ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО СТУПЕНЯМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
методическая разработка (подготовительная группа)

Клочкова Светлана Васильевна

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО СТУПЕНЯМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klochkova_s.v._semeshina_o.a.docx363.64 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО СТУПЕНЯМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

        Клочкова Светлана Васильевна, старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 26» города Арзамаса Нижегородской области, высшая квалификационная категория.

        Семешина Ольга Александровна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 26» города Арзамаса Нижегородской области, высшая квалификационная категория.

        Финансовое просвещение и воспитание – одно из направлений формирования функциональной грамотности дошкольников. Финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. Для знакомства детей с миром экономики педагогами МБДОУ д/с № 26 было создано дидактическое пособие «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности».

Методическая разработка «Дидактическое пособие «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности»»

        Дидактическое пособие «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Пособие объединяет задания на формирование предпосылок финансовой грамотности дошкольников. Представлено в виде банкомата с набором дидактических игр и заданий, загадок, стишков, карточек с познавательной информацией. Подобранный материал привлекает внимание яркостью, интересным содержанием и новизной содержания.

        Пособие предназначено как для индивидуальной, так и для подгрупповой деятельности, а также может использоваться детьми в самостоятельной игровой деятельности.

Рис.1 Дидактическое пособие «По ступеням финансовой грамотности»

Значимость методической разработки с точки зрения ФГОС ДО.

        Данное дидактическое пособие способствует развитию ребенка в разных направлениях. В области социально-коммуникативного развития происходит усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоционального и социального интеллекта; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

        Пособие способствует познавательному развитию дошкольников: интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формированию познавательных действий, становлению сознания; формированию представлений об объектах окружающего мира.

        В области речевого развития происходит обогащение активного словаря, развитие связной грамматической речи, правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.

        Таким образом, Дидактическое пособие «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» дает возможность реализовать данные направления ФГОС ДО.

Цель: формирование у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.

Ожидаемые результаты:

  1. Дети имеют представление о функционировании банкомата.
  2. Дети владеют информацией об истории происхождения денег, понятиями «купюра», «монета», «валюта» и др.
  3. Дети владеют информацией о деньгах свой страны и других стран мира.
  4. Владеют информацией о формировании семейного бюджета.
  5. Сформировано правильное отношение к деньгам, как предмету жизненной необходимости.
  6. Дети имеют представление о правилах рационального использования электроэнергии, водных ресурсов, тепла; владеют знаниями о способах экономии и бережливости.

Особенности и новизна методической разработки

  • в игровой деятельности используются приемы и методы продуктивного характера;
  • учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, применяется красочно оформленный наглядный материал;
  • применение данного пособия способствует развитию у детей предпосылок экономического мышления;
  • использование пособия возможно в свободной игровой деятельности.

Содержание методической разработки

1. Дидактическое пособие выполнено в виде банкомата. Это позволяет познакомить детей работой банкомата: с тем, как вставить пластиковую карту в окошко, набрать код, взять деньги.

Рис. 2 «Банкомат»

2. Познавательная беседа.

        Цель: формирование представлений детей о деньгах, истории их происхождения, значении денег в жизни человека.

        Дошкольникам будет интересно узнать, что когда-то давно люди обходились без денег. Но со временем возникло разделение труда: при этом одни стали заниматься только разведением скота, вторые – шить одежду, третьи – молоть зерно и т.д. Возникла проблема бартера, обмена и было очень трудно решить сколько мешков зерна можно выручить за лошадь. Так и придумали деньги.

3. Загадки, стихи.

        Цель: развитие логического мышления и познавательной активности через знакомство детей с загадками и стихами на финансовую тематику.

Рис. 3 Стихи и загадки на финансовую тематику

4. Цветик-семицветик

        Цель: знакомство детей с правилами рационального использования электроэнергии, водных ресурсов, тепла; закрепление знаний о способах экономии и бережливости.

        По итогам игры с детьми можно сформулировать правила экономии:

1) Не включай свет, если на улице еще светло!

2) Чаще мой окна и у вас будет больше дневного света!

3) Почини кран, сантехнику, поставь счетчики – не лей напрасно воду!

4) Прими душ вместо ванны!

5) Не суши вещи над газовой плитой!

6) Выключай ночью свет – береги энергию!

7) Вышел из комнаты выключи свет!

8) Ушел из дома выключи все электроприборы!

9) Утепляй окна, двери – береги тепло!

5. Экономический словарик

        Цель: обогащение словарного запаса детей.

        Здесь представлены различные экономические термины, которые ребенок может освоить. Когда ребенок уже освоится с терминами, можно читать ему описание, а он должен дать определение.

6. Игра «Парные картинки – валюта»

        Цель: знакомство детей с деньгами разных стран.

        Ход игры: ребенок должен найти кошелек с одинаковыми купюрами. Во время игры он запоминает, как называется валюта и какой стране принадлежит.

7. Игра «Бюджет моей семьи»

        Цель: расширение знаний детей о составляющих семейного бюджета.

        Данная игра поможет детям узнать, из чего и как формируется семейный бюджет, какие существуют статьи дохода, а также куда тратятся деньги, т.е. статьи расхода. Дети узнают, как можно распределить семейный бюджет и на чем можно сэкономить.

8. Игра «Можно купить – нельзя купить»

        Цель: формирование у детей понимания того, что главные ценности - жизнь, отношения, дружбу, любовь, радость близких людей – за деньги не купишь.

        Ход игры: дети рассматривают карточки и раскладывают их в два кармашка: «Можно купить», «Нельзя купить».

9. Игра «Профессии»

        Цель: расширение знаний детей о профессиях, связанных с деньгами.

        Ход игры: игрок берет карточку, называет профессию и говорит, чем занимается человек данной профессии. Если ответил правильно, то забирает карточку себе, если нет, то карточка убирается вниз стопки.

10. Игра «Назови профессии»

        Цель: формирование умения устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека.

        Ход игры: игрок выбирает карточку с товаром, а вокруг нее выкладывает карточки с профессиями, которые помогли данному товару появиться в магазине.

11. Картотека проблемных ситуаций

        Цель: формирование у детей экономических представлений, развитие мышления.

        Ход игры: педагог зачитывает детям проблемную ситуацию и предлагает ее решить. Решая проблемную ситуацию, ребенок приобщается к экономической действительности, учится думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.

12. Лото «Экономические сказки»

        Цель: формирование умения подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике; давать нравственную оценку поступкам героев.

        Правила игры

        Игра проводится с подгруппой детей. Педагог раздает детям картинки с изображением русских народных сказок, предлагает назвать героев и определить экономическую значимость данной сказки. Педагог должен помочь детям раскрыть в этих сказках такие понятия, как бережливость, экономия, товар, товарообмен и трудолюбие.

        Ход игры

        Дети рассматривают картинки сказочных героев, называют сказку и подмечают простейшие экономические явления. Выделяют слова и действия, относящиеся к экономике. Выигрывает игрок, первый закрывший свое поле.

Рис. 4 Лото «Экономические сказки»

13. Лото «Магазины»

        Цель: учить распределять товары по разным видам магазинов.

        Ход игры: педагог предлагает детям рассмотреть карточки с изображением различных товаров и определить, в каком магазине продается данный товар.

Рис. 5 Лото «Магазины»

        Таким образом, решается актуальная задача современного общества – воспитать функционально грамотного человека, человека, способного использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по формированию предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников.

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают....

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Формирование предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников

Автором разработана презентация на тему "Формирование предпосылок финансовой грамотности " в помощь педагогам....

Опыт работы по формированию предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников.

Актуальность опытаФинансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социаль...

"Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников через дидактические игры."

Дидактические игры являются составной частью в формирование основ финансовой грамотности дошкольников....

Консультация для педагогов и родителей «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности»

Консультация для педагогов и родителей «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности»...

Выступление на тему: "Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр"

Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр...