Консультация
консультация

Оксана Александровна Новикова

Консультация "Сила голоса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_sila_golosa.docx84.34 КБ

Предварительный просмотр:

МК ДОУ ГО ЗАРЕЧНЫЙ "ДЕТСТВО"

Структурное подразделение "Детский сад "Светлячок"

Семинар-практикум

для воспитателей

«Великая сила голоса»

Воспитатель

Новикова Оксана Алекандровна

Картинки по запросу сила голоса рисунки

Содержание:

  1. Речь воспитателя – пример для подражания.
  2. Голос – как инструмент.
  3. Работа педагога над совершенствованием собственной речи.
  4. Выразительность речи при чтении художественных произведений.

Литература:

  1. Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев "Методика развития речи детей дошкольного возраста", М., 1977 г.
  2. Интернет- ресурсы.


1.        Речь воспитателя – пример для подражания.

От культуры речи воспитателя напрямую зависит культура речи детей. Почему?

          Воспитатель находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними и потому является для детей основным образцом родного языка, культурной речи.

Его речь должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержанной в определенном темпе, громкости, быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

         Речь воспитателя оценивается с трех сторон:

  • содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщается детям),
  • безупречная правильность формы (как говорит), возрастная и педагогическая направленность (умение говорить с мл. и ст. дошкольниками),
  • может ли убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым (родителям, коллегам).

         Педагогу следует придерживаться литературных норм произношения слов, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударение в словах, например,  (порт - порты, торт - торты, крем - кремы, инженер - инженеры).

        Торопливость речи столь же недопустима в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков. Речь воспринимается детьми лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия. Сказки, рассказы, стихи для детей мастера художественного слова читают, как правило, в более медленном темпе, чем тот, который характерен для разговорной речи.

 Замедленную речь детям легче воспринимать, легче следить за ее содержанием, запоминать текст.

2.        Голос воспитателя – как инструмент.

         Голос – это профессиональный инструмент воспитателя, им необходимо правильно пользоваться и беречь его от перегрузок. Неверное использование голоса может проявляться, например, в чрезмерном повышении его громкости (при шуме в группе или  на площадке), как результат хрипота или потеря голоса…

         Если все-таки ситуация общения потребует значительного усиления громкости речи, это не означает, что нужно доводить ее до крика. Следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп речи.

         Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать до более громкого и укреплять специальными упражнениями. Так же может быть устранена и неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

         В качестве недостатков словаря многих воспитателей можно назвать:

  • частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки; Катенька, убери чашечку со стола и т.п.),
  • засоренность лишними словами (ну, вот, так сказать, значит, вобщем, э-э);
  • в общении со старшими детьми – подлаживание под речь малышей, то есть неуместное использование звукоподражательных слов (Где ав-ав? и т.д.).

3. Работа педагога над совершенствованием собственной речи.

           Педагогу следует критично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению. Установить и выявить недостатки своей речи не всегда легко, так как в процессе общения внимание говорящего обращено, прежде всего, не на форму речи (как сказать), а на ее содержание (что сказать).  Следует помнить, что в результате длительного небрежного  отношения к своей речи некоторые недочеты могут прочно закрепиться и в дальнейшем не замечаться.

          Например, не замечаются такие недостатки, как торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков или слов и другие несовершенства. Чаще всего речь воспитателя страдает небрежным, неряшливым произношением, когда звуки и слова произносятся при недостаточно открытом рте (как бы сквозь зубы), недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные.

         Чтобы знать о несовершенствах собственной речи, воспитателю необходимо прислушиваться к замечаниям коллег. Открытые занятия полезно записывать на магнитофон, чтобы во время их разбора (или специального прослушивания) можно было обратить внимание на свою речь, провести анализ ее звуковой стороны, использования лексических средств, грамматического оформления. Конечно, нужно иметь в виду, что при записи на магнитофон речь улучшается за счет усиленного самоконтроля. Тем более важно, чтобы проявившиеся недостатки речи стали предметом внимания и самого воспитателя, и его коллег. Обнаруженные несовершенства своей речи (плохая дикция, нарушения в лексико-грамматическом оформлении и т.д.) следует отметить и заняться их устранением.

Настольной книгой-справочником для каждого воспитателя должен стать словарь «Русское литературное произношение и ударение»

          Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, точно обозначать оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др.

          Любимой игрой могут стать словесные: скажи наоборот, кто больше скажет прилагательных, как сказать по-другому (здороваться, хвалить, сделать замечание…), например, Скажи про снег, какой он?

4.Выразительность речи при чтении художественных произведений.

Тембральная окраска голоса чтеца, а также его мимика, поза, выражение лица должны соответствовать содержанию рассказываемого. Даже заразительно смешные рассказы Н. Носова, прочитанные без должного настроения, с унылым лицом, не вызовут радости и веселого смеха детей. Очень важен жест при чтении и рассказывании: он дополняет слово, делает его более весомым. Но надо бережно относиться к жесту, не следует им злоупотреблять.
        При подготовке к чтению или рассказыванию воспитатель должен
подумать, как обратить внимание детей на действие и на его мотивы, какой тембр придать своему голосу, чтобы выразить свое отношение к поступкам героя и передать это детям. Например, воспитатель читает или пересказывает сказку В. Катаева «Цветик-семицветик» про, в общем-то, добрую девочку Женю. Но Женя еще маленькая и потому сначала не знает, не умеет поступить правильно в тех ситуациях, в которые она попадает; часто ошибается и, как только замечает свою ошибку, сейчас же старается ее исправить, учится поступать хорошо. Взрослый тембром своего голоса должен показать, как он сочувствует героине во всех ее злоключениях, как огорчается вместе с ней при каждой ее неудаче, как радуется, когда девочка совершает, наконец, добрый, благородный поступок. В голосе воспитателя слышится то любопытство и некоторое недоверие, когда Женя в первый раз хочет испробовать волшебное свойство цветика-семицветика, то приятное удивление от того, что в самом деле исполнилось, то тревога за девочку, по недоразумению своему очутившуюся на Северном полюсе в летнем платьице, то неодобрение, когда Женей вдруг с досады овладела бессмысленная жадность и она завалила себя игрушками, и, наконец, радость, удовлетворение от того, что девочка совершила свой первый добрый, по-настоящему человечный поступок. Девочка отказалась от мелких удовольствий, сладостей, оторвала последний лепесток цветика-семицветика, чтобы выздоровел больной мальчик, свое волшебное заклинание она «запела тонким голоском, дрожащим от счастья. 

 Если воспитатель в процессе чтения не определит  и не покажет свое отношение к героям и изображаемым событиям, вряд ли это смогут сделать и дети. Наоборот, чтение, которое передает оттенки мысли писателя, драматизм или комизм положения, особенности характера действующих лиц, глубоко воспринимается детьми.

Читаем рассказ по частям_____________________________________


         Характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей. А «секрет» для установления здоровой тишины в помещении очень прост: разговаривать с детьми голосом умеренной силы. Иногда совсем тихо, а при необходимости (как исключение), громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и, наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды – это утомляет и взрослого и детей.

         Поза, мимика, жест служат дополнительными средствами выразительности речи. Положительно влияет на развитие детей речь воспитателя, насыщенная эпитетами. Эти художественные определения придают ей образность и эмоциональность. У педагога, умело использующего в речи эпитеты, и дети более чутки к слову, способны сами метко выразить то, что они наблюдают, что произвело на них впечатление.

Говорим приговорки и прочее про одевание…

Вывод:

Таким образом, работая с детьми, воспитателю следует:

1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющие дефекты речи.

2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм.

4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.

5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.

6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей…).

7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

          Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, отсутствие жаргонных, бранных слов, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.

          Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой.

          С помощниками воспитателя следует также проводить серьезную работу: разъяснять, что помощник воспитателя должна вносить свой вклад в процесс воспитания: разговаривать с детьми, отвечать на их вопросы, шутить, создавая радостное настроение, и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....