Занятие по краеведению в подготовительной группе "Народы Крыма".
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Григорец Елена Владимировна

Целью данного занятия является развитие у детей нравственно-патриотических ценностей через приобщение к миру культур и традиций народов Крыма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narody_kryma.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18 «Лучик» г. Алушты

Конспект НОД ОО «Познавательное развитие»

(краеведение) в подготовительной группе.

                       Тема: «Народы Крыма».

Дата проведения: 10.09.2018 г.

                                               Воспитатель:

                                               Григорец Елена Владимировна  

г. Алушта, 2020 г.

Цель:  развивать у детей дошкольного возраста нравственно-патриотические ценности через приобщение к миру культур и традиций народов Крыма.

Задачи:

- сформировать у детей знания и представления об образе жизни крымских народов, их обычаях, традициях;

- вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту национальной одежды;

- воспитывать уважение к различным национальностям Крыма, их культуре, языку, национальной одежде и традициям;  

- знакомить с народными играми.

Оборудование: карта России, карта Крыма, презентация «Народы Крыма»; картинки с изображением блюд, предметов одежды, домов, домашней утвари, музыкальных инструментов, праздников.

Ход занятия.

1. Организационный момент Чтение стихотворения Л. Огурцовой «С добрым утром, мир хрустальный!».

- Ребята, сегодня наше занятие я хочу начать с чтения стихотворения Лидии Огурцовой:

С добрым утром, мир хрустальный!

Солнце! Горы! Море! Лес!

С добрым утром, чайки, пальмы,

Кипарисы до небес!

Уведёт меня тропинка

К водопаду за горой.

В каждой встреченной травинке

Вижу свет земли родной.

Соберу букет  из красок,              

Чтобы вам стихом моим

Рассказать, как он прекрасен —

Милый, щедрый, добрый……….(дети: Крым!).

- Правильно. А как вы догадались, что речь идет о Крыме? (ответы детей).    Полуостров Крым – это малая Родина наша. А кто на карте России покажет Крым? (ребенок показывает).

- Самое родное место на земном шаре для каждого из нас – это Крым. Здесь живут наши родители, друзья, родственники, многие из нас здесь родились. Крым - одно из самых красивых и удивительных мест на земле. У каждого, кто посещает его, навсегда остаётся незабываемое впечатление о нём, а сколько неразгаданных тайн и чудес хранит эта фантастическая земля!

- Но самое главное богатство нашего края – это люди. Когда вы утром приходите в детский сад, вы говорите по-русски: «Доброе утро!». А как вы поприветствуете друг друга на украинском языке? (Доброго ранку). А как вы скажете «Доброе утро» на татарском языке? (Хэерле иртэ!).

- Издавна в Крыму жили люди разных национальностей. А как называют людей, живущих на крымском полуострове? (Крымчане).

2. Основная часть.

Просмотр презентации «Народы Крыма».

- Давайте посмотрим презентацию о народах Крыма.

Просмотр презентации.

  1. Люди разных национальностей в национальных костюмах: русские, украинцы, крымские татары, армяне, крымские греки, болгары, евреи, крымские немцы, караимы, крымчаки.
  2. Обряды и обычаи народов Крыма: Навруз Байрам (праздник весны крымских татар), Баба Марта (встреча весны у болгар), Масленица (встреча весны у русских и украинских народов),
  3. Танцы народов Крыма (каждый народ славится своими танцами).
  4. Кухня народов Крыма.
  5. Мы – крымчане.

 - Ребята, какие народы населяют Крым? (Русские, украинцы, армяне, крымские татары, греки, немцы, караимы и другие).

 Дидактическая игра: «К какому народу относится».

- Предлагаю поиграть в игру «К какому народу относится?» (детям предлагаются изображения блюд, предметов одежды, домов, домашней утвари, национальных праздников и музыкальных инструментов. Детям нужно определить, к какому народу Крыма относится изображение).

Беседа:  «Культура и традиции народов Крыма.

- У каждого народа есть свой язык, имена, костюмы, традиции и обычаи. Традиция – слово не русское, переводится с латинского языка как передача, т.е. традиция – это то, что передаётся от одного поколения другому.

- Есть традиции, которые возникли очень давно и сохранились до наших дней. Какой праздник отмечают русские люди в конце зимы и начале весны? Что это за традиция? (Праздник «Масленица»).

- Какие татарские праздники вы знаете? (Сабантуй, Науруз).

- Сабантуй праздновали на окончание посева урожая. На праздник Науруз  прощались с зимой, собирались все вместе, готовили на улице, ели, танцевали, веселились.

- В Украине традицией являлось готовить кутю в Святой вечер перед Рождеством. Кутя – это рисовая или пшеничная каша с мёдом, изюмом, маком.

- Для каждого народа традициями считались народные праздники и гуляния. На гуляниях люди соревновались в силе, ловкости, смекалке, играли в игры. Давайте мы сейчас поиграем в народную крымско-татарскую игру «Тимербай». 

Татарская народная игра «Тимербай».

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он встает в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!

С последними словами «вот так» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем место водящего занимает кто-то другой.

- Теперь поиграем в русскую народную игру «Заря -заряница».

Русская народная игра «Заря-заряница».

Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:

Заря-заряница,        
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые, 
Ленты голубые,
Кольца обвитые –
За водой пошла!

С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй и игра повторяется.

3. Итог НОД.

- Ребята, сегодня на занятии мы с вами говорили о разных народах Крыма об их традициях, обычаях, играх, национальных костюмах. Но мне хочется, чтобы вы запомнили главное: «Не важно, кто какой национальности. Главное, чтобы все народы жили в мире и согласии».

Мудрость народов вы берегите,

В дружбе и в радости вместе живите,

Дружбой народов славься всегда,

Город родной и родная земля.

- А теперь подведем итог нашего занятия.

1. О каких народах, живущих в Крыму мы сегодня говорили?

2. А как назывались игры, в которые мы играли?

3. Как должны жить люди всех национальностей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе «Мой любимый город – Алушта»

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад № 5» «Солнышко»...

Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе Тема: «Государственные символы Республики Крым»

В данном материале идет закрепление знаний детей о государственной символике Республики Крым....

Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе Тема: Горы Крыма.

сформировать представления о Крымских горах; закрепить правила поведения в природе – в горах...

Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе «Мой город Тольятти» Форма проведения КВН

Приобщать детей к культурно – эстетическим ценностям родного города, края, эта задача стоит перед каждым воспитателем...

Занятие по краеведению в подготовительной группе "Моя Родина - Крым".

Цель этого занятия - формирование у детей представления о родном крае....

Занятие по краеведению в подготовительной группе "Путешествие по горам Крыма".

Целью данного занятии является расширение и обогащение предствавления детей о природе Крыма, о его горной части....