Практические методы работы с детьми дошкольного возраста по развитию словарного запаса. В помощь воспитателю.
презентация

Цобехия Анна Юрьевна

Богатство словаря есть признак высокого развития речи. А так как дошкольный возраст – период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона, в детском саду ребенок находится практически весь день, то у нас есть уникальная возможность по максимуму использовать данный период развития ребенка с пользой.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovar_.pptx2.1 МБ
Файл slovar.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Город Тюмень 2020 Практические методы работы с детьми дошкольного возраста – в помощь воспитателю Составитель: Анна Юрьевна Цобехия учитель-логопед МАДОУ д/с № 158

Слайд 2

Развитие речи – одна из основных задач обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении. Работа по расширению словарного запаса прослеживается во всех направлениях жизнедеятельности детского сада. Главными задачами словарной работы являются обогащение, расширение и активизация словарного запаса. 2 Приемы обогащения словарного запаса

Слайд 3

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС 3 ЧТО ЭТО ? ЧТО ЭТО ?

Слайд 4

Словарный запас Слова, обозначающие предметы, явления, действия, признаки окружающей действительности, которые использует человек 4

Слайд 5

5 активный? пассивный?

Слайд 6

Задачи 6 Обогащение словаря новыми словами. Закрепление и уточнение словаря. Активизация словаря. Устранение из речи детей нелитературных слов

Слайд 7

Направления 7 Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений. 2. Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира. 3. Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов

Слайд 8

Методы Наглядные Практические Игровые Словесные Собственный пример 8

Слайд 9

9 Приемы Беседы Экскурсии, осмотры, наблюдения, рассматривания Чтение художественной литературы Общение с педагогом Рассказывание Все виды совместной деятельности

Слайд 10

Литература Мухина В. Детская психология. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000 Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш . и сред, пед . учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 2.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. - 2_е изд., дораб . - М.: Просвещение, 1991. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1974. Деревянко Н.П., Лапп Е.А. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи// Практическая психология и логопедия №4, 2006. С. 22-25. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Синонимы.- М.: Издательство «ГНОМ и Д»,2005. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб., 2004. Лаврентьева А.И. Этапы становления лексико-семантической системы у детей // Усвоение ребенком родного языка. - СПб.,1995. Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до 5 лет. – СПб.: КАРО, 2004 Ушакова О.С. Придумай слово. - М.: ТЦ Сфера, 2009 10

Слайд 11

Игры 11 Мыльные пузыри У кого какой предмет? Волшебный мешочек Веселый счет Тарелочки Наоборот Закончи фразу Скажи по другому Посылка. Магический куб

Слайд 12

12 Игры с мячом Я знаю пять… Что каким бывает? Животные и их детеныши Кто как разговаривает? Кто чем занимается? Мяч бросай и фрукты (овощи, транспорт, мебель …) называй Подскажи словечко Чья голова?

Слайд 13

Спасибо за совместную деятельность



Предварительный просмотр:

1 слайд. (фотография детей)

Уважаемые коллеги.

Богатство словаря есть признак высокого развития речи. А так как дошкольный возраст – период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона, в детском саду ребенок находится практически весь день, то у нас есть уникальная возможность по максимуму использовать данный период развития ребенка с пользой.

2 слайд (тема мероприятия)

И сегодняшняя наша встреча посвящена теме «Приемы обогащения словарного запаса ребенка дошкольного возраста».

3 слайд (словарный запас и ???)

Словарный запас. Что это? Мы так часто говорим об этом, пишем в своих планах. Как вы можете объяснить понятие «словарный запас». (Ответы аудитории)

4 слайд. (определение – словарный запас)

Вы правы. Словарный запас – это слова, обозначающие предметы, явления, действия, признаки окружающей действительности, которые использует человек.

5 слайд (активный??? пассивный???)

Он еще бывает активный и пассивный!? Что значит «активный словарь ребенка?» (пассивный словарь ребенка) – высказывания участников мероприятия.

Пассивный словарь – то, что понятно ребенку, но он не использует это в речи, а активный – то, что он свободно употребляет в своей жизни и понимает, о чем говорит.

6 слайд (задачи детского сада по формированию словаря детей)

Задача нас, педагогов, обогащать словарь ребенка новыми словами, закреплять и уточнять и, конечно же, активизировать и актуализировать. И еще одна, на мой взгляд, важная задача – устранение из речи детей (а может и нашей речи) нелитературных слов (диалектных, просторечных и жаргонных, слов паразитов).

7 слайд. (направления)

Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Это можно проследить в трех направлениях, указанных на данном слайде.

  1. Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;
  2. Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
  3. Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

8 слайд. (литература)

Мы не будем с вами уходить глубоко в теорию. Это можно почитать в различной методической литературе, представленной на слайде. Сегодня мы будем с вами играть и развивать словарный запас.

9 слайд. (игры для развития словаря детей дошкольного возраста)

  1. Мыльные пузыри
  2. У кого какой предмет?
  3. Волшебный мешочек
  4. Веселый счет. Сколько их всегда мы знаем, хорошо мы все считаем.
  5. Тарелочки.

10 слайд. (игр с перебрасыванием мяча)

Игры с перебрасыванием мяча решают несколько задач развития ребенка. Это, несомненно, развитие общей моторики, ловкости, внимания. Это упражнение на развитие межполушарного взаимодействия. Ребенку нужно сосредоточиться, поймать мяч, удержать его, ответить на поставленный вопрос, вернуть мяч. Данные упражнения можно усложнять, используя полусферы. В данной интерпретации ребенку надо еще и удерживать равновесие, таким образом в работу включается еще больше центров коры головного мозга.

  1. Что каким бывает? Тут конечно каждый знает, что каким у нас бывает.

- Что бывает круглым? Назови 2-3 предмета (длинным? Зеленым? Холодным? Гладким? Сладким? Колючим? Легким? Горячим? Глубоким?)

  1. Мяч бросай и ... (фрукты, животных, цвета, транспорт, ягоды, мебель, имена девочек и т.п.) называй.
  2. Животные и их детеныши. Человеческие дети знают всех зверят на свете.
  3. Кто как разговаривает? Мяч лови и поскорей назови язык зверей. (для младшего дошкольного возраста)
  4.  Подскажи словечко. Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то – нет.
  5. Кто чем занимается? Никогда мы не забудем, что умеют делать люди.
  6. Чья голова? Чья у зверя голова, подскажи скорей слова.

11 слайд. Методы и приемы обогащения словаря.

  1. Беседы.
  2. Экскурсии, осмотры.
  3. Рассматривания, наблюдения.
  4. Чтение художественно литературы.
  5. Общение с педагогом.
  6. Чтение и рассказывание.
  7. Дидактические игры.
  8. Все виды совместной деятельности.

12 слайд. Спасибо за совместную деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для детей дошкольного возраста на развитие словарного запаса

Игры на расширение словарного запаса, логики и кругозора у детей дошкольного возраста (5-7 лет)...

«Сторисек» - технология будущего. Использование данной технологии в работе с детьми дошкольного возраста по обогащению словарного запаса и мотивации к чтению.

Данную технологию можно использовать как при ознакомлении с художественной литературой так и на занятиях по развитию речи....

Сторителлинг - современный интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи.

Презентация игры "Кубики-историй" для детей среднего дошкольного возраста....

Что делать, чтобы улучшить речь ребенка дошкольного возраста. Нормы развития словарного запаса дошкольника.

В статье затронута тема улучшения качества речи ребенка дошкольного возраста. Нормы развития словарного запаса, виды словарного запаса.Как обогащать  словарный запас речи дошкольника. Игры и упра...

Отчет по самообразованию " Современные методы работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи"

Цель: повысить теоретический и практический уровень, профессиональную компетентность в области речевого развития детей дошкольного возраста на основе современных научных знаний об антогенезе речи и те...

Буклет для родителей «Нетрадиционные методы работы с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук»

              «Нетрадиционные методы работы с детьмидошкольного возраста  по развитию мелкоймоторики рук»...

Буклет для родителей «Нетрадиционные методы работы с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук»

            «Нетрадиционные методы работы с детьмидошкольного возраста  по развитию мелкоймоторики рук»...