Консультация для воспитателей "Виды игр и их роль в жизни, обучении и воспитании детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Дьячкова Наталья Владимировна

Игра – это ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте. Она занимает прочное место в обучении и воспитании детей во всех направлениях: физическом, познавательном, моральном, эстетическом, трудовом. Значение игр для ребенка трудно переоценить. Именно игра удовлетворяет личные и социальные потребности ребенка, активизирует его, вызывает желание познавать, действовать, учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vidy_igr.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Виды игр и их роль в жизни воспитании и обучении

детей дошкольного возраста»

Воспитатель высшей категории

Дьячкова Н.В.

Игра – это ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте. Она занимает прочное место в обучении и воспитании детей во всех направлениях: физическом, познавательном, моральном, эстетическом, трудовом. Значение игр для ребенка трудно переоценить. Именно игра удовлетворяет личные и социальные потребности ребенка, активизирует его, вызывает желание познавать, действовать, учиться.

Выделяются следующие классы игр: творческие (игры по инициативе детей), дидактические (с готовыми правилами) и народные (созданные народом).

Творческие игры составляют наиболее значимую группу игр для дошкольников. В таких играх дети самостоятельно определяют цель, содержание и правила игры, чаще всего изображая окружающую их действительность, действия различных людей, взаимоотношения между ними. Творческие игры позволяют ребенку удовлетворить активный интерес к окружающей жизни, перевоплотиться во взрослых, героев сказок и, таким образом, пережить новый для них социальный опыт. Дети верят в правду игры, искренне радуются и огорчаются. Творческая игра учит детей обдумывать и реализовывать тот или иной замысел, договариваться со сверстниками, организовывать пространство, использовать различные атрибуты. В ней развиваются такие ценные для дошкольника качества, как активность, самостоятельность, самоорганизация.

К творческим играм относятся:

  • сюжетно-ролевые игры;
  • театрализованные игры;
  • конструкторские игры.

Сюжетно–ролевая творческая игра – это первый социальный опыт, первые попытки понять, как устроен мир взрослых. Большая часть творческих игр – сюжетно-ролевые, игры в «кого-нибудь» или во «что-нибудь». Интерес к сюжетно-ролевым играм развивается у детей с 3-4 лет. Отражение ребёнком окружающей действительности происходит в процессе его активной жизнедеятельности, путём принятия на себя определённой роли, однако  ребенок подражает не полностью, ибо не располагает реальными возможностями для действительного выполнения принятой роли. Связано это с уровнем знаний и умений, жизненным опытом на данном возрастном этапе, а также с умением ориентироваться в знакомых и новых ситуациях.

Структура ролевой игры, согласно Д.Б. Эльконину, включает в себя следующие компоненты:

  1. Роли, которые берут на себя дети в процессе игры.
  2. Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли и отношения между ними.
  3. Игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребёнка.
  4. Реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, посредством которого регулируется весь ход игры.

Сюжетно-ролевая игра оставляет в сознании ребенка большой след, который отразится в будущем на всей его дальнейшей жизни: на его отношении к людям, к работе, мировоззрении.

Кроме того, именно сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку повысить свою самооценку, показать свои достоинства, получить признание от сверстников. Под влиянием успешных и добрых взаимоотношений в группе ребенок лучше выполняет свою роль.

В режиссерской игре в одних случаях ребенок, как режиссер, организовывает театрально-игровое действие, актерами и исполнителями которого являются куклы, и одновременно озвучивает их. В других случаях актерами, сценаристами и режиссерами являются сами дети, во время игры они договариваются о том, кто какую роль исполняет и что именно делает.

Особенно ярко детское творчество проявляется в играх-драматизациях. Благодаря таким играм у детей развивается воображение, сопереживание, формируется речь, интонация, мимика, двигательные навыки (жесты, поза, походка, движения), умение согласовывать слово и движение, учитывать интересы другого человека.

Конструкторские игры направляют внимание ребенка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков. В них ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета и желание научиться с ним работать. Материалом для таких игр могут быть как конструкторы разных видов и размеров, так и природный материал (песок, снег, глина, шишки и т.д.) Очень важным является этап перехода от бесцельного нагромождения материала в младшем дошкольном возрасте к созданию продуманных построек в более старшем возрасте.

В конструкторских играх ребенок постоянно создает что-то новое и может видеть результат своего труда.

Игры с правилами дают возможность формирования у детей определенных привычек, путем систематических упражнений. Это очень важно для физического и умственного развития, воспитания воли и характера. Игры с правилами усваиваются детьми как от взрослого, так и от других детей. По содержанию и проведению игры с правилами делятся на две группы: дидактические и подвижные.

Дидактические игры способствуют, главным образом, развитию умственных способностей детей, так как содержат умственную задачу, в решении которой и заключается весь смысл игры. Кроме того, дидактические игры способствуют развитию мышления, внимания, органов чувств. Обязательным условием дидактической игры являются правила, несоблюдение которых превращают ее в бессмысленную стихийную деятельность.

Дидактическая игра одновременно является и игровым методом обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактическая игра, как игровой метод обучения рассматривается в двух видах:

  1. Игры - занятия;
  2. Дидактические игры.

В игре – занятии ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию:

  • Использует разнообразные игровые приёмы, создающие игровую ситуацию;
  • Создаёт игровую ситуацию;
  • Использует разнообразные компоненты игровой деятельности;
  • Передает воспитанникам определенные знания;
  • Формирует представления детей о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами, учит их играть;
  • Создаёт условия для переноса полученных знаний и представлений в самостоятельные творческие игры.

Дидактическая игра используется при обучении детей, на различных занятиях и вне их (физическое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, развитие коммуникативности).

Подвижные игры  это игры с правилами, во время которых наряду с другими воспитательными задачами в первую очередь выполняется задача развития движений. По сравнению с играми детей других возрастных ступеней характер игр на дошкольной ступени отличается тем, что здесь не обязательно определять победителя. После окончания игры оценивается, как проходила игра, как дети выполняли правила, относились друг к другу. И только в старших группах начинают постепенно вводить элементы соревнования, начинают сравнивать силы команд, отдельных игроков.

Под формой подвижных игр понимается способ её проведения, организации игры, взаимоотношения играющих, обязанности каждого в отдельности или команд. Выражением формы игры является правило.

В многообразии детских подвижных игр выделяют несколько основных типов:

- игры, основанные на ловкости, физической умелости;

- игры, основанные на удаче (где результат не зависит от физической подготовки или умственной компетенции играющих).

Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.

Народные игры - это игры, созданные народом. Из них зачастую сформировались подвижные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов на тему " Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, а также формируется экологическое мировоззрение. Маленький...

Консультация для родителей. Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста.

Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Сегодня оно выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение. Наши воспитанники к моменту поступления в школу дост...

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста"

В данной консультации разъясняется почему и для чего необходимо быть компетентным и активно принимать участие в музыкальном воспитании детей....

Роль игры в обучении и воспитании детей дошкольного возраста

Воспитателям и родителям воспитанников будет полезен этот материал.Здесь представлена классификация различных игр....

Проект по самообразованию на тему: «Роль устного народного творчества в обучении и воспитании детей дошкольного возраста».

Проект по самообразованию на тему:«Роль устного народного творчества в обучении и воспитании детей дошкольного возраста»....