Формирование предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Чубаева-Городецкая Елена Николаевна

Автором разработана презентация на тему "Формирование предпосылок финансовой грамотности " в помощь педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon finansovaya_gram_mo.ppt1.06 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР пгт Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Солнышко» Формирование предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников Выполнили: Чубаева Е.Н., Ступникова Е.В.

Слайд 2

«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным» Роберт Кийосаки Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности. Финансовая грамотность дошкольников – это заложение нравственных основ финансовой культуры, воспитания бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги.

Слайд 3

На уровне развития каждого ребенка следует выделить следующие основные образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности: дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления; обогатить словарный запас дошкольников основными финансово- экономическими понятиями, соответствующими их возрасту; способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения; стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; положить начало формированию финансово-экономического мышления; способствовать формированию основных качеств по умению принятия самостоятельных решений; сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность; содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.

Слайд 4

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут приниматься через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребенок».

Слайд 5

Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному». Работу по знакомству ребенка с миром экономики и финансов логически надо выстраивать от осознания собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий; от простейших экономических категорий к более сложным и др.: «труд», «профессия», «потребность», «деньги» «товарно – денежные отношения», «купля – продажа», «бюджет» и др.

Слайд 6

-план,экономия; -потребность, капризы, желание, возможность; - торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары,рынки,ярмарки; -подарок,реклама; - богатство, бедность, жадность, щедрость. - труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга; - деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата; - личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство; - сбережения, копилка, кошелек, сейф; - покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно,дорого,дёшево; -долг,должник,заем; -план,экономия; -потребность, капризы, желание, возможность; - торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки; -подарок,реклама; - богатство, бедность, жадность, щедрость. Перечень базовых финансово-экономических понятий для дошкольников: 5-6 лет 6-7 лет

Слайд 7

Что лежит в основе финансовой культуры: - Деньги не растут на деревьях. - Деньги – продукт труда. -Я уважаю деньги не потому, что на них можно все купить, а потому что они являются эквивалентом человеческого труда. - Деньги- это форма благодарности за ту пользу, которую ты принес обществу. -Любой труд почетен. - Деньги -ресурс ограниченный. Они призваны удовлетворять, по крайней мере, в первую очередь, потребности (т. е. то, что необходимо для качественного физиологического выживания и первоочередные платежи, а не желания или хотелки. - Деньги не главная цель в жизни, а один из видов товаров, позволяющих облегчать обмен между продуктами труда людей.

Слайд 8

проекты Видео и Звуковые материалы Трудовая деятельность Решение проблемных ситуаций Загадки, пословицы раскраски ИОС Игры д\и, с\р беседы чтение Формы и методы

Слайд 9

При построении ППЭС необходимо соблюдать следующие положения : - статичность и подвижность предметного окружения; - гибкость; - комфортность; - открытость – закрытость ППС. Предметно – пространственная экономическая среда предусматривает наличие зоны, которая бы обеспечивала самостоятельную деятельность ребенка и способствовала переносу экономических знаний в игровую и трудовую деятельность.

Слайд 10

Формирование основ финансовой грамотности целесообразно включать в образовательные области следующим образом: Социально-коммуникативное развитие предполагает усвоение дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, связанные с отношением к личным и семейным финансам. Предпосылки финансовой грамотности решаются активно в рамках нравственно-трудового воспитания (профессии, понятия о качестве труда). Познавательное развитие осуществляется через исследование ребенком себя и мира вокруг, включая финансовую и социальную сферу. Оно предполагает развитие интересов детей, их воображения и творческой активности, формирование первичных представлений окружающего мира и их свойствах (форме, цвете, размере, материале, количестве, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.), основных понятиях (деньги, экономия, сбережения и пр.), ФЭМП.

Слайд 11

3. Речевое развитие как компонент активного коммуникативного поведения является важнейшим элементом социализации ребенка в мире финансовых отношений взрослых. При помощи речи дошкольник овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Речевое развитие предполагает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с детской литературой и понимание текстов различных жанров. Художественно-эстетическое изучения основ финансовой грамотности и предполагает формирование эстетического отношения к окружающему миру, включая сферы труда, общественной жизни, быта. 5. В процессе физического развития совершенствуются двигательная деятельность детей, равновесие, координация, крупная и мелкая моторика обеих рук, формируются представления о разных видах спорта, навыки подвижных игр, закладываются основы здорового образа жизни, его основные нормы и правила (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Слайд 13

Стараемся содействовать повышению компетентности родителей в вопросах формирования финансовой грамотности дошкольников: - с помощью аналитических форм взаимодействия, таких как анкетирование, личные беседы, анализ мнений и запросов, оказание адресной индивидуальной помощи семьям; - через познавательные формы взаимодействия: тематические встречи («Моя бабушка – коллекционер», совместные занятия («История возникновения денег», «Волшебные помощники»), «домашние задания» (рассказать о своей профессии, работе, основных должностных функциях), экскурсии с детьми и родителями (в банк, магазин «Игрушки»), семинары-практикумы «Играем вместе»; планируется в дальнейшем проведение тренингов, круглых столов, совместные праздники, театрализация на экономические темы, проекты («Что такое деньги?»), фотовыставки («Мы пришли в банк»), аукцион знаний («Как накопить на любимую игрушку?») и др.

Слайд 14

спасибо за внимание

Слайд 15

Используемые источники http://ds21ship.ru/news/konsultacija_dlja_vospitatelej_finansovaja_gramotnost_detej_doshkolnogo_vozrasta_posredstvom_ehkonomicheskogo_vospitanija/2020-04-24-279 https://yandex.ru/images/search?text=предметная%20среда%20по%20финансовой%20грамотности%20в%20доу&stype=image&lr=120079&source=wiz&pos=4&img_url=https%3A%2F%2Ffsd.multiurok.ru%2Fhtml%2F2020%2F06%2F15%2Fs_5ee70321a0e91%2Fimg11.jpg&rpt=simage https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20финансовая%20грамотность%20для%20дошкольников&stype=image&lr=120079&source=wiz&p=4&pos=134&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fst4.depositphotos.com%2F7781012%2F22929%2Fv%2F1600%2Fdepositphotos_229297638-stock-illustration-financial-literacy-of-children-concept.jpg https://yandex.ru/images/search?text=методическая%20литература%20по%20финансовой%20грамотности%20для%20дошкольников&stype=image&lr=120079&source=wiz&p=1&pos=33&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fds05.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F004f%2F000bc01e-54a982b8%2Fimg13.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по формированию предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников.

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают....

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Сборник мультфильмов для формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.

В современном обществе ребенок очень рано попадает в активную разнообразную медиа-среду. С раннего детства его увлекает компьютер, телевизор, телефоны, планшеты как средство игры и удовлетворения позн...

Опыт работы по формированию предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников.

Актуальность опытаФинансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социаль...

"Банкомат" Дидактическое пособие по формированию предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников.

Актуальность:Родители не понаслышке знают, как непросто бывает объяснить ребенку ценность денег. В магазинах малыши капризничают и просят очередную игрушку, не понимая, что каждая вещь имеет свою цену...