НАСЫЩЕНИЕ СРЕДЫ ГРУППЫ ЭЛЕМЕНТАМИ «БЕРЕЖЛИВОГО ПРОСТРАНСТВА» ДЛЯ МОТИВАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ.
консультация (старшая группа)

Ирина Викторовна Рощупкина

Подход «бережливое производство» сегодня внедряется во все сферы работы: промышленность, банковское дело, здравоохранение и т.д. Не обошло оно и образование.

На территории Белгородской области в 2019-2020 году реализуется региональный проект  «Внедрение бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций Белгородской области» («Бережливый детский сад»)». Основная идея проекта - внедрение принципов бережливого пространства в деятельность детского сада с целью повышения эффективности и улучшения качества предоставляемых услуг. Цель проекта – вырастить поколение людей, приученных жить эффективно, применение визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников.В рамках проекта планируется реализация конкретных мероприятий: применение визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и        сотрудников; проведение цикла развивающих занятий для детей; повышение информированности родителей через визуализацию и организацию открытых мероприятий; стандартизация ежедневных операций детей и сотрудников; рациональная организация рабочих мест детей и сотрудников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasyshchenie_sredy_gruppy_.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

НАСЫЩЕНИЕ СРЕДЫ ГРУППЫ ЭЛЕМЕНТАМИ «БЕРЕЖЛИВОГО ПРОСТРАНСТВА» ДЛЯ МОТИВАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ.

Подход «бережливое производство» сегодня внедряется во все сферы работы: промышленность, банковское дело, здравоохранение и т.д. Не обошло оно и образование.

На территории Белгородской области в 2019-2020 году реализуется региональный проект  «Внедрение бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций Белгородской области» («Бережливый детский сад»)». Основная идея проекта - внедрение принципов бережливого пространства в деятельность детского сада с целью повышения эффективности и улучшения качества предоставляемых услуг. Цель проекта – вырастить поколение людей, приученных жить эффективно, применение визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников. В рамках проекта планируется реализация конкретных мероприятий: применение визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и        сотрудников; проведение цикла развивающих занятий для детей; повышение информированности родителей через визуализацию и организацию открытых мероприятий; стандартизация ежедневных операций детей и сотрудников; рациональная организация рабочих мест детей и сотрудников.

В рамках реализации мероприятий предусмотренных планом проекта «Бережливый детский сад»  в нашем дошкольном учреждении МБДОУ ДС №27 «Берёзка» осуществляется работа по внедрению в работу групп  технологии «бережливого пространства».  В данном направлении совершенствуется развивающая предметно-пространственная среда групп, которая включает организацию рабочих мест детей, аспектов образовательной деятельности, безопасности, путем стандартизации ежедневных операций, создание опорных сигналов и навигаторов для свободной ориентации в помещении детского сада. Реализация муниципального проекта пореновации РППС в группе №7 «Пчёлка» позволила эффективнее внедрить принципы «бережливого пространства». Проблемное полем РППС было: недостаточная мобильность, трансформируемость пространства; невозможность быстро изменять пространство под образовательную ситуацию; ресурсная ограниченность содержания развивающей предметно – пространственной среды. Результатом стало - изготовлены ширм, которые отражают различные сюжеты, что позволяет обеспечить свободный выбор каждому ребёнку с учётом его интересов, гендерной принадлежности, уровня активности; мобильный подиум с роликовыми колёсами. Подиум дошкольники используют для конструирования, режиссёрских, дидактических игр, которые не прекращаются, а только прерываются в силу различных обстоятельств и снова возобновляются в удобное время; высвобождение игрового пространства за счет новой мобильной мебели; создание центра отдыха и уединения. Также в группе созданы центры активности - патриотического воспитания,  сюжетно-ролевых игр, книги, дежурства, познавательно-исследовательского развития, дорожной безопасности, конструирования, изобразительной деятельности, музыкального развития, театральной деятельности, экспериментирования, физического развития и здоровья, экологии, речевого развития, где  осуществляется самостоятельная деятельность детей. Дошкольникам предоставляется возможность проявлять инициативу в самореализации выбранной деятельности и самостоятельно работать в центрах активности по интересам.                                                                                      

Одним из инструментов бережливого производства является принцип 5S. Эта система организации и рационализации рабочего мест, обязательна к внедрению и в детском саду[2]. При организации работы  детей в группе, созданиебережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной. Основным методом нашей работы, является картирование процесса – схема, мнемотаблица. Задачи картирования - визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы с детьми применяем различные алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения, маркёры. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка, изображены порядок действия в той или иной ситуации. Для обозначения возможной опасности необходим определенный эталон. Существует определенный государственный стандарт, который должны знать дети: сигнальные цвета, знаки безопасности и сигнальная разметка. Непосредственная опасность – красный цвет.Возможная опасность – желтый цвет. Безопасность, безопасные условия зелёный цвет. Указание – синий цвет.Таким образом, у ребенка подсознательно формируется понятие об осторожном поведении в обозначенном месте. На острые углы, зоны открывания дверей, и другие места, где ребенок должен быть бдительным,  нанесены маркёры красного цвета.В раздевалке на дверцах шкафчиков изнутри повесили картинки с алгоритмами размещения вещей.  Инструкция последовательности одевания по сезонам расположили на  видном месте, чтобы ребенок мог посмотреть как правильно и быстро одеться. Алгоритм «Мытье рук» расположили в туалетной комнате над раковинами. Мытье рук — обязательная гигиеническая процедура для взрослых и детей, которую необходимо научиться  делать это самостоятельно. Объясняем, что руки необходимо мыть не только при видимых загрязнениях, но и после прогулки, посещения туалета, игр с животными, до и после еды. В туалетной комнате ребенок наглядно видит «инструкцию» в картинках и понимает, что для мытья рук ему сначала нужно открыть кран, затем взять мыло, помыть руки, закрыть кран, вытереть руки полотенцем, особенно это актуально в борьбе с нераспространением коронавирусной инфекции.Алгоритм «Уход за комнатными растениями» разместили в центре экологии. Схему «Сервировка  стола» – в  центре дежурств.В группе мы везде наклеили  картинки, где что  находится и теперь ребенок четко знает,  в каком ящике лежит конструктор, игра, а на какой полке – раскраски и карандаши.
         Популярной формой общения с родителями для нас стала группа в социальной сети, где мы размещаем фотографии с событиями группы, с детьми в разных видах деятельности, результаты продуктивной деятельности, рекомендации по воспитанию детей, обмениваемся опытом.
          Таким образом,  внедрение принципов «бережливого пространства»  формирует у дошкольников бережливое отношения к вещам, книгам, предметам. Соблюдая принципы 5С, у детей прививаются навыки правильного одевания, экономии времени, бережного отношения к игрушкам, соблюдения чистоты, мотивирует к проявлению самостоятельности в режимных моментах и различных видах деятельности.

Список литературы:

1.Урсул А.Д. Ноосферная модель науки и образования. /А.Д. Урсул.- Москва, 2004

2. http://st-dou44.ru/metodicheskaya-kopilka-3/2019-12-26/konsultatciya-dlya-roditeley-berezhlivyy-detskiy-sad




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Внедрение элементов бережливых технологий в образовательный процесс»

Основной целью внедрения бережливых технологий в образовательный процесс является повышение безопасности детей, современная организация рабочих мест, повышение информативности, а также формирование бе...

Сообщение из опыта работы «Насыщение предметно- пространственной среды группы оборудование для осуществления гендерного воспитания.»

Сообщение из опыта работы  «Насыщение предметно- пространственной среды группы оборудование для осуществления гендерного воспита...

Применение инструментов бережливых технологий в организации развивающей предметно-пространственной среды группы.

Одной из важных задач на современном этапе развития образования является формирование основ бережливости у воспитанников....

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ГРУППЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мир, в который приходит малыш, достаточно богат и разнообразен. Чтобы успешно жить в нем, надо много знать: разбираться в свойствах и качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временн...

Проект с использованием бережливых технологий «Оптимизация процесса подготовки воспитанников к занятию по физической культуре»

Сокращение времени подготовки к занятию по физической культуре за счет усовершенствования оптимизации процесса подготовки и усовершенствования предметно - пространственной среды....