Поддержание микроклимата в дошкольном образовательном учреждении. Особенности сопровождения детей.
статья

Т.Н. Бойко

Педагог-психолог

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_avgustovskuyu_sektsiyu_2017_g.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на августовскую секцию

 школьных и дошкольных педагогов–психологов

подготовила педагог–психолог Бойко Т.Н.

Поддержание микроклимата в дошкольном образовательном учреждении. Особенности сопровождения детей.

Каждый, кто задумывается о работе или уже работает, понимает, что для эффективной работы в организации, достижения личных и общих для коллектива целей, важным будет не только то, какой вы профессионал, но и то, насколько комфортной будет рабочая атмосфера, то есть психологический климат коллектива.

В одном климате растение может расцвести, в другом – зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других – коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

Далее, мы поговорим о психологическом климате, его влиянии на работу в коллективе и выясним, какие существуют способы поддержания благоприятной психологической обстановки на рабочем месте.

Психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Строительство психологического климата – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Руководитель в таком случае не является источником угрозы, отношение к нему устанавливается как к члену коллектива, за ним признаётся право принятия значимых для коллектива решений.

Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активной деятельности участников педагогического процесса. Практически от того, насколько дружелюбна, основана на взаимном уважении и сдержанности сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, насколько предсказуема и уважительна позиция и поступки руководства и коллег – от всего этого зависит время успешной жизни коллектива, его поступательное движение к поставленным целям. Климат оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и, безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды и деятельность. Если не урегулировать психологический климат в коллективе, то с большим трудом решаются вопросы эффективной организации образовательного процесса. Забота о человеческом факторе, а это значит о психологическом климате в коллективе, является условием успешной деятельности коллектива. Если в коллективе создана атмосфера поиска, радости, интереса, сотворчества – всё  это является условием становления личности, коллектива, учреждения образования.

Выделяются составляющие элементы, помогающие целенаправленно создавать и проводить профилактические меры для поддержания рабочей атмосферы в организации:

  • Социальный климат – понимание общих целей и задач организации.
  • Моральный климат – принятие моральных ценностей организации.
  • Психологический климат – неофициальные отношения, складывающиеся между коллегами.

Эти составляющие оказывают непосредственное влияние на достижение поставленных результатов всего трудового коллектива.

Огромную роль в формировании психологического климата играет руководитель, его умение управлять людьми, а именно:

  • стиль руководства;
  • способность оказывать доверие своим подчиненным;
  •  выслушивать и учитывать их мнение при обсуждении коллективных вопросов.

Признаками ухудшения психологического климата коллектива являются:

  • постоянная усталость и раздражимость сотрудников,
  • частые споры и конфликты.

Как правило, это сопровождается увеличением количества претензий со стороны клиентов.

Важно проводить профилактические мероприятия, позволяющие предотвращать ухудшение психологического климата. Хорошо, если на работе есть возможность слушать позитивную и спокойную музыку, регулярно проветривать помещения, проводить ритуал «Свободная беседа в пятницу», где все желающие могут рассказать о достижениях и поделиться своими эмоциями, чаще улыбаться, искренне делать комплименты и оказывать поддержку коллегам.

Поддержанию благоприятной атмосферы в рабочей обстановке также способствуют:

  • наличие мест отдыха, где можно отдохнуть от суеты и шума;
  • наличие дневного света, который оказывает положительное влияние на настроение людей и снижает уровень утомляемости;
  • наличие комнатных растений и картинок с изображениями природы и видимой линией горизонта (рассмотрение перспективы дает возможность глазам отдыхать). 

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что в любой организации важно создавать атмосферу успеха и ценности каждого сотрудника. Необходимо выявлять, какие ценности востребованы в коллективе, а затем подкреплять и поддерживать их. Это благоприятно отразится на физиологическом и эмоциональном фоне коллектива, и, в конечном итоге, будет способствовать созданию положительного социально-психологического климата в организации и эффективной работе!

Особенности сопровождения детей.

В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном учреждении является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.

Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствуют проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребенка, повышают уровень тревожности, ведут к невротизации. Обусловлена тревожность склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребенку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.

Основными направлениями психологического сопровождения считаются: психодиагностика, коррекция и развитие; психопрофилактика; психологическое консультирование; психологическое просвещение и обучение.

Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению:

Профилактика - это одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем. Особенность профилактики в дошкольном возрасте заключается в опосредованности воздействия на ребенка через родителей и воспитателей.

Диагностика (индивидуальная, групповая (скрининг):

  • отслеживаем норму развития ребенка;
  • выделить проблемные зоны, такие как адаптационный период к дошкольному образовательному учреждению (от 1,5 лет и старше);
  • сопровождение кризиса 3-х лет;
  • отслеживание возрастных новообразований;
  • сопровождение готовность к обучению в школе.

Консультирование (индивидуальная, групповая), осуществляется, как правило, по заявленным проблемам, как с педагогами, так и с родителями. Целью консультирования является: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации  индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения.

Развивающая работа (индивидуальная, групповая).

Коррекционная работа (индивидуальная, групповая).

Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

Целью просвещения является:

  • создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей;
  • актуализация и систематизация имеющихся знаний; 
  • повышение уровня психологических знаний;
  • включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

Обязательно: проведение систематизированного психологического просвещения педагогов. Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей.

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Это предполагает, что специалист по психолого-педагогическом сопровождению не только владеет методиками диагностики, консультирования, коррекции, но и обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение и соорганизацию в этих целях участников (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация) образовательного процесса.

Приложение 1.

Методы диагностики психологического климата.

Если Вы решили узнать о психологическом климате вашего коллектива, то сразу возникает вопрос: «Чем мерить будем?» Примерно по ощущениям мы знаем, нравится нам климат нашего коллектива или нет, но достоверно: «Почему он такой? Каковы его особенности и нюансы? Как распределены между сотрудниками сферы влияния? И как менять и гармонизировать психологический климат?» - на эти вопросы есть либо смутные догадки, либо сомнения.

Вместе с тем наука социология уже давно предложила нам вполне точный диагностический метод, позволяющий собрать достоверную информацию и ответить на все вышеперечисленные вопросы. Этот метод – социометрия. Метод изобрел Морено и описал в своей одноименной книге «Социометрия».

В чем он заключается? Очень просто:

  1. - вы придумываете 4 вопроса к сотрудникам коллектива и
  2. - задаете эти вопросы сотрудникам
  3. - собираете ответы в письменном виде.
  4. - проводите анализ результатов
  5. - делаете выводы

2 вопроса относятся к сфере передаче рациональной информации, и 2 – к сфере передачи эмоциональной информации, как положительной, так и отрицательной.

Например, вопросы могут быть такими:

•    С кем из сотрудников вы бы в первую очередь поделились радостной новостью из вашей жизни? (напишите не более 3-х фамилий);

•    С кем никогда не стали бы делиться этой радостной новостью из вашей личной жизни? (напишите не более 3-х фамилий);

•    Если у вас что-то не получается, то к кому из сотрудников вы бы обратились за помощью? (напишите не более 3-х фамилий);

•    К кому из сотрудников вы бы никогда не стали обращаться за помощью? (напишите не более 3-х фамилий).

Получая ответы (важно, чтобы все сотрудники ответили), вы рисуете затем сотрудников кружочками с подписанными фамилиям. Информационные связи между ними прорисовываете синими линиями. Эмоционально позитивные связи – красными линиями, а напряжения (к кому не стал бы обращаться) – черными линиями.

В итоге получается сетка из кружочков и связей, на которой видно:

  • к кому из сотрудников больше всего проложено синих линий – тот и авторитетное лицо для остальных;
  • к кому из сотрудников больше всего проложено красных линий – тот и неформальный лидер;
  • к кому из сотрудников больше всего проложено черных линий – тот конфликтоген коллектива;
  • к кому из сотрудников меньше всего линий любых – тот не инкарпарирован в коллектив.
  • Также видны группировки, если они есть.

Метод не сложен в использовании и удивительно точен в диагностике.

Приложение 2.

Комплекс методик

по изучению психологического микроклимата в детском саду.

Дети

Методики

  1. «Рисунок воспитателя».
  2. Рисунок «Моя группа».
  3. «Социометрия».                                                                  
  4. «Определение ребенком эмоциональных состояний человека».
  5. «Проективные рассказы».
  6. «Отношение ребенка к сверстникам».
  7. «Отношение ребенка к чужому взрослому».
  8. «С каким настроением ты идешь в детский сад».
  9. Тест Роршаха.
  10. Тест «Для определения эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада».
  11.  Тест «Рисунок детского сада».
  12.  «Маски».    

Педагогический коллектив

Методики

  1. Тест для определения характера взаимодействия воспитателя с детьми.
  2. Тест для определения эмоционального благополучия воспитателя в детском саду.
  3. Анкета «Климат».
  4. Тест «Определение групповой сплоченности Сишора».
  5. Тест «Психологический микроклимат в трудовом коллективе» Шатыло.
  6. Тест «Психологический климат в коллективе».
  7. «Социометрия» Морено.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

«Каждый  ребёнок  имеет  возможность быть  психологически  готовым  кшкольному  обучению  на  своём  уровне, соответственно  свои...

Воспитательная система дошкольного образовательного учреждения «Развитие субъектности детей дошкольного возраста как условие успешной социализации в обществе»

Современная социокультурная среда создает подвижные, вариативные взаимоотношения между человеком и обществом, характер развития которых детерминирован в значительной степени самим человеком, его субъе...

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ull;Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья.•Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне  специальных условий обучени...

ГЭП "Трансдисциплинарный подход в создании адаптивной среды в образовательном учреждении" Программа сопровождения детей начального и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в условиях образовательного учреждения

Программа сопровождения детей начального и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в условиях образовательного учреждения разработана коллективом специалистов ГБОУ ЦПМСС "Нов...

Использование технологии «Сторисек» в дошкольном образовательном учреждении для приобщения детей к Русской народной культуре.

Использование технологии «Сторисек» в дошкольном образовательном учреждении для приобщения детей к Русской народной культуре....