Программа по самообразованию. Тема: "Формирование основ толерантности старших дошкольников посредством социокультурных ценностей".
методическая разработка (старшая группа) на тему
В Программе обоснована актуальность проблемы воспитания толерантной культуры, разработаны основные этапы и направления реализации программы по теме самообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_samoobrazovaniyu_kashaeva_e.n.docx | 50.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26»
| Утверждена пр. № от г. Заведующая МБДОУ «Детский сад № 26» ____________ М.В.Жаркова |
Программа по самообразованию
воспитателя
Кашаевой Елены Николаевны
на период с 2014 по 2015 г. г.
«… Я чувствую себя в праве сказать: да здравствует самообразование во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами.»
И. К. Чуковский.
Пояснительная записка
Развитие личности педагога неразрывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих знаний. Эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой воспитателя, его самообразованием. Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. На современном этапе развития дошкольного образования в связи с введением в действие ФГОС возникла необходимость внедрения программно-методического обеспечения образования нового поколения. В данный переходный период современный воспитатель обязан своевременно знакомиться с новациями, пополнять свои знания, применяя на практике новые образовательные технологии. Полученные знания помогут адаптироваться ему в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми.
Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний.
Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребенка. Только путем самообразования и творческих поисков педагог придет к своему мастерству.
Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово.
Методическая тема самообразования: «Формирование основ толерантности старших дошкольников посредством социокультурных ценностей».
Цели:
- Разработать систему мероприятий по формированию основ толерантности у старших дошкольников через организацию социально-культурной деятельности.
- Повысить уровень профессионального мастерства и творческого потенциала.
Задачи:
- Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по выбранной теме;
- Определить основные направления деятельности и этапы в процессе самообразования.
- Создать развивающую предметно-пространственную среду, обеспечивающую реализацию мероприятий по формированию основ толерантности у детей.
- Сформировать у детей основы толерантного сознания, общую культуру межличностного общения, развивать их социальные и нравственные качества.
- Сформировать мотивационную готовность родителей к реализации системы формирования у детей седьмого года жизни основ толерантности.
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
- Разработать тренинг толерантности для родителей.
- Провести самоанализ реализации программы саморазвития;
- Обобщить свой педагогический опыт для выявления перспектив дальнейшей деятельности.
Актуальность
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает как норма социального действия. Согласно новой концепции Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. № 1155г. Москва «Об утверждении ФГОС ДО) одной из образовательных задач является:
Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие XXI века объявлено «десятилетием мира и ненасилия в интересах всех детей планеты». Речь идет о создании мировой цивилизации, ориентированной на мир, ненасилие, толерантность, где приоритетом выступают общечеловеческие ценности: жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности; воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Термин «толерантность» определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Такая терпимость издавна считалась признаком высокого духовного и интеллектуального развития личности и общества в целом. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы, педагоги, должны довести до сознания детей то, что люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. Другими словами, нужно, первую очередь, воспитывать в детях социокультурную толерантность. Еще А.Н. Леонтьев считал, что дошкольный возраст является первым периодом рождения личности и вхождением ее в социум. Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают. Поэтому, необходимо сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями целостности личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.
Теоретическая основа проблемы толерантности.
Педагогические идеи толерантности содержатся в работах многих педагогов прошлого и настоящего. Так, представителями свободного воспитания в лице Ж.-Ж.Руссо, М.Монтессори пронизаны доверием к личностному развитию ребенка, предоставлением ему полной свободы, которые возможно идеально осуществить в изоляции от общества.
Особый интерес с точки зрения внедрения в педагогическую практику принципов толерантности отводится вальдорфской педагогике, основанной на принципах Р.Штейнера.
Противоречивыми можно назвать взгляды Л.С.Выгодского по отношению к педагогике толерантности. С одной стороны, Л.С.Выгодским высказывается жесткая позиция в отношении взаимодействия между педагогом и детьми, преподавание сравнивается с «войной», с другой стороны – декларируются гуманистические идеи в отношении обучения и воспитания детей.
В основе взглядов В.А.Сухомлинского также лежат гуманистические идеи толерантности.
В современной литературе теоретический анализ и обоснование понятия «толерантность» были сделаны в работах академика А.Г. Асмолова.
Б.Э.Риэрдон разработана концепция по толерантному обучению в школе, развитию толерантности у детей и педагогов.
Виды деятельности в процессе самообразования:
- Обзор в интернете научной информации по педагогике, психологии.
- Посещение семинаров, тренингов, конференций;
- Дискуссии, обмен опытом с коллегами;
- Систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
- Изучение нормативно-правовой базы дошкольного образования;
- Участие и проведение городского методического объединения;
- Изучение научно-методической литературы по теме самообразования;
- Изучение и анализ современных педагогических технологий и инноваций, разработанных в соответствии с ФГОС ДО.
- Участие в публикациях сетевого педагогического сообщества: в Интернете, на сайте МБДОУ, в научных сборниках ННГУ им. Н.И.Лобачевского.
- Участие в конкурсах профессионального мастерства муниципального, регионального и федерального уровней.
- Сотрудничество с родителями воспитанников (законными представителями) в целях повышения свой профессиональной компетентности.
Планируемый результат по реализации программы самообразования:
1. Педагог владеет способностью постоянно повышать свою профессиональную компетентность по данной проблеме.
2. Разработана и реализована система эффективного формирования основ толерантности у старших дошкольников посредством социокультурных ценностей.
3. Усилена взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом.
4. Педагог способен обобщать и распространять свой педагогический опыт.
5. Самоанализ педагогической деятельности по программе саморазвития.
Этапы самообразования.
Сроки реализации: 2014-2015 гг.
Этапы | Задачи | Направления деятельности | Срок |
1 этап. Информационно–аналитический. | 1.Повысить личностно – профессиональную компетентность. 2.Совершенствовать уровень аналитических навыков. 3.Изучить состояние выбранной проблемы. | 1.Изучение научно-методической литературы по проблеме, анализ интернет-ресурсов по выбранной теме. 2.Поиск адресов передового опыта воспитателей МБДОУ города, страны, работающих по проблеме. Обсуждение вопросов актуальности проблемы на сегодняшний день. | Сентябрь, 2014г. |
2этап. Целеполагание | 1.Определить цели и задачи, содержание практической деятельности; средств и методов работы по формированию основ толерантности детей старшего дошкольного возраста. | 1. Выбор конкретных методов и приёмов. 2. Подбор наиболее эффективных методик и технологий.
| Сентябрь, 2014г. |
3. этап Диагностический. | Проведение входящей диагностики воспитанников для изучения исходного уровня сформированности основ толерантности. | Подбор диагностического инструментария (диагностические задания) | Октябрь, 2014 г. |
4. этап. Опытно – экспериментальный. | 1.Апробировать собственную стратегию по выбранной теме. | 1.Внедрение методов, средств и форм работы. 2.Адаптировать изученную технологию. | Ноябрь- 2014г.- Январь, 2015г. |
5. этап. Подготовка к презентации работы. | Разработать методические рекомендации по воспитанию толерантности детей старшего дошкольного возраста. | Построение последовательности основных направлений данного этапа. | Февраль, 2015г. |
6. этап. Презентация работы. | Продемонстрировать опыт своей деятельности по данной проблеме. | 1.Защита методических разработок на педсовете МБДОУ, на сайте ДС, в сетевом педагогическом сообществе, на семинарах муниципального и регионального уровнях. 2. Проведение открытых мероприятий, позволяющих оценить уровень сформированности основ толерантности у старших дошкольников. | Март-апрель, 2015г. |
7 этап. Итогово-обобщающий. | 1. Систематизировать продуктивность и результативность своей деятельности. | 1. Итоговая диагностика воспитанников. 2.Самоанализ деятельности за 2014-2015г.г. 3.Обсуждение конечных результатов, разработка стратегии дальнейшей деятельности по проблеме. | Май, 2015г |
Этапы реализации программы самообразования с 2014г. - 2015 г.
Этапы работы | Содержание деятельности | Предполагаемый результат | Сроки отчета |
1.Подготови тельный. | 1.Изучение научно-методической литературы: - регулярный обзор периодических изданий методической литературы; - приобретение и использование в работе методических новинок; - просмотр интернет - ресурсов. - участие в мастер-классах, семинарах, ГМО. - посещение курсов повышения квалификации. В ходе анализа научно – методической литературы и имеющегося практического опыта по данной теме были выбраны такие педагогические технологии: - Востружина Т. М. «Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения»; - Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»; - Макарова Т. В., Ларионова Г. В. «Толерантность и правовая культура дошкольников». 2. Подбор диагностического инструментария (адаптивная методика Е. Н. Николаевой, М. Л. Поведенок: индивидуальная беседа, наблюдения… 3.Разработка и отбор игрового и дидактического материала по формированию толерантности у старших дошкольников: - подготовка дидактических игр и пособий; - составление картотеки подвижных игр народов мира; картотеки сказок народов мира; - изготовление национального (украинского) костюма для уголка ряженья. 4. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе: - выставка предметов, изделий, фигурок других стран (Египет, Греция, Турция, Франция). - мини-музей «Куклы в национальных костюмах»; - создание уголка в группе «Я – гражданин России». 5. Разработка перспективного планирования по формированию основ толерантности старших дошкольников посредством социокультурных ценностей. | Формирование теоритической базы. Формирования папки, электронной базы методических материалов. Накопление научно-теоретических материалов по теме самообразования. Проведение мониторинга. Пополнение практического и дидактического материалов. Расширение и обогащение знаний детей. Система работы по данному направлению. | Сентябрь, 2014г. Сентябрь-октябрь, 2014г. Октябрь, 2014г. В течении года. В течении года. Март-май, 2015г. |
2.Реализационный. 3. Итоговый этап. | 1. Работа с детьми. 1.1 Проведение мониторинга. 1.2 Мероприятия с детьми: - беседы о дружбе и друзьях, о добре и зле, беседа о праздниках разных народов; об уважении к традициям разных народов мира; о жизни детей других стран, беседы на темы «Чуткость и доброжелательность», «Почему нам не нравятся люди, которые лгут», «Мы все разные, мы все равные». - НОД по теме: «Мы- дети планеты Земля»; - НОД по теме: «Семья –это важно»; - НОД по теме: «Край родной –навек любимый»; - Фольклорный праздник «Ярмарка»; - НОД по развитию речи и общению «Если добрый ты», - НОД по сказкотерапии «Уроки доброты»; - Викторины «Национальные костюмы»; «Сказки зарубежных писателей»; - дидактические игры: «Кривое зеркало –отличия», «Жилище разных народов», «Искусства мира», «Народные промыслы и ремесла», «Подбери одежду», «Найди пару» (одежда разных народов); «Кто в какой стране живет», «Иностранец», «Узнай наш герб» (флаг, гимн); - сюжетно-ролевые: «Башня мира», «Готовимся к празднику», «Детский сад»; - подвижные игры народов мира (см. картотеку). - Чтение сказок народов мира (см. картотеку) и художественной литературы: В. Осеева «Три товарища», Л. Кузьмина «Дом с колокольчиком», М. Фомина «Подруги». -театрализованная деятельность по темам «Друг всегда придет на помощь», «Как поссорились Солнце и Луна», «Как вести себя на улице», «Театр», театрализованное представление по латышской народной сказке «Дедов совет». - Тематические праздники по календарю («Широкая Масленица», «Чудеса в Рождественский сочельник», Светлая Пасха», «День Смеха», «День Матери», «День защитника Отечества»..); - Психогимнастика (этюды и упражнения): «Подарок», «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы», «Мое настроение», «Веселый – грустный», «Комплименты», «Солнышко милосердия», «Добрый лесник». - игровые тренинги «Давайте жить дружно», «Я всех люблю», «Приветствия и жесты разных стран», «Давайте поздороваемся на разных языках», - Продуктивная деятельность: Рисование на темы «Кукла в национальном костюме», «Цветок милосердия», «Дружат дети на планете». - Использование ИКТ при работе с детьми: Слушание музыки народов мира, Просмотр мультфильмов «Смешарики. Азбука доброжелательности». - Экскурсия в истор.музей им. А. П. Гайдара на выставку «Народные промыслы. Хохлома и Филигрань». - Экскурсия в краеведческий музей. - Посещение детской библиотеки. Тема «Русская изба». 2. Работа с родителями: - Родительское собрание (круглый стол): «Воспитание основ толерантности у дошкольников»; - Тренинг толерантности «Мир эмоций»; - Участие в региональном конкурсе детского рисунка «Мир красками детства» (совместная работа взрослого и ребенка). Тема: «Дети разных народов, мы мечтою о мире живем»; - Анкетирование «Воспитание толерантности детей 5- 6 лет»; - Распространение брошюр, памяток «Правила толерантного общения».
- Выставки педагогической и детской художественной литературы; - Оформление папки – передвижки «В гармонии с ребенком»; -Консультации «Как воспитать толерантного человека?», «Как помочь ребенку стать добрым и отзывчивым»; - Оформление информационного стенда по теме «Толерантность». - Подготовка для размещения на сайте ДОУ материалов по проведению мероприятий, связанных с воспитанием толерантности. - Привлечение родителей к организации выставки фигурок и аксессуаров из других стран. - Семинар-практикум «Толерантность и разрешение конфликтов». 3. Работа с педагогами: - Доклад-сообщение на педсовете «Задачи формирования толерантности у детей 7-го года жизни», - Семинар-практикум «Толерантность как проблема воспитания старших дошкольников»; - Выставка новинок методической литературы, освещающие вопросы толерантности у старших дошкольников; - Консультации: «Разрешение конфликтных ситуаций с детьми и родителями в воспитательной работе», «Толерантность – дорога к миру», «Как воспитать толерантность?» - Открытые показы НОД по данной теме: ««Мы- дети планеты Земля»; - Презентация своей работы по данному направлению. - . Публикация статьи в сборнике ННГУ им. Н.И.Лобачевского, - Посещение городских методических объединений. 1. Размещение своих методических разработок на педагогических сайтах и участие в интернет-конкурсах педагогического мастерства. 2. Отчёт о реализации программы по самообразованию на педсовете. | Первичная диагностика. Проявление добрых чувств к родным и окружающим; Проведение занятий с детьми, усвоение и закрепление знаний. Проведение игр с детьми. Освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия; Решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях; Эмоционально выражать свое отношение к персонажам игр – инсценировок. Знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; в том числе проведение народных праздников. Воспитание гуманных отношений между детьми. Организация «мастер-класса» для детей. Развитие творческих способностей детей. Развивать умение слушать, оценивать поступки и определять характер героев, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе. Формирование патриотических качеств у старших дошкольников. Совместная работа воспитателя с родителями. Принять участие в совместной работе с ребенком. Проведение анкетирования, обработка данных. Формирование толерантного сознания. Ознакомить с новинками пед. лит-ры по теме «толерантность». Дополнить теоритическую информацию по проблеме толерантности. Предложить практические материалы. Ознакомление с деятельностью по формированию толерантности. Выставка «Национальные символы». Обсуждение актуальных вопросов. Обсуждение вопросов актуальности проблемы на сегодняшний день. Познакомить с новинками методич. литературы. Совершенствование системы воспитания толерантности у детей. Демонстрация опыта своей деятельности по данной проблеме. Обмен опытом среди коллег. Распространения опыта работы на педсообществе. Результаты изучения темы. | Сентябрь, 2014г. В течении года 2014г. Ноябрь, 2014г. Декабрь, 2014г. Январь, 2015г. Февраль, 2015г. В течении года. В течении года. Февраль, 2015г. По календарю Март, 2015г. Апрель, 2015г. В течении года. В течении года. Декабрь, 2014г. Февраль, 2015г. Апрель, 2015г. Октябрь, 2014г. Ноябрь, 2014г. Ноябрь, 2014г. Январь, 2015г. Февраль, 2015г. Март, 2015г. В течении года. В течении года. Апрель, 2015г. Май, 2015г. Сентябрь, 2014г. Ноябрь, 2014г. В течении года. Январь, 2015г. Февраль, 2015г. Апрель, 2015г. Март, 2015г. Март, 2014г. В течении года. Май, 2015г. |
Программа мониторинга.
В межаттестационный период необходимо отслеживать и проверять свою компетентность и уровень знаний по выбранной теме. С этой целью необходимо проведение мониторинга педагогической деятельности.
Цель мониторинга: Отслеживание эффективности инновационных технологий по формированию основ толерантности у старших дошкольников через организацию социокультурной деятельности в межаттестационный период.
Задачи мониторинга:
1. Проверить эффективность методов, приемов формирования толерантности у старших дошкольников посредством социокультурных ценностей;
2. Проанализировать результат деятельности.
3. Провести самооценку педагогической деятельности.
1 | Эффективность методов, приемов и форм. | Показатели результата воспитанности, уровня сформированности умений и навыков детей. |
2 | Анализ результата педагогической деятельности. | Мониторинг результата обучения дошкольников. |
3 | Рефлексия | Профессионализм («вопросы себе как педагогу»). |
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений.
Лучшим показателем своей работы выступают следующие результаты:
- повышение уровня профессиональной компетентности по вопросам формирования основ толерантности старших дошкольников;
- участие в сетевом сообществе воспитателей ДОУ.
- повышение уровня образованности воспитанников;
- увеличение количества воспитанников, участвующих в различных конкурсах, мероприятих;
- участие в городских методических объединениях, конференциях;
- организация и проведение открытых мероприятий образовательной деятельности;
- выступление на городских методических объединениях семинарах, педсоветах с сообщениями;
- создание личного портфолио, портфолио детей;
- повышение квалификации (высшая квалификационная категория);
- внедрение, обобщение и распространение опыта работы на уровне МБДОУ, города, страны.
- организация и обработка публикаций по распространению педагогического опыта разработанной темы программы самообразования.
Список учебной и
научно-методической литературы
- Арушанова А. Детские диалоги// Обруч – 1999. - №5. – с.20-27.
- Андреенко Т.А., Алекинова О. В. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. -96с.
- Бобинова С. Приемы воспитания толерантности // Педагогическая техника – 2008. - №5. – с.40-43
- Воспитание индивидуальности. Учебно-методическое пособие под ред. Степанова Е.Н. // Москва . Творческий центр. 2005г.
- Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.62 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М.: МГУ, 2001.
- “Конвенция о правах ребенка”. 1989 г.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения // Москва , 2001 г.
- Сборник упражнений в рамках программы «Образование ххi века: Толерантная среда», Ижевск, 2008
- Семейный кодекс Российской федерации 1995 г.
- Строгонова Л.В “Воспитание толерантности” М. 2007 г.
- «Федеральные государственными образовательный стандарт дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки РФ от17 октября 2013г., регистрационный № 30384 от 14 ноября 2013г. МЮ РФ).
- Уолдер Майкл. О толерантности // Вопросы философии 1997 - № 9
- Эльконин Б.Д. Психология развития // учебное пособие для студентов Вузов. Москва. Издательский центр «Академия» 2001. - 144с
Интернет- ресурсы
- www.nerungri.edu.ru
- his.1september.ru
- www.tolerance.ru
Список учебной и
научно-методической литературы
- Арушанова А. Детские диалоги// Обруч – 1999. - №5. – с.20-27.
- Андреенко Т.А., Алекинова О. В. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. -96с.
- Бобинова С. Приемы воспитания толерантности // Педагогическая техника – 2008. - №5. – с.40-43
- Воспитание индивидуальности. Учебно-методическое пособие под ред. Степанова Е.Н. // Москва . Творческий центр. 2005г.
- Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.62 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М.: МГУ, 2001.
- “Конвенция о правах ребенка”. 1989 г.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения // Москва , 2001 г.
- Сборник упражнений в рамках программы «Образование ххi века: Толерантная среда», Ижевск, 2008
- Строгонова Л.В “Воспитание толерантности” М. 2007 г.
- «Федеральные государственными образовательный стандарт дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки РФ от17 октября 2013г., регистрационный № 30384 от 14 ноября 2013г. МЮ РФ).
- Уолдер Майкл. О толерантности // Вопросы философии 1997 - № 9
- Эльконин Б.Д. Психология развития // учебное пособие для студентов Вузов. Москва. Издательский центр «Академия» 2001. - 144с
Интернет- ресурсы:
- www.nerungri.edu.ru
- his.1september.ru
15. www.tolerance.ru
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию педагога по теме: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр»
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величи...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА) на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр»
Теоретическая значимость заключается в том, что были обобщены теоретические и практические подходы по проблеме формирования пространственной ориентировки дошкольников с применением дидактических игр и...
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр»
Цель: повысить собственный теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, изучить актуальность использования игровых приёмов при формировании элементарных математических пре...
План работы по самообразованию педагога по теме: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр» Средняя группа
Формирование элементарных математических представлений у дошкольиков посредством дидактических игр...
План работы по самообразованию по теме: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр»
рзработала план по самообразованию в старшей группе№1...
Индивидуальная программа профессионального самообразования. Тема: "Формирование нравственных качеств у старших дошкольников средствами театрализованной деятельности".
План по самообразованию....
Выступление на тему: "Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр"
Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр...