Система работы ДОО по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников
методическая разработка

Озерова Ирина Сергеевна

Система работы ДОО по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_chit._gramot.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска

Система работы по формированию читательской грамотности у дошкольников

Подготовил:

Озерова И.С.,

старший воспитатель

Смоленск, 2020 год

Ориентируясь на вызов времени следующее выбранное нашим ДОУ направление деятельности – формирование читательской грамотности. Современные исследования свидетельствуют о том, что это самая слабая компетенция.

Именно грамотность чтения является базовой способностью для самостоятельного обучения и для полноценного участия в жизни современной информационной цивилизации. Даже для усвоения математических способностей, финансовой грамотности - компетентность чтения является базисной.

Нормативно-правовой основой читательской грамотности являются следующие документы: 

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273- ФЗ (действующая редакция, 2016)

2. Указ Президента от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года»

3.  Постановление Правительства РФ №1642 от 26.12.2017 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»

4.Федеральный государственный образовательный стандарт Дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155.

5. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ от.03.06.2917 №1155-р

 Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.

К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. А ведь чтение художественной литературы  можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека. Дошкольный возраст самый активный для влечения ребёнка в читательскую деятельность. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. Поэтому, начиная работу над проблемой формирования читательской компетентности у воспитанников ДОУ, творческая группа выделила следующие механизмы и способы работы:

  • Внедрение проектной деятельности
  • Активное сотрудничество с детской библиотекой С.И. Соколова-Микитова, А.В. Мишина.
  • Обогащение предметно-развивающей среды детского сада
  • Взаимодействие с родителями по вопросам формирования ЧГ.

          Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем), это пора воспитания в малыше слушателя.

Приобщение дошкольников к детской литературе справедливо называется одним из важнейших направлений в работе детского сада, ибо чтение – это совершенный механизм формирования сознания и духовной жизни растущего человека.

В связи с этим, коллективом педагогов нашего ДОУ было решено разработать долгосрочный  проект по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста «Вместе с книгой мы растём» и внедрить его 2020-2022годах.

Цель проекта: формирование у детей интереса к миру книг и творчества, повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения, развитие культурной и читательской компетентности детей

Задачи проекта:

  • изучить лучший педагогический опыт по теме, педагогическую литературу, интернет-ресурсы;
  • повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса через обновление форм и методов работы с детьми; повысить компетенцию педагогов  в рамках проекта;
  • прививать интерес и любовь к чтению, воспитывать интерес к самостоятельному чтению детских книг;
  • повысить компетенцию семьи в вопросах читательской грамотности, возродить традиции домашнего чтения;
  • обеспечить погружение ребёнка в богатейшую языковую среду художественной литературы, развить литературную речь, помочь ребёнку почувствовать необычайную выразительность русского языка;
  • расширять практические возможности интеграции образовательного процесса через взаимодействие воспитателя с учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, а также с работниками библиотеки.

Работу над проектом мы разбили на несколько этапов.

1. Аналитический.

Данный этап проекта позади и уже можно поделиться результатами.

В ДОУ созданы условия для формирования ЧГ у детей старшего возраста.

- Создан мини-музей книги, который функционирует уже три года. В нём  хранятся конспекты экскурсий по ознакомлению дошкольников с творчеством детских писателей, (соответственно есть их портреты), разработаны экскурсии по жанрам детской литературы, сезонные произведения художественной литературы.

- создан музей «В гостях у сказки». Включает в себя героев из Русских народных сказок, из различных материалов.

- В каждой групповой комнате имеется читательский уголок.

- В методическом кабинете  - богатый библиотечный фонд, созданный силами педагогов и родителей.

- Заключён договор о сотрудничестве с областной библиотекой для детей и молодёжи им.  И.С.  Соколова-Микитова, центральной детской библиотекой им. А.В. Мишина, сотрудники которых ежемесячно приходят в ДОУ проводят тематические занятия с детьми и приносят детскую литературу для чтения в группе.

- Ежегодно проходят общесадовские конкурсы чтецов, посвященные временам года и городской конкурс чтецов, посвященный ВОв 1941-1945 гг. «Говорим стихами о войне».

- Разработаны консультации для родителей по вопросам привития любви чтению у детей в семье.

- Разработан мониторинг для детей дошкольного возраста. За основу взяты разработки  Г.А. Цукерман «Оценка читательской грамотности» и «Мониторинг читательской грамотности»  для начальной школы под редакцией Ковалевой Г.С., адаптированный нами для детей старшего дошкольного возраста.

Разработан перспективный план мероприятий по формированию ЧГ у дошкольников, который включает  три раздела это:

- Работа с педагогами

- Работа с детьми

- Взаимодействие с семьёй

2. Практический.

Предполагает практическое проведение всех запланированных мероприятий, направленных на реализацию задач проекта через различные формы работы. 

3. Заключительный.

Предусматривает анализ проведенной работы за год, выявления эффективности использованных форм, методов и приемов в работе с детьми по формированию читательской грамотности.

Среди множества методов и приемов формирования читательской грамотности дошкольников можно выделить следующие:

  • чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;
  • прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов;
  • беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному;
  • чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями;
  • разучивание стихотворений;
  • чтение и рассказывание с использованием наглядного материала;
  • проектная деятельность (изготовление книжек-самоделок с рисунками о произведениях, создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями), в ходе которой совершенствуются умения детей отражать результаты восприятия произведений в разных видах художественно-речевой и изобразительной деятельности;
  • самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями.

 Помимо указанных методов работы, педагоги должны владеть приемами, позволяющими включать художественное слово в повседневную жизнь ребенка. Например, надевая варежки ребенку на прогулку зимой, можно обыграть стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?». После дневного пробуждения прочитать стихотворение Е. Благининой «Наша Маша рано встала...».

Кроме того, для формирования любви к чтению у детей раннего возраста в условиях детского сада можно рекомендовать следующее: простое чтение в кругу детей, недели русских народных сказок, сказок отдельных авторов, вечера чтения, выставки книг или организацию книжного уголка, семейные вечера чтения, родительские собрания, праздники: «Праздник любимой книги», «День рождения…» (любимого героя книги).      

На данном этапе реализации проекта «Вместе с книгой мы растём», можно утверждать, что вся проделанная работа позволила пробудить у детей интерес к чтению. Доказательством этому служит то, что воспитанники с большим интересом и чаще стали обращаться в свободной деятельности к книгам. Они активно участвуют в литературных конкурсах и занимают призовые места.

       Системная работа в данном направлении будет продолжена, т.к. она способствует  активизации конкурсного движения среди воспитанников, обогащению предметно-развивающей среды, приумножению традиций.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка."Формирование основ предпосылок читательской грамотности у дошкольников с ООП".

Формирование основ  предпосылок читательской грамотности у дошкольников с ООП....

Формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников с ОВЗ

Совершенствование системы образования в Российской Федерации обусловлено вхождением нашей страны в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является соответ...

формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников через прием «чтение с дырками и пробелами»

Конспект интегрированного занятия "формирование предпосылок читательской грамотности старшихдошкольников через прием "чтение с дырками и пробелами""...

Выступление на тему: "Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр"

Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр...

Консультация для воспитателей ДОУ «Современные образовательные технологии, направленные на формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников»

В связи с тем, что «читательская грамотность» – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать св...

Формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать ок...