итоговое занятие по теме ,,Хлеб всему голова,,
план-конспект занятия (средняя группа)

Цель: Закрепить знания детей о процессе изготовления и выращивания хлеба.

Программные задачи:

Обучающие задачи:

Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.

Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении.

Познакомить с профессиями хлебороба и пекаря.

Развивающие задачи:

Развивать любознательность детей, стремление к продуктивной и исследовательской деятельности.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи. Развивать музыкальные способности и навыки. Продолжать развивать мелкую моторику рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyati_po_teme_hleb_vsemu_golova.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие «От зерна до каравая» в рамках проектной деятельности в средней группе по теме «Хлеб- всему голова»

Цель: Закрепить знания детей о процессе изготовления и выращивания хлеба.

Программные задачи:

Обучающие задачи:

Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.

Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении.

Познакомить с профессиями хлебороба и пекаря.

Развивающие задачи:

Развивать любознательность детей, стремление к продуктивной и исследовательской деятельности.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи. Развивать музыкальные способности и навыки. Продолжать развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей, участвующих в его производстве.

Формировать умение работать сообща. Вызвать интерес к коллективному труду. Продолжать учить детей умению внимательно слушать воспитателя; слышать сигналы к действию.

Интегрируемые образовательные области:

«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Труд», «Физическая культура», «Здоровье».

Активизация и обогащение словаря: хлебороб, пекарь, комбайнер, тракторист, землепашец, хлебница, хлеборезка, хлебозавод, ржаной и пшеничный хлеб, рассыпчатая мука, мягкое и податливое тесто, скалка, ароматный и аппетитный хлеб.

Оборудование:

а) для педагога: компьютерно-техническое оснащение, магнитная доска, каравай хлеба, карточки на каждого ребенка (колос, батон хлеба, зернышки пшеницы, пакет с мукой, машина или трактор) и сюжетные картинки к ним (сев пшеницы трактором, колосящееся поле, уборка зерновых комбайном, мукомольный завод, пекарня, картинки-пазлы к игре «Испеки хлеб», мука, пшеничные зерна в пластиковых ёмкостях для демонстрации, готовое слоеное тесто, яйца, сахар, сарафан в народном стиле, нож, 2 подноса для печенья, скалка;

б) для детей: кисточки для смазывания теста, клеенка, фартуки и разделочные доски по количеству детей, влажные салфетки

План занятия:

1. Вступительная часть (выход Василисы-хозяюшки, отгадывание загадки)

2. Разделение на команды, рассказ по сюжетной картинке.

3. Физкультминутка.

4. Игра-пазлы «Испеки хлеб»

5. Изготовление печенья.

6. Рефлексия.

Предшествующая работа:

Чтение украинской народной сказки «Колосок», литовской сказки «Как волк вздумал хлеб печь», просмотр мультфильма «Как растет пшеница», «О комбайне и комбайнерах» речевые игры по теме «Как выращивают хлеб» ,чтение и заучивание пословиц и поговорок по теме «Хлеб», чтение рассказа М. Глинской «Хлеб», рассматривание иллюстраций к сказке и книги Ричарда Скарри «Город мастеров» (глава «Как делают хлеб»).

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках полукругом.

(Звучит музыка к вступлению)

На фоне музыки в группу заходит воспитатель в русском- народном костюме, в руках на подносе под салфеткой лежит каравай хлеба.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Меня зовут Василиса-Хозяюшка. Я к вам из сказки пришла. А пришла я к вам не с пустыми руками. Попробуйте отгадать, что у меня тут припрятано.

«Рос сперва на воле в поле,

летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

он в зерно вдруг превратился.

Из зерна — в муку и тесто.

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришел на стол к нам — чем? (хлебом)»

-А какие слова в загадке вам помогли догадаться, что это хлеб? (ответы детей)

«А может быть, это совсем и не хлеб, а овощи? Ведь они тоже на земле растут, а потом мы их в магазине покупаем? И они к нам на стол приходят».

Если дети согласятся, что это овощи то еще раз прочитать загадку, разобрать ее – о каких признаках говорится в загадке? Обмолотили, зерно, мука, тесто. Разве овощи обмолачивают и делают из них муку и тесто? Нет. Значит, это что? Хлеб!

Правильно, вы молодцы! Говорить мы с вами сегодня будем о хлебе. Показывает хлеб, спрятанный под салфеткой.

Воспитатель: А какой я вам хлеб принесла?

Дети: Каравай

Воспитатель: Правильно. А давайте,ребята, мы все вместе вспомним, где же действительно «растут» булки, батоны, караваи, крендельки. проследим весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола.

-Воспитатель: У меня на столе лежат картинки, каждый из вас, ребята, выберите понравившуюся. (На столе лежат карточки, по количеству детей, с изображением колоса, колобка, зернышек пшеницы, пакет с мукой, машина или трактор. На 5 рабочих столах заранее расставлены точно такие же картинки, по одной на каждый стол, размером крупнее.)

Воспитатель: А сейчас дети мы с вами найдем свою картинку на столе и сядем за этот стол. (После того как дети сели, каждому столу предлагается рассмотреть сюжетную картинку. Те, у кого нарисованы на карточках зерна пшеницы получают сюжетную картину сев пшеницы трактором, колоски получают сюжетную картинку-колосящееся поле, дети с картинками машины-уборка зерновых комбайном, пакет с мукой- сюжетная картинка мукомольного завода, колобки- сюжетную картинку пекарню. Детям предлагается внимательно рассмотреть эти картинки. Через 2 минутки первая группа детей вешает свою картинку на магнитную доску и пытается ответить на вопрос «что я вижу на картине», дальше тоже самое будет делать каждая из 5 групп.)

Предполагаемая беседа.

1 картинка-сев зерна трактором

Воспитатель:

- Что мы видим на картинке? Ответы детей. Вывод: это трактор с сеялкой. Он сажает зерна в землю.

А как зерна прорастают в земле мы сейчас покажем.

Игра-имитация:

– В землю теплую войду / медленно садятся на корточки

К солнцу колосом взойду / Руки поднимают вверх, медленно тянутся к солнцу.

В нём таких, как я, / выгибают ладошки и прижимают к себе, указывая на себя.

Будет целая семья. / дети встают, берутся за руки.

В поле дружно мы растем

Поле наш уютный дом.

Будем мы тут дружно жить

Счастье людям приносить. (идут по кругу, держась за руки)

2 картинка-колосящееся поле

Воспитатель: - А что на этой картинке? Ответы детей. Вывод: это поле на котором выросли зерна.

- А что нужно, чтобы зерна стали большими? Ответы детей. Вывод: чтобы зерна выросли нужна вода и тепло. Воду даст дождь, а солнце - тепло.

3 картинка-уборка зерна комбайном.

Воспитатель:- Ребята, вы можете нам рассказать про свою картинку? Ответы детей. Вывод: на этой картинке идет уборка зерна. Большой комбайн срезает колоски (показать колосья, очищает зерна (показать зерна, и готовые зерна ссыпает в машину. Вот какая умная машина комбайн.

4 картинка-мукомольный завод.

Воспитатель:- У вас очень сложная картинка. Как вы думаете, что это? Ответы детей. Вывод: готовые зерна привозят на завод. Здесь из зерна получают муку. Зерна мелют, измельчают (показать муку).

5 картинка-пекарня

Воспитатель: Что нарисовано на вашей картинке? Ответы детей. Вывод: это пекарня. Здесь из муки пекут хлеб. Но сначала из муки замешивают что? Ответы детей

Воспитатель: Правильно, тесто. Вот и мы с вами попробуем сейчас замесить тесто.

Физкультминутка «Замесим тесто»

(Повторяется 2 раза).

Ой, ладошки-ладушки.

Мы печём оладушки

/хлопки ладонями/

Замешиваем тесто,

А тесту в миске тесно

/имитируют помешивание по кругу/

Тесто выпало на стол,

Тесто шлёпнулось на пол

/присели/

Тесто убежало

Начинай сначала.

/лёгкий бег на месте/

Воспитатель: Молодцы! Хорошее тесто у нас получилось!

А теперь подойдите к своим столам, сейчас мы с вами поиграем.

.

Игра – пазлы «Испеки хлеб»

Распечатать 5 картинок (хлеб, каравай, крендель и т. д и разрезать ее на несколько квадратиков. (5-10 шт).

Задача игры – «испечь хлеб», т. е. собрать все кусочки картинки. Каждый правильный ответ дает возможность получить одну часть картинки. Нужно подобрать как можно больше слов и получить в игре все кусочки картинки.

Задание 1. Посуда для сахара – сахарница, для конфет – конфетница, а для хлеба? Как называется посуда для хлеба? (Образование слова ребенком по аналогии – хлебница).

Задание 2. Прибор, который режет овощи, называется «овощерезка», а как называется прибор, который режет хлеб? (Образование слова по аналогии – «хлеборезка»).

Задание 3. Завод, где делают хлеб называется – как ты думаешь, как? (Могут быть разные варианты ответа ребенка, дети могут придумать свои – «хлебник», «хлебный завод», «хлебофабрика» и другие любые варианты)

После этого подсказать если не догадались: «Завод, где выпускают продукты из рыбы, называется «рыбозавод». Как же может называть завод, где делают хлеб? Попробуй догадаться».

Если ребенок не догадался, то сказать: «Да, такие слова, которые ты придумал, действительно могли бы быть в русском языке. Ты придумал замечательные слова! Но люди договорились называть такой завод по-другому: «хлебозавод». Поэтому мы говорим так: «Хлеб выпекают на…? (хлебозаводе)»; «В магазин привезли хлеб, сделанный на? (хлебозаводе)».

Где еще могут выпекать хлеб? Пекари выпекают хлеб в пекарне. Хлебозавод большой, там работает много людей. А пекарня маленькая. В ней работает несколько пекарей.

Задание 5. Отгадай профессию.

• На тракторе работает – кто? (тракторист,

• На комбайне работает – кто? (комбайнер)

• Землю пашет – кто? (землепашец).

• Разводит овощи – кто? (овощевод).

• За семенами следит – кто? (семеновод).

• На поле работает – кто? (полевод).

• Сады выращивает – кто? (садовод).

• Хлеб выращивает, робит - кто? (хлебороб)

Задание 6 – Пословицы о хлебе.

Воспитатель: А знаете ли вы пословицы о хлебе.

Предполагаемые ответы детей:

– Хочешь есть калачи -не сиди на печи.

– Сей хлеб в пору, будет хлеба горы.

– Хлеб на столах-счастье в домах.

– Хлеб,соль,вода-живая еда.

– Хлеб всему голова.

Задание 7 – Подбери слова

Хлеб какой: вкусный, аппетитный, лакомый, сладкий, соленый, кислый, пахучий, ароматный, душистый, ржаной, пшеничный, сытный, черный, белый, теплый, холодный, свежий, старый, твердый, мягкий, черствый, добрый, отличный, нужный, чужой, свой, хороший, плохой, великолепный, вкуснейший, сырой, подгорелый, столичный, бородинский (и другие названия).

Воспитатель: Давайте посмотрим, что у вас получилось (пазлы -картинки должны собраться у каждой команды) Назовите пожалуйста какие хлебобулочные изделия у вас получились.

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ребята! Вы хорошо потрудились сегодня. Были дружными, отзывчивыми, внимательными. И, я,Василиса-Хозяюшка, хочу отблагодарить вас за вашу работу. Я научу вас печь печенье. Согласны?

Дети: Да, Печенье! Мы хотим печенье!

Воспитатель: Вы все перед занятием вымыли руки с мылом. Теперь спокойно вставайте и подходите к столу. Для приготовления печенья нам понадобится: пшеничная мука, вода, сахар, яйца. А еще ваше хорошее настроение.

Воспитатель: Тесто у меня уже готово, я позаботилась о нем заранее. Итак, начинаем…

Что у меня в руках? (скалка). Для чего она нужна? (раскатывать тесто). Я раскатаю скалкой тесто, нарежу из него полоски. А вы смотрите, как я буду делать печенье, и повторяйте за мной. На что похоже получилось у меня печенье?

Дети: На улитку! На крендельки! На бантики! (дети изготавливают из теста печенье).

Воспитатель: А чтобы нам было веселее, пока готовим, споем нашу любимую песенку про пирожки, которые тоже нужно лепить и выпекать. (поют песню «К нам гости пришли…»и лепят печенье)

Воспитатель: Смажем наше печенье яйцом, посыплем сахаром и попросим Наталью Викторовну отнести печенье поварам, чтобы они его испекли. А после сна все внимательные, старательные и послушные его попробуют

Воспитатель: Много нужно труда, чтобы хлеб к нам пришёл? Выращивают хлеб… (хлеборобы). Пекут нам хлеб… (повара, пекари). А раз мы с вами, дети, знаем, сколько труда в хлебушек вложено, то будем хлебушек беречь и уважать чужой труд.

Понравилось вам сегодняшнее занятие? А что понравилось больше всего? А что вы узнали нового? Чему научились? А что вы сможете рассказать другим людям, знакомым, друзьям о хлебе?

Занятие закончено, а хлеб пусть не заканчивается никогда. Спасибо всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия на тему:"Хлеб всему голова!"

В презентации детям наглядно показывается последовательность прихода хлеба на наши столы....

Конспект занятия на тему "Хлеб- всему голова!"

Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и хлебобулочным изделиям....

Интегрированное занятие на тему "Хлеб всему голова"

формирование знания у детей о значении хлеба в жизни человека....

Дидактический материал для занятий по теме "Хлеб - всему голова"

Данный материал поможет организовать воспитателю и родителям самостоятельную деятельность детей в центрах активности по лексической теме "Хлеб- всему голова"....

Презентация к занятию по теме "Хлеб-всему голова"

В презентации представлен материал, который поможет познакомить детей с историей хлеба, его пути от зёрнышка до стола и значении хлеба в жизни человека....

Открытое занятие на тему хлеб всему голова

Открытое занятие на тему "Хлеб всему голова"...

Итоговое мероприятие по теме «Хлеб всему голова»

Итоговое мероприятие по теме«Хлеб всему голова»    Старшая группа                                ...