Педагогический проект по формированию основ толерантности в старшей группе "Мы все такие разные"
проект (старшая группа)

Титова Ольга Владимировна

Педагогический прект по формированию основ толерантности в старшей группе "Мы все такие разные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «МЫ ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ».

Актуальность проекта.

Современный этап развития российского общества характеризуется крупномасштабными социально-экономическими изменениями и кардинальными изменениями в сфере духовной жизни. Происходящая трансформация, часто сопровождается ростом антагонизма, агрессивности и конфликтности. Характерной чертой социального взаимодействия в настоящее время становится отказ от принципа уважения человеческого достоинства как приоритета общественной коммуникации, превалирование представлений о собственной исключительности, непонимание. Подобная ситуация стимулирует общество на поиск новых отношений, ориентированных на  сотрудничество и диалог, таких стратегий мышления и деятельности, которые способствовали бы установлению и достижению согласия на различных уровнях взаимодействия, акцентирует внимание на ценностях, формирующих гуманное сознание членов общества, таких как: взаимопонимание, личная ответственность, свобода, абсолютная ценность жизни, милосердие. Все это объективно свидетельствует  о том, что общество осознает необходимость обеспечения толерантного мироустройства.

Толерантность (от лат. tolerantia– терпение)  «означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности» (Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61  Генеральной конференции  ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.).

Значение воспитания толерантного сознания у детей огромно: оно способствует социальной адаптации личности – активному приспособлению человека к окружающей среде.

В ходе анализа научно-педагогической литературы и практического опыта, осмыслении проблемы формирования толерантного поведения детей в условиях ДОУ, нами обнаружено противоречие между осознанием педагогической общественностью необходимостью формирования толерантного поведения у детей дошкольного возраста и отсутствие на практике целенаправленной работы по решения этой проблемы.

Нами разработан проект «Шаг на встречу», в котором представлена система мероприятий по формированию толерантного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: воспитывать у дошкольников потребность и готовность к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, религиозной, социальной принадлежности, а также особенностей мировоззрения, интересов и поведения.

Задачи проекта:

- в работе с детьми: сформировать у детей представления о толерантности, негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме. Воспитывать доброжелательность, активность, взаимопомощь и взаимовыручку.

- в работе с воспитателями: повысить профессиональную компетентность в вопросах нравственного воспитания дошкольников.

- в работе с родителями: повысить компетентность родителей в области нравственного воспитания детей и формирования у детей толерантного поведения. Создать благоприятный психологический микроклимат в семье.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Срок реализация проекта: 9 месяцев, сентябрь-май учебного года.

Критерии эффективности:  будет считаться, чсто проект успешно реализован, если

-педагоги усовершенствуют на свое профессиональное мастерство в вопросах нравственного воспитания дошкольников

- у детей будет сформировано толерантное отношение к убеждениям и взглядам других людей, к различным социальным группам; способности к сотрудничеству внутри коллектива, отрицательное отношение к проявлению агрессии и насилия в любой форме, стремление придти на помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; в группе ДОУ создан благоприятный психологический микроклимат.

- у родителей повысится компетентность в вопросах нравственного воспитания ребенка, гармонизация детско-родительских отношений.

Этапы реализации проекта:

I этап: изучение литературы по данной теме, анкетирование родителей, диагностическое обследование детей, совместное составление плана работы по проекту.

II этап: реализация проекта в образовательную практику.

III этап: анализ результатов по реализации педагогического проекта. диагностическое обследование толерантности детей, анализ проведенных мероприятий, выступление на Совете педагогов, определение дальнейших перспектив данного проекта.

Сроки реализации

Содержание работы

Цель

Первый этап

Сентябрь

-Изучение литературы по данной теме, анкетирование родителей, диагностическое обследование детей, отбор содержания занятий, разработка мероприятий педагогического проекта.

-Пополнение методической литературы.

-Выявление проблем и возможные перспективы их устранения.

-Система мероприятий проекта по взаимодействию с детьми, с семьями.

Второй этап

«Что такое толерантность?»

Октябрь- Ноябрь

-Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие в страну Толерантность».

- Беседы: «Я, другие люди и наши способности», «Все мы разные и это прекрасно!», «Разговор о добре и милосердии», «Встречают по одёжке – провожают по уму».

- Анализ сказок толерантного поведения героев; русские народные сказки «Два козлика», «Рукавичка», «Зимовье зверей», сказки Г. Х. Андерсона «Гадкий утенок», «Ганс Чурбан», «Дюймовочка», Г. Х. Андерсона «Истинная правда, «Прыгуны», «Ребячья болтовня», «Свинопас», «Чайник», «Злой князь», «Дикие лебеди».

- Анализ пословиц и поговорок о толерантности.

-Этические беседы.

-просмотр мультфильмов о толерантности.

-Прослушивание и анализ песен о доброте и дружбе.

-Консультация для воспитателей «Формирование толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования»

-Итоговое мероприятиеАкция «Твори добро» - показ детьми сказки «Репка» для детей младших групп.

-Расширять представления детей о толерантном поведении.

-Способствовать созданию в семье и группе ДОУ доброжелательной психологической атмосферы.

-Воспитывать у детей толерантное отношение к окружающим людям.

«Человек: его права и обязанности»

Декабрь- Январь

-Беседы «Почему нельзя обижать маленьких и слабых», «Что такое дружба?».

-этические беседы

-просмотр мультфильмов о толерантности.

-Игры на сплочение детского коллектива («Гусеница», «Плот», «Слепой и поводырь»).

-Анализ сказок Ш. Перро «Замарашка», «Золушка», «Хохлик», бр. Гримм «Домовые», «Заяц и ёж», «Юный великан», В. Гауф. «Маленький Мук».

-Анализ пословиц и поговорок о толерантности.

-Консультация для родителей

«Права ребенка – соблюдение их в семье»

-Папка-передвижка «Воспитание без наказания».

-Привлечение родителей к организации и проведению благотворительной акции «Твори добро».

-Итоговое мероприятие: благотворительная акция «Твори добро» - строим с детьми и родителями постройки изо льда и снега на участке малышей.

-Формировать у детей элементарные представления о правовом поведении личности в современном обществе.

-Создавать доброжелательную, толерантную атмосферу в группе ДОУ и семье.

-Воспитывать у детей толерантное отношение к окружающим людям.

«Многонациональность России- богатство нашей страны»

Февраль-Март

-Непосредственная образовательная деятельность «Мы - дети планеты Земля», «Такие разные люди»,

 -Беседы «Обычаи и традиции народов России», «О вкусах не спорят».

-Этические беседы

- просмотр мультфильмов о толерантности.

-Игры народов мира: «Чехорда», «Аист и лягушка», «Акса-таук», «Гнездо черепахи», «Укради знамя», «Баг-Чал», «Прятки по-американски», «Балтени», «Беляк», «Калабаса», «Бег с платком», «Белая палочка», «Рыбки в неводе», «Бег по следу», «Турецкие шашки», «Голландские прятки», «Дракон». Знакомство с пословицами и поговорками народов мира, игра-путешествие «Волшебный поезд»

-Чтение художественной литературы знакомство со сказками народов мира «Метелица» (нем. нар. сказка), «разумная дочь» (бел.сказка), «Волк простофиля» (бурятская народная сказка), «Олень и волк» (эстонская народная сказка), «Три поросенка», «Волшебный камешек», с пословицами, поговорками.

-Выставка рисунков «Дети нашей страны»

-Папка-передвижка «Пословицы и поговорки о доброте и толерантности»

-Привлечение родителей к подбору материала по теме месяца, организации выставки поделок.

-Привлечение родителей к проведению итогового мероприятия.

-Итоговое мероприятие: выставка поделок «Национальные игрушки народов России»

  1. -Расширять знания детей о культурном богатстве и этническом разнообразии народов нашей Родины.
  2. -Формировать у детей толерантного отношения к окружающим людям.
  3. -Создавать доброжелательную, толерантную атмосферу в группе и семье.

«Великая Победа»

Апрель

- Непосредственная образовательная деятельность «Наша страна – Россия, «Подвиг наших прадедушек и прабабушек на войне», просмотр видеороликов о ВОВ.

-Беседы «Что такое война?», «О подвиге русских солдат на войне», «Почему войну называют великой бедой?».

- Этические беседы.

- Просмотр мультфильмов о толеранитности.

- Чтение рассказов и стихотворений о войне Л. Кассиль «Твои защитники», А. Митяев «Книга будущих командиров», З. Александрова «Дозор», анализ пословиц и поговорок.

-Сюжетно-ролевые игры «Солдаты», «Летчики», «Пограничники».

- прослушивание и разучивание песен о войне. Праздник «День победы».

-Продуктивная деятельность «Открытка ко Дню победы», «Салют победы».

-Конкурс «Лучшая открытка ко Дню Победы»

-Привлечение родителей к подбору материала по теме, организации фотовыставки.

-Поручение родителям сводить детей на парад, посвященный Дню Победы.

-Итоговое мероприятие выставка семейных фотографий «Наши прабабушки и прадедушки на войне»

-Презентация проекта: развлечение «Мы разные. Но мы вместе!»

  1. -Расширять представление детей об исторических событиях 1941-1945 года (причины, последствия).
  2. -Создавать доброжелательную, толерантную атмосферу в группе и семье.
  3. -Воспитывать у детей чувство сопереживание, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Третий этап

Май

-Анкетирование родителей.

 -Диагностическое обследование детей.

-Анализ проведенных мероприятий.

-Выступление на Совете педагогов.

-Определение дальнейших перспектив данного проекта.

Продукты проекта:

- «Взаимодействие с детьми. Художественная литература»,

- «Взаимодействие с детьми. Сценарии педагогических мероприятий, игры, беседы»

- «Взаимодействие с воспитателями»

- «Взаимодействие с родителями»

Научно-методическое сопровождение проекта:

  1. Абдулкаримов Г. Г. Об опыте работы по формированию у детей этнической толерантности. М. «МГУ» 2002.- 249.
  2. Абульханова – Славская К. А. Стратегия жизни. М. «Педагогика» 2000. – 304 с.
  3. Акавова С. С. Преодоление конфликтных ситуаций как одна из форм проявления толерантности в учебно-воспитательном процессе. М. «МГУ» - с. 250.
  4. Асмолов А.Г. Слово о толерантности. М. «МГУ» 2001. – 129 с.
  5. Богданова В. Формирование межэтнической толерантности. /М. «Университет» 2007. – 255 с.
  6. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М. «Психология» 2002. – 277 с. 
  7. Ватаман В. П. Воспитание детей на тардициях народной культуры. \Волгоград. 2008. – 304 с.
  8. Гурьянов А. Воспитание толерантной личности. М. «Логос» 2008.- 225 с.
  9. Декларация прав ребенка. Основные международные документы. М.,1992 г.
  10.  Красько В. М. «Социально-нравственное развитие личности дошкольника в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения» Братск 2007. – 37 с.
  11. Микляева н. В. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. М. Айрис Пресс. 2009. – 356 с.
  12. Погодина А.А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. М. «Академия». 2006. – 189 с.
  13. Степанов П.В. Воспитание детей в духе толерантности. М. «Аванта» 2007. – 224 с.
  14. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе(2001-2005 годы)». – М., 2001. – с. 1 - 8.
  15. Шустова Л.П. Воспитание толерантности. М. «Логос». 2006. – 277 с.
  16.  Черенкова Е. Уроки этикета и вежливости для детей.М. Рипол Классик. 2006. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения».

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсут...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения»

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА Участники проекта:дети старшего дошкольного возраста,родители воспитанников,воспитатели группы «Почемучки»,старший воспитатель,руководитель изостудии,музыкальный руковод...

Программа по самообразованию. Тема: "Формирование основ толерантности старших дошкольников посредством социокультурных ценностей".

В Программе обоснована актуальность проблемы воспитания толерантной культуры, разработаны основные этапы и направления реализации программы по теме самообразования....

Педагогический проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.

БЕЗОПАСНОСТЬ! Это основа основ современного мира. Дети беззащитны перед агрессивной средой и не умеют защитить себя, своё здоровье, окружающих. Мы, взрослые, родители и педагоги обязаны научить , объя...

презентация педагогического проекта по формированию основ ЗОЖ у старших дошкольников

проект направлен на формирование у дошкольников основ  ЗОЖ, создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья , выполнению правил здоровьесбережени...

Педагогический проект по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников «Финансовая наука»

В нашем мире ребёнок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое: «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», ...

Педагогический проект. Тема: "Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения"

Создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей наыыков безопасного осознанного поведения на улицах города....