«Детский аутизм — особенности поведения и методы работы с аутичными детьми»
методическая разработка

Воробьева Галина Федоровна

Помните ли вы ощущения детства, когда мечтаешь о новой игрушке, о большой конфете, о походе в цирк, о том, чтобы шнурки сами завязывались. А больше всего мечтаешь о том, чтобы взрослые тебя понимали, чтобы слышали, о чём думаешь, говорили с тобой на понятном тебе языке …

         А если ребёнок особенный?
         Если Его мир  ещё больше отличается  от нашего привычного?
         Если он даже среди детей смотрит на всё иначе?
         Как адаптироваться  в обществе? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов

«Детский аутизм — особенности поведения и методы работы с аутичными детьми»

                                                      Педагог-психолог МАДОУ «Колокольчик»

 Воробьева Г.Ф.

Слайд 1

Помните ли вы ощущения детства, когда мечтаешь о новой игрушке, о большой конфете, о походе в цирк, о том, чтобы шнурки сами завязывались. А больше всего мечтаешь о том, чтобы взрослые тебя понимали, чтобы слышали, о чём думаешь, говорили с тобой на понятном тебе языке …


        А если ребёнок
особенный?
         Если Его мир  ещё больше отличается  от нашего привычного?
        Если он даже среди детей
смотрит на всё иначе?
        Как адаптироваться  в обществе?  

Слайд 2

Как мы можем помочь ему?

       Для этого существуют простые шаги:

Шаг 1: теоретические знания.

Шаг 2: диагностика (приобретение навыков в составлении «портрета» аутичного ребёнка).

Шаг 3: освоение методик и техники работы с особенными детьми.

Слайд 3

Что такое аутизм?

Уважаемые коллеги, продолжите предложение: «Я думаю, аутизм — это…»

+ щелчок

«Аутизм — крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний» (Э. Блейлер).

+ щелчок

 «Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства».

+ щелчок

«Аутизм — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, который заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие».

На сегодняшний день  в мире официально зарегистрировано 6,5 миллионов аутистов.  По данным «Всемирной организации аутизма», в 2008 году 1 случай аутизма приходился на  150 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз.

Слайд 4

Особенности поведения ребенка-аутиста

Давайте вместе составим портрет аутичного ребенка

На доске схематически представлена фигура ребенка, рядом карточки, на которых написаны те или иные особенности поведения ребенка.

Выберите, как вы считаете подходящую, и прикрепите к доске. (педагоги по очереди выбирают карточки).

Подведение итога + 3 щелчка

Я подготовила для вас памятки с возможными признаками аутических расстройств у детей.

Слайд 5

Этапы помощи аутичному ребенку

Конечно же, каждый ребенок индивидуален. В особенности дети-аутисты. Они могут обладать самыми разными чертами и особенностями. Важно понимать, что подобный ребенок нуждается в квалифицированной помощи. Есть некоторые этапы получения этой помощи:

  • посетить невролога (исключить проблемы, связанные с развитием головного мозга);
  • посетить детского психиатра (он и поставит диагноз);
  • пройти аппаратные обследование (МРТ, УЗИ головного мозга);
  • обратиться за консультацией к клиническому психологу, учителю-дефектологу;
  • начать работу с соответствующим специалистом.

Слайд 6

Методы работы с детьми-аутистами

Проведу небольшой обзор методов работы с особыми детьми.

Слайд 7

  1. Арт-терапия (музыка, живопись, движение, театр)

Слайд 8

  1. Анималотерапия  (общение с животными)

Дельфинотерапия

Общение с дельфинами положительно влияет на развитие детей-аутистов, помогая ему восстановить социальное взаимодействие с обществом и укрепить мышцы.

Эхолокация, которой славятся такие млекопитающие, производит своеобразный массаж на клеточном уровне. Это приводит к быстрому восстановлению циркуляции жидкости и межклеточного обмена веществ.

Благодаря тактильной стимуляции создаются особые условия для правильного эмоционального реагирования ребенка.

Пет-терапия

Как правило, выбирают самых доброжелательных животных: лошадей, кошек и собак. При отсутствии аллергии такое лечение не имеет никаких противопоказаний. Кошки лечат покоем, собаки стимулируют к активным действиям, а лошадки заряжают спокойствием.

Выбор определенного животного зависит от состояния ребенка и его предпочтений.

Помимо быстрого эмоционального восстановления, происходит восстановление опорно-двигательного аппарата малыша.

Иппотерапия (верховая езда)

Она помогает маленьким пациентам лучше взаимодействовать с окружающей средой. Лошади способны тонко чувствовать настроение человека, помогая ему бороться с различными неврозами.

 Во время регулярной верховой езды аутичный ребенок учится концентрировать внимание и контролировать свое тело.

Слайд 9

  1. Концепция ТЕАССН

ТЕАССН -  терапия и обучение аутичных и имеющих коммуникационные нарушения детей. Это не специальная методика, а общая интегративная педагогическая концепция, имеющая учебно-теоретическую основу разработанная.

К основным принципами концепции ТЕАССН относят следующие:

1. Существенная роль сотрудничества с родителями. 

Они предстают в роли «специалистов по своему ребенку, родители —важный источник информации для составления программы поддержки ребенка и необходимые партнеры.

2. Понимание значительных отличий аутистов друг от друга (интересов, сильных/слабых сторон).

Центральное значение имеет индивидуализация помощи.

3. Необходимость полноты информации о способностях, интересах и специфических проблемах ребенка-аутиста в различных сферах жизни для индивидуального подбора и адаптации развивающей программы.

4. Ориентация всех программ помощи на сильные стороны и интересы человека с аутизмом для компенсации слабых сторон.

Слайд 10

  1. Холдинг-терапия

Ребенок должен сидеть у матери на коленях так, чтобы у нее была возможность посмотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит о своих чувствах и своей любви к ребенку и о том, как она хочет преодолеть ту или иную проблему.

Слайд 11

  1. Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция — терапевтический метод, направленный на работу с телом ребенка. Ребенку предлагается «взаимодействовать» со специально оборудованным помещением, где он в игре совместно с взрослыми выполняет специально подобранные упражнения на зрительно-моторную координацию, ориентацию тела в пространстве, тактильную чувствительность.

Слайд 12

6. Поведенческая терапия для аутистов (АВА-терапия)

На сегодняшний день является одним из наиболее эффективных методов коррекции детского аутизма. Но некоторые против, так как считают ее дрессировкой. Основана на идее ученых Павлова и Сеченова, то есть

построена на идее, что любое поведение человека влечет за собой определенные последствия, и, когда ребенку это нравится, он станет повторять это поведение, а когда не нравится, не станет.

Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные - строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные.

Слайд 13

Рекомендации по работе с детьми-аутистами

Что делать, если такой ребенок уже есть в детском коллективе:

  • Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.
  • Принимайте его таким, какой он есть.
  • Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.
  • Придерживайтесь определенного режима дня.
  • Соблюдайте ежедневные ритуалы.
  • Не трогайте ребенка.
  • Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
  • Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.
  • Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
  • Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».
  • Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.
  • Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.

Слайд 14

  Главное  в нашей работе – это терпение, надежда на лучшее, вера в успех, ведь мы не можем «избавить» детей от их особенностей, потому должны научить их жить такими, какими они есть. Научить быть счастливыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ. Рекомендации по коррекционной работе с аутичными детьми.

Здесь представлен материал о детях с РДА. Рекомендации по коррекционной работе....

Особенности психолого-педагогической работы с аутичными детьми дошкольного возраста.

Данный реферат выполнен в рамках обучения на курсах повышения квалификации по дисциплине  - Психолого-педагогическая работа учителя - дефектолога с ограниченными возможностями здоровья ...

Доклад на тему: « Особенности работы с аутичными детьми».

В настоящее время слово «аутизм» часто можно слышать из уст родителей и учителей. Впервые в России об аутизме заговорили в конце 1980-х годов. Тогда К.С. Лебединская предложила создать спе...

Методы работы с аутичными детьми в группе детского сада.

МЕТОДЫ РАБОТЫ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ В ГРУППЕ детского сада.Чтобы добиться наиболее эффективного обучения и комфортного самочувствия аутичного ребенка в группе, нужно выяснить его различные инди...

Особенности организации коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми

Основные правила установления контакта, создания оптимальных условий для работы....

Особенности логопедической работы с аутичными детьми

Как показывает опыт, для достижения эффективности в логопедических занятиях с ребенком с аутизмом, необходимо продумать четкий план занятия и следовать ему. Данное условие способствует уверенности и с...

Особенности работы с аутичными детьми.

Аутизм и расстройства аутистического спектра....