Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников через дидактические игры
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему

Шевелина Ольга Владимировна

Использование дидактических игр как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon femp_cherez_didakticheskie_igry.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников (подготовительная к школе группа)

через дидактические игры

    «Игра- это искра, зажигающая огонёк  

пытливости и любознательности»

В.А.Сухомлинский.

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.

В подготовительной группе продолжается работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в младших группах.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр

Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

Подтверждением тому служат следующие положения ФГОС:

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)…»

Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. В ΧVΙΙ – ΧΙΧ вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике, и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и др. Современниками методики математического развития являются такие ученые как Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Рихтерман, А.А. Столяр, А.С. Метлина и др

В своей педагогической практике мы используем математические развивающие игры, которые способствуют развитию у дошкольника мыслительной деятельности и приобщают к умственной деятельности. У детей вызывают живой интерес блоки Дьенеша и цветные палочки Кьюизенера.

Использование таких развивающих игр способствует познавательному, творческому развитию ребенка и воспитанию оценки своих действий и решений, побуждают к выработке активных поисковых действий и решений.

Играя с цветным конструктором, блоками Дьенеша палочками Кьюизенера, дети реализуют представленную им возможность действовать самостоятельно, совершать поиск и нахождение поставленной перед ним творческой задачи.

Привлекая детей к оценке результатов как своих собственных действий, а так же других детей,  пользуемся положительной оценкой, для того, чтобы стимулировать детскую активность и желание заниматься далее умственной деятельностью.

Цель:

Способствовать формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников, используя дидактические игры.

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

  1. Исследовать эффективность использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников (развитие умственной деятельности, познавательного интереса, мыслительной активности)

  1. Разработать систему и картотеку дидактических игр по формированию элементарных математических представлений.

Реализация цели и поставленных задач осуществлялась поэтапно и велась по 3 направлениям:

Этап 1 – диагностический, состоял из трёх направлений

  • анализ деятельности детей на НОД;
  • анализ деятельности детей в процессе дидактических игр;
  • анализ общения детей в процессе игр, самостоятельной деятельности.

1.Методы исследования количественных представлений

Зажги звёзды.

Игровой материал: лист бумаги тёмно-синего цвета - модель ночного неба;

кисть, жёлтая краска, числовые карточки ( до пяти).

1. "Зажечь" (концом кисти) столько "звёзд на небе", сколько изображено фигур на числовой карточке.

2. Тоже самое. Выполнять, ориентируясь по слуху на количество ударов в бубен или под крышкой стола, сделанных взрослым.

     Помоги Буратино.

Игровой материал: игрушка Буратино, монеты (в пределах 7-10 штук ). Задание: помочь Буратино отобрать такое количество монет, которое ему подарил Карабас Барабас.

2. Величина

     Разложи карандаши.

На ощупь разложить карандаши разной длины в порядке возрастания или убывания.

     Разложи коврики.

Разложить "коврики" в возрастающем и убывающем порядке по ширине.

3. Методы исследования представлений о геометрических фигурах.

     Мозаика.

Игровой материал: набор геометрических форм. С помощью геометрических форм выложить сложные картинки.

     Почини коврик.

Игровой материал: иллюстрация с геометрическим изображением порванных ковриков.

Найти подходящую (по форме и цвету) заплатку и "починить" (наложить) её на

дырку.

4. Методы исследования пространственных представлений.

     Узор.

Определить направления движения от себя (направо, налево, вперёд, назад,

вверх, вниз).

Игровой материал: карточка с узором, составленным из геометрических форм.

Описать узор от себя.

     Найди различия.

Игровой материал: набор иллюстраций с противоположным изображением предметов. Найти различия.

Этап второй - формирующий

НОД, беседы, проекты

Цель и направление

  • "Какой цифры не стало?",
  •  "Сколько?",
  • "Путаница?",
  • "Исправь ошибку",
  • "Убираем цифры",
  • "Назови соседей",

Дидактические игры, такие как

  • "Задумай число",
  • "Число как тебя зовут?",
  • "Составь табличку",
  • "Составь цифру",
  • "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие
  • Игра "Считай не ошибись!"

Игры с цифрами и числами

Цель:

Обучение детей счету в прямом и обратном порядке.

 Используя сказочный сюжет, знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10 (20), путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на – нижней.

Дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10(20)и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры этого направления используются на НОД и  в свободное время. 

  • "Живая неделя".
  • "Назови скорее", "Дни недели",
  • "Назови пропущенное слово",
  • "Круглый год",
  • "Двенадцать месяцев"

Игры путешествие во времени

Цель

Служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение провожу несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказываю о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности.

  • "Найди игрушку"
  • : "Найди похожую",
  • "Расскажи про свой узор",
  • "Мастерская ковров",
  • "Художник",
  • "Путешествие по комнате"

Игры на ориентирование в пространстве

Цель:

Научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

  • "Лото".
  • "Геометрическая мозаика"

Игры с геометрическими фигурами

ЦЕЛЬ:

Закрепления знаний о форме геометрических фигур. Детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата.

  • "Найди нестандартную фигуру,
  • «Чем отличаются?",
  • "Мельница"
  • «Танграм»
  • «Геоконт»
  • «Коломбово яйцо»
  • «Палочки Кьюизенера»
  • «Блоки Дьенеша»
  • «Квадрат Воскобовича»

Игры на логическое мышление

Цель:

Способствовать формированию элементов логического мышления, т.е. способствовать формированию умению рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей.

Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагаю продолжить ряд или найти пропущенный элемент.

Необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по математике дидактических игр, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Кроме этого была проведена работа с родителями:

  • Консультации по проблеме важности математического развития
  • Оформление групповой  газеты на тему: «Весёлый счёт».
  • Оформление уголка для родителей по теме: «Познавательное развитие в системе ФГОС».

3 этап заключительный, результативный

Методики первого этапа обследования совпадали с методиками третьего этапа и были так же проведены по трём направлениям.

В ходе работы по данной теме была отработана следующая система работы:

1. Была изучена психолого – педагогическая литература по данному направлению

2. В ходе работы было выявлено, что применение дидактических игр способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников

3. Разработана система и картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений..

Заключение     

Чтобы ребенок дошкольного возраста учился в полную силу своих способностей, нужно стараться вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.

Мастерство воспитателей возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы дошкольников в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности дошкольников разнообразными, творческими, продуктивными. Роль воспитателя в этом процессе – поддержание интереса детей и регулирование деятельности.

Обучая  старших дошкольников с использованием игровых приемов, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению.

Список литературы

  1. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И.Матусик. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.:Просвещение, 1991.
  3. Данилова,В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. – М.:Просвещение, 1987.
  4. Дидактические игры и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Просвещение, 1998.
  5. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений". - Л.: 1990г. стр.47-62.
  6. Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до 10». Издание 2-е, дополненное и переработанное. Творческий центр, М.2009г.
  7. Колесникова Е.В. Математика для детей 6—7 лет: Учебно-методичес-кое пособие к рабочей тетради«Я считаю до двадцати». 3-е изд., дополн. и перераб. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 96 с.(Математические ступеньки).
  8. Леушина,А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 1994.