Особенности эмоционального развития ребенка
статья

Екатерина Пертровна Огурцова

 

Особенности процессов эмоционального развития ребенка невозможно рассматривать в отрыве от общих особенностей и закономерностей психического и личностного развития этого возрастного этапа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности эмоционального развития ребенка

Особенности процессов эмоционального развития ребенка невозможно рассматривать в отрыве от общих особенностей и закономерностей психического и личностного развития этого возрастного этапа.

Дошкольный возраст является сенситивным периодом для  развития многих психических процессов индивида, является основой для формирования его личностных качеств.

Формирование и развитие личностных качеств тесно связано с общим психофизиологическим развитием ребенка дошкольника. Поэтому рассмотрение особенностей детской агрессии невозможно без раскрытия общих закономерностей и особенностей физического и психического развития ребенка дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – время активного развития познавательных психических процессов ребенка: памяти, внимания, мышления, речи, воображения. В старшем дошкольном возрасте все психические процесс приобретают такое качество, как произвольность, что обеспечивает основу перехода ребенка к новому ведущему виду деятельности – учебе.

Поэтому мы рассмотрим более подробно возрастные особенности старшего дошкольного возраста.

Важным фактором, стимулирующим личностное развитие, является речь. К 5 - 6 годам дети обычно полностью усваивают фонетику языка. Ребенок переходит от простых предложений к многословным, сложным, может их выстроить в связный рассказ. Активный словарь старшего дошкольника составляет 2 – 3 тысячи слов, пассивный – до 14 – 15 тысяч слов. В старшем дошкольном возрасте многие дети уже умеют читать и писать печатными буквами.

Очень важным этапом в развитии речи является переход внешней речи (когда ребенок проговаривает свои действия) во внутреннюю. Важным этот период является потому, что теснейшим образом связан с развитием мышления ребенка – дошкольника.

Необходимо отметить, что развитие речи и мыслительных процессов тесно связаны между собой. Речевое общение ребенка в период от 2 до 6 лет становится одним из основных источников развития мышления.

Все больший интерес ребенка 5 - 6 лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого повергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка о «Я – реальном» и «Я – идеальном» дифференцируются более четко.

У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность проявляется, прежде всего, в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков. У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач. При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.

На шестом-седьмом годах жизни (старший дошкольный возраст) у детей значительно меняются формы игровой деятельности.

Сюжетно-ролевая игра выходит на первый план: усложняются сюжеты, игра приобретает все более творческий характер, появляются игры-фантазии, игры с правилами, режиссерские игры. Во время этих игр у ребенка развивается самостоятельность, ответственность, самообладание. Дошкольник осознает, что выполняя обязанности роли, он способствует реализации прав других участников игры.

Игры становятся более продолжительными по времени. Ребенок старшего дошкольного возраста может проигрывать один сюжет на протяжении целого дня или даже нескольких дней. В играх появляется все больше правил, они отображают более сложные жизненные ситуации. Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.

Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).

Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.

Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно. Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи. Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.

Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т. е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности

В 5 - 6 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.

В процессе усвоения нравственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается сочувствие. Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила.

В старшем дошкольном возрасте дети активно фантазируют,  будь то игра, учеба, общение со сверстниками или со старшими. Это связано с развитием воображения.

Важнейшее значение воображения состоит в том, что оно позволяет представить результат деятельности до ее начала, тем самым, ориентируя человека в процессе жизнедеятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта способствует его предметному воплощению. Если имеется достаточно сведений или их можно добыть логическим путем, обычно включается логическое мышление. Если же этих сведений мало и добыть невозможно, помогает творческое мышление и воображение, создавая пропущенные звенья и увязывая факты в систему, которая в дальнейшем будет проверена логикой.

В старшем дошкольном возрасте эта способность особенно необходима ребенку, так как ему в достаточно сжатые сроки необходимо выстроить свое четкое понимание картины мира, причем она должна быть максимально реалистичной, что в свою очередь в дальнейшем будет способствовать успешному обучению в школе

К старшему дошкольному возрасту внимание приобретает все более произвольный характер. Ребенок может концентрировать свое внимание на необходимом объекте достаточно длительное время, также это касается и выполняемой им деятельности. В процессе взросления ребенок в состоянии заниматься чем-либо уже в течение более длительного времени.

Особыми переживаниями окрашено отношение дошкольника к своим родителям: мама и папа кажутся ему самыми красивыми и чудесными на свете. Они делают множество комплиментов своим родителям, хотят во всем на них походить.

Главный повод для радости – это общение с родителями в совместной с ними деятельности. Совместное общение – это повод не только для радости дошкольника но и условие его гармоничного психического и личностного развития.

Главной причиной огорчений для детей – дошкольников выступают разлады в семье. Также дети расстраиваются из-за ссор со сверстниками и из-за несправедливого отношения к ним.

Дети могут испытывать чувство ревности, когда кто-то значимый для них (чаще всего это родители или близкие родственники) уделяет большее внимание другому ребенку.

В дошкольном возрасте становятся более глубокими чувства гордости и самоуважения. Эти чувства к старшему дошкольному возрасту приобретают характер индивидуальных устойчивых проявлений личности ребенка.

Уже к шести годам ребёнок начинает осознавать, что другие дети, как и он, сам, имеют устойчивые, не зависящие от ситуации характер и убеждения, с которыми нужно считаться. Это проявляется в сопереживании сверстнику и потребности эмоциональной поддержки.

Старшие дошкольники уже способны не только оценить себя, но и достоинства другого ребёнка, соответственно к нему отнестись. Общение становится важным фактором развития, как своей личности, так и личности сверстника.

По данным ряда психолого-педагогических исследований, у некоторых дошкольников наблюдается снижение ведущей роли общения, что сигнализирует о трудностях в отношении со сверстниками.

В этом возрасте уже происходит разделение детей на популярных и непопулярных. Первые из них пользуются уважением и симпатией сверстников. Они легко вступают с ними в контакт и достаточно свободно общаются. Другие же дети (застенчивые, замкнутые, с нарушением самооценки) стараются держаться в стороне от ровесников, они никогда не предлагают игру первыми.  Таким образом, возникают симпатии и антипатии, которые глубоко переживаются детьми.

Внутри личностные переживания детей могут привести к агрессивным, негуманным проявлениям: грубости, зависти, несправедливости, отчуждению. Предотвращению этих черт способствует целенаправленное обучение детей межличностному общению со сверстниками.

В соответствии с исследованиями М.И Лисиной, общение детей старшего дошкольного возраста развивается на основе потребности в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию.

Способности к общению у детей развиваются в процессе познания окружающего социального мира со слов взрослых (нормативные знания о взаимодействии людей), а также на основе личного опыта.

Ведущим мотивом общения ребёнка является личностный мотив при принятии взрослого как целостной личности, обладающей знаниями, умениями и социально-нравственными нормами, который может быть строгим и добрым старшим другом.

Общение с взрослыми и сверстниками способствует приобщению дошкольников к моральным и нравственным ценностям общества; формированию мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному обучению

Вследствие нарушения условий гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста, могут возникнуть нарушения в развитии эмоциональной сферы: ребенок начинает испытывать фрустрацию, негативные переживания, что может способствовать возникновению такой характеристик, как агрессивность.

Вопрос о причинах возникновения агрессивности в детском возрасте в настоящее время остается открытым. Однако многие авторы в качестве одной из причин повышенного уровня агрессии дошкольников считают нарушение детско - родительских отношений.

Причиной возникновения агрессивности в дошкольном возрасте чаще всего выступает эмоциональное неблагополучие ребенка и внутренний конфликт. Испытывая негативные переживания, ребенок начинает искать способы избавиться от фрустрирующих ситуаций в будущем. Этим обусловлены такие качества и особенности поведения дошкольников, как скрытность, нерешительность, мотивация избегания, низкая самооценка, зажатость, склонность к обману, нежелание что-то делать и т.д.; с другой стороны этими проявлениями могут быть агрессивные действия, направленные на предметы окружающей среды (игрушки и т.д.), животных, сверстников и взрослых.

Дети с агрессивным поведением относятся к группе риска и нуждаются в своевременной квалифицированной коррекционной помощи, направленной на снижение агрессивных тенденций.

Итак, по достижению дошкольника возраста 6 – 7 лет можно выделить следующие психологические новообразования:

  • формируется устойчивая система мотивов, которая позволяет ребенку выстраивать более адекватные отношения с окружающим миром;
  • начинает проявляться произвольность познавательных психических процессов – воображение, образное мышление, память, внимание;
  • формируются первичные этические инстанции – понятие добра и зла;
  • возникновение начал произвольного поведения;
  • возникновение самосознания личности дошкольника.

Таким образом, психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте характеризуется усовершенствованием и приобретением новых возможностей, все большей долей произвольности, что является предпосылкой эффективного обучения в школе.

Наряду с приобретением необходимых и полезных навыков и качеств, у ребенка дошкольного возраста могут формироваться и такие качества, которые в будущем будут препятствовать его успешному обучению в школе и дальнейшему гармоничному процессу его личностного развития.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира.Сопровождая практи...

Анкета-опросник предназначена для выявления представлений родителей об особенностях эмоционального развития ребенка

Для выявления  представления родителей об эмоциональных особенностях ребенка в рамках экспе­риментального исследования особенностей эмоционального раз­вития детей дошкольного возраста была разраб...

Статья "Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста"

В этой чстатье раскрываются особенности эмоционального мира ребенка дошкольного возраста...

Консультация для родителей «ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности. Раз...

Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста

Белова Юлия Борисовнавоспитатель ГБДОУ Детский сад № 79 Калининского районаг. Санкт ПетербургаОсобенности эмоционального развития ребенка дошкольного возрастаК дошкольному возрасту эмоциональный ...

Консультация для родителей: «ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

laquo;ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Консультация для родителей «Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста»

Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира....