Сообщение из опыта работы «Насыщение предметно- пространственной среды группы оборудование для осуществления гендерного воспитания.»
материал (средняя группа)

Краевая Юлия Владимировна

Сообщение из опыта работы  «Насыщение предметно- пространственной среды группы оборудование для осуществления гендерного воспита

Скачать:


Предварительный просмотр:

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 21»

ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САРАТОВА

410004, г. Саратов, ул. 2 Садовая 23, тел.(854-2)41-22-90, факс(854-2)41-22-90;

E-mail: oktds21@mail.ru; БИК 046311001, ИНН 6454033456, КПП 645401001, ОГРН 1026403346122

Сообщение из опыта работы

«Насыщение предметно- пространственной среды группы оборудование для осуществления гендерного воспитания.»

Воспитатель:

          Краевая Юлия Владимировна

Г.Саратов

Цель – Создание условий для развития гендернерных интересов детей, посредством создания развивающего пространства для организации сюжетных, дидактических полоролевых игр и других видов деятельности.

Задача: 1.Создание позитивного «образа Я» мальчика и девочки в группе

2. Развитие способности осознавать нравственный смысл гендерных качеств.

   

В настоящее время, внимание общества направлено на изучение условий, способствующих всестороннему развитию личности ребенка, способной реализовать себя в социальном пространстве. С момента появления на свет ребенок усваивает, что значит быть мальчиком и девочкой, мужчиной и женщиной. Ребенку дошкольного возраста сложно понять, какими должны быть настоящий мужчина и настоящая женщина.

 Организация предметно-развивающей среды в нашем детском саду на основе гендерного подхода осуществляется с учётом психологических особенностей развития девочек и мальчиков, этапов развития гендерной идентичности, гендерного пространства группы. Предполагается наличие в группе разнообразные материалы, игры, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; стимулирующих игровую, коммуникативную, двигательную и познавательно-исследовательскую активность детей.

Роль педагога в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование ее отдельных элементов  с учетом полоролевых  и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.

Как же решить эту задачу во время организации развивающей среды?

 В нашей группе выделены специально оборудованные зоны для девочек и мальчиков, а также место для совместных игр и взаимного общения.

Разделение пространства группы на две зоны не говорит о том, что девочки и мальчики играют отдельно. Они также с удовольствием взаимодействуют друг с другом.

 Девочки смогут играть в зоне для мальчиков. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена более «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д. А также в зоне мальчиков расположен чемодан доктора, где девочки могут оказать «медицинскую помощь» мальчикам при необходимости,  в соответствии с сюжетом игры. 

А мальчики  смогли бы играть в уголке для девочек. Для этого, например, в зоне девочек может находится чемодан с инструментами, т. е. при игре в «Семью» мальчики могут использовать инструменты в роли папы.

«Кухня» содержит в себе обеденную зону и зону приготовления еды ( стол, разнообразная посуда: кастрюли, тарелочки, ложки, вилки; муляжи продуктов). Девочки имитируют приготовление еды и приглашают мальчиков за стол. Уже в столь раннем возрасте дети знают, что готовить должна девочка, она выступает в роли мамы, а мальчики принимают на себя роль папы, сына.

А также девочки в группе могут поиграть в сюжетно - ролевую игру: «Парикмахерская», в данной зоне имеется все необходимое для создания причесок (расчески, резиночки, заколки, журналы модных причесок, флаконы для волос, фен, ножницы). Мальчики так же с большим удовольствием играют в данной зоне в роле посетителей.

Так же в группе имеются: коляски, куклы разных размеров, шкаф, кроватки, утюги, гладильная доска, одежда для кукол. В достаточном количестве представлена настольная кукольная мебель: кровать, кресла, стулья, столы.

 Мальчики сооружают постройки из мягких кубов и обыгрывают их с помощью машинок, фигурок диких и домашних животных. Так же могут заняться игрой в уголке ПДД в парковку с соответствующими по размеру машинками.

Предметно – пространственная среда средней группы содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы. Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям.

Материалы и оборудование, которыми пользуются девочки и мальчики это дидактические уголки – настольно-печатные игры, книжный, физкультурный, музыкальный, изобразительный, театрализованный, они располагаются в группе по обоюдной договоренности.

Имеется уголок конструирования лего -дупло для девочек и лего дупло для мальчиков.

Содержание зон одинаково оснащено большим количеством материалов, как у девочек, так и у мальчиков.

При подборе этих материалов мы обращаем внимание на следующее:

•   на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

•   на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины - матери;

Маркерами гендерных различий могут быть:

- метки-наклейки для мальчиков и девочек  на шкафчиках для одежды.

- подбор полотенец для вытирания рук двух разных цветов.

-цвет формы для мальчиков и девочек .

Сюжетно-ролевые игры в нашем ДОУ регулярно  пополняются различными атрибутами, костюмами (накидки для «Салона красоты», «Магазина», машинки для ПДД т. п).

Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. В группе представлены различные виды конструктора начиная от крупных напольных, до мелких различных видов и назначений с разнообразными деталями, строительные блоки.

В книжных уголках подобраны различные энциклопедии отдельно для мальчиков и отдельно для девочек.

Уголки изобразительной деятельности пополнены раскрасками и для девочек и для мальчиков, так же подобранны различные трафареты.

В уголках познавательного развития представлены игры и дидактический материал по интересам девочек и мальчиков. Игры создано руками воспитателей из детских журналов, например: «Наряди мальчика», «Наряди девочку».

Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье.

Таким образом правильно организованная предметно-развивающая среда с учетом гендерного подхода  позволяет мальчикам и девочкам формировать в личностном развитии четкие ориентиры в содержании мужских и женских ролей. У детей формируются четкие или адекватные полоролевые  установки, психолoгические качества и мoдели пoведения.

 

 

 

Литература:

1 .Аникеева Н. П. Игра в педагогическом процессе. - Новосибирск. -1989.

2. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе //Вопросы  психологии. - 5.1987.                                                                                                     3.Ходько Е. Ю. Гендерная идентификация дошкольников. Методическое пособие. - Новосибирск: НурсИПК и ПРО, 2000.                                                                                                                                                                                       4.Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два разных мира.- СПб.:Тускарора,2000. -180 с.                                                                                                  5. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Город детства". Преобразование развивающей предметно- пространственной среды групп в соответствии с ФГОС ДО.

Мой проект о том, как создать эффективную развивающую среду соответствующую ФГОС ДО, стимулирующую развитие дошкольников....

Педагогический проект «Развивающая предметно – пространственная среда группы и участка»

«Развивающая предметно – пространственная среда группы и участка»...

Из опыта работы "Развивающая предметно-пространственная среда "

Из опыта работы по соднанию современной предмено-развивающей среды в группе. Предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игров...

Презентация из опыта работы «Развивающая предметно-пространственная среда по физическому развитию в ДОО с учетом ФГОС ДО»

laquo;Развивающая предметно-пространственная среда по физическому развитию в ДОО с учетом ФГОС ДО»...