Статья на тему «Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников через дидактические игры»
статья по математике
Современные стандарты дошкольного образования предъявляют высокие требования к познавательному развитию детей. Ключевая задача воспитания в дошкольном возрасте – это стимулирование умственной деятельности, развитие навыков мышления, необходимых для успешного освоения новых знаний. Особую роль в этом играет формирование элементарных математических представлений. Математика способствует развитию логики, памяти, внимания, воображения и речи, оттачивая ум ребенка.
Важно помнить, что обучение математике должно быть увлекательным и интересным для дошкольника. Дети запоминают только то, что вызывает у них эмоции – радость, удивление или даже испуг. Поэтому задача воспитателей и родителей – пробудить интерес к математике в раннем возрасте. Игровой и занимательный подход к обучению поможет ребенку в будущем легче и быстрее осваивать школьную программу. Именно поэтому я определила для себя конкретную цель и задачи в своей работе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему «Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников через дидактические игры»
Актуальность
Современные стандарты дошкольного образования предъявляют высокие требования к познавательному развитию детей. Ключевая задача воспитания в дошкольном возрасте – это стимулирование умственной деятельности, развитие навыков мышления, необходимых для успешного освоения новых знаний. Особую роль в этом играет формирование элементарных математических представлений. Математика способствует развитию логики, памяти, внимания, воображения и речи, оттачивая ум ребенка.
Важно помнить, что обучение математике должно быть увлекательным и интересным для дошкольника. Дети запоминают только то, что вызывает у них эмоции – радость, удивление или даже испуг. Поэтому задача воспитателей и родителей – пробудить интерес к математике в раннем возрасте. Игровой и занимательный подход к обучению поможет ребенку в будущем легче и быстрее осваивать школьную программу. Именно поэтому я определила для себя конкретную цель и задачи в своей работе.
Цель моей работы- разработка и внедрение системы работы по формированию математических представлений через инновационные игровые технологии.
Основа моей работы состоит в том, что разработка инновационных подходов к организации проведений занятий с детьми старшего дошкольного возраста с использованием авторских дидактических пособий , будет способствовать эффективному развитию математических способностей.
Задачи:
- Представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.
- Представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени).
- Представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.
- Ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.
- Представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».
- Воспитывать интерес математическим играм, инициативность, активность
Детский сад играет ключевую роль в подготовке детей к школе. Успех будущего обучения во многом зависит от качественной и своевременной подготовки ребенка. Математика имеет значительное влияние на умственное развитие и формирование интеллекта. Без использования дидактических игр невозможно представление элементарных математических концепций у детей дошкольного возраста. Эти игры улучшают восприятие материала, что позволяет ребенку активно участвовать в познавательном процессе. Дидактическая игра требует концентрации, серьезного подхода и мыслительных усилий. Игра является естественным способом развития, который интересен детям и эмоционально вовлекает их. Процесс поиска решений и достижения ответов, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной умственной деятельности. В ходе игр и упражнений с увлекательным математическим материалом дети учатся самостоятельно находить решения.
Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр – это не просто развлечение, а мощный инструмент развития ребенка. Игры, основанные на математических принципах, позволяют детям в увлекательной форме осваивать счет, форму, размер и пространственные отношения.
Дидактические игры, специально разработанные для развития математических навыков, помогают детям понять абстрактные концепции через конкретные действия. Например, игра "Найди пару" учит сопоставлять числа и количества, а "Геометрическое лото" знакомит с основными геометрическими фигурами.
Приемы, используемые в сочетании с играми, такие как счет на пальцах, использование счетных палочек или рисование схем, помогают визуализировать математические задачи и сделать их более понятными. Важно создавать игровую среду, в которой ребенок чувствует себя комфортно и мотивированно к обучению.
Эффективность использования дидактических игр и приемов в формировании элементарных математических представлений доказана многократно. Они не только развивают математические навыки, но и способствуют развитию логического мышления, внимания, памяти и воображения. Регулярное использование таких игр и приемов является важным компонентом успешной подготовки ребенка к школе. Для себя я выделила несколько аспектов почему дидактические игры эффективны для ФЭМП у старших дошкольников:
- Мотивация: Игра – естественная потребность ребенка. Математика становится не скучным заданием, а частью интересного действия.
- Наглядность и Опыт: Игры позволяют манипулировать предметами, видеть, сравнивать, группировать – задействуя все каналы восприятия.
- Активность и Самостоятельность: Ребенок сам действует, принимает решения, проверяет их правильность.
- Проблемность и Поиск: Игры часто содержат игровую задачу, требующую размышления, выдвижения гипотез, нахождения способа решения.
- Социализация: Многие игры предполагают взаимодействие со сверстниками (парные, командные), учат соблюдать правила, договариваться.
- Снятие Тревожности: Ошибиться в игре менее страшно, чем на занятии. Это создает благоприятную атмосферу для обучения.
- Дифференциация: Игры легко адаптировать под разный уровень подготовки детей, усложняя или упрощая правила и материал.
Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также – игровых заданий, игровых действий и организационных отношений. В математических дидактических играх я выступаю в роли активного проводника и организатора. Я не просто предлагаю игру, а тщательно готовлюсь к ней, анализируя её структуру и определяя, как максимально эффективно использовать её для достижения образовательных целей. Я знакомлю детей с правилами, активно участвую в процессе, направляя игру таким образом, чтобы она способствовала развитию умственной активности, закреплению знаний и воспитанию нравственных качеств. При этом я слежу за тем, чтобы игра оставалась интересной и увлекательной, а каждый ребенок мог активно участвовать в ней, учитывая его возрастные особенности. Включаю в непосредственную образовательную деятельность знакомых сказочных персонажей, животных, которые проживают весь сюжет вместе с детьми, ставят перед детьми разные задачи, просят их научить чему-то, и вместе с детьми решают поставленную проблему до логического конца. Провожу игры-путешествия, которые включают в себя ряд заданий, объединенных одной темой. Детям предлагаю в ходе «путешествия» преодолевать различные препятствия, проявляя сообразительность, выполняя задания математического содержания.
Так же провожу эксперименты, беседы, наблюдения, математические игры разного вида, загадываю математические загадки, головоломки.
Все дидактические игры по математике для детей я разделила на группы:
Игры с цифрами и числами. К ним относятся игры по обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Д/и «Математический шкаф», «Арифметический планшет», «Посади цветы на клумбу», Лэпбук «Весёлый счет», «Собери цифры», «Посчитай-ка», «Пятнашки с цифрами», «В гостях у сказки».
Игры-путешествия во времени служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью. Д/и «Тик-так», «Путешествие во времени», «Заколдованные часы»
Игры на ориентирование в пространстве. «Ориентируемся в пространстве», «Скажи где?», «Колесо обозрения», «Почемучка»
Моя задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
Чтобы стимулировать познавательный интерес к математике и развить у детей потребность в интеллектуальных занятиях, мы создали и постоянно обновляем математический уголок. Он оснащен разнообразными дидактическими играми, которые мы тщательно отбираем и систематизируем.
Заключение
Итак, дидактическая игра – это многогранный инструмент в педагогике. Она выступает одновременно как способ обучения через игру, как форма организации детской активности, как средство комплексного развития ребенка, а также как способ стимулирования познавательного интереса и формирования математических навыков у старших дошкольников.
Использование дидактических игр повышает эффективность образовательного процесса, положительно влияя на развитие интеллекта, включая мышление и память. Важно помнить, что обучение и развитие через игру должны приносить детям удовольствие, которое в дальнейшем перерастет в интерес к учебе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме «Формирование элементарных математических представлений детей младшего возраста через дидактическую игру»
Дидактическая игра является и игровым методом формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений, и формой организации данного вида деятельности, и самостоятельной игр...

Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников через дидактические игры
Использование дидактических игр как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников...

Индивидуальный план самообразования на тему "Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через дидактические игры"
Огромную роль в развитии математических способностей и в развитии интеллекта играют инеллектуальные игры. Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных проф...

Статья воспитателя ГБДОУ д/с № 51 компенсирующего вида Калининского района С – Петербурга на тему : «Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников через развивающие игры».
Современная предметно-пространственная среда, насыщенная развивающими играми, способствует гармоничному развитию дошкольников....
Статья на тему «Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Статья на тему "Формирование элементарных матеатических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...

Формирование математических представлений у старших дошкольников через дидактические игры
Развитие математических способностей детей...

