Устное народное творчество в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
презентация

Жихарева Антонина Александровна

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом.

Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое  в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой  о молодежи – своем будущем. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ Архангельский детский сад ОРВ «Устное народное творчество в развитии и воспитании детей дошкольного возраста» Воспитатель Жихарева А.А. 2019 год

Слайд 2

Актуальность темы Мы живем в интересное и трудное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь, это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Обратиться к истокам поможет фольклор. Художественная литература сопровождает человека с первых дней его жизни. Литературные произведения выступают перед ребенком в единстве содержания и формы. Важнейшими источниками выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки , скороговорки, считалки, попевки ). Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное, воспитательное, эстетическое значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Ознакомление дошкольников с малыми фольклорными формами оказывает влияние на понимание роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов) в художественном тексте.

Слайд 3

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки , потешки , которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками младшего дошкольного возраста являются сказки.

Слайд 4

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что некрасиво.

Слайд 5

Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены.

Слайд 6

Цель: использование произведений устного народного фольклора, как возможность развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Слайд 7

Задачи: Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству. Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей. Обогащать чувства детей, воображение и речь. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

Слайд 8

Принципы: Принцип активности и посильной самостоятельности. Принцип познавательной активности. Принцип наглядности. Принцип поэтапности . Принцип выразительности.

Слайд 9

Жанры детского фольклора, используемые в работе: колыбельные песни; потешки ; прибаутки; заклички ; приговорки; детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни); сказки.

Слайд 10

Использование детского фольклора: в период адаптации; в режимных моментах; на прогулке; в непосредственно образовательной деятельности: в игре; в свободной деятельности.

Слайд 11

В период адаптации. Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Машенька хорошая, Машенька пригожая. Особую значимость в жизни малышей имеют песенки и потешки . И в период привыкания детей к детскому саду они были нашими самыми лучшими помощниками. Не плачь, не плачь, детка, Прискачет к тебе белка. Принесет орешки Для тебя потешки .

Слайд 12

Дети слушают произведения народного творчества – впитывают первые звуки. Слова родной речи, их мелодичность, напевность, учатся понимать смысл, реагируют на них. Используе м устное народное творчество во всех режимных моментах . Под звуки ласковых, напевных слов потешек , песенок малыш легче засыпает. Укладывая детей спать, мы приговариваем, напеваем: Вот лежат в кроватке розовые пятки! Чьи это пятки – мягки да сладки7 Прибегут гусятки – ущипнут за пятки. Прячь скорей, не зевай, одеяльцем накрывай! Котя , Котенька , Коток , Котя – серенький лобок, Приди, Котя , ночевать, мою деточку качать. Уж как я, тебе, Коту, за работу заплачу: Дам кусок пирога и кувшин молока. А просыпаются наши ребятки, мы снова припоминаем русские народные песенки-пестушки : Вот проснулись, потянулись! С боку на бок повернулись! Потягушечки , потянушечки ! Где игрушечки, погремушечки ? Ты, игрушечка, играй и ребяток поднимай! Потягуни , потягушечки От носочков до макушечки ! Мы потянемся – потянемся , Маленькими не останемся!

Слайд 13

Во время приема пищи. Утро доброе пришло, Утро завтрак принесло. На тарелке кашку. Ешьте кашку сладеньку , Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую. Ложка, ложка, Помоги немножко. Кушать хочет ротик, А еще животик. Супчик жиденький, Но питательный! Будешь худенький, Но пузатенький .

Слайд 14

Во время одевания. Во время умывания. Чистая водичка Моет Алине личико, ладошки, А пальчики – Ванюшке. Вот они, сапожки: Этот - с левой ножки, Этот - с правой ножки. Если дождичек пойдет, Наденем сапожки: Этот - с правой ножки, Этот - с левой ножки. Вот так хорошо!

Слайд 15

Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие.

Слайд 17

Роль устного народного творчества в жизни ребенка трудно переоценить, поскольку, дети любого возраста и уровня развития находят в самых разных жанрах фольклора необходимую им возможность самовыражения.

Слайд 18

Результатом нашей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение наших детей, которое помогает легче пройти адаптацию, а так же овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т. е. всесторонне развивает ребенка.

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей дошкольного возраста.

Публикация посвящена устному народному творчеству в развитии детей дошкольного возраста. Работа освещает значимость устного народного творчества для целостного и встестороннего развития ребенка....

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

Проект по самообразованию на тему: «Роль устного народного творчества в обучении и воспитании детей дошкольного возраста».

Проект по самообразованию на тему:«Роль устного народного творчества в обучении и воспитании детей дошкольного возраста»....

Роль народного творчества в развитии и воспитании детей дошкольного возраста

С древних времен люди не только заботились о поддержании своего существования, но и стремились сохранить свой род. Все, что способствовало воспитанию сильного, ловкого, смышленого и здорового чел...

Семинар - практикум «Устное народное творчество, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Русский народ создал русский язык, красивый,как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы,певучий, богатый и задушевный,как песня над колыбелью.Л.Н. Толстой В современных условиях, когда п...