Математические подвижные игры
картотека (подготовительная группа)

Салахова Раушания Фидаиловна

Картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_podvizhnyh_matematicheskih_igr.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

подвижных математических  игр.

Число, цифры, счет

Игра «Цифропарк»

Задачи:  закрепить  образ  цифр;  развивать воображение  и  умение  управлять  своим телом.

Содержание:  дети  изображают  какую-либо цифру.  Водящий  идёт  по

«цифропарку»  и  «расколдовывает»  детей –отгадывает,  кто

какой цифрой стал.

Игра «Восстанови цифровую дорожку»

Задачи: закреплять знания о силуэтном изображении цифр; развивать внимание, быстроту, ловкость и координацию движений; умение анализировать образец.

Материалы: силуэты цифр, квадраты для выкладывания дорожки.

Содержание: чтобы дойти до сказочного замка, дети должны собрать цифровую дорожку по порядку и прыжками вернуться назад, выполняя обратный счёт.

Игра «Математическая разминка»

Задачи:  развивать  быстроту  реакции,  мышление;  совершенствовать  навыки количественного и порядкового счёта.

Материалы: карточки с числами от 1 до 20.

Содержание: Задания:-Постройтесь по порядку от 1 до 20. Посчитайтесь.

-Постройтесь по порядку от 20 до1. Посчитайтесь.

-Постройтесь так, чтобы числа, которые больше 10, находились справа от этого числа, а числа, которые меньше этого числа –слева.

-Постройтесь тройками. Назовите последующие и предыдущие числа.

-Постройтесь парами. Найдите свою пару так, чтобы одно число в паре было больше другого на 1, на 2. 

Игра «Живой знак»

Задачи : развивать внимание, быстроту реакции,  мышления;  учить  сравнивать  множества с помощью знаков.

Материалы: два обруча.

Содержание: Выбирается водящий –он изображает   математический   знак «больше меньше».   Дети  свободно

двигаются по группе. По сигналу встают в обручи. Водящий считает количество детей и встаёт между образовавшимися множествами как математический знак, раскрывая углом выпрямленные перед собой руки в сторону большего количества.

 

Игра «Соколиная охота»

Задачи: знакомить детей с составом числа 5 (из двух меньших чисел); учить составлять числовое выражение, решать задачи.

Содержание: в эстафете участвует две команды. Быстро надев рукавицу, игрок должен «запустить сокола за дичью»: выбрать самолётик с таким примером, значение которого –5, и запустить его в маленький обруч. Если самолёт попадает в обруч –«дичь поражена», если нет –«сокол» не справился с задачей.

Игра «Десяточка»

Задачи: закрепить состав числа 10 (из двух меньших чисел).

Материалы: карточки для игры

Содержание: детям раздаются карточки для игры, по команде дети должны найти себе пару на состав числа 10 и громко крикнуть «Десяточка!»

Игра  «Птички на веточке»

Задачи: Упражнять в беге, развивать внимание, формировать навыки количественного и арифметического счета, с учетом гендерных особенностей.

Оборудование: гимнастические палки, либо косички по количеству детей.

Содержание: Пока звучит музыка, дети бегают по кругу, перепрыгивая через

палочки, имитируя полет птиц. Музыка останавливается, дети встают на палочку, как скажет педагог, либо покажет карточку с цифрой:

по одному на палочку,

по двое (мальчик девочка, мальчик - мальчик, девочка – девочка),

по трое (трое мальчиков, трое девочек, мальчик – девочка – мальчик и т.д.)

Правило: Быть внимательным, быстро ориентироваться – вставать по сигналу на палочку, кто неправильно встал, не нашел себе место - тот проиграл.

Игра«Змейка»

Задачи: Упражнять в ходьбе, в беге врассыпную, формировать навыки порядкового счета.

Содержание: Дети разбиваются на команды по пять человек, встают друг за другом и держат за пояс впереди стоящего ребенка. Идут в колоннах, произнося слова:

Полосатая змея

В гости к тетушке ползла.

Только хвост сопротивлялся

И за кустики цеплялся.

После этих слов все дети разбегаются, а указанный педагогом ребенок из этой цепи змейки ловит свою команду.

Правила: Педагог показывает цифру, и только ребенок под этим номером в цепи ловит свою команду, собирает змейку. Побеждает та команда, чей ловишка быстрее поймает участников своей команды.

 

Игра «Веселые семейки»

Задачи: Развивать ловкость и быстроту в лазании, формировать навыки количественного счета.

Содержание: На полу расположены карточки с цифрами. Пока звучит музыка, дети ползают как паучки. Музыка останавливается - паучки бегут к домикам, к карточкам с изображением цифры.

Правило: Дети должны собраться в семейки по количеству указанному на карточке.

Варианты: Дети могут двигаться по договору: как паучки, гусеницы, кошки, медведи.

Игра «Найди свое место»

Задачи: Упражнять в отбивании мяча о пол, формировать навыки счета.

Содержание: На полу, в спортивном зале лежат карточки (цветочки или снежинки, листочки) с изображением цифр (например: цифра 3 – цветок с тремя лепестками). У каждого ребенка браслет с цифрой. Дети играют с мячами, например: отбивают мяч о пол.

Ловко с мячиком играем,

Одной рукой мы отбиваем:

Один, два, три, четыре, пять –

Будем циферку искать.

Дети ищут по заданию: на одну больше, меньше, либо прибавить два.

Правила: Отбивать мяч каждое слово. Найти свою цифру на полу, кто не справился с заданием – проиграл.

Игра «Счет с мячом»

Задачи: Развивать физические качества в упражнениях с мячом, закреплять навыки счета.

Содержание:  Педагог показывает цифру, дети столько раз отбивают (подкидывают) мяч о пол (о стену).

Правило: Считать количество выполненных движений.

Игра «Состав числа»

Задачи: Упражнять в беге, закреплять знания о составе числа.

Оборудование: карточки с цифрами до десяти: браслеты по количеству детей, карточки в три раза больше браслетов.

Содержание: Раздать всем детям карточки с цифрами (лучше, если это будут браслеты). Дети бегут вокруг зала в колонне, каждый столько кругов, сколько указано на карточке. Затем, как пробежит ребенок, подходит в центр, и берет еще две карточки – из каких чисел состоит его изначальное число. Поднимает руку, ждет остальных.

Правила: Ребенку считать круги, бежать по количеству указанному в карточке (на руке). Взять из центра две карточки цифры: из чего состоит изначально полученное число.

Варианты: Детям, которые физически крепче, дать число большей значимости, чтобы больше пробежали кругов. 

Игра «Больше – меньше»

Задачи: Развивать умение сравнивать объекты окружающего мира по величине, слухо-моторную координацию движений.

Правила: Педагог называет предметы и объекты. Если названный предмет больше предыдущего, то дети встают на носки, руки вверх. Если названный предмет меньше предыдущего – приседают.

Например:

Стоял компот, шагал Федот,

В машину сел, колбаску съел.

Бежала собачка, за нею соли пачка.

Гора стоит, а кот сидит:

Автобус ждет, жвачку жует.

Солнце высоко, коршун далеко.

Мышку не поймает, с нами поиграет.

Правила: Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Вариант: Таким же образом закрепляются знания о понятиях выше – ниже, шире – уже, толще – тоньше, длиннее – короче и др.

Например: шире – уже (шире – руки в стороны, наклоны вперед, уже –руки вверх, встать на носочки).

Геометрические представления

Игра «Волшебные палочки»

Задачи:   развивать   сообразительность, внимательность;  умение  работать  с  играми -головоломками.

Материалы: гимнастические палки, карточки с изображением  на  них  геометрическими фигурами.

Содержание: дети должны с помощью гимнастических палок образовать фигуру согласно карточке –из двух треугольников в виде ромба, соединяя концы палок и другие.

 Игра «Волшебный мешочек»

Задачи: развивать внимание, быстроту реакции и мышления, продолжать знакомить детей с геометрическими телами.

Материалы: мешочек, геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр, конус)

Содержание: Дети сидят в кругу, передают по кругу мешочек, по окончании стихотворной формы достать любой предмет (фигуру), не заглядывая в мешок, назвать его, поставить на середину круга. В конце игры сравнить объёмные геометрические формы.

 Игра «Построй фигуру» 

Задачи: учить создавать геометрические фигуры из ленточки, резинки.

Содержание:  Детям  при  помощи  ленты или  резинки, необходимо  построить фигуру, отгадав загадку про эту фигуру.

 

Временные представления

Игра «Неделька, соберись»

Задачи:  упражнять детей в обратном порядковом счёте в пределах 7, умении составлять число 7 из двух  меньших  чисел,  правильно  решать

арифметические  выражения;  закреплять  знание названий дней недели и их последовательности

Содержание:  Вспомнить:  сколько  дней  в  недели, посчитать от 1 до 7 и обратно.

Педагог  выбирает  игрока  и  даёт  ему  карточку  с цифрой 3. Затем объявляет, что это середина недели, и спрашивает: какой это день?

(Среда.) Остальным игрокам даются карточки с примерами

(3-1; 3+2; 3-2; 3+4; 3+3; 3+1), решив которые определяет, под каким номером стоит его день в неделе. Играющие называют свой день и занимают место либо слева, либо справа от ребёнка с числом 3. 

Игра «Вчера, сегодня, завтра»

Задачи: познакомить детей с временными понятиями  «вчера, сегодня, завтра»;  учить понимать временной интервал между днями, определять события во времени.

Содержание: дети стоят в кругу, педагог предлагает детям придумать событие, которое произойдёт в будущем, уже произошло или происходит сейчас. Дети передают мяч по кругу поднятыми вверх руками. Кто не удержал мяч, называет, что произошло вчера. Затем передают через плечо и произносят слово «сегодня», под коленями и произносят слово «завтра».

Игра «День –ночь» 

Задачи: развивать внимание, координацию, ловкость и быстроту движений, мышление.

Материалы: две верёвки.

Содержание: перед детьми выкладывают две верёвки на расстоянии друг от друга. У первой линии выстраиваются все мальчики, у другой -все девочки. Команда мальчиков – «ночь», команда девочек –«день». На сигнал –команду «Ночь!» -мальчики ловят девочек и наоборот. Пойманные дети переходят в команду соперника. Пространственные представления

Игра «Преодолей лабиринт»

Задачи:  развивать  память,  внимание,  быстроту,  координацию  движений,

пространственную ориентировку; закреплять умение понимать направление движения.

Материалы: карточки с цифрами, карточки с точками, обручи, скакалки, куб, вырезанные из картона круги.

Содержание: дети строятся в две колонны. Педагог сообщает, что им нужно преодолеть препятствия, которые встречаются у них на пути, чтобы добраться до форта, показывая им карту. Но для того, чтобы быстро пройти лабиринт, надо расставить точки с цифрами последовательно,  согласно  карте.  На  них  они  будут  ориентироваться,  выполняя упражнения:

-обежать озеро (большой обруч) с правой стороны;

-выполнить прыжки правым боком через ручейки (скакалки);

-проползти тоннель;

-обежать слева гору (конус);

-перейти болото, прыгая по кочкам с правой стороны (круги);

-обежать могучий дуб с левой стороны (куб).

Педагог определяет время по песочным часам, еслидети уложились в 3 минуты, вручаем им приз (золотой ключ).

Игра «Далеко –близко»

Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве разными способами, определяя своё место  по  заданному  условию;  закреплять  знание  парных противоположных пространственных понятий: «далеко-близко», «вверху-

внизу», «спереди-сзади», «слева-справа.

 Содержание: педагог предлагает детям представить себя сыщиками. Все встают в круг. Водящий находится в центре круга с закрытыми глазами. Дети поочерёдно подходят тихо к  водящему,  поднимая  руки,  и  отходят, опуская  руки.  Водящий  определяет местоположение  подошедшего  ребёнка  (близко,  далеко),  используя свои  ощущения.

Педагог, поощряя детей, напоминает: «Чтобы стать сыщиками, надо уметь чувствовать, слышать даже с закрытыми глазами»