Рабочая программа Чуреева Ю.Ю. 2019-2020
рабочая программа

Чуреева Юлия Юрьевна

Пояснительная записка. Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях танцами дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Танцевальное искусство воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, оно развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_chureeva_yu.yu_._2019-2020.docx90.34 КБ

Предварительный просмотр:

E:\СКАНЫ\Титульники рабочая программа\Снимок.PNG

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ХОРЕОГРАФ) НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

Автор программы: Педагог дополнительного образования ( хореограф) Чуреева Ю.Ю.

г. Борисоглебск 2019 год

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Содержание.

  1. Пояснительная записка         3
  1. Цели и задачи реализации Программы         4

1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы         5

  1. Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)         _ 5
  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1.Модель образовательного процесса.         5 2.2.Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей 4 – 5

лет         _ 6

  1. Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей 5 – 7

лет         _         8

  1. Ожидаемые результаты и способы их проверки         10
  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
  1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие

ребенка         _         11

  1. Организация предметно-пространственной среды         11
  2. Кадровые условия реализации программы         12
  3. Материально-техническое обеспечение Программы_         12 3.5.Учебно-тематический  план (средняя группа)                 13 3.5.1.Содержание программы         _ 14
  1. Учебно-тематический план (старшая группа)         19
  1. Содержание программы        20
  1. Учебно-тематический план (подготовительная к школе группа)_         23 3.7. 1.Содержание программы                 24

3.7.2. Циклограмма деятельности        27

  1. 8 .Методика выявления уровня развития чувства ритма         27

3.9. Диагностика уровня музыкально-двигательного развития ребенка         30 3.9.1.Уровни развития ребёнка в музыкально-ритмической деятельности_ 32

  1. Программно-методический комплекс образовательного процесса         33
  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка. Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях танцами дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Танцевальное искусство воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, оно развивает ассоциативное

мышление, побуждает к творчеству.

Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.

Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения к хореографии, т.е. раздел ритмические движения является лишь частью программы музыкального воспитания. Поэтому и возникла потребность создать программу по хореографии, где танцевальное искусство охватывается в широком диапазоне, тщательно отбирая из всего арсенала хореографического искусства то, что доступно детям 4-7 лет.

Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение, даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями является: активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм.

Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей.

Данная программа является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленных с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа разработана в соответствии с нормативно- правовыми документами:

  • Федеральный закон от 21.12.2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05.2013г. №26).
  1.  Цель программы – приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством хореографического искусства.

 Задачи:

Образовательные:

  • Обучить детей танцевальным движениям.
  • Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.
  • Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
  • Формировать умение ориентироваться в пространстве.
  • Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.

Воспитательные:

  • Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
  • Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.
  • Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
  • Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.

Развивающие:

  • Развивать творческие способности детей.
  • Развить музыкальный слух и чувство ритма.
  • Развить воображение, фантазию.

Оздоровительные:

  • укрепление здоровья детей.

  1. Принципы и подходы к формированию программы.

  • принцип сознательности и активности — обучение эффективно, когда ребенок проявляет познавательную и двигательную активность.
  • принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение навыков и умений в определенном порядке, системе;
  • принцип доступности требует учитывать особенности развития детей, их уровень усвоения музыки и движений;
  • принцип наглядности — ИКТ включают в работу максимальное количество органов чувств зрительный, слуховой и тактильный;
  • принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам детской музыкально-двигательной деятельности, их органическую взаимосвязь.

  1. Планируемые результаты освоения программы.

В результате проделанной работы дети проявляют стойкий интерес  и потребность к музыкально-ритмическим занятиям,  осваивается  необходимый объём движений классического, народного, бального танцев, а также танцев современного направления. У них формируется основа культуры движения, красивая осанка. Более совершенным становится чувство ритма, что играет важную роль в обучении их игре на детских музыкальных инструментах.

Дети понимают ориентировку на себе – правая рука (нога), левая рука (нога), и от себя – (направо, налево, вперёд, назад). Они хорошо ориентируются в пространстве зала и выполняют различные построения и перестроения: в колонну, в шеренгу, по диагонали, врассыпную, по линии танца, противоходом и т.д.

У детей появляются такие личностные качества, как уверенность, целеустремлённость, активность, желание показать свои достижения зрителям. Меняется и протекание психических процессов: отмечается сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и воспроизведения, проявление творческого воображения.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

  1. Модель образовательного процесса. Программа рассчитана на три года обучения и рекомендуется для занятий детей с 4 до 7 лет.        Рабочая программа танцевального кружка предлагает проведение занятий 2 раза в неделю. Исходя из календарного года (с 1сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для занятий танцевального кружка 72 ч. Занятия длятся в средней группе 20 мин, в старшей 25 мин, в подготовительной к школе группе 30-35 мин.

Группа

Продолжительность

Количество в неделю

Количество в год

Средняя группа

20 мин.

2

72

Старшая группа

25 мин.

2

72

Подготовительная

30 мин.

2

72

к школе группа

  1. Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей 4-5 лет

В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности.

Приоритетные задачи: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству. Развитие музыкальности:

  • воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании, движении под музыку в свободных играх;
  • обогащение слушательского опыта – включение разнообразных произведений для ритмических движений: народных, современных детских песен и некоторых доступных произведений изобразительного характера композиторов-классиков («Детский альбом» П.Чайковского, «Бирюльки» М. Майкапара);
  • развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения (веселое-грустное, шаловливое-спокойное, радостное, торжественное, шуточное, беспокойное и т.д.);
  • развитие умения передавать основные средства музыкальной

выразительности: темп (умеренно быстрый – умеренно медленный,

быстрый); динамику (громко-тихо, умеренно громко, усиление звучания и уменьшение); регистр (высокий, низкий, средний); метроритм (сильную долю, ритмическую пульсацию мелодии, сочетание восьмых и четвертных); различать 2-3 частную форму произведения, вариации с контрастными по характеру частями;

  • развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш) и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове.

Развитие двигательных качеств и умений

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.

Основные:

  • ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках;
  • бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («Бабочки»,

«Птички», «Ручейки» и т.д.), широкий («Волк»), острый (бежим по

«горячему песку»);

  • прыжковые движения – на двух ногах на месте, продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки», легкие поскоки;

общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на гибкость, плавность движений;

имитационные движения разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние («веселый» или

«трусливый зайчик», «хитрая лиса», «усталая старушка», «бравый солдат» и т.д.). Уметь передавать динамику настроения.

плясовые движения – элементы народных плясок, доступных по координации.

Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становится в пары и друг за другом, строится в шеренгу и колонну, в несколько кругов.

Развитие творческих способностей:

  • воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
  • формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;
  • развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.

Развитие и тренировка психических процессов:

  • развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой – развитие слухового внимания, способность координировать слуховое представление и двигательную реакцию;
  • развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх, удивление, обида и т.д.;
  • тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе движения в различных темпах и ритмах;
  • развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной), мышления, речи – в умении выразить свое восприятие в движениях, а также рисунках, в словесном описании.

Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:

  • воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике;
  • формирование чувства такта;
  • воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.

Показателем уровня развития является не только выразительность и непосредственность движений под музыку, но и умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций, использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку.

  1. Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей 5 – 7 лет

В этом возрасте ребенок – дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.

Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.

Развитие музыкальности:

  • воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;
  • обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;
  • развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
  • развитие умения передавать основные средства музыкальной

выразительности: темп – разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, низкий, средний); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3 частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;

  • развитие способности различать жанр произведения – плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня ( песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.

Развитие двигательных качеств и умений

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.

Основные:

  • ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках,

пружинящим, топающим шагом, « с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках,

«гусиным» шагом, с ускорением замедлением;

  • бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;
  • прыжковые движения – на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок «легкий» и «сильный» и др.;

общеразвивающие упражнения - на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность);

упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног;

имитационные движения - различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды – «в воде», «в воздухе» и т.д.);

плясовые движения – элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.

Развитие умений ориентироваться в пространстве:

самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становится в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.).

Развитие творческих способностей:

  • Развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
  • формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;
  • развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.

Развитие и тренировка психических процессов:

-тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения – по фразам;

-развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.;

-развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: «Рыбки легко и свободно резвятся в воде».

Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:

  • воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам;
  • воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры-занятия с младшими детьми;
  • воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий (находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр);
  • воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять вес правила без подсказки взрослого: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем

проводить ее на место, извинится, если произошло нечаянное столкновение и т.д.

Показатели уровня развития детей:

  • выразительность исполнения движений под музыку;
  • умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
  • освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений;
  • умение передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми;
  • способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;
  • точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.

  1. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы хореографической студии «Весёлый Каблучок» после освоения содержания программы ожидаются следующие результаты.

Дошкольник будет знать:

  • музыкальные размеры, темп и характер музыки;
  • хореографические названия изученных элементов;
  • требования к внешнему виду на занятиях;
  • знать позиции ног.

Воспитанник будет уметь:

  • воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;
  • владеть корпусом во время исполнения движений;
  • ориентироваться в пространстве;
  • координировать свои движения;
  • исполнять хореографический этюд в группе.

Итоговое занятие проводится в форме концерта или музыкально-хореографического спектакля. Концерт (спектакль) является основной и конечной формой контроля знаний, умений, навыков и творческой самореализации дошкольников

II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
  1. уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  2. использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
  3. построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  4. поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
  5. поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  6. возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  7. защита детей от всех форм физического и психического насилия;
  8. поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность
  1. Организация предметно-пространственной развивающей среды.

К организации предметно-пространственной среды относятся условия, обеспечивающие качество уровня развития у дошкольников музыкально- ритмпических и танцевально-творческих навыков:

- музыкальный зал, специально оборудованный танцевальный зал с зеркалами и хореографической стойкой;

-наличие музыкальной аппаратуры, музыкальный центр, компьютер, мультимедиаплеер;

-наличике музыкально-дидактических игр, пособий и атрибутов к танцам;

-костюмерная с достаточным количеством косюмов для танцевального творчества дошкольников, выступлений;

-музыкальный инструмент (фортепиано)

  1. Кадровые условия реализации программы.

Участниками образовательного процесса, реализующими выполнение данной программы, являются:

-педагог дополнительного образования( хореограф).

  1. Материально – техническое обеспечение:

  1. Музыкальный зал.
  2. Нотно-методическая литература.
  3. Учебники, методические пособия по всем разделам хореографической деятельности:

а) Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.

б) Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 203 с.

в) Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. –М.: Скрипторий, 2003, 2006. – 72 с.

г) Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.

д) Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.

е) Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка- пресс, 2006. - 272 с.

ж) Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006. – 44 с.

з) Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с.

  1. Аудиокассеты, СД – диски, видеодиски.
  2. Аппаратура для озвучивания занятий: магнитофон, музыкальный центр.
  3. Фортепиано.
  4. Иллюстрации с изображением танцев различных эпох и стилей, фотографии с изображением танцевальных коллективов.

  1. Учебно- тематический план

Количество в неделю - 2


СРЕДНЯЯ ГРУППА

Общее количество часов – 72

Период прохождения материала

Перечисление тем

Количество часов

Итоговые мероприятия

Кол- во

часов

Сентябрь

Тема 1. Диагностика уровня музыкально- двигательных способностей детей на начало года.

Тема 2. Осенний листопад.

-Познакомить детей с понятиями «осень»,

«осенние листочки», «осенний листопад».

-Расширять знания детей о понятиях «танец»,

«ориентировка в пространстве», «ровная спина», «носик смотрит прямо».

-Учить первичным навыкам «находить свое место на краю ковра», «двигаться по краю ковра».

8

Осенний праздник

1

Октябрь

8

Ноябрь

Тема 3. Заводные султанчики.

-Познакомить детей с понятиями «зима»,

«зимние праздники».

-Расширять знание детей о понятиях «линии»,

«повороты, выпады вправо и влево».

-Учить движения хороводного шага, держась за руки и соблюдая правильную форму круга.

8

Праздник Нового года

1

Декабрь

8

Январь

Тема 4. У мамы – кошечки.

-Познакомить детей с понятиями «весна»,

«мамин праздник».

-Учить передавать характер, мимику, пластику, воображение, через движения с сюжетным наполнением танца.

-Расширять имитационные знания о понятиях

«кошечка точит коготки», «умывается»,

«ползает», «виляет хвостиком», «болтает ножками».

8

Праздник 8 марта

1

Февраль

8

Март

Тема 5. Пестрые ленточки.

-Развивать музыкально-ритмическую координацию движений, способность

выразительно двигаться в соответствии с характером музыки, используя предметы.

-Расширять умение перестраиваться из большого круга в маленький и наоборот, не держась за руки.

-Учить детей движением в работе с лентой:

«поочередное поднятие рук», «круговые движения рук», «змейка», «водопад».

8

Весенний праздник

1

Апрель

8

Май

Тема 6. Любимые танцы.

-Повторение и закрепление пройденного за учебный год материала.

-Способствовать формированию настойчивости, выдержки в достижении результатов на занятиях хореографией.

-Учиться музыкально, выразительно и эмоционально передавать характерные движения в танце.

Тема 7. Диагностика уровня музыкально-

8

Показ

итогового занятия

1

двигательных способностей детей.

  1. Содержание программы.

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

С Е Н Т Я Б Р Ь

 Занятие 1.

Вводное занятие. Диагностика уровня музыкально- двигательных способностей детей на начало года.

 Занятие 2.

  1. Разминка.

  1. Дыхательная

гимнастика «Ладошки».

  1. Игровой стретчинг

«Качалочка», «Лодочка».

  1. Музыкально- ритмическая композиция

«Марш» Г. Свиридова.

  1. Игровой самомассаж, релаксация.

 Занятие 3.

  1. Разминка.

  1. Дыхательная

гимнастика «Ладошки».

  1. Игровой стретчинг

«Качалочка»,

«Лодочка».

  1. Музыкально- ритмическая

композиция «Марш» Г. Свиридова.

  1. Музыкальная игра

«Заинька-зайка» С.Насауленко.

  1. Игровой самомассаж, релаксация.

 Занятие 4.

  1. Разминка.

  1. Дыхательная

гимнастика «Ладошки».

  1. Игровой стретчинг

«Качалочка»,

«Лодочка».

  1. Музыкально- ритмическая

композиция «Марш» Г. Свиридова.

  1. Музыкальная игра

«Заинька-зайка» С.Насауленко.

  1. Игровой самомассаж, релаксация.

О К Т Я Б Р Ь

 Занятие 5.

  1. Разминка (бодрый и спокойный шаг, легкий бег, ходьба на носках и пятках).

  1. Дыхательная гимнастика

«Погончики».

  1. Игровой стретчинг

«Кошечка»,

«Достань мяч».

 Занятие 6.

  1. Разминка (бодрый и спокойный шаг, легкий бег, ходьба на носках и пятках)

  1. Дыхательная

гимнастика «Погончики»

  1. Игровой стретчинг

«Кошечка», «Достань мяч»

  1. Музыкально- ритмическая композиция

«Цыплята» азерб.нар.мел.

 Занятие 7.

  1. Разминка (бодрый и спокойный шаг, легкий бег, ходьба на носках и пятках).

  1. Дыхательная гимнастика

«Погончики».

  1. Игровой стретчинг

«Кошечка», «Достань мяч».

  1. Музыкально- ритмическая

композиция «Цыплята» азерб.нар.мел.

  1. Музыкальная игра

«Курочки и петушок» С.Насауленко.

 Занятие 8.

  1. Разминка (бодрый и спокойный шаг, легкий бег, ходьба на носках и пятках).

  1. Дыхательная гимнастика

«Погончики».

  1. Игровой стретчинг

«Кошечка», «Достань мяч».

  1. Музыкально- ритмическая

композиция «Цыплята» азерб.нар.мел.

  1. Музыкальная игра

«Курочки и петушок» С.Насауленко.

6. Игровой самомассаж, релаксация.

6. Игровой самомассаж, релаксация.

Н О Я Б Р Ь

 Занятие 10.

  1. Разминка (шаг с носка, прямой галоп).

  1. Дыхательная

гимнастика «Насос».

  1. Игровой стретчинг

«Колобок»«Паровозик»

  1. Музыкально- ритмическая композиция

«Чунга-Чанга» В. Шаинского.

 Занятие 11.

1. Разминка (шаг с носка, прямой галоп).

 Занятие 12.

1. Разминка (шаг с носка, прямой галоп).

 Занятие 9.

1. Разминка (шаг с носка, прямой галоп).

  1. Дыхательная

гимнастика «Насос».

  1. Игровой стретчинг

«Колобок»«Паровозик»

  1. Дыхательная

гимнастика «Насос».

  1. Игровой стретчинг

«Колобок»«Паровозик»

2. Дыхательная

гимнастика «Насос».

4. Музыкально-

ритмическая композиция

4. Музыкально-

ритмическая композиция

3. Игровой стретчинг

«Колобок»,

«Паровозик».

«Чунга-Чанга» В. Шаинского.

5. Музыкальная игра

«Обезьянки и тигр» С.Насауленко

«Чунга-Чанга» В. Шаинского.

5. Музыкальная игра

«Обезьянки и тигр» С.Насауленко

6. Игровой самомассаж, релаксация.

6. Игровой самомассаж, релаксация.

Д Е К А Б Р Ь

 Занятие 13.

1. Разминка.

2. Дыхательная гимнастика.

  1. Партерная гимнастика.

  1. Исполнение музыкально- ритмических композиций по желанию детей.

 Занятие 14.

Подготовка к контрольному итоговому занятию.

 Занятие 15.

Подготовка к контрольному итоговому занятию.

 Занятие 16.

Итоговое контрольное занятие.

Я Н В А Р Ь

 Занятие 17.

1. Разминка (шаг с носка, боковой галоп).

 Занятие 18.

1. Разминка (шаг с носка, боковой галоп).

 Занятие 19.

1. Разминка (шаг с носка, боковой галоп).

 Занятие 20.

1. Разминка (шаг с носка, боковой галоп).

  1. Дыхательная гимнастика

«Погреемся».

  1. Игровой стретчинг «Растяжка ног», «Карусель».
  1. Дыхательная

гимнастика «Погреемся».

  1. Игровой стретчинг

«Растяжка ног»,

«Карусель».

  1. Музыкально-
  1. Дыхательная

гимнастика

«Погреемся».

  1. Игровой стретчинг

«Растяжка ног»,

«Карусель».

  1. Музыкально-
  1. Дыхательная

гимнастика

«Погреемся».

  1. Игровой стретчинг

«Растяжка ног»,

«Карусель».

  1. Музыкально-

4. Игровой самомассаж, релаксация.

ритмическая композиция

«Куклы и Мишки» Д. Кабалевского.

5. Игровой самомассаж, релаксация.

ритмическая композиция

«Куклы и Мишки» Д. Кабалевского .

  1. Музыкальная игра

«Медведь и пчелы» С. Насауленко.

  1. Игровой самомассаж, релаксация.

ритмическая композиция

«Куклы и Мишки» Д. Кабалевского .

  1. Музыкальная игра

«Медведь и пчелы» С. Насауленко.

  1. Игровой самомассаж, релаксация.

Ф Е В Р А Л Ь

 Занятие 21. Разминка (шаг с высоким

подниманием бедра, поскоки).

  1. Дыхательная гимнастика

«Кошка».

  1. Музыкально- ритмическая композиция

«Танцуйте сидя» Б. Савельева.

  1. Игровой самомассаж, релаксация.

 Занятие 22.

Разминка (шаг с высоким подниманием бедра, поскоки).

  1. Дыхательная

гимнастика «Кошка».

  1. Игровой стретчинг

«Коробочка».

  1. Музыкально- ритмическая композиция

«Танцуйте сидя»

  1. Игровой самомассаж, релаксация.

 Занятие 23.

Разминка (шаг с

высоким подниманием бедра, поскоки).

  1. Дыхательная

гимнастика «Кошка».

  1. Игровой стретчинг

«Коробочка» .

  1. Музыкально- ритмическая композиция

«Танцуйте сидя» Б. Савельева.

  1. Музыкальная игра

«Медведь и пчелы» С. Насауленко.

  1. Игровой самомассаж, релаксация.

 Занятие 24.

  1. Разминка (шаг с

высоким подниманием бедра, поскоки).

  1. Дыхательная

гимнастика «Кошка».

  1. Игровой стретчинг

«Коробочка» .

  1. Музыкально- ритмическая композиция

«Танцуйте сидя» Б. Савельева.

  1. Музыкальная игра

«Медведь и пчелы» С. Насауленко.

  1. Игровой самомассаж, релаксация.

М А Р Т

 Занятие 25.

  1. Разминка (шаг с высоким

подниманием бедра, поскоки).

  1. Дыхательная гимнастика

«Обними плечи».

  1. Игровой стретчинг

«Корзиночка».

  1. Музыкально- ритмическая

 Занятие 26.

  1. Разминка (шаг с

высоким подниманием бедра, поскоки).

  1. Дыхательная

гимнастика «Обними плечи».

  1. Игровой стретчинг

«Корзиночка».

  1. Музыкально- ритмическая композиция

«Найди себе пару»

 Занятие 27.

  1. Разминка (шаг с

высоким подниманием бедра, поскоки).

  1. Дыхательная

гимнастика «Обними плечи».

  1. Игровой стретчинг

«Корзиночка».

  1. Музыкально- ритмическая

композиция «Найди

 Занятие 28.

  1. Разминка (шаг с

высоким подниманием бедра, поскоки).

  1. Дыхательная

гимнастика «Обними плечи».

  1. Игровой стретчинг

«Корзиночка».

  1. Музыкально- ритмическая

композиция «Найди

композиция «Найди себе пару»

М. Спадавеккиа.

М. Спадавеккиа.

5. Музыкальная игра

«Аист и лягушки» С. Насауленко.

себе пару»

М. Спадавеккиа.

  1. Музыкальная игра

«Аист и лягушки» С. Насауленко.

  1. Игровой самомассаж, релаксация.

себе пару»

М. Спадавеккиа.

  1. Музыкальная игра

«Аист и лягушки» С. Насауленко.

  1. Игровой самомассаж, релаксация.

А П Р Е Л Ь

 Занятие 29.

  1. Разминка (шаг с высоким

подниманием бедра, поскоки).

  1. Дыхательная

гимнастика «Ушки».

  1. Игровой стретчинг

«Березка»,

«Мостик».

  1. Музыкально- ритмическая композиция

«Песенка о лете» Е. Крылатова.

 Занятие 30.

  1. Разминка (шаг с

высоким подниманием бедра, поскоки).

  1. Дыхательная

гимнастика «Ушки».

  1. Игровой стретчинг

«Березка», «Мостик».

  1. Музыкально- ритмическая композиция

«Песенка о лете» Е. Крылатова.

 Занятие 31.

  1. Разминка (шаг с

высоким подниманием бедра, поскоки).

  1. Дыхательная

гимнастика «Ушки».

  1. Игровой стретчинг

«Березка», «Мостик».

  1. Музыкально- ритмическая

композиция «Песенка о лете» Е. Крылатова.

  1. Музыкальная игра

«Барашки и волк» С. Насауленко.

  1. Игровой самомассаж, релаксация.

 Занятие 32.

  1. Разминка (шаг с

высоким подниманием бедра, поскоки).

  1. Дыхательная

гимнастика «Ушки».

  1. Игровой стретчинг

«Березка», «Мостик».

  1. Музыкально- ритмическая

композиция «Песенка о лете» Е. Крылатова.

  1. Музыкальная игра

«Барашки и волк» С. Насауленко.

  1. Игровой самомассаж, релаксация.

М А Й

 Занятие 33. Подготовка к контрольному итоговому занятию.

 Занятие 34.

Подготовка к контрольному итоговому занятию.

 Занятие 35.

Итоговое контрольное занятие.

 Занятие 36. Диагностика уровня музыкально- двигательных способностей детей.

Итого: 72 часов

  1. Учебно- тематический план

Количество в неделю – 2


СТАРШАЯ ГРУППА

Общее количество часов – 72

Период прохождения материала

Перечисление тем теория

Количество часов

Перечисление тем практика

Количество часов

Итоговые мероприятия

Кол-во часов

Сентябрь

Тема1. «Диагностика уровня музыкально- двигательных способностей детей на начало года.

Тема 2. «Культура поведения

на занятиях хореографии»

2

6

8

Тема 1.

«Волшебная осень»

«Путешествие в осенний лес»

8

Октябрь

Тема 3. «Культура поведения

1

7

в театре»

Ноябрь

Тема 4.

«Танцевальное искусство»

1

7

8

Тема 5.

«Виды

Декабрь

хореографии»

2

6

8

Тема 6.

«Сюжетный танец»

8

Январь

2

6

Тема 2.

«Здравствуй, гостья-зима!»

«Новогодняя сказка»

8

Февраль

Тема 7.

«Народный танец»

2

6

Тема 8.

«Бальный танец»

Март

1

7

8

Тема 4.

«В гости к весне»

«Весенняя капель»

8

Апрель

Тема 9.

«Историко – бытовой танец»

3

5

Тема 10.

Май

«Танцевальный Воскресенск»

2

Тема 5.

«Здравствуй, лето!»

6

«День города»

8

  1. Содержание программы

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

С Е Н Т Я Б Р Ь

 Занятие 1.

Вводное занятие. Тема «Диагностика уровня музыкально- двигательных способностей детей на начало года».

 Занятие 2.

Тема «Культура поведения на занятиях хореографии»:

  • познакомить детей с правилами и манерой поведения;

  • с формой одежды и прической;

  • с отношениями между мальчиками и девочками.

«Танец с осенними листьями и зонтиками»

М. Ленграна.

 Занятие 3.

Упражнения на ориентировку в пространстве:положение прямо (анфас), полуоборот, профиль.

Положения и движения ног: позиции ног (выворотные); relleve по 1,2,3 позициям.

«Танец с осенними листьями и зонтиками»

М. Ленграна.

 Занятие 4.

Упражнения на ориентировку в пространстве: квадрат.

Положения и движения ног: sotte по 1,2.6, sotte в повороте (по точкам зала).

«Танец с осенними листьями и зонтиками»

М. Ленграна.

О К Т Я Б Р Ь

 Занятие 5.

Тема 3. «Культура поведения в театре».

- Познакомить детей с культурой и правилами поведения при посещении театров.

Положения и движения ног: demi – plie по 1,2,3 позициям; сочетание

маленького приседания и подъема на полупальцы, шаги на полупальцах с продвижением вперед и назад.

Танцевальная

композиция «Осенний парк» Е. Доги.

 Занятие 6.

Упражнения на ориентировку в пространстве: свободное размещение по залу, пары, тройки.

Положения и движения ног: шаги с высоким подниманием ноги согнутой в колене вперед и назад на полупальцах; demi- plie с одновременной работой рук.

Танцевальная композиция

«Осенний парк» Е. Доги.

 Занятие 7.

Танцевальная комбинация, основанная на элементах классического танца.

Танцевальная композиция

«Осенний парк» Е. Доги.

 Занятие 8. Итоговое занятие

«Путешествие в осенний лес»

Н О Я Б

 Занятие 9.

Тема «Танцевальное искусство».

- Познакомить детей с понятиями «танцевальное искусство»,

«хореографический образ», «пластика»,

«жест»,

«выразительность».

 Занятие 10.

Положения и движения рук: положение рук на поясе – кулачком; смена ладошки на кулачок.

Движения ног: шаг с каблука в народном характере; простой шаг с притопом.

 Занятие 11.

Положения и движения рук: переводы рук из одного положения в другое (в характере русского танца).

«Танец Солдатиков и Куколок»

 Занятие 12.

Движения ног: простой переменный шаг с выносом ноги на каблук в сторону (в конце музыкального такта); простой переменный шаг с выносом ноги на пятку в сторону и одновременной открыванием рук в стороны (в заниженную 2 позицию).

Р Ь

«Танец Солдатиков и Куколок».

Д Е К А Б Р Ь

 Занятие 13. Тема «Виды хореографии».

- Познакомить детей с видами хореографии:

 Занятие 14.

Положения и движения рук:

«приглашение».

 Занятие  15. Положения рук в паре:

«лодочка» (поворот под руку).

классический, народный, бальный, историко- бытовой и современные танцы.

Движения ног: battement tendu вперед и в сторону на носок (каблук) по 1 свободной позиции, в сочетании с demi-plie; притоп простой, двойной, тройной.

Движения ног: простой русский шаг назад через полупальцы на всю стопу; хлопки в ладоши – двойные, тройные;

руки перед грудью –

«полочка».

«Танец Солдатиков и Куколок»

Движения ног:

Простой шаг с притопом с продвижением вперед, назад; простой бытовой шаг по парам под ручку вперед, назад; танцевальный шаг по парам (на последнюю долю приседание и поворот корпуса в сторону друг друга).

«Танец Солдатиков и Куколок»

 Занятие 16. Итоговое занятие

«Новогодняя сказка».

Я Н В А Р Ь

 Занятие 17.

Тема «Сюжетный танец». Положение рук в паре:

«под ручки» (лицом друг к другу).

 Занятие 18. Положения рук в паре:

сзади за талию (по парам, тройкам).

Движения ног:

 Занятие 19.

Упражнения на ориентировку в пространстве: «змейка»;

«ручеек».

 Занятие 20.

Танцевальная комбинация, построенная на шагах народного танца.

Движения ног: простой бытовой шаг по парам в повороте, взявшись под ручку противоположными руками. Упражнения на ориентировку в пространстве:колонна по одному, по парам, тройкам, по четыре.

танцевальный шаг по парам, тройкам ( с положением рук сзади за талию).

Упражнения на ориентировку в пространстве:диагональ.

Танец «Птичка польку танцевала»

Танцевальная комбинация, построенная на шагах народного танца.

Танец «Птичка польку танцевала»

А. Рыбникова.

Движения ног: прыжки с поджатыми ногами.

Танец «Птичка польку танцевала»

А. Рыбникова.

А. Рыбникова.

Ф Е В Р А Л Ь

 Занятие 21.

Тема «Народный танец».

- Познакомить детей с костюмами музыкой и культурными особенностями русского народа.

Движения ног:

«шаркающий шаг»,

«елочка»; (мальчики) подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз по 1 прямой и свободной позиции).

 Занятие 22. Движения ног:

«гармошка»; (девочки) простой бег с открыванием рук в подготовительную позицию (вверху, между 2 и 3

позициями).

Движения ног: «ковырялочка» с двойным и тройным притопом; (девочки) маленькое приседание (с наклоном корпуса), руки перед грудью

«полочка».Танцевальная композиция «Калинка».

 Занятие 23.

Движения ног: поклон на месте с руками;

поклон с продвижением вперед и отходом

назад; (мальчики) подскоки на двух ногах (1 прямая, свободная позиция);

 (девочки) бег с сгибанием ног назад по диагонали, руки перед грудью «полочка».

Танцевальная композиция

«Калинка».

 Занятие 24.

Упражнения на ориентировку в пространстве:«звездочка»

«корзиночка».

Танцевальная композиция

«Калинка».

М А Р Т

 Занятие 25.

Тема «Бальный танец».

- Познакомить детей с понятием «бальный танец» - вальс, полька.

 Занятие 26.

Тема « В гости к весне». Танцевальная комбинация, построенная на элементах бального танца.

 Занятие 27.

Постановка корпуса, головы, рук и ног.

Танец «Колхозная полька» М. Дунаевский.

 Занятие 28.

Движения ног: шаги: бытовой и танцевальный; поклон, реверанс.

Танец «Колхозная полька» М. Дунаевский.

А П Р Е Л Ь

 Занятие 29.

Тема «Историко-бытовой танец».

- Познакомить детей с понятием историко- бытовой танец»:менуэт, полонез.

 Занятие 30.

Движения ног: «пике» (одинарный) в прыжке.

 Занятие  31. Положения рук в паре:

основная позиция.

Движения ног: легкий бег на полупальцах по кругу по парам лицом и спиной вперед.

 Занятие 32.

Движения в паре: «боковой галоп» вправо, влево; легкое покачивание лицом друг к другу; поворот по парам.

Движения ног:

«боковой галоп» простой (по кругу). «боковой галоп» с притопом (по линиям).

Танец «Колхозная полька» М. Дунаевский.

Движения в паре: (мальчик) присед на одно колено, (девочка) легкий бег вокруг мальчика. Танец «Колхозная полька»

Танец «Колхозная полька» М. Дунаевский.

М. Дунаевский.

М А Й

 Занятие 33.

Тема «Танцевальный Воскресенск».

- Рассказать детям о танцевальных коллективах города.

Движения ног: боковой подъемный шаг.

 Занятие 34.

Подготовка к итоговому занятию.

 Занятие 35.

Итоговое занятие «День города»

 Занятие 36.

Диагностика уровня

музыкально-двигательных способностей детей.

Положения рук в паре:

«корзиночка».

Итого: 72 часа

  1. Учебно- тематический план

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Общее количество часов – 72

Количество в неделю – 2

Период прохождения

Перечисление тем теория

Количество часов

Перечисление тем практика

Количество часов

Итоговые мероприятия

Кол-во часов

материала

Сентябрь

Тема1. «Диагностика уровня музыкально- двигательных способностей детей на начало года.

Тема 2.

«Бальный танец»

2

Тема 1.

«Волшебная

6

8

осень»

«Золотая

Октябрь

Тема 3.

«Классический

1

7

осень»

8

танец»

Ноябрь

Тема 4.

«Историко – бытовой танец»

1

7

8

Декабрь

Тема 5.

«Современный танец»

1

7

8

Январь

Тема 6.

«Танцы народов мира»

1

7

8

Тема 2.

«Здравствуй,

«Новогодний карнавал»

Февраль

Тема 7.

«Русский народный танец»

1

гостья-зима!»

7

8

Тема 8.

«Испанский танец»

Март

1

7

8

Тема 4.

«В гости к весне»

«Весна стучится в окна»

8

Апрель

Тема 9.

«Цыганский танец»

1

7

Май

Тема 10.

«Путешествие по странам»

1

Тема 5.

«Здравствуй, лето!»

7

«Выпуск детей в школу»

8

  1. .Содержание программы

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

С Е Н Т Я Б Р Ь

 Занятие 1.

Вводное

занятие. Диагностика уровня музыкально- двигательных способностей детей на начало года.

 Занятие 2.

Тема «Бальный танец»

- Рассказать о современных бальных танцах – румба, танго, фокстрот, квик-степ, ча- ча-ча, самба.

Танец «Вальс» Е. Доги.

 Занятие 3. Движения рук: port de bras.

Движения ног: relleve; demi – plie.

Танец «Вальс» Е. Доги.

 Занятие 4. Движения ног:

Вальс: par вальса (по одному, по парам); par balance (на месте, с продвижением вперед, назад.

Танец «Вальс» Е. Доги.

О К Т Я Б Р Ь

 Занятие 5.

Тема «Классический танец».

- Познакомить детей с понятием

«классический танец».

–Раскрыть содержание термина «балет», показать фото и видеоматериалы из балетного спектакля. Движения ног: battement tendu, passé.

Музыкально- ритмическая композиция под

музыку Вивальди» С. Никитин.

 Занятие 6.

Движения рук: port de bras.

Движения ног: releve.

Музыкально-ритмическая композиция под музыку Вивальди»

С. Никитин.

 Занятие 7. Движения ног:

demi-plie.

Движение рук: port de bras.

Музыкально- ритмическая композиция под

музыку Вивальди» С. Никитин.

 Занятие 8. Итоговое занятие

«Золотая осень».

Н О Я Б Р

 Занятие 9.

Тема «Историко- бытовой танец»

- Рассказать о разнообразии историко-бытовых танцев: гавот, мазурка.

 Занятие 10.

Движение ног: pas eleve.

Движение рук: port de bras.

«Танец Придворных» Л. Боккерини.

 Занятие 11. Движение ног: pas degage.

Движение рук: port de bras.

«Танец Придворных»

Л. Боккерини.

 Занятие 12. Движение ног: pas balance.

Движение рук: port de bras.

«Танец Придворных» Л. Боккерини.

Ь

Д Е К А Б Р Ь

 Занятие 13.

Тема «Современный танец».

- Познакомить детей с различными направлениями в современной хореографии: хип-хоп, брейк, диско, рок-н- ролл, фристайл.

 Занятие 14.

«Новогодний карнавал» Ассоль.

 Занятие 15.

«Новогодний карнавал» Ассоль.

 Занятие 16. Итоговое занятие

«Новогодний карнавал».

«Новогодний карнавал» Ассоль.

Я Н В А Р Ь

 Занятие 19. Движения ног:

 Занятие 17.

Тема «Танцы народов мира».

- Познакомить детей с особенностями национальных культур.

 Занятие 18. Движения ног: поочередное

выбрасывание ног перед собой или крест на крест на носок или ребро каблука на месте и с отходом назад,

«веревочка».

прыжок с поджатыми;

(мальчики): присядка «мячик» (руки на поясе – кулачком).

Движения в паре:

соскок на две ноги лицом друг другу.

 Занятие 20. Движения ног:

пружинящий шаг под ручку по кругу;

(мальчики):

присядка по 6 позиции с выносом ноги вперед на всю стопу.

«Кадриль» В. Теплов.

«Кадриль» В. Теплов.

Ф Е В Р А Л Ь

 Занятие 23. Движения ног:

 Занятие 21.

Тема «Русский народный танец».

- Рассказать о разнообразии характерных образов в русских народных танцах.

 Занятие 22. Упражнения на ориентировку в

пространстве:«карусель»,

«воротца».

«Кадриль» В. Теплов.

(мальчики): одинарные удары ладонями по внутренней или внешней стороне голени с продвижением вперед и назад.

Движения ног:

 Занятие 24. Движения ног: кадрильный шаг с

каблука,«ковырялочка» (с притопом, с приседанием, с открыванием рук).

«Кадриль» В. Теплов.

(девочки): вращение на полупальцах;

(мальчики):

«гусиный шаг».

М А Р Т

 Занятие 25.

Тема «Испанский танец»

  • Рассказать детям об особенностях испанской культуры, характере и манере исполнения народных танцев.

  • Показать фотоматериалы костюмов и видеоматериал с

испанским народным танцем.

 Занятие 26. Разучивание элементов испанского танца.

 Занятие 27. Разучивание элементов испанского танца.

 Занятие 28. Разучивание элементов испанского танца.

А П Р Е Л Ь

 Занятие 29.

Тема «Цыганский танец».

- Рассказать детям об особенностях

цыганской культуры, характере и манере исполнения народных танцев.

 Занятие 30. Разучивание элементов цыганского танца.

 Занятие 31. Разучивание элементов

цыганского танца.

 Занятие 32. Итоговое занятие

«Весна стучится в окна»

М А Й

 Занятие 33.

Тема «Путешествие по странам».

 Занятие 34. Диагностика уровня музыкально- двигательных способностей детей.

 Занятие 35. Подготовка к итоговому занятию.

 Занятие 36. Праздник «Выпуск детей в школу».

Итого: 72часа

  1. Циклограмма деятельности.

Средняя группа.

Вторник, четверг

Старшая группа

Понедельник, среда

Подотовительная к школе группа

Понедельник , пятница

  1. МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА,

(РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ МЕТОДИК А.Н.ЗИМИНОЙ И А.И.БУРЕНИНОЙ).

 Цель: выявление уровня развития чувства ритма.

 Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально подобранных заданий.

3.8.1.. Средний дошкольный возраст.        

Критерии уровня развития чувства ритма:

  1.  Движение.
  1. соответствие движений характеру музыки с контрастными частями: высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений в

соответствии с изменением характера музыки, чувствует начало и конец музыки; средний – производит смену движений с запаздыванием, по показу взрослого; низкий – смену движений не производит, не чувствует начало и конец музыки.

  1. соответствие движений ритму музыки:

высокий – ребёнок чётко ритмично выполняет движения;

средний – выполняет движения с ошибками;

низкий – движения выполняются неритмично.

  1. соответствие движений темпу музыки:

высокий – ребёнок чувствует смену темпа, самостоятельно отмечает это сменой движения;

средний – чувствует смену темпа с запаздыванием, движения меняет по показу взрослого или        других детей;

низкий – не чувствует смену темпа, движения меняет с большим опозданием.

  1. координация движений и внимание («Ритмическое эхо» со звучащими жестами):

высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок;

средний – допускает 1-2 ошибки;

низкий – не справляется с заданием.

  1.  Воспроизведение метра и ритма.
  1. воспроизведение метрической пульсации музыкального произведения в хлопках: высокий – ребёнок точно воспроизводит метрическую пульсацию музыкального

произведения;

средний – на протяжении выполнения задания кратковременно теряет ощущение метра        (спешит, запаздывает), но в целом справляется с заданием.

низкий –        беспорядочные хлопки.

  1. воспроизведение ритма знакомой песни под пение педагога или своё пение: высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;

низкий – неверно воспроизводит ритм песни.

  1. воспроизведение ритмического рисунка в хлопках («Ритмическое эхо»):

высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;

средний – допускает 2-3 ошибки;

низкий – не верно воспроизводит ритмический рисунок.

  1. Старший дошкольный возраст.

Критерии уровня развития чувства ритма:

  1.  Движение.
  1. передача в движении характера знакомого музыкального произведения (3-х частная форма):

высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений, движения        соответствуют характеру музыки;

средний – производит смену движений с запаздыванием (по показу других детей), движения соответствуют характеру музыки;

низкий – смену движений производит с запаздыванием, движения не соответствуют характеру музыки.

  1. передача в движении характера незнакомого музыкального произведения

(фрагмента) после предварительного прослушивания:

высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное выполнение движений;

средний - движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная эмоциональность при выполнении движений;

низкий – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении.

  1. соответствие ритма движений ритму музыки:

высокий – чёткое выполнение движений; средний – выполнение движений с ошибками; низкий – движение выполняется не ритмично.

  1. координация движений и внимание («ритмическое эхо со звучащими жестами»):

высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок;

средний – допускает 1-2 ошибки;

низкий – не справляется с заданием.

  1.  Воспроизведение ритма.
  1. воспроизведение ритма знакомой песни под своё пение:

высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни;

средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;

низкий – неверно воспроизводит ритм песни.

  1. воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на инструменте: высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок мелодии;

средний – воспроизводит ритм песни с ошибками;

низкий – неверно воспроизводит ритм песни.

  1. воспроизведение ритма песни шагами:

высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу;

средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте;

низкий – допускает много ошибок или не справляется с заданием.

  1. воспроизведение ритмических рисунков в хлопках или на ударных инструментах («ритмическое эхо»):

высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;

средний – допускает 2-3 ошибки;

низкий – не верно воспроизводит ритмический рисунок.

  1.  Творчество.
  1. сочинение ритмических рисунков:

высокий – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;

средний – использует стандартные ритмические рисунки;

низкий – не справляется с заданием.

  1. танцевальное:

высокий – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в движении; самостоятельно использует знакомые движения или придумывает свои; движения выразительны;

средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки;

низкий –        не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке

  1. Диагностика уровня музыкально-двигательного развития ребенка

  • Координация, ловкость движений – точность движений, координация рук и ног при выполнении упражнений. Для проверки уровня развития координации рук и ног применяются следующие задания:

Упражнение 1. Отвести в сторону правую руку и в противоположную сторону левую ногу и наоборот.

Упражнение 2. Поднять одновременно согнутую в локте правую руку и согнутую в колене левую ногу (и наоборот).

Упражнение 3. Отвести вперед правую руку и назад левую ногу и наоборот.

3 балла - правильное одновременное выполнение движений.

2 балла - неодновременное, но правильное; верное выполнение после повторного показа.

1 балл - неверное выполнение движений.

  • Творческие проявления - умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные «па».

Тест на определение склонности детей к танцевальному творчеству. Детям предлагается под музыку (после предварительного прослушивания)        изобразить следующие персонажи: ромашку, пчелку, солнечный зайчик и т.п.

3 балл - умение самостоятельно находить свои оригинальные движения, подбирать слова характеризующие музыку и пластический образ.

  1. балл - движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения. 1 балл - ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации;

- Гибкость тела – это степень прогиба назад и вперед. При хорошей гибкости корпус свободно наклоняется.

Упражнение «Отодвинь кубик дальше» (проверка гибкости тела вперед).

Детям предлагается сесть на ковер так, чтобы пятки находились у края ковра, ноги прямые на ширине плеч, прижаты к ковру. У края ковра на полу между ступнями ног расположен кубик. Следует наклониться и отодвинуть кубик как можно дальше. Колени не поднимать, ноги должны оставаться прямыми. Оценивается расстояние в сантиметрах от линии пяток до грани кубика, в которую ребенок упирался пальцами.

3см и меньше – низкий уровень (1 балл). 4-7см – средний уровень (2 балла)

8-11см – высокий уровень (3 балла).

Упражнение «Кольцо» (проверка гибкости тела назад).

Исходное положение, лёжа на животе, поднимаем спину, отводим назад (руки упираются в пол), одновременно сгибая ноги в коленях, стараемся достать пальцами ног до макушки.

  1. балл – максимальная подвижность позвоночника вперед и назад.

2 балл – средняя подвижность позвоночника.

1 балл - упражнения на гибкость вызывают затруднения.

  • Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения - без показа педагога).

Упражнение «Кто из лесу вышел?»

После прослушивания музыки ребенок должен не только угадать кто вышел из лесу, но и показать движением. Закончить движение с остановкой музыки. (отражение в движении характера музыки).

Упражнение «Заведи мотор».

Дети сгибают руки в локтях и выполняют вращательные движения. Под медленную музыку - медленно, под быструю – быстро (переключение с одного темпа на другой).

Упражнение «Страусы».

Под тихую музыку дети двигаются, как «страусы». Под громкую музыку «прячут голову в песок» (отражение в движении динамических оттенков).

3 балла – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, передавать основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику)

2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда.

1 балл – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения.

  • Эмоциональность выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения не выразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям (Э-1, Э-3).

Детям предлагается изобразить «усталую старушку», «хитрую лису», «девочку, которая удивляется», «сердитого волка».

  • Развитие чувства ритма. Ритмические упражнения – передача в движении ритма прослушанного музыкального произведения. Эти задания требуют от детей постоянного сосредоточения внимания. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; ребенок говорит примитивно используя короткие отрывочные

высказывания.

Упражнения с ладошками.

Педагог говорит детям, что он будет хлопать в ладоши по – разному, а дети должны постараться точно повторить его хлопки.

Педагог сидит перед детьми и четвертными длительностями выполняет разнообразные хлопки. Педагог должен молчать, реагируя на исполнение мимикой.

  1. 4 раза по коленями обеими руками (повторить 2 раза).
  2. 3 раза по коленям, 1 раз в ладоши (повторять до точного исполнения).
  3. 2 раза по коленям, 2 раза в ладоши.
  4. 1 раз по коленям, 1 раз в ладоши (с повторением).

  1. балл - с ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок.
  2. балла – выполняет лишь отдельные упражнения, с несложным ритмическим рисунком.
  3. балла – точно передает ритмический рисунок.

  1. Уровни развития ребенка в музыкально-ритмической деятельности.

Первый уровень (высокий 15-18 баллов) предполагал высокую двигательную активность детей, хорошую координацию движений, способность к танцевальной импровизации. Ребенок умеет передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движение на каждую часть музыки. Имеет устойчивый интерес и проявляет потребность к восприятию движений под музыку. Хлопками передает ритмический рисунок.

Второй уровень (средний 10-14 баллов). Этому уровню свойственна слабая творческая активность детей, движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения. Воспроизводит несложный ритм. Передаёт только общий характер, темп музыки. Умеет выразить свои чувства в движении. В образно - игровых движениях легко передает характер персонажа. Верное выполнение упражнений на координацию после повторного показа движений.

Третьему уровню (низкому 6-9 баллов) соответствовали следующие характеристики детей: они повторяют несложные упражнения        за педагогом, но при этом их повторы вялые, мало подвижные, наблюдается некоторая скованность, заторможенность действий, слабое реагирование на звучание музыки. Движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения. Мимика бедная, движения невыразительные. Ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации. С ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок. Упражнения на гибкость вызывают затруднения.

4.ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

  • Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.
  • Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 203 с.
  • Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. –М.: Скрипторий, 2003, 2006. – 72 с.
  • Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
  • Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.
  • Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка- пресс, 2006. - 272 с.
  • Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006. – 44 с.
  • Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа средней группы Осьминожки 2019-2020 гг.

Рабочая программа, составленная педагогом первой категории - Андроник Ириной Юрьевной...

Рабочая программа музыкального руководителя ДОУ. 2019 - 2020 учебный год

Рабочая программа музыкального руководителя на все возрастные группы ДОУ....

Рабочая программа воспитателя ДОУ на 2019 - 2020 учебный год. Старшая группа.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО. СТАРШАЯ ГРУППА НА 2019 - 2020 г. По программе "От рождения до школы"...

Рабочая программа средней группы на 2019-2020 гг.

Рабочая программа, разработанная в соответствии с ФГОС ДО для детей средней группы....

Рабочая программа подготовительной группы на 2019 - 2020 год

МБДОУ ДС "Брусничка" Рабочая программа на 2019 - 2020 учебный год. Подготовительная группа №2 "Солнышко"...

Рабочая программа педагога – психолога на 2019 – 2020 учебный год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области   ПРИНЯТО...

Рабочая программа младшей группы на 2019-2020 гг.

Рабочая программа младшей группы на 2019-2020 гг....