Главные вкладки

    Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности.
    материал

    Радина Татьяна Сергеевна

    Формирование экологической культуры  дошкольников средствами проектной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_2.docx26.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование экологической культуры  дошкольников средствами проектной деятельности.

       «Все усилия при воспитании окажутся тщетны, пока вы не научите ваших воспитанников любить поле, птиц и цветы». (А.Сладков.)   Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Экологическое воспитание  - это формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. В этом возрасте формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

      Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед нами  встала задача формирования у дошкольников основ экологической культуры, под которой мы понимаем способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности.  Дети всегда и везде соприкасаются с природой. Для того чтобы они правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ее детьми. Важным компонентом экологического воспитания, экологической  культуры является личностно-ценностное отношение к природе, помогающее осознать себя частью природы и свою ответственность за последствия общения с ней. Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее — это, то направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.  В настоящее время формирование экологической культуры у дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике.      Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания детей до школы в современных условиях. Педагогу необходимо выбирать  более новые универсальные и эффективные средства, направленные на освоение основ экологической культуры. В соответствии с ФГОС на смену традиционному приходит продуктивное обучение. В детских садах всегда использовались такие формы экологической работы, как  игра, наблюдение, трудовая деятельность на участке,   включение детей в природоохранную деятельность (начиная с самого простого ухода за обитателями уголка природы - и заканчивая природоохранными акциями).          Поиск новых методов и технологий привёл нас к проектной деятельности. Эта деятельность формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу, доводить ее до положительного результата, проявлять инициативу и творчество. В проектной деятельности дети изучают объект с разных сторон, все его характеристики, т.е. формируется целостное видение картины изучаемого объекта (что и требует от нас современная педагогика). Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что помогает успешной адаптации. Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование определенных личностных качеств. Метод проектов включает в себя интеграцию всех видов деятельности детей и всех образовательных областей, поэтому проектная деятельность обеспечивает режим развития в соответствии с ФГОС.

       Метод проектной деятельности особенно успешно используется  в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.  Экологический проект — это, прежде всего, решение определенных задач в процесс исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведениями проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство). Это совместная деятельность педагога и детей, в рамках которой дети осуществляют большей частью известные виды продуктивной деятельности. Экологические проекты открывают возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из потребностей и интересов, развивают его как личность. Метод проектов является педагогической технологией, определяющей собственную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Это один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду. Кроме того, проектная деятельность способствует развитию многих качеств ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром. Включение дошкольников в проектную деятельность позволяет воспитать самостоятельную и отзывчивую личность, развивает творческие начала и интеллектуальные способности, способствует формированию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми. Так как детям трудно самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел) проекта в воспитательно-образовательном процессе проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а так же вовлекаются родители и другие члены семьи. Опыт самостоятельной деятельности, полученный ребёнком в дошкольном возрасте, развивает в нём уверенность в своих силах. Уникальным средством обеспечения сотрудничества детей, родителей и воспитателей в проектной деятельности выступает идея деятельностного подхода к образованию. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения проблемы и применить их на практике. Степень новизны педагогического опыта заключается  в определении тематики и разработке долгосрочных экологических проектов и диагностического инструментария по возрастным группам.

             Применение в образовательном процессе проектного метода для детей старшего дошкольного возраста будет способствовать:

    1. Повышению уровня экологической культуры детей: повысится уровень эмоционального развития детей; формированию на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности; соблюдению норм и правил поведения в природе.

    2. Улучшению работы по взаимодействию с родителями, активизации позиции родителей как участников педагогического процесса.

    3. Повышению личного уровня по вопросам проектной деятельности.   Опыт работы в дошкольном образовательном учреждении подтверждает, что применения метода проектов в образовательном процессе способствует повышению интереса старших дошкольников к учебной деятельности. Данный метод развивает индивидуальную и коллективную деятельность детей, дает возможность педагогу осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

       Принципы, свойственные именно экологическому воспитанию (по Н. А Рыжовой):

    - принцип научности 

    - принцип доступности материала для ребенка определенного возраста

    - принцип интеграции 

    - принцип целостности  (целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы).

    - принцип гуманистичности.

      Использование метода проектов в образовательной практике способствует формированию многих личностных качеств старшего дошкольника:

     - самостоятельности. При реализации проекта происходит предварительное планирование с детьми своих действий и своего времени, ребенок учится считаться с интересами других людей, что уменьшает количество противоречий и споров. Ребенок учится осуществлять свой выбор конкретных действий, своего поведения на основе прогнозирования его последствий;

    - иниициативности. В ходе проекта ребенок выстраивает свое общение со сверстниками, взрослыми, экспериментирует, организует игры;

    - креативности. В процессе проектной деятельности дети создают новый продукт (рисунок, модель костюма, декорации, альбом и т.д.). Творчество характеризует как конечный продукт, так и характер процесса деятельности.  Креативность ребенка дошкольного возраста - это творческие способности дошкольника, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию новых идей, отклоняющихся от традиционных схем мышления ребенка и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность творчески решать познавательные задачи.

    - лидерства. Развитию лидерского потенциала дошкольников способствует не только содержательная составляющая, но и способы взаимодействия детей, взрослых в процессе реализации проекта, в том числе и различные формы коммуникации (деловая, познавательная, личностная).

        Все перечисленные качества, развитию которых способствует метод проектов, в той или иной мере составляют основу социальной компетентности ребенка дошкольника. Значительным шагом вперед с детьми 5-6 лет является выстраивание умозаключений, что свидетельствует о способности приходить к собственному мнению исходя из конкретной ситуации.

       Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, встречи с людьми разных профессий, практически полезные дела). Метод проектов, как уже указывалось выше, связан с развивающимся личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в ДОУ, в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

       Основные требования к использованию метода проектов в детском саду:

    1.В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

    2.Проект — это «игра всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых.

    3. Обязательные составляющие проекта — детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.

     

    Литература:

    1.Богина, Т. Л. Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях. Методическое пособие.  / Т. Л. Богина — М.: Мозаика – Синтез, 2014.- с. 54

    2.Вавилова, В. П. Современные технологии в экологическом воспитании детей дошкольного образовательного учреждения. Методическое пособие./ В. П. Вавилова. – Кемерово: Изд-во Кемер. обл. ИУУ, 2014. – с. 2013-215

    3. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000. – с. 35

    4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — с. 112
    5. Николаева С. Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников.- М.: Мозаика – Синтез, 2004- с.72


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический совет «Формирование экологических представлений через проектную деятельность в ДОУ»

    Задачи: ·       совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей;·       повышать методический уровень;·...

    Презентация к педагогическому совету - «деловая игра» по теме: «Формирование экологических представлений через проектную деятельность»

    Педагогический совет проведен с участием родителей в форме деловой игры. Родителям было очень интересно не только посмотреть, но им самим почаствовать в образовательной деятельности педагогов....

    Консультация -презентация для воспитателей «Формирование экологических представлений через проектную деятельность в ДОУ»

    В экологическом воспитании детей необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями, животными. Это можно выразить при помощи игры, творчества, музыки, тогда прои...

    Выступление на тему: "Формирование экологических представлений через проектную деятельность"

    Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понят...

    Выступление на тему: «Формирование экологических представлений через проектную деятельность»

    Выступление на тему: «Формирование экологических представлений  через проектную деятельность»...

    Формирование экологических представлений через проектную деятельность в ДОУ

    Формирование экологических представлений через проектную деятельность в ДОУ...