"Программа игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада."
методическая разработка (младшая группа)

Пояснительная записка

  Актуальность

  С поступлением ребенка младшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, новые требования поведения, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения.

  Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.

  Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в дошкольном учреждении, которая приводила бы к адекватному, безболезненному привыканию ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

  Цель проведения игр – помочь детям в период адаптации к условиям ДОУ.

Требования к играм, проводимым в адаптационный период:

-они должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;

-не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);

-должны использоваться копии реальных предметов, а не их заместители;

-всем детям предлагаются одинаковые предметы;

-инициатором игры выступает взрослый.

   Задачи игр:

  • Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • Формирование чувства уверенности в окружающем;
  • Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx45.11 КБ

Предварительный просмотр:

Программа игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада.

 Пояснительная записка

  Актуальность

  С поступлением ребенка младшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, новые требования поведения, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения.

  Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.

  Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в дошкольном учреждении, которая приводила бы к адекватному, безболезненному привыканию ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

  Цель проведения игр – помочь детям в период адаптации к условиям ДОУ.

Требования к играм, проводимым в адаптационный период:

-они должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;

-не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);

-должны использоваться копии реальных предметов, а не их заместители;

-всем детям предлагаются одинаковые предметы;

-инициатором игры выступает взрослый.

   Задачи игр:

  • Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • Формирование чувства уверенности в окружающем;
  • Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

 

Правила организации игр в период адаптации:

 Правило 1:

Первое, и самое важное, правило — добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру.

Правило 2:

Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли — участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.

Правило 3:

Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.

Правило 4:

Наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т.д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным.

Правило 5:

Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это!

 

Эти основные принципы организации и проведения игр-занятий определились в ходе практической работы и показали свою обоснованность и необходимость выполнения.

  Все игры условно поделены на группы

1 группа  Игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений.

2 группа  Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком

3 группа Игры и упражнения  на снятие психоэмоционального напряжения (релаксационные игры).

4 группа Игры и упражнения на снижение агрессивности и ослабления негативных эмоций.

Игра «Дай ручку!»

Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.

Давай здороваться. Дай ручку!

Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.

Игра «Лови мячик!»

Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.

Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.

__Давай поиграем в мячик. Лови мячик!

Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.

Кати мячик! On! Поймала мячик!

Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.

Игра Давайте познакомимся!

Материалы к игре: мяч

Ход игры. Дети сидят на стульчиках или стоят по кругу. Воспитатель передает мяч по круг. Тот, кто из детей получает мячик – называет свое имя. Малыши с удовольствием играют в нее. В дальнейшем игру можно разнообразить: например, вместо мяча передавать друг другу игрушку или предложить детям поприветствовать друг друга по имени. Вариантов может быть много, придумывайте их вместе с детьми!

Игра «Солнышко и дождик».

Материалы к игре: детские стулья.

Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены игровой комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу воспитателя: «Дождик! Скорее домой!» бегут на свое место и присаживаются за стульями. Игра повторяется.

Занятие 1

Божья коровка

Задачи:

  • создание положительного эмоционального настроя в группе;
  • развитие умения действовать соответственно правилам игры;
  • развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
  • развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов);
  • развитие внимания, речи и воображения.

Материалы:

  • игрушечная божья коровка (желательно круглой формы);
  • большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, кубики и т.п.
  • черная краска для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой;
  • лист с изображением божьей коровки (для каждого ребенка).

Ход занятия

  • Приветствие.
  • Педагог показывает детям  игрушечную божью коровку и говорит:

- К нам в гости прилетела божья коровка. Посмотрите, какая она красивая! Давайте поздороваемся с ней.

Дети рассматривают божью коровку, здороваются с ней.

Воспитатель предлагает определить цвет, форму и величину игрушки, затем вместе с детьми считает точки на спинке божьей коровки.

Если дети  затрудняются с ответом, психолог сам называет цвет, форму, величину игрушки.

- Ребята,  представьте себе, что наша божья коровка полетела. Ну-ка, попробуем ее поймать!

Педагог, делая вид, что пытается поймать воображаемого жучка, выполняет хватательные движения над головой: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. Дети  повторяют показанные движения.

-Давайте  разожмем кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать божью коровку.

Дети вслед за воспитателем медленно разжимают кулачки.

- Вот наш жучок! Подставьте ему обе ладошки.

Дети вслед за воспитателем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат воображаемого жучка.

Рассказывает, что  божья коровка замерзла.  Давайте согреем ее нашим дыханием. Дети дышат на ладошки.

Обучая этому дыхательному упражнению, психолог может попросить детей широко открыть рот и длительно произносить звук «А».

- Согрелась божья коровка, давайте сдуем ее с ладошки.

Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки.

На начальном этапе освоения этого упражнения можно предложить детям на выдохе длительно произносить звук «У».

- А теперь, ребята, давайте сами превратимся в божьих коровок.

Мы вокруг себя кружились

И в божьих коровок превратились.

- Божьи коровки, покажите мне ваши Головки, носики, ротики, Ручки-крылышки, ножки, животики. Дети показывают названные части тела.

- Замечательно! А теперь мы поиграем в игру «Божьи коровки и ветер».

- Светит солнышко, божьи коровки ползают по листочкам.

Дети встают на четвереньки и ползают по полу.

- Подул злой холодный ветер, перевернул жучков.

Дети переворачиваются на спину, шевелят расслабленными ногами и руками.

Если педагог наблюдает у кого-то из детей напряженные, скованные, резкие движения, то он может поглаживанием и легким встряхиванием помочь ребенку снять излишнее напряжение.

- Подул добрый теплый ветерок, помог перевернуться жучкам.

Дети снова встают на четвереньки и ползают.

Игра повторяется 2-3 раза.

- Теплый ветер подул сильнее, поднял божьих коровок в воздух, и они полетели.

Дети, изображая полет божьих коровок, медленно бегают, плавно машут руками, жужжат.

-        Воробей летит! Спасайтесь, божьи коровки!
Дети бегут в объятия к психологу и воспитателю.

(На детско-родительском занятии дети прячутся в объятиях у родителей.)

Выставляет  перед детьми парные игрушки, различающиеся по величине (большие и маленькие машинки, матрешки и т. п.) и говорит:

-        Ребята, божьей коровке захотелось поиграть с ваши
ми игрушками. Помогите ей выбрать маленькие игрушки.

Дети выполняют задание.

- Давайте нарисуем божью коровку в воздухе, покажем ручками, какая она круглая.

Дети вслед за педагогом рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеими руками одновременно.

(При необходимости взрослые могут взять руки детей в свои и показать им, как выполняются вращательные движения.)

- Дети садятся за столы. Воспитатель раздает краски и листы с изображением божьих коровок.

-        Теперь нарисуем черные точки на спинках божьих коровок.

Дети вслед за психологом обмакивают указательные пальцы в черную краску (гуашь, смешанную с зубной пастой) и закрашивают круги на спинках божьих коровок.

- Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Заключение :

- Божьей коровке у вас очень понравилось, но пришла пора прощаться. До свидания!

На повторных занятиях можно предложить детям пальцем, большой кисточкой или поролоновым тампоном нарисовать: травку около божьей коровки; солнышко в верхней части листа.

Занятие 2

Листопад

Задачи:

  • создание атмосферы эмоциональной безопасности;
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • снижение импульсивности, повышенной двигательной активности;
  • развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;
  • развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции;
  • развитие речи, воображения, творческих способностей.

Материалы:

  • большой зонт;
  • магнитофон, кассета с записью шума дождя, кассета с записью медленной спокойной музыки; два кленовых листа (для каждого ребенка);
  • желтая, красная, зеленая гуашь;
  • лист с изображением осеннего пейзажа и кисточка (для каждого ребенка).

Ход занятия

  • Приветствие.
  • Взрослый предлагает детям посмотреть, что происходит за окном. Он обращает внимание малышей на приметы осени (желтеющие деревья, опавшие листья, пасмурное небо) и говорит:

-        Представьте, что мы идем гулять в осенний лес.

- Дети выстраиваются в колонну. Воспитатель говорит:

-        Внимательно слушайте слова. Старайтесь двигаться дружно. Не обгоняйте друг друга.

Зашагали ножки: топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ-топ-топ.

Ну-ка, веселее: топ-топ-топ,

Вот как мы умеем: топ-топ -топ

Побежали ножки

По ровненькой дорожке,

Убегают, убегают,

Только пяточки сверкают.

Игра повторяется 2-3 раза.

- Игра «Дождик и солнышко».

Дети ходят по комнате, изображая, что собирают листья. Как только воспитатель включает кассету со звуками дождя или дает команду «Дождик!», - дети бегут под большой зонт, который держит кто-нибудь из взрослых, и прячутся так, чтобы всем хватило места. Он  может барабанить пальцами по поверхности зонта, имитируя звук дождя, слегка обрызгивать его из пуливизатора. (Детям доставляет огромное удовольствие наблюдать, как с зонта скатываются капельки, подставлять руки, чтобы их поймать.) Шум дождя прекращается или звучит команда «Солнышко!» - дети выбегают из-под зонта.

Игра повторяется 2-3 раза.

(На детско-родительском занятии дети «прячутся от дождя» под зонтами своих родителей.)

- Включается кассета с записью спокойной музыки. Дети берут в каждую руку по кленовому листочку. Воспитатель говорит:

- Представьте, что вы - кленовые листочки. Пришла осень - пора листопада, ветер сорвал листочки с деревьев, и они закружились в воздухе. Покажите, как танцуют листочки на ветру.

Дети, изображая полет листьев, плавно движутся под музыку.

Читает стихотворение и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Кружатся, изображая листочки.

Подбрасывают листочки вверх.

Ходят по листочкам.

Ложатся на пол и слушают музыку.

- Дети садятся за столы. Педагог раздает краски, кисточки и листы с изображением осеннего пейзажа и предлагает нарисовать летящие по небу листья. Дети, рассказывая стихотворение «Листопад», в ритм стиха прикладывают кисточку к листу бумаги.

Все рассматривают рисунки, психолог хвалит детей за работу.

Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Прощаемся  со всеми до следующей встречи.

На повторных занятиях можно предложить детям: докрасить пальчиком (поролоновым тампоном, кисточкой, карандашом) осенний лист ; обмакивать кленовые листья в тарелочку с краской и делать ими отпечатки на большом листе ватмана.

Занятие 3

Мячик

Задачи:

  • сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками;
  • повышение эмоционального тонуса;
  • развитие чувства ритма, координации движений;
  • развитие ориентации в пространстве;
  • обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов;
  • развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

Материалы:

  • большой мяч;
  • матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине).

Ход занятия

  • Приветствие
  • Педагог показывает детям большой мяч и предлагает определить его величину, цвет и форму. Дети выполняют задание.

- Покажите рукой форму мяча.

Дети рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеими руками одновременно.

- Давайте сядем вокруг мяча и расскажем про него стихотворение.

Все садятся вокруг мяча и кладут на него ладони. Дети повторяют за мной стихотворение С.Маршака «Мой веселый звонкий мяч» и ритмично шлепают по мячу сначала одной, потом другой рукой.

Взрослый оказывает помощь детям, которые неритмично шлепают по мячу. Он кладет свою ладонь на ладошку ребенка и помогает ему скоординировать движения руки с ритмом стиха.

А теперь представьте, что вы превратились в мячики. Катя, ты будешь мячиком какого цвета? А ты, Вова? И т.д.

Дети рассматривают свою одежду и называют соответствующие цвета.

-        Я буду играть с мячами - легонько шлепать вас ладошкой, а вы будете прыгать, как мячики.

Воспитатель, рассказывая стихотворение «Мой веселый звонкий мяч», поочередно кладет ладонь на голову каждого ребенка. Дети, почувствовав касание, подпрыгивают на месте. На слова: «не угнаться за тобой» - дети убегают от психолога к воспитателю (родителям). Игра повторяется - и дети убегают от воспитателя (родителей) в объятия психолога.

-Предлагаю с «мячом» поиграть в прятки. Он читает стихотворение «Мой веселый звонкий мяч». Дети прыгают. На слова: «не угнаться за тобой» - дети разбегаются по группе и прячутся. Педагог ищет детей. Найденный ребенок должен сказать, где он прятался (под столом, за креслом, в углу и т.п.).

Игра повторяется 2-3 раза.

- Ребята, вы так весело играли в прятки, что мячу тоже захотелось с вами поиграть. Закройте глаза, а мячик спрячется.

Дети закрывают глаза, психолог прячет мяч. По команде психолога дети открывают глаза и начинают искать мяч. Найдя, говорят, где он «прятался».

- Показываю  детям матерчатый мешочек, в котором находятся маленький мячик и кубик.

-        В этом мешочке спрятался маленький мячик. Вам
нужно найти его, не заглядывая в мешочек.

Дети поочередно отыскивают мячик на ощупь и рассказывают, как они отличили его от кубика.

- Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Заключение:

-        Наше занятие заканчивается. Давайте скажем друг
другу «спасибо» за веселую игру. До свидания!

На следующем занятии можно предложить детям раскрасить пальчиком (поролоновым тампоном, кисточкой, карандашом) полоски на мяче .

Занятие 4

Новый год

Задачи:

  • создание положительного эмоционального настроя в группе;
  • отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и текстом песни;
  • отработка быстроты реакции;
  • развитие общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
  • развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.

Материалы:

  • игрушечный Дед Мороз;
  • новогодняя елка;
  • пластиковые бутылки с холодной, теплой и горячей водой;
  • краски для пальцеграфии или гуашь, смешанная с зубной пастой;
  • лист с изображением новогодней елочки 0 (для каждого ребенка);
  • матерчатый мешочек с одинаковыми подарками для детей («Чупа-чупсами», «Киндер-сюрпризами», маленькими игрушками и т.п.).

Ход занятия

Приветствие.

- Показывает детям игрушечного Деда Мороза.

«Дед Мороз» здоровается с детьми, спрашивает, как их зовут.

- Сейчас, Дедушка Мороз, мы познакомим тебя со всеми детьми.

Дети садятся на стульчики, стоящие полукругом. Психолог проговаривает рифмовку.

В нашей группе,

в нашей группе

Много маленьких ребят.

Все на стульчиках сидят.

А у нас есть...

Все ритмично хлопают в ладоши.

Психолог показывает на ребенка, все хором называют его имя.

Дед Мороз» спрашивает детей, знают ли они, какое сейчас время года, какой праздник скоро будут отмечать. Дети отвечают на вопросы. «Дед Мороз» хвалит ребят, предлагает потанцевать вокруг елочки. Все встают в круг.

Дети по лесу гуляли, любовалися на ель,

Какая ель, какая ель, Какие шишечки на ней.

Топни ножкой: топ-топ-топ,

А в ладошки: хлоп-хлоп-хлоп.

Шаг туда и шаг сюда,

Повернись вокруг себя.

Идут вокруг елки.

Поднимают руки вверх.

Выполняют кистями рук движение «фонарики».

Ритмично топают ногами. Ритмично хлопают в ладоши. Делают шаги вперед-назад. Кружатся на месте.

-Дедушка Мороз, ребята так танцевали, что им стало жарко. Остуди их - поморозь немножко.

Дети хором просят «Деда Мороза» заморозить им носик (ротик, щечки, лобик, ушки, ручки, ножки)!. (-Дед Мороз, Дед Мороз, ты нам носик заморозь!) Они показывают названную часть тела и, как только к ним приближается «Дед Мороз», закрывают нос (рот, щеки, лоб, уши) ладошками, прячут за спину руки, приседают, пряча ножки.

Заморозил вас Дед Мороз? Давайте погреем наши пальчики.

Рассказывает  потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Пальчики у нас попляшут:

Вот они, вот они!

В кулачки мы пальцы спрячем,

В кулачки, в кулачки!

Пальчики опять попляшут:

Вот они, вот они!

Мы ладошками помашем:

«Заходи к нам, заходи!»

Шевелят пальчиками.

Показывают ладошки Деду Морозу.

Сжимают пальцы в кулачки»

Шевелят пальчиками.

Протягивают раскрытые ладошки к Деду Морозу. Сгибают и разгибают ладошки, подзывая Деда Мороза.

- Ой, жарко стало Дедушке Морозу! Он может растаять! Надо дедушку спасать! Дайте ему попить холодной воды.

Воспитатель приносит бутылки с горячей, теплой и холодной водой. Дети трогают бутылки и говорят, какая в них находится вода: холодная, теплая или горячая.

- Молодцы, ребята, нашли бутылку с холодной водой. А сейчас садитесь за столы. Дед Мороз приготовил вам сюрприз.

Дети садятся за столы, на которых воспитатель расставил гуашь и разложил листы с изображением новогодних елочек.

-        Что нарисовано на листе? Правильно, елочка. Покажите, какие круглые шарики на ней висят.

Дети рисуют в воздухе круги: одной рукой, другой, обеими руками одновременно.

-А теперь давайте раскрасим шарики на елке. Дети выполняют задание.

Дети 2—3-х лет раскрашивают шарики пальцами или поролоновыми тампонами. Детям 3—4-х лет можно предложить кисточки или карандаши.

- «Дед Мороз» хвалит детей и предлагает отгадать, какие подарки лежат в его мешке. Дети поочередно опускают в мешок руку, ощупывают подарки («Чупа-чупс», «Киндер-сюрприз», маленькие игрушки и т.п.), затем хором называют то, что лежит в мешке. «Дед Мороз» раздает подарки детям.

- Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Заключение:

-        Наше занятие заканчивается. Давайте скажем Деду
Морозу: «Спасибо! До свидания!»

Занятие 5

Весёлый петрушка

Задачи

  • развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха;
  • закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка - мальчик);
  • закрепление пространственных представлений («верх», «низ»);
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие восприятия, речи и воображения.

Материалы:

  • игрушка (кукла бибабо) «Петрушка»;
  • игрушечный паровозик, с привязанной к нему длинной лентой;
  • бельевая прищепка синего цвета (для каждого мальчика);
  • бельевая прищепка желтого цвета (для каждой девочки);
  • обруч, с привязанными к нему лентами желтого и синего цвета; мягкая игрушка или кукла (для каждого ребенка).

Ход занятия

Приветствие.

-        Ребята, к нам в гости едет веселый Петрушка.

Раздается «гудок паровоза» и в групповую комнату входит воспитатель, который везет куклу на игрушечном паровозике.

«Петрушка» обращается к детям:

-        Здравствуйте, дети! Я - веселая игрушка, а зовут меня...

Дети хором произносят: «Петрушка!»

-        Правильно, угадали! Наверное, вы меня ждали? Ну, тогда давайте играть и веселиться! Кто хочет на моем паровозе прокатиться?

Дети встают друг за другом, берутся одной рукой за ленту, привязанную к паровозику, дружно шагают и поют песенку.

Паровоз, паровоз, маленький блестящий,

Он вагоны повез, будто настоящий.

Кто едет в поезде?

Плюшевые мишки, зайки пушистые,

Кошки да мартышки!

- Вот мы и приехали в страну игр и развлечений! Вставайте в круг. Давайте поиграем с нашими ручками и ножками. Ой, а где же ваши ручки? Спрятались?

Воспитатель и «Петрушка» поют песенку и показывают движения. Дети повторяют за ними.

Где же, где же наши ручки?

Где же наши ручки?

Где же, где же наши ручки?

Нету наших ручек!

Вот, вот наши ручки! Вот наши ручки!

Пляшут, пляшут наши ручки! Пляшут наши ручки!

Где же, где же наши ножки?

Где же наши ножки?

Где же, где же наши ножки?

Нету наших ножек!

Вот, вот наши ножки! Вот наши ножки!

Пляшут, пляшут наши ножки! Пляшут наши ножки!

Где же, где же наши детки?

Где же наши детки?

Где же, где же наши детки?

Нету наших деток!

Вот, вот наши детки! Вот наши детки!

Пляшут, пляшут наши детки! Пляшут наши детки!

Разводят руками, удивленно смотрят друг на друга.

Прячут руки за спину.

Поворачивают ладошки тыльной стороной вверх-вниз.

Ритмично машут ладошками перед собой.

Разводят руками, удивленно смотрят друг на друга.

Садятся на корточки.

Ритмично хлопают ладошками по ногам.

Ритмично топают ногами.

Разводят руками, удивленно смотрят друг на друга.

Прячут лицо в ладошки.

Открывают лицо, улыбаются, покачивают головой.

Пританцовывая, поворачиваются вокруг себя.

Ура! Нашлись наши детки!

Вам мои игры еще не надоели? Тогда все на карусели! А у вас есть билеты? Получите: девочки - желтые, мальчики - синие.

«Петрушка» раздает детям «билеты». Девочки получают желтые прищепки, а мальчики - синие. Дети самостоятельно прикрепляют прищепки на одежду. «Петрушка» обращается к каждому из детей с вопросами: «Какого цвета у тебя билет? Почему?»

Дети отвечают:

- У меня желтый билетик, потому что я девочка.

- У меня синий билетик, потому что я мальчик. «Петрушка» показывает «карусель» (обруч с желтыми и синими лентами), предлагает детям подойти к тем лентам, которые совпадают по цвету с их «билетиками». Дети выбирают себе ленты и называют их цвет.

- Дети, взявшись за ленты, встают в круг. Психолог и «Петрушка» рассказывают потешку и показывают движения. Дети повторяют за ними.

Еле-еле, еле-еле,

завертелись карусели,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите!

Раз, два, раз, два!

Закружилась голова!

Идут медленно.

Идут быстрее.

Бегут.

Переходят на шаг. Останавливаются.

Берутся руками за голову, наклоняют голову вправо-влево.

Делают вращательные движения головой.

Игра повторяется 2-3 раза. Чтобы у детей не закружилась голова, направление каждый раз меняется на противоположное?

При отсутствии обруча и разноцветных лент можно предложить детям встать в круг и взяться за руки.

- Ребята, вы так весело катались на карусели, играли, что вашим игрушкам тоже захотелось поиграть.

Дети выбирают себе игрушки и подходят к взрослому

Педагоги «Петрушка» рассказывают потешку и показывают движения.

Дети повторяют за ними.

Прыгай, прыгай веселей!

Прыгай, прыгай побыстрей!

Вверх, вниз, вверх, вниз!

И немного покружись!

Прыгают с игрушками в руках.

Поднимают игрушку над головой, приседают, ставят игрушку на пол.

Вытягивают руки с игрушкой вперед и кружатся на месте.

Игра повторяется 2-3 раза.

Раздается «гудок паровоза».

- Ребята, паровозик говорит, что нам пора возвращаться. Садитесь быстрее в вагончики. Поехали!

Дети берутся за ленту, привязанную к паровозику, дружно идут и подпевают «Петрушке».

Вот какой паровоз к празднику купили,

Вот какой паровоз детям подарили.

Катится, катится дальняя дорога!

Вдоль нашей комнаты, прямо до порога.

Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Воспитатель и дети благодарят «Петрушку» и паровозик за путешествие и игры. Все прощаются до следующей встречи. Петрушка уезжает.

На повторных занятиях детям предлагается: раскрасить (пальчиком, поролоновым тампоном, кисточкой, карандашом) круги на одежде Петрушки ;  покататься на карусели» с Зелеными и красными лентами, взяв " билеты» соответствующего цвета.

Игра «Доброе утро»

Взрослый вместе с ребёнком напевно произносит текст:

-Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев)

Вы проснулись? (хлопки в ладоши)

- Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа)

Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

- Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек)

Вы проснулись? (хлопки в ладоши)

- Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ)

Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

-Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»)

Вы проснулись? (хлопки в ладоши)

- Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику)

Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

- Доброе утро, мой малыш! Ты проснулся! К солнышку потянулся! (ласково обнимаем малыша, потягиваемся).

Вывод: Данные игры помогут детям и воспитателям пройти адаптацию в детском саду в легкой форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада.

Игры для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада.Актуальность  С поступлением ребенка младшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение в его жизни прои...

"Программа игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада"

Пояснительная записка  Актуальность  С поступлением ребенка младшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, новые т...

Игры для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада

С поступлением ребенка младшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, новые требования поведения, постоянный контакт со све...

Картотека игр для детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада.

Пояснительная запискаС поступлением ребенка младшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, новые требования поведения, постоянный ...

Картотека игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада «Давай поиграем, Малыш»

С поступлением ребенка младшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, новые требования поведения, постоянный контакт со сверстника...