Сказочный мир театра
консультация

  Вашему  вниманию  предлагается  окунуться  в  мир  театра. Это  прекрасное  средство  общения  между  поколениями, роазвитие  речи, эмоциональной  сферы. Пробуйте, сочиняйте, фантазируйте! Сказки  не  оставят  вас равнодушными! Радуйтесь  и  сопереживайте  вместе  с  героями! А  также  пробуйте  создать  театр  своими  руками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazochnyy_mir_teatra.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

                            Сказочный   мир   театра. 

                   

                                Недаром  дети  любят  сказку,

                                Ведь  сказка  тем  и  хороша,

                                Что  в  ней  счастливую  развязку

                                Уже  предчувствует  душа.

                                И  на  любые  испытанья  

                                Согласны  храбрые  сердца

                                В  нетерпеливом  ожиданье  

                                Счастливого  конца.   (Кошманская  И. П. «Театр  в  детском  саду»)  

Почему  нитью  общения  с  детьми  мы  выбираем  сказку? А  как  же  иначе, ведь  этой  крепкой  ниточке, на  прочность  годами, суждено  виться. Завязанная  на  человеческих  чувствах, эмоциях  и  жизненных  ситуациях, сказка  своей  доступностью  близка  и  понятна  детям.

    Выражение  «сказочный  мир  детства» - не  пустые  слова. В  жизни  ребёнка  с  самого  его  рождения  присутствует  сказка  со  своими  добрыми  героями, превращениями  и  волшебными  предметами. Разве  взрослый  человек  поверит, что  курочка  может  снести  яичко  не  простое, а  золотое, или  будет  мечтать  о  волшебной  палочке, которая  решит  все  его  проблемы? Конечно, нет. А  вот  ребёнок  убеждён, что  стоит  взмахнуть  этой  волшебной  палочкой, и  случится  чудо, остаётся  эту  палочку  только  найти, ведь  в  её  существовании  малыш  даже  не  сомневается; просто  лежит  где-то, и  никто  не  догадывается, что  палочка-то  волшебная, и  проходят  мимо  своего  счастья.

    Взрослые, говоря  о  «сказочном  мире  детства», ошибочно  полагают, что  сказочное  детство  оттого  и  делает  детей  счастливыми, что  нет  у  них  ни  забот, ни  хлопот, ни  проблем  взрослых. Живи  себе  да  радуйся! Однако  у  детей  трудностей  не  меньше, чем  у  пап  и  мам, и  зачастую  мы  их  не  замечаем, потому  что  ребёнок  сам  находит  выход  из  положения. Что  же  порой  помогает  ему  преодолеть  эти  трудности?  Подсознательно  с  ребёнком  всегда  вера  в  то, что  всё  закончится  очень  хорошо, а  успокоит  его  мысль  о  том, что  добро  обязательно  победит, а  зло – будет  наказано.

Ребёнок  живёт  в  стране  различных  фантазий  и  сказок. Сказка  близка  и  понятна  детям, а  воплощение  фантазий  и  отражение  своего   мироощущения  они  находят  в  театре. Поэтому  соединение  театра  и  сказки  гармонично  и  оправдано.

    Дети  верят  в  чудеса  и  в  то, что  где-то  на  земле  есть  необыкновенная  сказочная  страна, в  которой  птицы  и  звери, простая  домашняя  утварь  и  люди  могут  говорить  друг  с  другом  и  жить  в  дружбе, где  дружба  побеждает  злое  колдовство. И  эта  волшебная  страна  существует, и  называется  она  Театр!

   Сказочный   мир  театра  - страна  реальных  фантазий  и  доброй  сказки, игра  вымысла  и  реальности, красок  и  света, слов, музыки  и  загадочных  звуков. Театр – благодатная  почва  для  творчества, всем  желающим  принять  участие  в  этом  действе  найдётся  занятие  по  вкусу. Мастера  по  костюмам, свету, художники  и  декораторы, режиссёры – вот  они  чародеи  сказочной  страны, именуемой  театр. Стоит  только  взмахнуть  волшебным  платком, и  всё  вокруг  преобразится: оживёт  сказочный  лес, птицы  и  звери  заговорят  человеческим  языком, всё  озарится  таинственным  светом  и  наполнится  звуками, начнутся  небывалые  приключения  и  удивительные  приключения.

    Сказки  прочно  вошли  в  детский  театр. Перед  взором  ребёнка  возникают  образы  родной  природы, люди  с  их  характерами, быт. Образы  русских  народных  сказок (Дед Мороз, Иванушка-дурачок, злая  мачеха, глупый  и  жадный  Волк  и  многие  другие) входят  в  жизнь  ребёнка, раскрывая  перед  ним  в  доступной  для  них  форме  понятия  добра  и  зла, воспитывая  добрые  чувства.

    Сказочные  представления  в  театре  вводят  ребёнка  в  мир  птиц  и  животных, способных  говорить, думать  и  поступать  по-человечески. Ребёнок  проникается  этими  чувствами, переживает  вместе  с  ними, а  вместе  с  тем  постигает  простую  и  сложную, поучительную  и  убедительную  правду  жизни.

   Дети  в  дошкольном  возрасте  знакомы  со  многими  русскими  сказками. Это  знакомство  происходило  на  страницах  книг, при  просмотре  мультфильмов, сказок-экранизаций, благодаря  рассказам  мам  и  бабушек. Предоставьте  ещё  одну  возможность  познакомиться  поближе  и  искренне  полюбить  такие  близкие  и  важные  для  них  сказки – через  театр. Маленьким  актёрам  ещё  роднее  станут  «Теремок», «Козлята  и  волк», «Колобок», «Заюшкина  избушка»  и  многие  другие  сказки.

    От  русских  народных  сказок  легко  перейти  к  замечательной, неувядаемой  красоте  сказки  С. Аксакова  «Аленький  цветочек», волшебному  «Щелкунчику»  Э.Т. А. Гофмана, весёлой  и  поучительной  сказке  С. Маршака  «Глупый  мышонок», доброй  и  трогательной  «Дюймовочке»  Г. Х. Андерсена.    

      Кукольный   театр.  Кукла  в  руках  ребёнка  и  взрослого.

Изначально  кукольный  театр  не  был  театром  для  детей. Да  и  сейчас  в  репертуарах  этих  театров  есть  как  детские, так  и  взрослые  спектакли. И  всё-таки  в  наше  время  представления  кукольных  театров  больше  всего  любят  и  чаще  всего  смотрят  маленькие  дети. С  одинаковым  интересом  малыши  воспринимают  красочные  масштабные  профессиональные  постановки  и  кукольные  спектакли, проводимые  в  детском  саду.

   Каково  же  место  театра  кукол  в  развитии  детей  дошкольного  возраста? Должен  ли  он  быть  театром, в  котором  играют  взрослые  для  детей, или  театром, в  котором  играют  сами  дети? В  каких  ситуациях  использовать  куклу  в  педагогической, образовательной  работе?

   Прежде  всего, кукла  помогает  установить  контакт  с  ребёнком, особенно  если  он  закрепощён, эмоционально  «зажат», боится  незнакомых  людей. Маленькая  кукла  вызывает  меньше  страха, опасений, и  с  ней  ребёнок, особенно  младшего  возраста, быстрее  идёт  на  контакт, нежели  со  взрослым. Дети, которые  избегают  прикосновений, скорее  соглашаются  дать  руку  и  поздороваться  с  куклой (зверюшкой, клоуном), чем  с  педагогом. Активно  взаимодействуя  с  игрушкой, ребёнок  постепенно  становится  более  открытым, смелым  в  прямых  контактах  с  окружающим  миром, с  людьми.

    Ребёнок  с  удовольствием  берёт  в  руки  героя  кукольного  театра  и  от  его  лица  рассказывает  о  своих  собственных  мыслях. Таким  образом, с  помощью  куклы  он  может  выразить  и  отрегулировать  свои  собственные  переживания. В  этом  качестве, однако, персонажи  кукольного  театра  ничем  не  отличаются  от  обычных  сюжетных  игрушек – кукол, медведей, зайцев. Они  лишь  в  большей  степени  провоцируют  детей  на  ведение  диалогов, а  не на  предметные  игровые  действия. Поэтому  персонажи  кукольных  театров  должны  быть  постоянно  в  распоряжении  детей  группы, чтобы  служить  стимулирующим  фактором  для  развития  их  диалоговой  речи.

    Опосредуя  куклами  взаимодействие  с  другими  людьми, робкие  дети  начинают  постигать  процесс  общения  со  сверстниками.

    Исполняя  роли  персонажей  с  разными  характерами, дети  «примеривают  на  себя»  разные  модели  социального  поведения. Играя  роль  волка  или  медведя, ребёнок  может  выразить  агрессию, играя  роль  зайчика – осторожность, играя  роль  петушка – решимость  и  храбрость. Это  очень  важно  для  того, чтобы  впоследствии, став  взрослым, человек  смог  вести  себя  по-разному  и  в  зависимости  от  ситуации  проявлять  и  терпимость, и  настойчивость, и  доброту.

   Для  ребёнка  персонаж  кукольного  театра – это  прежде  всего  игрушка. Но  игрушка  не  совсем  обычная. Ребёнок  видит, как  с  помощью  этих  кукол  разыгрываются  спектакли, и  начинает  понимать, что  они  созданы  для  того, чтобы  «пересказать»  содержание  сказки. Примерно  к  среднему  дошкольному  возрасту,  он  сам  уже  без  помощи  кукол  пробует  повторить  и  разыграть  знакомую  сказку. Активные  дети  всегда  с  удовольствием  играют  роли: надевают  костюмы, говорят  и  действуют. Но  для  многих  детей  выйти  на  сцену – серьёзное  испытание. Нередко  от  лица  куклы   ребёнок  впервые  отваживается  произнести  слова  со  сцены. Он  психологически  прячется  за  куклу.

   Моя  задача – сделать  так, чтобы  после  музыкальных  занятий  с  элементами  театрализации  каждый ребёнок  мог  сам, от  своего  имени  выступить  перед  залом, громко  произнести  текст  и  услышать  именно  в  свой  адрес  первые  аплодисменты. Кстати, это  и  компонент  подготовки  к  школе, ведь,  сколько  встречается  детей, которые  панически  робеют, теряются, когда  нужно  выйти  к  доске  и  публично, перед  всем  классом  ответить  урок – даже  если  он  хорошо  выучен!

    В  руках  взрослого  кукла – помощник  в  решении  многих  педагогических  задач.

   С  помощью  куклы  можно  создать  игровую  мотивацию  продуктивной  деятельности  детей, давать  от  лица  куклы  адекватную  оценку  продукта  деятельности  ребёнка  без  риска  вызвать  его  обиду  или  сопротивление. Такое  использование  персонажей  наиболее  эффективно  в  работе  с  детьми  младшего  и  среднего  дошкольного  возраста.

    Взаимодействие  детей  с  такими  персонажами, как  Незнайка, помогает  стимулировать  их  мышление, активизирует  речь, побуждает  последовательно  рассуждать  и  доказывать  свою  точку  зрения. Такое  использование  кукол  целесообразно  в  работе  с  детьми  старшего  дошкольного  возраста. Кроме  того, с  помощью  куклы  воспитателю  проще  отразить  реальную  ситуацию, в  которой  произошло  нарушение  моральных  норм, показать  «со  стороны»  её  последствия  и  переживания  участников. Этот  приём  использован  в  системе  содействия  моральному  воспитанию  детей, предложенной  кандидатом  психологических  наук  С. Г. Якобсон.

    И,  наконец, кукольные  представления – неиссякаемый  источник  радости  для  детей  дошкольного  возраста. Малыши  изо  дня  в  день  готовы  смотреть  одни  и  те  же  сказки – «Репку», «Колобок», «Теремок». Специфика  восприятия  дошкольника  такова, что  с  наибольшим  удовольствием  он  смотрит  именно  те  спектакли, которые  буквально  знает  наизусть! Постепенно  зрители  начинают  помогать  актёрам  произносить  их  текст, вместе  поют  песенки.

    Показ  кукольного  спектакля  должен  стать  еженедельным  событием  в  жизни  детей. К  сожалению, так  бывает  не  всегда  и  далеко  не  в  каждом  детском  саду. В  нашем  детском  саду  мы  стараемся  показывать  кукольные  спектакли  как  можно  чаще. Кукольные  спектакли  для  старших  дошкольников  требуют  от  педагога  большой  подготовки, и  поэтому  они  редки.

     Но  если  детство – особый  период в  жизни  человека, который  нужно  прожить  содержательно  и  радостно, то  кукольный  спектакль – один  из  самых  простых  и  действенных  способов  доставлять  радость.

                                  Виды   театра.

Видов  театра  бесчисленное  множество,  расскажу  коротко  лишь  о  некоторых  из  них. Каждый  вид  театра  определяется  разновидностью  используемых  в  нём  кукол, или  же  это  театр  без  кукол  вовсе, где  дети  сами  выступают  в  ролях. По  устройству  кукол  и  материалу, из  которого  они  изготовляются, определяется  и  название  театра: кукол  из  варежек, кукол  из  перчаток, теневой  театр, театр  кукол  из  коробок  и  другие.

  • театр  игрушек-топотунчиков: такие  игрушки  имеют  подвижные  ножки  или  задние  лапки  и  могут  шагать, прыгать, садиться  на  маленькие  стульчики (по  размеру  игрушки), причём  каждый  их  шаг  самостоятельно  озвучен. Отсюда  и  название – «топотунчики».
  • Театр  кукол  из  варежек  и  перчаток:  игрушка  из  варежки  одевается  на  руку  и  приходит  в  движение  при  повороте  руки.
  • Театр  кукол  из  коробок: для  такого  театра  пригодятся  самые  разные  коробки. Главное, чтобы  в  коробочку  как  раз  могла  поместиться  рука  ребёнка.
  • Театр  игрушек-попрыгунчиков:  такие  игрушки  интересны  тем, что  они  умеют  прыгать, бегать, летать, плясать. Все  эти  действия  они  осуществляют  с  помощью  обычной  шляпной   резинки.
  • Театр  игрушек-вертушек:  такие  игрушки  приходят  в  движение  при  повороте  палочки, на  которой  они  крепятся.
  • Театр  кулачковых  кукол: куклы  такого  театра  интересны  тем, что  у  них  очень  подвижна  голова, шея  втягивается  и  вытягивается  на  всю  длину  палочки, на  которую  прикреплена  голова  игрушки.
  • Театр  кукол  из  воздушных  шаров: водят  такую  куклу  за  держатель  одной  рукой, другой  рукой  можно  поворачивать  голову  или  работать  одной  рукой  куклы. Лицо  разрисовывают  фломастерами.
  • Театр  кукол-костюмов:  это  большие  куклы – в  рост  ребёнка, они  могут  быть  плоскими  и  объёмными.
  • Театр  кукол-марионеток: отдельные  части  туловища  здесь  соединены  с  помощью  верёвок, эти  куклы  очень  подвижны.
  • Конусный  театр: в  основе  театра  лежит  конусообразная  форма  куклы, изготавливается  из  картона  и  бумаги.
  • Театр-фланелеграф: изготавливаются  плоские  сказочные  герои  из  бумаги, наклеиваются  на  картон, с  обратной  стороны  приклеивают  липучую  ленту.
  • Теневой  театр: изготавливается  экран  для  показа  театра  из  картона  или  дерева, посередине  калька  или  другая  тонкая  и  прозрачная  бумага. Герои  плоские  из  картона  чёрного  цвета. Это  театр  теней.
  • Настольный  театр:  состоит  из  объёмных  игрушек, изготовленных  из  любого  материала.
  • Пальчиковый  театр: куклы  одеваются  на пальцы, изготавливаются  из  ткани, бумаги  или  дерева.
  • Театр  кукол  «Би-ба-бо»:  куклы  из  ткани, которые  одеваются  на  руку.

В  своей  работе  я  обычно  использую  несколько  видов  театра, которые  дети  больше  всего  любят. Это  пальчиковый  театр, театр-фланелаграф, настольный  театр  и  театр  кукол»би-ба-бо».