Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры
методическая разработка (младшая группа)

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сенсорное развитие18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры 

  Раннее детство - это особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире распознавания творческих способностей. 

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее.        

Содержание и методы сенсорного воспитания опираются на ряд важнейших положений о сущности восприятия и его развитии у детей: 

1) Ощущения и восприятия рассматриваются не как рецепторные процессы, а как рефлекторные. Это значит, что ощущение и восприятие носят не пассивный характер зеркального отражения отдельных качеств предмета или предмета в целом, а рассматриваются как особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей.

2) Развитие восприятия у ребенка рассматривается как процесс усвоения социального сенсорного опыта, как формирование под влиянием взрослых новых, ранее не существовавших сенсорных способностей. Прежде всего, ребенок осваивается систему перцептивных (обследовательских) действий, закрепленных человечеством в качестве способов, обеспечивающих адекватное познание окружающего, затем осваивает системы эталонов и научается ими пользоваться как мерками качества для своего сенсорного опыта (система геометрических форм, цветов, величин, материалов, звуков по высоте; нормы произношения в речи; система направлений и т.д.). 

Цель сенсорного воспитания - формирование сенсорных способностей у детей. 

Задачи сенсорного воспитания: 

1) Формирование у детей систем перцептивных действий; 

2) Формирование у детей систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов; 

3) Формирование умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности. 

Содержание сенсорного воспитания- это круг свойств, качеств, предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком; он определяется многообразием, как особенностей окружающего мира, так и видов деятельности. 

Прежде чем мыслить, ребёнок начинает познавать окружающее с помощью своих органов чувств (зрение, слух, осязание и др.) Познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия, т.е. чувственного отражения в мозге ребёнка предметов и явлений окружающей действительности. Отдельные ощущения, полученные от того или иного предмета, на основе предыдущего опыта суммируются в целостное восприятие данного предмета. 

В раннем возрасте , восприятие совершенствуется и к 3-м годам достигает высокого уровня развития: ребёнок тонко дифференцирует звуки и тембр человеческого голоса, различает предметы по цвету, величине, узнаёт знакомые мелодии, различает темп музыки, получает первые числовые представления (много, мало) и др. У него развиваются различные сенсорные способности: видеть и рассматривать, слышать и слушать, различать предметы по отдельным их внешним признакам, подражать видимым действиям и т.д. 

Знакомство с цветом
В отечественной педагогике принят такой порядок различения цветов – в
виде последовательной смены этапов:
1. Сравнение предметов по цвету (без называния):
Практическое соотнесение – это сравнение предметов при их
непосредственном сближении: Этот кубик такой? Правильно, такой. Нет,
не такой!
Зрительное соотнесение – восприятие цвета на расстоянии: Дай такой
кубик! Найди такой же по цвету! Взрослый показывает образец цвета и
просит ребенка найти предметы или картинки такого же цвета (образец
остается у взрослого). Малыш учится воспринимать цвет не только реальных
предметов, но также фигур и картинок.
На этих этапах обучения знанию цветов спектра, взрослый не требует
знания названий цвета от ребенка и сам называет цвета после выполнения
ребенком задания.
2. Называние цвета – закрепление представлений о цвете в слове-названии:
ребенок не только различает цвета, но и определяет их по названию, а в
последующем называет их сам. Взрослый на занятии многократно повторяет
названия цветов, побуждая ребенка повторить и запомнить их. Дай красный
кубик. А этот кубик какой по цвету? Правильно, синий.
Изучать цвета и закреплять знания о цветах можно несколькими
разными способами:
- используя специальные дидактические игрушки и игры, направленные на
изучение цветов – цветные пирамидки, цветное лото и др.;
- рассматривая и сравнивая по цвету реальные предметы – игрушки, овощи и
фрукты, одежду и др.;
- рассматривая картинки в книжках;
- в процессе занятий продуктивными видами деятельности – рисованием,
лепкой, аппликацией;
- предлагая малышу разнообразные обучающие раскраски.
Игры с использованием игрушек и предметов
Счётные палочки
Подберите набор счётных палочек двух контрастных цветов и высыпьте их
на столе перед малышом. Затем справа положите палочку одного цвета, а
слева – палочку другого цвета и предложите ребенку рассортировать палочки
по цвету: Давай разложим палочки на две кучки – сюда все такие, а сюда –
вот такие! После выполнения ребенком задания подведите итог: Ты все
правильно разложил – здесь все зелёные палочки, а здесь – все розовые.
Молодец!
Построй башню!
Для игры нужны кубики одинаковой величины двух контрастных цветов – по
3-4 кубика каждого цвета. Предложите малышу построить башню
определенного цвета: Давай построим башню такого цвета! Найди такой
же кубик! – покажите малышу кубик определенного цвета, побуждайте
принести другой кубик такого же цвета. Затем помогите ребенку приложить
кубик к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить «такой – не
такой». Если «такой» – кубик можно ставить сверху. Если «не такой» –
предложите малышу попытаться выбрать похожий кубик еще раз. В
следующий раз проведите игру с использованием большего количества
кубиков разных цветов.
Найди колечко!
Для игры нужна деревянная пирамидка с колечками основных цветов (по 2
колечка каждого цвета). Предложите малышу разобрать пирамидку и
перемешать разноцветные колечки. Затем покажите одно колечко и
попросите найти колечко такого же цвета: Найди такое же по цвету
колечко! Помогите малышу сличать цвета – подносить к колечку-образцу
поочередно другие колечки, обозначая результаты сравнения словами «такой
– не такой»: Такой цвет? Не такой! И это не такой! Вот – такой! Это
желтые колечки! (назовите цвет после достижения результата, когда пара
найдена) Продолжайте с колечками другого цвета.
Разноцветные пирамидки
Подберите для малыша игрушку, в которой на стержни, расположенные в
ряд, надеваются разноцветные шарики или колечки. Сначала вместе с
малышом снимите шарики со стержней, поиграйте с ними, перемешайте.
Затем наденьте на стержни по одному шарику разных цветов и предложите
ребенку надеть остальные шарики: Сюда надень все такие шарики, сюда –
такие, а на этот стержень – вот такие. После выполнения ребенком
задания, назовите цвета: Ты всё правильно сделал! Здесь красные шарики,
здесь жёлтые, а здесь – синие!
Игры с использованием фигур и картинок
Найди цветок для бабочки!
Для игры нужны вырезанные из картона фигурки цветов и бабочек красного,
синего, желтого, зеленого цвета. Разложите цветы на столе или на полу в
комнате и предложите малышу помочь бабочкам найти свои цветы: Посади
бабочку на такой цветок, чтобы её не было видно, и никто не смог ее
поймать (увидеть, найти)! После выполнения ребенком задания подведите
итог и назовите цвета: Жёлтая бабочка села на желтый цветок. Синяя
бабочка села на синий цветок. И т.д. Все бабочки спрятались.
Молодец! Также попросите ребенка найти предмет по названию цвета: Найди
красную бабочку. А где синий цветок? Покажи! В дальнейшем можно
добавлять фигурки других цветов.
Выбери цветную картинку!
Разложите перед ребенком несколько картинок, различающихся цветом –
например, красный, синий, желтый цветы. Попросите малыша найти цветок
заданного цвета: Найди красный цветок! Дай синий цветок!
Подбери пару по цвету!
Разложите на столе картинки – красный и синий домики, красная и синяя
машинки. Предложите малышу подобрать пары по цвету: Посмотри: это
домики, а это машинки. Машинки едут к своим домикам. Подбери каждому
домику свою машинку. (приложите к карточке с изображением красного
домика картинку с изображением синей машинки)Такая картинка? Нет не
такая. (приложите к красному домику красную машинку) Такая картинка?
Да, такая! Красный домик и красная машинка. А вот синий домик и синяя
машинка. Помогите приложить картинки друг к другу для сравнения цвета, а
затем положить рядом на столе. Называйте цвета только в конце игры. Игру
можно продолжать с другими картинками, постепенно увеличивая
количество цветов в игре.
Сортировка по цвету
Перемешайте разноцветные картинки и предложите ребенку разложить их по
цветам: Посмотри, разноцветные картинки перемешались. Давай разложим
картинки по цветам. Сюда все красные картинки, сюда все желтые
картинки, сюда все синие картинки, а сюда все зеленые картинки. Картинки
можно раскладывать как на кучки, так и рядами. Количество цветов и
картинок каждого цвета в игре можно уменьшать и увеличивать в
зависимости от возраста и возможностей ребенка.
Цветное лото
В игре принимают участие два игрока (ребенок и взрослый) и больше –
каждый игрок получает по большой карте лото, маленькие карточки картинки перемешиваются на столе или выкладываются стопкой. Взрослый
достает по одной карточке: У кого большая красная карта – тот будет
собирать красные картинки. У кого большая зеленая карта – тот будет
собирать зеленые картинки. Вот зеленый дом. У кого такая картинка? И
т.д. Усложняя игру, предлагайте подбирать картинки уже не зрительно, а
только на слух, ориентируясь на название цвета.
Четвёртый лишний
Разложите перед малышом 4 разных изображения на карточках, 3 из которых
одинакового цвета, а одно – другого цвета. Попросите ребенка найти
лишнюю карточку и убрать ее. Если речевые возможности малыша
позволяют, попросите объяснить, почему он выполнил задание именно так. В
конце игры обязательно подведите итог: Правильно, здесь все синие
картинки. А это – желтая картинка. Желтая картинка
лишняя. Продолжайте игру с другими четверками картинок.
«Цветной» диктант
В этой игре малыш учится подбирать картинку по цвету, ориентируясь на
слово-название цвета – составлять ряд картинок под диктовку. Например,
разноцветные машинки: Разноцветные машинки выезжают на дорогу. Давай
расставим машинки в ряд! Сначала на дорогу выезжает желтая машинка –
вот так. За ней едет красная машинка. Найди красную машинку и положи
картинку рядом с желтой. Следом едет синяя машинка. И т.д.
При необходимости помочь ребенку разложить карточки в ряд на
столе или на полу. Количество цветов в этой игре можно постепенно
увеличивать. Таким же образом можно играть с другими картинками: сделать
улицу из разноцветных домиков, посадить на клумбу разноцветные цветочки,
построить в ряд разноцветных гномиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры

Ранний возраст – уникальный период в развитии ребенка. В последние десятилетия к нему появился особый интерес в научном мире слабость и несовершенство этого возраста, по сути, является его силой, и пр...

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры.

Через дидактическую игру дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать, т.е. систематическое целенаправленное использование дидактических игр влияет на сенсорное воспитание дошкольников раннего воз...

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры

Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормаль...

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры

Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное фор...

Статья на тему: "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе, именно ранн...

Проект Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры с воздушными шарами с использованием ИКТ – технологий в условиях реализации ФГОС ДО. «Шарики воздушные, легкие летучие».

Проект для детей раннего возраста содержит игры для развития сенсорного восприятия окружающего мира ребенком. Недельный проект, в котором каждый день проводится 6 различных игровых занятия. Среди них ...

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...