Проект по самообразованию на тему: «Роль устного народного творчества в обучении и воспитании детей дошкольного возраста».
проект (младшая группа)
Проект по самообразованию на тему:
«Роль устного народного творчества в обучении и воспитании детей дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_samoobrazovaniyu.docx | 30.66 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ «Анцирский детский сад» О.В.Долингер______________ |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Анцирский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по физическому развитию детей»
Проект по самообразованию на тему:
«Роль устного народного творчества в обучении и воспитании детей дошкольного возраста».
Воспитатель: Кривошлыкова Татьяна Геннадьевна
Анцирь
2020г.
Введение
«Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру ребенка».
В.А. Сухомлинский
Устное народное творчество – это художественное слово русского народа, дошедшее до нас из глубины веков. Русские люди передавали слова песен, сказки, народные игры, из уст в уста, от родителей к детям. Мы никогда не узнаем имена рассказчиков, в чьих устах звучало живое народное слово, которые бережно хранили никогда не умиравшую традицию великого русского народа и донесли ее до наших дней.
Народ создал множество колыбельных песен, детских песенок и потешек для эмоционального контакта с ребенком. С красочным и причудливым миром русской народной сказки ребенок встречается с самого раннего детства и не расстается с ним уже никогда.
Русская народная сказка – явление в мировой культуре уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. Такое сюжетное многообразие в мировом фольклоре встречается далеко не часто. В течении многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму.
Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, развивать речь детей. Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка.
Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. Дети повторяя их, улавливают созвучность стиха. Детям этого возраста нравятся русские народные сказки: несложное содержание, знакомые герои, вызывающие чувство симпатии, простая, доступная форма изложения. Сказки являются для ребенка и учителем и толкователем нравственных заповедей.
Беря это все во внимание, я решила, что для развития выразительности детской речи, произведения устного народного творчества, народные игры и игрушки окажут нам неоценимую помощь.
Цель проекта:
Знакомить детей дошкольного возраста с русской народной культурой посредством устного народного творчества. Приобщать детей разного возраста к красоте родного слова.
Задачи:
-Активизировать словарный запас, через употребления детьми слов в речи.
-Знакомить детей с фольклором русского народа.
-Воспитывать интерес к устному народному творчеству чтением детской литературы.
-Повышать речевую активность, развивать зрительное восприятие и внимание, творческое воображение.
-Развивать коммуникативные навыки при овладении детьми родным языком.
-Формировать умения слушать, отвечать на вопросы воспитателя.
Актуальность проекта:
Русская народная сказка – явление в мировой культуре уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. Такое сюжетное многообразие в мировом фольклоре встречается далеко не часто. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму. Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, развивать речь детей. Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. Дети, повторяя их, улавливают созвучность стиха. Детям этого возраста нравятся русские народные сказки: несложное содержание, знакомые герои, вызывающие чувство симпатии, простая, доступная форма изложения. Сказки являются для ребенка и учителем и толкователем нравственных заповедей.
Тип проекта: познавательно- творческий.
Участники проекта: дети, воспитатель, родители, музыкальный руководитель.
По времени проведения: долгосрочный (1 год).
Этапы проекта:
I подготовительный – создание условий необходимых для реализации проекта:
II основной – реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:
III заключительный – оформление материалов проекта, итоги, выводы.
Сроки работы над проектом: сентябрь 2020г. – май 2021г.
Совместная деятельность воспитателя и детей
Участие родителей в проекте:
Помощь в подборе наглядно-дидактических пособий.
Подбор аудио фонотеки по детскому устному народному творчеству (сказки, песенки, русские мелодии).
Участие в оформлении книжной выставки по теме «Русский фольклор»
Просвещение: консультации, беседы, родительский уголок, фотографии.
Итог проекта:
Таким образом, целенаправленная работа по ознакомлению детей младшего возраста с устным народным творчеством развивает у детей познавательный интерес к познанию русской культуры. Фольклор помогает воспитывать у детей любовь к народному творчеству и ознакомлению с русской народной культурой. Особая атмосфера, эмоциональный отклик и живая реакция детей во время интегрированных занятий и в свободной деятельности. Игры, потешки, считалки, песенки, сказки, театрализованная деятельность, веселые досуги – это форма работы интегрирует знания и умения, которые дети получили на различных занятиях, создает условия для их творческого применения. У детей совершенствуется речь (словарный запас, связность, звуковая культура, образность). Речь обогащается запомнившимися словами и выражениями. В итоге, речь детей постепенно становится образной, а это является важной составной частью воспитания у дошкольников культуры речи в широком смысле слова. Через фольклор дети учатся играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения. В целом фольклор создает у ребенка образ поведенческой стратегии, выстроенной на основе правил, которые несут ценность каждого действия, их смысл и значение.
Вывод: детей с малого возраста следует учить восприятию фольклорных текстов, воспитывать интерес к языковому богатству, формировать у них умение слушать и слышать устное народное творчество. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова.
Список использованной литературы:
1. Рабочая программа воспитателя второй младшей группы составлена на основе программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.
2. Интернет ресурс: http://kids-covenok.ru/130605.htm
3. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
4. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. .
5. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
6. Русские народные сказки, потешки, колыбельные. Интернет ресурс: https://skazki.rustih.ru/
7. Аудио сказки и потешки. Интернет ресурс: https://1.akniga.org/nashi-skazki-kniga-pervaya-russkie-narodnye-skazki-pesenki-zagadki
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию по теме: "Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста"
В плане представлены мероприятия на год по данной теме....
Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...
Устное народное творчество в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом.Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано ве...
План самообразования «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Цель работы: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклор...
Сообщение по самообразованию на тему " «Влияние устного народного творчества на духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста »
Способствовать формированию духовно – нравственных качеств личности дошкольника посредством приобщения к народным культурам через устное народное творчество, фольклор. Освоить методику использов...
Семинар - практикум «Устное народное творчество, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Русский народ создал русский язык, красивый,как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы,певучий, богатый и задушевный,как песня над колыбелью.Л.Н. Толстой В современных условиях, когда п...