Программа по самообразованию. Тема: "Формирование основ толерантности старших дошкольников посредством социокультурных ценностей".
методическая разработка (старшая группа) на тему

кашаева елена николаевна

В Программе обоснована актуальность проблемы воспитания толерантной культуры, разработаны основные этапы и направления реализации программы по теме самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_samoobrazovaniyu_kashaeva_e.n.docx50.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26»

             

Утверждена

пр. №     от         г.

Заведующая МБДОУ «Детский сад  № 26»

____________  М.В.Жаркова

Программа по самообразованию

воспитателя

Кашаевой Елены Николаевны

на период с 2014 по 2015 г. г.

                               

                               

                                                                                                           

                                                               

                                                                      г. Арзамас, 2014 г.

«… Я чувствую себя в праве сказать: да здравствует самообразование во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами.»

И. К. Чуковский.

Пояснительная записка

Развитие личности педагога неразрывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих знаний. Эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой воспитателя, его самообразованием. Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. На современном этапе развития дошкольного образования в связи с введением в действие ФГОС возникла необходимость внедрения программно-методического обеспечения образования нового поколения. В данный переходный период современный воспитатель обязан своевременно знакомиться с новациями, пополнять свои знания, применяя на практике новые образовательные технологии. Полученные знания помогут адаптироваться ему в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми.

 Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования   требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний.

Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребенка. Только путем самообразования и творческих поисков педагог придет к своему мастерству.

Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово.

 

Методическая тема самообразования: «Формирование основ толерантности старших дошкольников посредством социокультурных ценностей».

Цели: 

  1. Разработать систему мероприятий по формированию основ толерантности у старших дошкольников через организацию социально-культурной деятельности.
  2. Повысить уровень профессионального мастерства и творческого потенциала.

Задачи:

  1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической                  литературы по выбранной теме;
  2. Определить основные направления деятельности и этапы в процессе самообразования.
  3. Создать развивающую предметно-пространственную среду, обеспечивающую реализацию мероприятий по формированию основ толерантности у детей.
  4. Сформировать у детей основы толерантного сознания, общую культуру межличностного общения, развивать их социальные и нравственные качества.
  5. Сформировать мотивационную готовность родителей к реализации системы формирования у детей седьмого года жизни основ толерантности.
  6. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  7. Разработать тренинг толерантности для родителей.
  8. Провести самоанализ реализации программы саморазвития;
  9. Обобщить свой педагогический опыт для выявления перспектив дальнейшей деятельности. 

Актуальность

     Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает как норма социального действия. Согласно новой концепции Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. № 1155г. Москва «Об утверждении ФГОС ДО) одной из образовательных задач является:

Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие XXI века объявлено «десятилетием мира и ненасилия в интересах всех детей планеты». Речь идет о создании мировой цивилизации, ориентированной на мир, ненасилие, толерантность, где приоритетом выступают общечеловеческие ценности: жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности; воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Термин «толерантность» определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Такая терпимость издавна считалась признаком высокого духовного и интеллектуального развития личности и общества в целом. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы, педагоги, должны довести до сознания детей то, что люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. Другими словами, нужно, первую очередь, воспитывать в детях социокультурную толерантность. Еще А.Н. Леонтьев считал, что дошкольный возраст является первым периодом рождения личности и вхождением ее в социум. Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают. Поэтому, необходимо сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями целостности личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.

Теоретическая основа проблемы толерантности. 

Педагогические идеи толерантности содержатся в работах многих педагогов прошлого и настоящего. Так, представителями свободного воспитания в лице Ж.-Ж.Руссо, М.Монтессори пронизаны доверием к личностному развитию ребенка, предоставлением ему полной свободы, которые возможно идеально осуществить в изоляции от общества. 

Особый интерес с точки зрения внедрения в педагогическую практику принципов толерантности отводится вальдорфской педагогике, основанной на принципах Р.Штейнера.

Противоречивыми можно назвать взгляды Л.С.Выгодского по отношению к педагогике толерантности. С одной стороны, Л.С.Выгодским высказывается жесткая позиция в отношении взаимодействия между педагогом и детьми, преподавание сравнивается с «войной», с другой стороны – декларируются гуманистические идеи в отношении обучения и воспитания детей.

В основе взглядов В.А.Сухомлинского также лежат гуманистические идеи толерантности.

В современной литературе теоретический анализ и обоснование понятия «толерантность» были сделаны в работах академика А.Г. Асмолова.

Б.Э.Риэрдон разработана концепция по толерантному обучению в школе, развитию толерантности у детей и педагогов. 

Виды деятельности в процессе самообразования:

  • Обзор в интернете научной информации по педагогике, психологии.
  • Посещение семинаров, тренингов, конференций;
  • Дискуссии, обмен опытом с коллегами;
  • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
  • Изучение нормативно-правовой базы дошкольного образования;
  • Участие и  проведение городского методического объединения;
  • Изучение научно-методической литературы по теме самообразования;
  • Изучение и анализ современных педагогических технологий и инноваций, разработанных в соответствии с ФГОС ДО.
  • Участие в публикациях сетевого педагогического сообщества: в Интернете, на сайте МБДОУ, в научных сборниках ННГУ им. Н.И.Лобачевского.
  • Участие в конкурсах профессионального мастерства муниципального, регионального и федерального уровней.
  • Сотрудничество с родителями воспитанников (законными представителями) в целях повышения свой профессиональной компетентности.

Планируемый результат по реализации программы самообразования:

1. Педагог владеет способностью постоянно повышать свою профессиональную компетентность по данной проблеме.

2. Разработана и реализована система эффективного формирования основ толерантности у старших дошкольников посредством социокультурных ценностей.

     3. Усилена взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений               между семьей и детским садом.

    4. Педагог способен обобщать и распространять свой педагогический   опыт.

    5. Самоанализ педагогической деятельности по программе саморазвития.

                                           

                                                      Этапы самообразования.

                                    Сроки реализации: 2014-2015 гг.

Этапы

Задачи

Направления деятельности

Срок

1 этап.

Информационно–аналитический.

1.Повысить личностно – профессиональную компетентность.

2.Совершенствовать уровень аналитических навыков.

3.Изучить состояние выбранной проблемы.

1.Изучение научно-методической литературы по проблеме, анализ интернет-ресурсов по выбранной теме.

2.Поиск адресов передового опыта воспитателей МБДОУ города, страны, работающих по проблеме.

Обсуждение вопросов актуальности проблемы на сегодняшний день.

Сентябрь,

2014г.

2этап. Целеполагание

1.Определить цели и задачи, содержание практической деятельности; средств и методов работы по формированию основ толерантности детей старшего дошкольного возраста.

1. Выбор конкретных методов и приёмов.

 2. Подбор наиболее эффективных методик и технологий.

 

Сентябрь, 2014г.

3. этап Диагностический.

Проведение входящей диагностики воспитанников для изучения исходного уровня сформированности основ толерантности.

Подбор диагностического инструментария (диагностические задания)

Октябрь, 2014 г.

4. этап. Опытно – экспериментальный.

1.Апробировать собственную стратегию по выбранной теме.

1.Внедрение методов, средств и форм работы.

2.Адаптировать изученную технологию.

Ноябрь- 2014г.- Январь, 2015г.

5. этап. Подготовка к презентации работы.

Разработать методические рекомендации по воспитанию толерантности детей старшего дошкольного возраста.

Построение последовательности основных направлений данного этапа.

Февраль, 2015г.

6. этап. Презентация работы.

Продемонстрировать опыт своей деятельности по данной проблеме.

1.Защита методических разработок на педсовете МБДОУ, на сайте ДС, в сетевом педагогическом сообществе, на семинарах муниципального и регионального уровнях.

2. Проведение открытых мероприятий, позволяющих оценить уровень сформированности основ толерантности у старших дошкольников.

Март-апрель, 2015г.

7 этап.

Итогово-обобщающий.

1. Систематизировать продуктивность и результативность своей деятельности.

1. Итоговая диагностика воспитанников.

2.Самоанализ деятельности за 2014-2015г.г.

3.Обсуждение конечных результатов, разработка стратегии дальнейшей деятельности по проблеме.

Май, 2015г

       

               Этапы реализации программы самообразования с 2014г. - 2015 г.

Этапы работы

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

Сроки отчета

1.Подготови

тельный.

1.Изучение научно-методической литературы:

- регулярный обзор периодических изданий методической литературы;

- приобретение и использование в работе методических новинок;

- просмотр интернет - ресурсов.

- участие в мастер-классах, семинарах, ГМО.

- посещение курсов повышения квалификации.

В ходе анализа научно – методической литературы и имеющегося практического опыта по данной теме были выбраны такие педагогические технологии:

- Востружина Т. М. «Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения»;

- Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»;

- Макарова Т. В., Ларионова Г. В. «Толерантность и правовая культура дошкольников».

2. Подбор диагностического инструментария (адаптивная методика Е. Н. Николаевой, М. Л. Поведенок: индивидуальная беседа, наблюдения…

3.Разработка и отбор игрового и дидактического материала по формированию толерантности у старших дошкольников:

- подготовка дидактических игр и пособий;

- составление картотеки подвижных игр народов мира; картотеки сказок народов мира;

- изготовление национального (украинского) костюма для уголка ряженья.

4. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе:

- выставка предметов, изделий, фигурок других стран (Египет, Греция, Турция, Франция).

- мини-музей «Куклы в национальных костюмах»;

- создание уголка в группе «Я – гражданин России».

5. Разработка перспективного планирования по формированию основ толерантности старших дошкольников посредством социокультурных ценностей.

Формирование теоритической базы.

Формирования папки, электронной базы методических материалов.

Накопление научно-теоретических материалов по теме самообразования.

Проведение мониторинга.

Пополнение практического и дидактического материалов.

Расширение и обогащение знаний детей.

Система работы по данному направлению.

Сентябрь, 2014г.

Сентябрь-октябрь, 2014г.

Октябрь, 2014г.

В течении года.

В течении года.

Март-май, 2015г.

2.Реализационный.

3. Итоговый этап.

1. Работа с детьми.

1.1 Проведение мониторинга.

1.2 Мероприятия с детьми:

- беседы о дружбе и друзьях, о добре и зле, беседа о праздниках разных народов; об уважении к традициям разных народов мира; о жизни детей других стран, беседы на темы «Чуткость и доброжелательность», «Почему нам не нравятся люди, которые лгут», «Мы все разные, мы все равные».

- НОД по теме: «Мы- дети планеты Земля»;

- НОД по теме: «Семья –это важно»;

- НОД по теме: «Край родной –навек любимый»;

- Фольклорный праздник «Ярмарка»;

- НОД по развитию речи и общению «Если добрый ты»,

- НОД по сказкотерапии «Уроки доброты»;

- Викторины «Национальные костюмы»; «Сказки зарубежных писателей»;

- дидактические игры: «Кривое зеркало –отличия», «Жилище разных народов», «Искусства мира», «Народные промыслы и ремесла», «Подбери одежду», «Найди пару» (одежда разных народов); «Кто в какой стране живет», «Иностранец», «Узнай наш герб» (флаг, гимн);

- сюжетно-ролевые: «Башня мира», «Готовимся к празднику», «Детский сад»;

- подвижные игры народов мира (см. картотеку).

- Чтение сказок народов мира (см. картотеку) и художественной литературы: В. Осеева «Три товарища», Л. Кузьмина «Дом с колокольчиком», М. Фомина «Подруги».

-театрализованная деятельность по темам «Друг всегда придет на помощь», «Как поссорились Солнце и Луна», «Как вести себя на улице», «Театр», театрализованное представление по латышской народной сказке «Дедов совет».

- Тематические праздники по календарю («Широкая Масленица», «Чудеса в Рождественский сочельник», Светлая Пасха», «День Смеха», «День Матери», «День защитника Отечества»..);

- Психогимнастика (этюды и упражнения): «Подарок», «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы», «Мое настроение», «Веселый – грустный», «Комплименты», «Солнышко милосердия», «Добрый лесник».

- игровые тренинги «Давайте жить дружно», «Я всех люблю», «Приветствия и жесты разных стран», «Давайте поздороваемся на разных языках»,

- Продуктивная деятельность:

Рисование на темы «Кукла в национальном костюме», «Цветок милосердия», «Дружат дети на планете».

- Использование ИКТ при работе с детьми:

Слушание музыки народов мира,

Просмотр мультфильмов «Смешарики. Азбука доброжелательности».

- Экскурсия в истор.музей им. А. П. Гайдара на выставку «Народные промыслы. Хохлома и Филигрань».

- Экскурсия в краеведческий музей.

- Посещение детской библиотеки. Тема «Русская изба».

2. Работа с родителями:

- Родительское собрание (круглый стол): «Воспитание основ толерантности у дошкольников»;

- Тренинг толерантности «Мир эмоций»;

- Участие в региональном конкурсе детского рисунка «Мир красками детства» (совместная работа взрослого и ребенка). Тема: «Дети разных народов, мы мечтою о мире живем»;

-  Анкетирование «Воспитание толерантности детей 5- 6 лет»;

- Распространение брошюр, памяток «Правила толерантного общения». 

        

- Выставки педагогической и детской художественной литературы;

- Оформление папки – передвижки «В гармонии с ребенком»;

-Консультации «Как воспитать толерантного человека?», «Как помочь ребенку стать добрым и отзывчивым»;

- Оформление информационного стенда по теме «Толерантность».

- Подготовка для размещения на сайте ДОУ материалов по проведению мероприятий, связанных с воспитанием толерантности.

- Привлечение родителей к организации выставки фигурок и аксессуаров из других стран.

- Семинар-практикум «Толерантность и разрешение конфликтов».

3. Работа с педагогами:

- Доклад-сообщение на педсовете «Задачи формирования толерантности у детей 7-го года жизни»,

- Семинар-практикум «Толерантность как проблема воспитания старших дошкольников»;

- Выставка новинок методической литературы, освещающие вопросы толерантности у старших дошкольников;

- Консультации: «Разрешение конфликтных ситуаций с детьми и родителями в воспитательной работе», «Толерантность – дорога к миру», «Как воспитать толерантность?»

- Открытые показы НОД по данной теме: ««Мы- дети планеты Земля»;

- Презентация своей работы по данному направлению.

- . Публикация статьи в сборнике ННГУ им. Н.И.Лобачевского,

- Посещение городских методических объединений.

1. Размещение своих методических разработок на педагогических сайтах и участие в интернет-конкурсах педагогического мастерства.

2. Отчёт о реализации программы по самообразованию на педсовете.

Первичная диагностика.

Проявление добрых чувств к родным и окружающим;

Проведение занятий с детьми, усвоение и закрепление знаний.

Проведение игр с детьми.

Освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

Решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

Эмоционально выражать свое отношение к персонажам игр – инсценировок.

Знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; в том числе проведение народных праздников.

Воспитание гуманных отношений между детьми.

Организация «мастер-класса» для детей.

Развитие творческих способностей детей.

Развивать умение слушать, оценивать поступки и определять характер героев, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе.

Формирование патриотических качеств у старших дошкольников.

Совместная работа воспитателя с родителями.

Принять участие в совместной работе с ребенком.

Проведение анкетирования, обработка данных.

Формирование толерантного сознания.

Ознакомить с новинками пед. лит-ры по теме «толерантность».

Дополнить теоритическую информацию по проблеме толерантности. Предложить практические материалы.

Ознакомление с деятельностью по формированию толерантности.

Выставка «Национальные символы».

Обсуждение актуальных вопросов.

Обсуждение вопросов актуальности проблемы на сегодняшний день.

Познакомить с новинками методич. литературы.

Совершенствование системы воспитания толерантности у детей.

Демонстрация опыта своей деятельности по данной проблеме.

Обмен опытом среди коллег.

Распространения опыта работы на педсообществе.

Результаты изучения темы.

Сентябрь, 2014г.

В течении года 2014г.

Ноябрь, 2014г.

Декабрь, 2014г.

Январь, 2015г.

Февраль, 2015г.

В течении года.

В течении года.

Февраль, 2015г.

По календарю

Март, 2015г.

Апрель, 2015г.

В течении года.

В течении года.

Декабрь, 2014г.

Февраль, 2015г.

Апрель, 2015г.

Октябрь, 2014г.

Ноябрь, 2014г.

Ноябрь, 2014г.

Январь, 2015г.

Февраль, 2015г.

Март, 2015г.

В течении года.

В течении года.

Апрель, 2015г.

Май, 2015г.

Сентябрь, 2014г.

Ноябрь, 2014г.

В течении года.

Январь, 2015г.

Февраль, 2015г.

Апрель, 2015г.

Март, 2015г.

Март, 2014г.

В течении года.

Май, 2015г.

                                       

                                             

                                       Программа мониторинга.

       В межаттестационный период необходимо отслеживать и проверять свою компетентность и уровень знаний по выбранной теме. С этой целью необходимо проведение мониторинга педагогической деятельности.

Цель мониторинга: Отслеживание эффективности инновационных технологий по формированию основ толерантности у старших дошкольников через организацию социокультурной деятельности в межаттестационный период.

Задачи мониторинга:

1. Проверить эффективность методов, приемов формирования толерантности у старших дошкольников посредством социокультурных ценностей;

 2. Проанализировать результат деятельности.

3. Провести самооценку педагогической деятельности.

1

Эффективность методов, приемов и форм.

Показатели результата воспитанности, уровня сформированности умений и навыков детей.

2

Анализ результата педагогической деятельности.

Мониторинг результата обучения дошкольников.

3

Рефлексия

Профессионализм («вопросы себе как педагогу»).

   Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений.

Лучшим показателем своей работы выступают следующие результаты:

  - повышение уровня профессиональной компетентности по вопросам                              формирования основ толерантности старших дошкольников;

  - участие в сетевом сообществе воспитателей ДОУ.                            

- повышение уровня образованности воспитанников;                                                                                                                      

- увеличение  количества воспитанников, участвующих в различных   конкурсах, мероприятих;                              

- участие в городских методических объединениях, конференциях;                                                                                      

- организация и проведение открытых мероприятий образовательной деятельности;                                                                                              

- выступление на городских методических объединениях семинарах, педсоветах с сообщениями;                                                                                

- создание личного портфолио, портфолио детей;                                                                                                                                 

- повышение квалификации (высшая квалификационная категория);

- внедрение, обобщение и распространение опыта работы на уровне МБДОУ, города, страны.

- организация и обработка публикаций по распространению педагогического опыта разработанной темы программы самообразования.


                                                       Список учебной и

научно-методической литературы

  1. Арушанова А. Детские диалоги// Обруч – 1999. - №5. – с.20-27.
  2. Андреенко Т.А., Алекинова О. В. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. -96с.
  3. Бобинова С. Приемы воспитания толерантности // Педагогическая техника – 2008. - №5. – с.40-43
  4. Воспитание индивидуальности. Учебно-методическое пособие под ред. Степанова Е.Н. // Москва . Творческий центр. 2005г.
  5. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.62 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М.: МГУ, 2001.
  6. “Конвенция о правах ребенка”. 1989 г.
  7. Панфилова М.А. Игротерапия общения // Москва , 2001 г.
  8. Сборник упражнений в рамках программы «Образование ххi века: Толерантная среда», Ижевск, 2008
  9.  Семейный кодекс Российской федерации 1995 г.
  10. Строгонова Л.В “Воспитание толерантности” М. 2007 г.
  11. «Федеральные государственными образовательный стандарт дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки РФ от17 октября 2013г., регистрационный № 30384 от 14 ноября 2013г. МЮ РФ).
  12. Уолдер Майкл. О толерантности // Вопросы философии 1997 - № 9
  13. Эльконин Б.Д. Психология развития // учебное пособие для студентов Вузов. Москва. Издательский центр «Академия» 2001. - 144с

Интернет- ресурсы

  1. www.nerungri.edu.ru
  2. his.1september.ru
  3. www.tolerance.ru

                                                       Список учебной и

научно-методической литературы

  1. Арушанова А. Детские диалоги// Обруч – 1999. - №5. – с.20-27.
  2. Андреенко Т.А., Алекинова О. В. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. -96с.
  3. Бобинова С. Приемы воспитания толерантности // Педагогическая техника – 2008. - №5. – с.40-43
  4. Воспитание индивидуальности. Учебно-методическое пособие под ред. Степанова Е.Н. // Москва . Творческий центр. 2005г.
  5. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.62 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М.: МГУ, 2001.
  6. “Конвенция о правах ребенка”. 1989 г.
  7. Панфилова М.А. Игротерапия общения // Москва , 2001 г.
  8. Сборник упражнений в рамках программы «Образование ххi века: Толерантная среда», Ижевск, 2008
  9.  Строгонова Л.В “Воспитание толерантности” М. 2007 г.
  10. «Федеральные государственными образовательный стандарт дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки РФ от17 октября 2013г., регистрационный № 30384 от 14 ноября 2013г. МЮ РФ).
  11. Уолдер Майкл. О толерантности // Вопросы философии 1997 - № 9
  12. Эльконин Б.Д. Психология развития // учебное пособие для студентов Вузов. Москва. Издательский центр «Академия» 2001. - 144с

Интернет- ресурсы:

  1. www.nerungri.edu.ru
  2. his.1september.ru

15. www.tolerance.ru

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию педагога по теме: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр»

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величи...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА) на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр»

Теоретическая значимость заключается в том, что были обобщены теоретические и практические подходы по проблеме формирования пространственной ориентировки дошкольников с применением дидактических игр и...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр»

Цель: повысить собственный теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, изучить актуальность использования игровых приёмов при формировании элементарных математических пре...

Выступление на тему: "Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр"

Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр...