"Приобщение детей с ОВЗ к истокам народной культуры в продуктивной деятельности"
консультация

Рита Марсовна Габзалилова

Консультация "Приобщение детей с ОВЗ к истокам народной культуры в продуктивной деятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №14» г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

                              Консультация

«Приобщение детей с ОВЗ к истокам народной

    культуры в продуктивной деятельности»

                                          Подготовил воспитатель Габзалилова Р.М.

                                        Туймазы, 2020

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит народ: "С молоком матери". "С молоком матери" ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства.

Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально и одна из его функций - воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, любовь к своей Родине, формируются нравственные ценности.

Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощается многовековой опыт эстетического восприятия, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной России.

Именно народное искусство в силу своей специфики, способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Педагогам необходимо научить маленького гражданина своей Родины доброте, терпению, умению помогать другим, то есть воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют. Одним из методов воспитания этих качеств является знакомство детей с народным творчеством, с мастерством народных умельцев, народными промыслами. Это позволяет детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою Родину, богатую славными традициями. 

В приобщении детей с ограниченными возможностями здоровья к истокам народной культуры важно и полезно использовать различные средства деятельности, поскольку дети затрудняются в словесном выражении своих эмоций и переживаний. Легче всего это делать через продуктивную деятельность.

В процессе продуктивной деятельности воспитываются лучшие черты характера: трудолюбие, усидчивость, умение довести начатое дело до конца. Встреча с искусством, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты - все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.

В начале детям может быть очень трудно - они не понимают старинных названий предметов быта, элементов росписи, но постепенно дети будут втягиваться, проявлять интерес, ждать новых для себя открытий. Формы работы могут быть разные: путешествие в сказку, превращение в мастеров-художников, экскурсия в гончарную мастерскую. Так же, знакомство с каждым новым видом народного промысла можно начинать с просмотра компьютерной презентации, из которой дети узнают историю возникновения того или иного вида художественной росписи, его узоры и элементы, используемые цвета, технику рисования, изделия с данным видом росписи.

В работе можно использовать разные виды продуктивной деятельности: рисование, лепку из пластилина и глины, пластилинографию, различные виды аппликации.

Занимаясь декоративным творчеством, ребенок с ОВЗ овладевает необходимыми для него техническими приемами, что способствует развитию двигательных ощущений, а главное - мелкой моторикой, ведь детям приходится прописывать мелкие элементы росписи. У детей с ОВЗ развивается точность движения пальцев, тренируются мелкие мышцы рук. Наличие художественно-творческих способностей у детей является залогом успешного обучения в школе, поэтому эти способности следует развивать как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, ручным трудом способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность.

На занятиях можно применять различные технологии, например, технологию моделирования. Для этого использовать дидактические игры: "Сложи картинку", "Составь узор", "Подбери узор". Играя, дети лучше запоминают название росписи, ее элементы, названия предметов быта.

Знакомить детей с народно-декоративным искусством можно практически через все виды деятельности. Приобщая детей с ОВЗ русскому народному творчеству на занятиях по ИЗО можно использовать и другие виды деятельности. Например, музыкальное сопровождение. Знакомство происходит и с фольклором, обычаями, обрядами, народными праздниками. Несомненно, развивается речь детей, так как дети узнают множество новых слов, запоминают и разучивают фольклор, слова к народным подвижным играм.

Поддерживая интерес детей к народному творчеству, педагоги приоткрывают дверь в сокровищницу национальной культуры и интерес, который пробуждается у детей, помогая им открыть эту дверь настежь!

Требования к предметно-развивающей среде в группе.

-Репродукции картин и иллюстрации из детских книг по теме "Народное прикладное искусство".

- Альбомы с образцами росписи.

- Альбомы с изображением народных промыслов.

-Раскраски по темам.

-Скульптуры малых форм (глиняные игрушки, деревянная посуда).

-Изобразительный материал: краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки, мел для рисования на доске, кисти, «тычки", пластилин, стеки, доски для лепки, цветная бумага, ножницы, клей, палитры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фольклор -как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам народной культуры "

         Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.Сохранить человечность в наших детях, ...

Приобщение детей раннего возраста к истокам народной культуры посредством фольклора»

Федеральный государственный образовательный стандарт   ориентирован на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные  и культурные це...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры.

Во всех основных современных общеобразовательных программах представлены задачи и содержание работы в данном направлении.Содержание «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под реда...

Методическая разработка "Приобщение детей дошкольного возраста к истоками народной культуры через знакомство с народной куклой"

В данной разработке есть история возникновения русской народной куклы, разновидности: обереги, кукла-зерновушка, кукла- десятиручка и др. Есть описание изготовления кукол, образцы. Могут использовать ...