Выступление на тему: "Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр"
методическая разработка

Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti.docx193.48 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Гумерова Назира Мингалиевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №33» Вашему вниманию представляю свой опыт работы по теме «Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр» (слайд 1)

Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты. Размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. (слайд 2)

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. (слайд 3)

Для решения данной проблемы, мной была поставлена цель: Поспособствовать формированию читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Речь идет не столько об обучении к чтению, а прежде всего формированию интереса к этому процессу, умению и желанию работать с книгой; воспитывать читательскую культуру и грамотность. (слайд 4)

На первом этапе работы мною был проведен мониторинг формирования предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Он показал, что дети затрудняются:  
-  отвечать на вопросы полным текстом;
- в умении называть, комментировать и описывать предметы и действия;
- пересказать текст знакомой сказки;
- составлять буквы в слоги;
- составлять слова по образцу.
(слайд 5)

На первом этапе было проведено анкетирование родителей на выявление роли книги в воспитании ребенка. (слайд 6)

На втором этапе мною была разработана и апробирована серия дидактических игр направленных на формирование предпосылок читательской грамотности.
Игры с элементами на липучках заинтересовали детей, детали не терялись и старшие дошкольники с удовольствием играли следуя всем правилам игр.
(слайд 7)

Родителям был предоставлен фотоотчет с пояснениями в процессе использования дидактических игр. (слайд 8)

Дидактические игры «Бытовая техника», «Времена года», направленны на формирование связной речи старших дошкольников. Ребенку необходимо проговаривая свои действия, прикрепить элементы игры в нужное место. Например, одежду к стиральной машинке, продукты к холодильнику. (слайд 9)

Для активизации речи старших дошкольников, мною были разработаны игры: «Что у волка в блокноте?», «Что у Верты в конверте?». Играя, дети учились полным ответом рассказывать, что изображено в блокноте, перемещая волка по игровому полю. (слайд 12)

Дидактические игры на липучках «Сказки» помогут научить ребенка говорить целыми предложениями и составлять связный рассказ. Данные игры позволят ребенку быть не только слушателем, но и активным участником действия! (слайд 14)

Для формирования умения составлять слоги разработала игры на липучках «По волнам», «Полет ракеты». Дети не просто учились составлять из букв слоги, но и проигрывали этот процесс передвигая корабль с гласными буквами к согласным. (слайд 16)

Игры «Составь слово по картинке» способствуют развития интереса в составлении и прочтении слов. (слайд 18)

На заключительном этапе, мною был проведен повторный мониторинг выявления уровня сформированности предпосылок читательской грамотности детей старшего дошкольного возраста, включающий в себя наблюдение за детьми. Так же было проведено повторное анкетирование родителей. Анкета использовалась та же, что и при первичном мониторинге. (слайд 20)

Выводы: После использования мною разработанных дидактических игр на липучках значительно повысилась динамика формирования предпосылок читательской грамотности. Старшие дошкольники с удовольствием составляют буквы в слоги, складывают слова по картинкам, отвечают на вопросы полным текстом, пересказывают и обыгрывают сказки. Родители начали способствовать формированию читательской грамотности у детей старшего дошкольного возрасте.
Следовательно, дидактические игры на липучках способствуют формированию предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
(слайд 22)

«Игра - это искра,

зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

В игре раскрывается перед детьми мир

и раскрываются творческие способности личности»

             Василий Александрович Сухомлинский

Творческих успехов!

Спасибо за внимание! (слайд 23)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы ДОО по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников

Система работы ДОО по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников...

Методическая разработка."Формирование основ предпосылок читательской грамотности у дошкольников с ООП".

Формирование основ  предпосылок читательской грамотности у дошкольников с ООП....

Формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников с ОВЗ

Совершенствование системы образования в Российской Федерации обусловлено вхождением нашей страны в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является соответ...

формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников через прием «чтение с дырками и пробелами»

Конспект интегрированного занятия "формирование предпосылок читательской грамотности старшихдошкольников через прием "чтение с дырками и пробелами""...

Консультация для воспитателей ДОУ «Современные образовательные технологии, направленные на формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников»

В связи с тем, что «читательская грамотность» – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать св...

Формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать ок...