Многообразие форм движений, различный характер прилагаемых усилий требуют развития у фигуриста разных по характеру физических качеств. Физиологические изменения в организме определяются не только величиной нагрузки, но и психологическим напряжением вследствие технической сложности многих элементов, а также высокой эмоциональностью, связанной с требованиями артистичности движений и их музыкальным сопровождением.

        Нами было проведено исследование для оценки уровня общего невербального и вербального интеллекта у детей 6-7 лет, занимающихся фигурным катанием и детей, посещающих ГБДОУ с обычным двигательным режимом.

В эксперименте приняли участие 60 детей в возрасте 6-7 лет, из них 30 детей, учащиеся ГОУ ДОД «СПб СДЮШОР фигурного катания на коньках», занимающиеся в группе начальной подготовки – 1 (2-3 год обучения)  и 30 детей, посещающие ГБДОУ с обычным двигательным режимом.

Методы исследования:

  1. «Цветные прогрессивные матрицы Равена» для оценки  уровня общего и невербального интеллектуального развития ребенка.
  2. Свободный ассоциативный эксперимент (Каменская В.Г., Зверева СВ., 2004). Предлагаемый тест основан на подходах Лурия А.Р. и адаптирован на кафедре психологии и психофизиологии ребенка РГПУ им. А.И. Герцена для изучения вербальной мыслительной деятельности в структуре вербального интеллекта и оценка специфики и уровня развития вербальных ассоциативных процессов.

В результате оценки развития общего, невербального и вербального интеллекта обследуемых группах были получены следующие результаты:

Общий невербальный интеллект: дети, занимающиеся фигурным катанием - 71,34±9,6%; дети, посещающие ГБДОУ с обычным двигательным режимом -  65,4±11,8%.

        Коэффициент вербального интеллекта: дети, занимающиеся фигурным катанием - 78,0±14,7; дети, посещающие ГБДОУ с обычным двигательным режимом  - 72,9±13,0

        Получены данные, показывают, что дети, занимающиеся фигурным катанием на  коньках, имеют достоверно более высокий уровень общего и невербального интеллекта, достоверно более высокий уровень вербального компонента интеллекта. Таким образом, можно сказать, что  дети, встроенные в регулярную систему двигательного развития, обгоняют своих сверстников по интеллектуальному развитию. Исходя из этого, были сформулированы рекомендации для дошкольных образовательных учреждений.

Мы предлагаем работу в двух направлениях:

1.        В ГБДОУ:

-увеличение интенсивности двигательного режима детей,

-использование парциальных программ по физическому развитию детей,

-включение элементов профессионального спорта.

-включение ациклических, сложно координированных упражнений.

2.        Работа с родителями:

-консультации для родителей о пользе физического развития детей, о влиянии физического развития на интеллектуальное развитие детей

-Привлечение родителей к повышению уровня двигательного развития детей вне дошкольного образовательного учреждения.

Список литературы:

  1. Деханова И.М. Индивидуально-типологические особенности физического и интеллектуального развития детей 6-7 лет: Диссерт…канд. психол. наук.- СПб, 2008.- 199с.
  2. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие. - М.: Форум: Инфра-М, 2005. – 288 с.
  3. Каданцева Г.А. Методика активизации познавательной деятельности дошкольников средствами физического воспитания: Дис… канд. пед. наук. - М., 1994. - 181 с.3.
  4. Юрченко М. В. Модель развития преемственнрого формирования здорового образа жизни детей в системе «ДОУ – начальная школа». // Образование и наука. Изв. Уро РАО. 2007 №4
  5. Викулов А.Д., Орлов Б.А. Занятие плаванием и интеллект дошкольников // Современные образовательные направления в физической культуре: Сб. науч. тр. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. - С. 191-192.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Развитие интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста путем решения головоломок».

Если дети научатся с удовольствием решать головоломки, можно смело говорить о том, что интеллектуальная пассивность им не грозит. Разгадывая головоломки, старшие дошкольники испытывают удовольствие от...

Проект "РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ДОО"

Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и...

Программа «ШКОЛА ПОЧЕМУЧЕК» (развитие интеллектуально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста)

Краткая информационная справка.Автор: Мурадова Светлана Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ детский сад №4 г.Рассказово. Информация о программе: «Школа Почемучек»Тип ...

Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста .

Развитие  интеллектуальных способностей детей дошкольного  возраста является актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность ...

Копилка игр по интеллектуальному развитию для детей старшего дошкольного возраста

В копилке представлен занимательный игровой материал по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста на развитие навыков вычислительной деятельности, пространственных направлений; ...

Конспект интегрированного занятия по познавательному и физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста («ФЭМП и Физическая культура")

Цель: развитие физических качеств и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования подвижных игр математического содержания.Задачи.Оздоровительные:Формирован...

Конспект интегрированного занятия по познавательному и физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста («ФЭМП и Физическая культура»)

Цель:-Совершенствовать математические знания, самостоятельно и коллективно выполнять задания;- Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание заниматься физкультурой;-Совершенствовать математиче...