Проект "Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста".
проект по развитию речи

Перминова Галина Георгиевна

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

администрации городского округа «Город Калининград»

Комитет по образованию

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 130

УТВЕРЖДАЮ

заведующий МАДОУ ЦРР д/с №130  ____________/В.Г. Александрова

Пр. № _______от   «      » _________ 2020 г.

ПРОЕКТ


«Значение устного – народного творчества в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
                                                                                                         
                                                                       


Руководители:

Перминова Г.Г., Колчанова В.С.               

Воспитатели группы № 9 

г. Калининград, 2020

 


Актуальность проекта:

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными формами русского устного народного творчества.  Именно в нем обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через приобщение к устному народному творчеству  ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.  Оно богато ритмами и повторами,  несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку. Ценность устного народного творчества определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т.е. воздействия на чувственную сферу ребенка устное народное творчество стимулирует развитие познавательных способностей личности ребенка.


Цель проекта
:

Формирование духовно-нравственных чувств посредством приобщения детей к устному народному творчеству.

Основополагающий вопрос:

Способствует ли знакомство с поэтичностью и образностью устного народного творчества русского народа воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Гипотеза:
 Если знакомить ребенка, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию его духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем приведет к развитию его нравственно-патриотических чувств.


Аннотация проекта:

Тип проекта: творчески - информационный;
По предметно-содержательной области: общество – культурные ценности;
По характеру: является открытым;
По продолжительности – средне-срочный проект;
По количеству участников – групповой;
Проект рассчитан: на среднюю возрастную группу детского сада.

- Русское устное  народное творчество глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений;

- Ознакомление с произведениями устного народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств;

- Знакомство с устным народным творчеством помогает раскрыть все богатство и красоту родного языка;

- В ходе исследовательской работы необходимо заинтересовать детей и их родителей в изучении данной темы, ее значимости.

Проблемный вопрос:

1. Как повысить интерес к знакомству с устным народным творчеством?
2. Какие формы и методы использовать для повышения познавательной активности детей?

3. Как влияет развивающая среда на нравственно - патриотическое развитие детей?
4. Как может влиять участие родителей на результаты работы по ознакомлению детей с разными формами устного народного творчества
?

Цель:
Воспитание гармонично развитой личности через активизацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении к устному народному творчеству.

Задачи:
- побуждать интерес к произведениям устного народного творчества.
- приобщать детей к истокам русской национальной культуры;
- способствовать развитию познавательной активности, любознательности;
- способствовать развитию у детей лучших черт русского характера;
- показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, закличках;

- сформировать чувство национального достоинства;
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
- проанализировать полученные результаты.


Оборудование и материалы:

Иллюстрации к материалу устного народного творчества.
Стихотворные и художественные тексты, загадки, пословицы.
Дидактические игры


Этапы и сроки проведения проекта:

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап


Подготовительный этап:

• Создание подбора  книг для библиотеки, организация и проведение акции «Подари книгу детскому саду» (воспитатель);
Оформление серии выставок для родителей по мотивам произведений устного народного творчества (воспитатель)
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала (воспитатель).
• Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды (воспитатель)

Основной этап:

Проведение занятий: фронтальных, подгрупповых, индивидуальных (воспитатель)  
• Организация выставки  «Герои русских народные сказок своими руками» (воспитатель, дети, родители)

• Слушание русских народных песен в аудиозаписи (воспитатель, дети);
• Оформление книжного уголка по произведениям устного народного творчества (воспитатель);

• Чтение русских народных сказок, заучивание наизусть закличек, потешек, прибауток (воспитатель, дети);

Конкурс детских рисунков по мотивам произведений устного народного творчества (воспитатель, дети, родители);

Перспективное планирование:

Тема (ноябрь): Устное народное творчество –  мудрость народа
Программное содержание: Фольклор от самой колыбели, потешки, прибаутки, сказки, загадки.

1. Создание книги потешек (дети, родители).

2. Применение потешек в режимных моментах.

3. Создание книги «Любимые герои русских народных сказок» (родители, дети).

4. Чтение русских народных сказок «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и волк».

Тема (декабрь): «Старая пословица до веку не сломится»
Программное содержание: Знакомство с пословицами, поговорками, приговорками. Беседа об уме и о глупости (на примере поговорок и пословиц).

1. Беседа: «Что такое пословицы, и чему они нас учат».

2. Дидактическая игра: «Собери пословицу».

3. Оформление альбома «Пословицы и поговорки русского народа».

4. Чтение и обсуждение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций.

5. Оформление выставки новогодних поделок (дети, родители).

Тема (январь): «На печи лежим, сказки слушаем»
Программное содержание: «Нет сказки без правды» - говорит пословица. Для чего чудеса в сказках? На примере знакомых сказок дети учатся понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел. Беседа по содержанию знакомых сказок.

1. Выставка рисунков: «Рождественская звезда».

2. Чтение русских народных сказок «Снегурочка», «Морозко», «Крошечка Хаврошечка», «Два Мороза», рассматривание иллюстраций, беседа о прочитанном.

3. Дидактические игры: «Из какой сказки герой», «Угадай сказку».

4. Выставка: «Книги своими руками» (родители, дети).

5. Консультация для родителей «Почитай мне сказку, мама».

Заключительный этап:

-Выставка совместных работ детей и родителей «Герои русских народные сказок своими руками  » (воспитатель, дети, родители)
-
Представление материалов проекта на педагогическом совете ДОУ

- Совместно с родителями оформление альбома « Любимые герои русских-народных сказок»

-Совместно с родителями оформление книги « Русские -народные загадки»

-  Совместно с родителями оформление альбома «Любимые потешки моего ребёнка»
- Портрет моей мамы (выставка рисунков детей)

-Выставка книг, подаренных родителями детскому саду


Результативность:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к устному народному творчеству русского народа  у них появилось желание больше узнать об истории, обычаях, культуре своей Родины. Знакомство с разными формами устного народного творчества, со всем его богатством и многообразием формирует  у детей уважение и любовь к родной стране, истории своего народа,  способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает познавательные способности детей.

Вывод:  Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

Информационные ресурсы:

▪ Аникин В.П. «Живая вода»: (Вступительная статья) // Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М., 1987.
▪ Букринская И. А., Голубева Л. Н. и др. «Язык русской деревни // Программа «Обновление гуманитарного образования России». М., 1994.
«Былины» Пересказ И. П. Колпаковой Л.,1973.
▪ Жаворонушки: «Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры:  5 вып./Запись, нотация, составление Науменко Г., М., 1977-1988.
▪ Концепция патриотического воспитания граждан РФ. – Управление ДОУ. 2005 №1
 Лихачев Д.С. «Поэтика древнерусской литературы»  Л.,1987.
▪ Морохин В. Н. «Сказки родного края» Горький, 1978.
▪ Мудрое слово: Русские пословицы и поговорки  /  Сост. Разумов А.А. М., 1957.
▪ На Буяне, славном острове: Сб. русского фольклора  /   Сост. И обраб. Колпаковой Н., Л., 1976.

▪ Предания и легенды России. М., 1992.

▪ Русская волшебная сказка; Антология  / Сост.,вступл.ст. и коммент. Кореповой К.Е.М., 1992.

▪ Русские богатыри / В пересказе Карнауховой И.В. Калининград, 1994.
▪ Русские народные сказки / Сост. Нечаев А., Рыбакова Н..  М., 1956.
▪ Русские пословицы и поговорки. М, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.

Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ.  В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...

Воспитание духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Статья раскрывает методы и средства нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Проект по самообразованию на тему: «Роль устного народного творчества в обучении и воспитании детей дошкольного возраста».

Проект по самообразованию на тему:«Роль устного народного творчества в обучении и воспитании детей дошкольного возраста»....

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...