Конспект консультации для педагогов ДОО «Как подготовить и провести мастер‑класс».
консультация

Юлия Витольдовна Елисова

Конспект консультации для педагогов ДОО «Как подготовить и провести мастер‑класс».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект консультации для педагогов ДОО

 «Как подготовить и провести мастер‑класс». 

Подготовил:

старший воспитатель МБДОУ

                                                                     «Детский сад № 394 г. Челябинска»

Ю.В. Елисова

1-я часть – тест для педагогов (возможно заочное проведение данной части).

Задачи теста: актуализировать знания педагогов о целях, задачах и структуре мастер-класса, настроить на восприятие информации.

2-я часть – теоретическая

Мастер-класс – одна из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта и познания нового посредством активной деятельности участников, которые решают поставленную перед ними задачу. Мастер-класс – это занятие практической направленности с профессиональной аудиторией слушателей, на котором педагог-мастер представляет свой педагогический опыт по актуальным вопросам.

Проводить мастер-класс и обращаться к профессиональной аудитории педагог может только тогда, когда уверенно овладеет материалом. Мастер – это человек, который хорошо знает какую-либо проблему и профессионально может показать ее решение. Это человек, который умеет хорошо и ловко что-то делать. Поэтому в ходе мастер-класса педагог-мастер не просто сообщает новую информацию коллегам, а передает способы деятельности.

Мастер-классы представляют интерес для тех педагогов, которые хотят:

  • разработать собственную авторскую образовательную программу;
  • освоить новую технологию, методику;
  • повысить профессиональное мастерство в конкретном вопросе или виде деятельности. (Приложение 1.)

Цели и задачи мастер-класса.

Перед тем как готовиться к мастер-классу, важно понять, с какой целью вы будете его проводить и какие задачи с его помощью решите. Существует несколько интерпретаций общей цели любого мастер-класса:

  • трансляция уникального педагогического опыта;
  • создание условий для профессионального общения, самореализации;
  • повышение педагогического мастерства;
  • распространение передового педагогического опыта;
  • внедрение новых педагогические технологий.

Основные задачи мастер-класса:

  • обобщить опыт педагога;
  • передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов;
  • организовать совместную отработку методических подходов педагога;
  • провести рефлексию собственного профессионального педагогического мастерства вместе с участниками мастер-класса;
  • оказать помощь участникам мастер-класса в определении задач саморазвития.

Тематика, формы проведения и продолжительность мастер-класса.

Тематика мастер-классов может быть любая: обзор актуальных проблем и технологий, различные аспекты и приемы использования педагогических технологий, авторские приемы применения технологий на практике. При этом формулировать тему мастер-класса следует по формуле: «Что сделано? – С помощью чего сделано? – Какой будет конечный методический продукт?». Последовательность составляющих формулы может быть другой.

Например, «Оформление плана организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с помощью технологической карты». Здесь методическим продуктом мастер-класса будет технологическая карта организованной образовательной деятельности, которую также составят участники мастер-класса.

По времени мастер-класс может длиться от 15 минут до нескольких часов. Это зависит от мероприятия, на котором проводится мастер-класс. Если в рамках курсовой подготовки педагогов, то мастер-класс может занять более длительное время. Если это происходит на педагогическом совете, то 15–30 минут. Если мастер-класс – один из этапов профессионального конкурса, то время его проведения регламентирует соответствующее положение о данном конкурсе.

В какой форме проводить мастер-класс, выбирает сам педагог-мастер. Этот выбор определяется наработанным стилем профессиональной деятельности. Существуют разные формы проведения мастер-класса: 

  • сюжетно-ролевая игра (форма групповой работы);
  • представление системы воспитания с наблюдением по заранее заданному плану;
  • самостоятельная разработка слушателями собственной модели мероприятий по методике педагога-мастера;
  • совместное моделирование какого-либо мероприятия.

Этапы проведения мастер-класса: Мастер-класс включает пять основных этапов.

1-й этап – презентация педагогического опыта педагога-мастера и актуализация знаний слушателей по данной теме. В рамках данного этапа педагог-мастер должен выбрать один из предложенных вариантов, что он хочет сделать:

  • обосновать основную идею темы, которую он рассматривает;
  • охарактеризовать свои достижения работы, указать источники, откуда черпал свои разработки;
  • определить проблему в работе;
  • актуализировать опыт слушателей по теме мастер-класса.

Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого участника по предлагаемой проблеме. Это позволит педагогу-мастеру расширить свои представления знаниями других участников. Актуализировать опыт слушателей можно с помощью различных технологий.

Пример: используйте технологию развития критического мышления «Знаю – Хочу знать – Узнал» (авт. Донна Огл). В начале мастер-класса педагог-мастер просит слушателей заполнить таблицу – первые два столбца – «Знаю уже об этом…», «Хочу узнать еще что-то конкретное об этом…». В конце мастер-класса слушатели возвращаются к таблице, проводят анализ своих уже имеющихся знаний по теме и вписывают в третий столбец то, что они узнали, чему научились на данном мастер-классе.

Пример таблицы, которую заполняют педагоги в начале и в конце мастер-класса.

2-й этап – представление занятия или системы занятий по теме мастер-класса. На этом этапе педагог-мастер должен (выбрать один из предложенных вариантов): рассказать о проекте занятия по теме мастер-класса или определить основные приемы и методы работы по данной теме, которые он будет демонстрировать, или кратко рассказать о результативности используемой технологии.

3-й этап – имитационная игра – занятие со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с детьми. На данном этапе педагог-мастер может привлечь другого педагога, который покажет слушателям занятие, или использует видеозапись работы педагога с детьми по данной теме. В ходе открытого показа или видеотрансляции педагог-мастер комментирует то, что наблюдают участники мастер-класса.

4-й этап – моделирование – самостоятельная работа участников мастер-класса по разработке итогового методического продукта в рамках продемонстрированной педагогические технологии. На этом этапе педагог-мастер выполняет роль консультанта, который направляет участников мастер-класса, помогает им, дает рекомендации. Участники разрабатывают методический продукт по теме мастер-класса. Например, технологическую карту образовательной деятельности с детьми конкретной группы на конкретную тему или систему планирования работы с учетом темы мастер-класса.

В конце этого этапа педагог-мастер обсуждает со слушателями их авторские практические продукты, которые они создали. Чтобы дать возможность каждому высказаться и не затягивать этот этап, педагог-мастер может предложить готовый алгоритм обсуждения.

5-й этап – рефлексия. На данном этапе педагог-мастер организует дискуссию со слушателями по результатам совместной деятельности. Его задача – сформулировать выводы, дать рекомендации, которые помогут слушателям успешно использовать продемонстрированный им опыт работы.

Рефлексию можно провести с помощью разных технологий. Если в начале мастер-класса педагог-мастер использовал технологию «Знаю – Хочу узнать – Узнал», чтобы актуализировать знания слушателей, и просил их заполнить первые два столбца таблицы, на этом этапе он предлагает проанализировать записи в этих столбцах и заполнить третий столбец «Узнал».

Также на этом этапе педагог-мастер выясняет, насколько мастер-класс был полезным для слушателей. Педагоги оценивают мастер-класс по 10-балльной шкале, где 10 – это максимальный положительный балл, 1 – минимальный отрицательный балл. Кроме этого, критериями оценки качества проведения мастер-класса могут быть: презентативность, эксклюзивность материала, прогрессивность темы, мотивированность педагогов, актуальность и научность темы, эффективность, технологичность, артистичность, общая культура проведения.

Приложение 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: «Требования к организации и проведению мастер-класса»

в данной консультации представлены необходимые правила и требования к проведению мастер-класса...

Консультация для педагогов "Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса"

в данной консультации раскрыты основные критерии  подготовки и проведениямастер-класса...

Буклет "Как подготовить и провести мастер-класс"

Буклет «Как подготовить и провести мастер-класс»Информация, предлагаемая в буклете, поможет педагогу качественно подготовиться к проведению мастер-класса. В буклете отмечены важнейшие особ...

Семинар для педагогов «Как подготовить и провести мастер-класс»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22089186","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Консультация "Как подготовить и провести мастер - класс для педагогов.

Консультация содержит материал по технологии организации мастер - класса педагогом ДОО для представления своего опята работы, инновационной технологии....