Выступление на тему: "Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр"
методическая разработка
Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti.docx | 193.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Гумерова Назира Мингалиевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №33» Вашему вниманию представляю свой опыт работы по теме «Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр» (слайд 1)
Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты. Размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. (слайд 2)
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. (слайд 3)
Для решения данной проблемы, мной была поставлена цель: Поспособствовать формированию читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Речь идет не столько об обучении к чтению, а прежде всего формированию интереса к этому процессу, умению и желанию работать с книгой; воспитывать читательскую культуру и грамотность. (слайд 4)
На первом этапе работы мною был проведен мониторинг формирования предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Он показал, что дети затрудняются:
- отвечать на вопросы полным текстом;
- в умении называть, комментировать и описывать предметы и действия;
- пересказать текст знакомой сказки;
- составлять буквы в слоги;
- составлять слова по образцу. (слайд 5)
На первом этапе было проведено анкетирование родителей на выявление роли книги в воспитании ребенка. (слайд 6)
На втором этапе мною была разработана и апробирована серия дидактических игр направленных на формирование предпосылок читательской грамотности.
Игры с элементами на липучках заинтересовали детей, детали не терялись и старшие дошкольники с удовольствием играли следуя всем правилам игр. (слайд 7)
Родителям был предоставлен фотоотчет с пояснениями в процессе использования дидактических игр. (слайд 8)
Дидактические игры «Бытовая техника», «Времена года», направленны на формирование связной речи старших дошкольников. Ребенку необходимо проговаривая свои действия, прикрепить элементы игры в нужное место. Например, одежду к стиральной машинке, продукты к холодильнику. (слайд 9)
Для активизации речи старших дошкольников, мною были разработаны игры: «Что у волка в блокноте?», «Что у Верты в конверте?». Играя, дети учились полным ответом рассказывать, что изображено в блокноте, перемещая волка по игровому полю. (слайд 12)
Дидактические игры на липучках «Сказки» помогут научить ребенка говорить целыми предложениями и составлять связный рассказ. Данные игры позволят ребенку быть не только слушателем, но и активным участником действия! (слайд 14)
Для формирования умения составлять слоги разработала игры на липучках «По волнам», «Полет ракеты». Дети не просто учились составлять из букв слоги, но и проигрывали этот процесс передвигая корабль с гласными буквами к согласным. (слайд 16)
Игры «Составь слово по картинке» способствуют развития интереса в составлении и прочтении слов. (слайд 18)
На заключительном этапе, мною был проведен повторный мониторинг выявления уровня сформированности предпосылок читательской грамотности детей старшего дошкольного возраста, включающий в себя наблюдение за детьми. Так же было проведено повторное анкетирование родителей. Анкета использовалась та же, что и при первичном мониторинге. (слайд 20)
Выводы: После использования мною разработанных дидактических игр на липучках значительно повысилась динамика формирования предпосылок читательской грамотности. Старшие дошкольники с удовольствием составляют буквы в слоги, складывают слова по картинкам, отвечают на вопросы полным текстом, пересказывают и обыгрывают сказки. Родители начали способствовать формированию читательской грамотности у детей старшего дошкольного возрасте.
Следовательно, дидактические игры на липучках способствуют формированию предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста. (слайд 22)
«Игра - это искра,
зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
В игре раскрывается перед детьми мир
и раскрываются творческие способности личности»
Василий Александрович Сухомлинский
Творческих успехов!
Спасибо за внимание! (слайд 23)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы ДОО по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников
Система работы ДОО по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников...
Методическая разработка."Формирование основ предпосылок читательской грамотности у дошкольников с ООП".
Формирование основ предпосылок читательской грамотности у дошкольников с ООП....
Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников через практику «Лаборатория грамотности»
Выступление на семинаре...
Формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников с ОВЗ
Совершенствование системы образования в Российской Федерации обусловлено вхождением нашей страны в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является соответ...
формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников через прием «чтение с дырками и пробелами»
Конспект интегрированного занятия "формирование предпосылок читательской грамотности старшихдошкольников через прием "чтение с дырками и пробелами""...
Консультация для воспитателей ДОУ «Современные образовательные технологии, направленные на формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников»
В связи с тем, что «читательская грамотность» – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать св...
Формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать ок...