«Детский аутизм — особенности поведения и методы работы с аутичными детьми»
методическая разработка
Помните ли вы ощущения детства, когда мечтаешь о новой игрушке, о большой конфете, о походе в цирк, о том, чтобы шнурки сами завязывались. А больше всего мечтаешь о том, чтобы взрослые тебя понимали, чтобы слышали, о чём думаешь, говорили с тобой на понятном тебе языке …
А если ребёнок особенный?
Если Его мир ещё больше отличается от нашего привычного?
Если он даже среди детей смотрит на всё иначе?
Как адаптироваться в обществе?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 26.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для педагогов
«Детский аутизм — особенности поведения и методы работы с аутичными детьми»
Педагог-психолог МАДОУ «Колокольчик»
Воробьева Г.Ф.
Слайд 1
Помните ли вы ощущения детства, когда мечтаешь о новой игрушке, о большой конфете, о походе в цирк, о том, чтобы шнурки сами завязывались. А больше всего мечтаешь о том, чтобы взрослые тебя понимали, чтобы слышали, о чём думаешь, говорили с тобой на понятном тебе языке …
А если ребёнок особенный?
Если Его мир ещё больше отличается от нашего привычного?
Если он даже среди детей смотрит на всё иначе?
Как адаптироваться в обществе?
Слайд 2
Как мы можем помочь ему?
Для этого существуют простые шаги:
Шаг 1: теоретические знания.
Шаг 2: диагностика (приобретение навыков в составлении «портрета» аутичного ребёнка).
Шаг 3: освоение методик и техники работы с особенными детьми.
Слайд 3
Что такое аутизм?
Уважаемые коллеги, продолжите предложение: «Я думаю, аутизм — это…»
+ щелчок
«Аутизм — крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний» (Э. Блейлер).
+ щелчок
«Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства».
+ щелчок
«Аутизм — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, который заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие».
На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 6,5 миллионов аутистов. По данным «Всемирной организации аутизма», в 2008 году 1 случай аутизма приходился на 150 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз.
Слайд 4
Особенности поведения ребенка-аутиста
Давайте вместе составим портрет аутичного ребенка
На доске схематически представлена фигура ребенка, рядом карточки, на которых написаны те или иные особенности поведения ребенка.
Выберите, как вы считаете подходящую, и прикрепите к доске. (педагоги по очереди выбирают карточки).
Подведение итога + 3 щелчка
Я подготовила для вас памятки с возможными признаками аутических расстройств у детей.
Слайд 5
Этапы помощи аутичному ребенку
Конечно же, каждый ребенок индивидуален. В особенности дети-аутисты. Они могут обладать самыми разными чертами и особенностями. Важно понимать, что подобный ребенок нуждается в квалифицированной помощи. Есть некоторые этапы получения этой помощи:
- посетить невролога (исключить проблемы, связанные с развитием головного мозга);
- посетить детского психиатра (он и поставит диагноз);
- пройти аппаратные обследование (МРТ, УЗИ головного мозга);
- обратиться за консультацией к клиническому психологу, учителю-дефектологу;
- начать работу с соответствующим специалистом.
Слайд 6
Методы работы с детьми-аутистами
Проведу небольшой обзор методов работы с особыми детьми.
Слайд 7
- Арт-терапия (музыка, живопись, движение, театр)
Слайд 8
- Анималотерапия (общение с животными)
Дельфинотерапия
Общение с дельфинами положительно влияет на развитие детей-аутистов, помогая ему восстановить социальное взаимодействие с обществом и укрепить мышцы.
Эхолокация, которой славятся такие млекопитающие, производит своеобразный массаж на клеточном уровне. Это приводит к быстрому восстановлению циркуляции жидкости и межклеточного обмена веществ.
Благодаря тактильной стимуляции создаются особые условия для правильного эмоционального реагирования ребенка.
Пет-терапия
Как правило, выбирают самых доброжелательных животных: лошадей, кошек и собак. При отсутствии аллергии такое лечение не имеет никаких противопоказаний. Кошки лечат покоем, собаки стимулируют к активным действиям, а лошадки заряжают спокойствием.
Выбор определенного животного зависит от состояния ребенка и его предпочтений.
Помимо быстрого эмоционального восстановления, происходит восстановление опорно-двигательного аппарата малыша.
Иппотерапия (верховая езда)
Она помогает маленьким пациентам лучше взаимодействовать с окружающей средой. Лошади способны тонко чувствовать настроение человека, помогая ему бороться с различными неврозами.
Во время регулярной верховой езды аутичный ребенок учится концентрировать внимание и контролировать свое тело.
Слайд 9
- Концепция ТЕАССН
ТЕАССН - терапия и обучение аутичных и имеющих коммуникационные нарушения детей. Это не специальная методика, а общая интегративная педагогическая концепция, имеющая учебно-теоретическую основу разработанная.
К основным принципами концепции ТЕАССН относят следующие:
1. Существенная роль сотрудничества с родителями.
Они предстают в роли «специалистов по своему ребенку, родители —важный источник информации для составления программы поддержки ребенка и необходимые партнеры.
2. Понимание значительных отличий аутистов друг от друга (интересов, сильных/слабых сторон).
Центральное значение имеет индивидуализация помощи.
3. Необходимость полноты информации о способностях, интересах и специфических проблемах ребенка-аутиста в различных сферах жизни для индивидуального подбора и адаптации развивающей программы.
4. Ориентация всех программ помощи на сильные стороны и интересы человека с аутизмом для компенсации слабых сторон.
Слайд 10
- Холдинг-терапия
Ребенок должен сидеть у матери на коленях так, чтобы у нее была возможность посмотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит о своих чувствах и своей любви к ребенку и о том, как она хочет преодолеть ту или иную проблему.
Слайд 11
- Сенсорная интеграция
Сенсорная интеграция — терапевтический метод, направленный на работу с телом ребенка. Ребенку предлагается «взаимодействовать» со специально оборудованным помещением, где он в игре совместно с взрослыми выполняет специально подобранные упражнения на зрительно-моторную координацию, ориентацию тела в пространстве, тактильную чувствительность.
Слайд 12
6. Поведенческая терапия для аутистов (АВА-терапия)
На сегодняшний день является одним из наиболее эффективных методов коррекции детского аутизма. Но некоторые против, так как считают ее дрессировкой. Основана на идее ученых Павлова и Сеченова, то есть
построена на идее, что любое поведение человека влечет за собой определенные последствия, и, когда ребенку это нравится, он станет повторять это поведение, а когда не нравится, не станет.
Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные - строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные.
Слайд 13
Рекомендации по работе с детьми-аутистами
Что делать, если такой ребенок уже есть в детском коллективе:
- Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.
- Принимайте его таким, какой он есть.
- Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.
- Придерживайтесь определенного режима дня.
- Соблюдайте ежедневные ритуалы.
- Не трогайте ребенка.
- Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
- Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.
- Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
- Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».
- Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.
- Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.
Слайд 14
Главное в нашей работе – это терпение, надежда на лучшее, вера в успех, ведь мы не можем «избавить» детей от их особенностей, потому должны научить их жить такими, какими они есть. Научить быть счастливыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ. Рекомендации по коррекционной работе с аутичными детьми.
Здесь представлен материал о детях с РДА. Рекомендации по коррекционной работе....
Особенности психолого-педагогической работы с аутичными детьми дошкольного возраста.
Данный реферат выполнен в рамках обучения на курсах повышения квалификации по дисциплине - Психолого-педагогическая работа учителя - дефектолога с ограниченными возможностями здоровья ...
Доклад на тему: « Особенности работы с аутичными детьми».
В настоящее время слово «аутизм» часто можно слышать из уст родителей и учителей. Впервые в России об аутизме заговорили в конце 1980-х годов. Тогда К.С. Лебединская предложила создать спе...
Методы работы с аутичными детьми в группе детского сада.
МЕТОДЫ РАБОТЫ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ В ГРУППЕ детского сада.Чтобы добиться наиболее эффективного обучения и комфортного самочувствия аутичного ребенка в группе, нужно выяснить его различные инди...
Особенности организации коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми
Основные правила установления контакта, создания оптимальных условий для работы....
Особенности логопедической работы с аутичными детьми
Как показывает опыт, для достижения эффективности в логопедических занятиях с ребенком с аутизмом, необходимо продумать четкий план занятия и следовать ему. Данное условие способствует уверенности и с...
Особенности работы с аутичными детьми.
Аутизм и расстройства аутистического спектра....