НОД по финансовой грамотности "Семейный бюджет"
план-конспект занятия (старшая группа)

Романцевич Надежда Александровна

Конспект занятия по финансовой грамотности в формате квест-игры "Семейный бюджет".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нод по финансовой грамотности в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Подготовила: воспитатель Романцевич Н.А.

Квест-игра "Играем в экономику: семейный бюджет" 

   Данная квест-игра призвана в игровой форме вызвать интерес у воспитанников к новым знаниям в области экономики на примере семейного бюджета дружелюбного семейства гномов. Игра предназначена для детей дошкольного возраста 5 – 7 лет и рассчитана на 20 -30 минут. 

 Описание: в процессе квест-игры использованы различные приемы и методы: 

  • персонаж,  
  • беседа с детьми,  
  • дидактическая игра,  
  • подвижная игра,  
  • наглядные пособия,  
  • музыкальное сопровождение.  
  • Изучениеновыхслов: «зарплата», «стипендия», «пенсия», «бюджет»,    «потребности» (для лучшего запоминания необходимо несколько раз их проговаривать вместе с детьми).

Цель: Знакомство с элементарными  знаниями в области экономики. Формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий при выполнении финансовых логических и математических головоломок. 
Задачи: 
• Познакомить детей с понятием "потребности", "потребительская корзина". 
• Познакомить детей с понятием «бюджет», составными элементами семейного бюджета. 
• Воспитывать культуру поведения, умение экономно тратить деньги. 

Сформировать навыки командной игры. 

Оснащение. Дидактический материал. Мультимедиапроектор. 

Экран. Ноутбук. Шкатулка с бумажными монетами.

Макет - "потребительская корзина" -  (макет корзины с картинками потребностей человека: еда, вода, одежда, дом, семья, общение, забота, предметы быта),  

Картинки потребностей – хочу и надо. 

Картинки деньги России, Дом и семья гномов-экономов.

Предварительная работа: 

Сценарий игры. Атрибуты. Оформление игрового места. Подготовка раздаточного материала. Подготовка призовых монет.  

Формы контроля – знание определений. Решение заданий по теме. 
   
План проведения Квест - игры: 

Станция 1ая
1. Река потребностей.

2. Игра "Шкатулка желаний".

Станция 2ая «Потребительская корзина» 
3. Беседа "Потребности" 

Стация 3тья Духовные потребности.
- Игра в "Молчанку", 
- Игра "Солнышко". 

Станция 4ая  «Дом гномов Экономов» 
4. Беседа «Семейный бюджет»
5.Дидактическая игра  "Хочу и надо". 
6. Подведение итогов. Сбор пазла подсказки. Находим Гнома-эконома.

Ход образовательной деятельности:

Организационная игра

«Милый друг»

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй,

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, на электронную почту детского сада пришло письмо. Без обратного адреса, от кого не известно. Но зато есть загадка, отгадав которую мы узнаем автора этого письма.

Загадка

В кошелёк мы их кладём.

С ними в магазин идём.

(Деньги)Показ слайда Деньги России.

(достаю распечатанное письмо с обратной стороны карта с номерами станций )

-Ребята, это письмо от жителей Страны Экономики. Они пишут, что им грустно от того, так как их правителей Гном-Эконом потерялся, а вместе с ним и потерялись все сбережения.

-Может, мы с вами попытаемся им помочь? (положительные ответы детей).

Тогда давайте отправимся в страну Экономику и найдем гнома Эконома. Чтобы его спасти нам нужно пройти все испытания, которые ждут нас в этой стране. А отправимся мы в страну Экономику на поезде. Занимайте свои посадочные места. В путь.( Имитируем движение поезда)

Ход  игры: 

Станция 1ая

И я приглашаю прогуляться по этой стране. Сейчас мы с вами у реки потребностей – это очень добрая (щедрая) река.( звук ручья). Вот что она нам подарила – это шкатулка «желаний».  Из нее можно достать любые желания. - Чего бы вам хотелось? Только желания эти невидимые, но они обязательно исполняются. (Воспитатель подносит к детям шкатулку, и дети называют то, чего бы они хотели, и достают монетки из нее)

Воспитатель: То чего человек желает – называется потребностью. Давайте повторим это слово – потребность.

Ребята, тут нам дне еще что-то есть.. ( 1 подсказка , часть пазла)

Станция 2ая . «Потребительская корзинка»

Педагог достает корзин. Вот у нас такая есть корзинка – потребительская корзинка. Где спрятаны все наши потребности.

Дети  достают картинки и рассказывают о потребностях человека самостоятельно,

Воспитатель- Вы ребята молодцы, назвали все важное и необходимое. Эти все предметы можно найти в наших магазинах.

(Дети получают 2 часть подсказки)

Станция 3-я

Воспитатель: Вода, еда, воздух, одежда удовлетворяют физические потребности человека. Без воды, воздуха и еды мы с вами не сможем жить. А одежда нас защищает от холода. Человеку надо где-то жить – в доме. И чтобы в доме были разные предметы быта (игрушки, мебель и т.д.). А есть еще духовные потребности. Какие?

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в молчанку. ( дети садятся на подушки) Воспитатель: Венчики, венчики, Летели бубенчики, По свежей росе, По чужой полосе, Собирали орешки, Медок, сахарок — молчок! Дети сидят, молчат, понемногу начинают отвлекаться и разговаривать

Воспитатель: Ребята, правда, трудно долго молчать, когда столько друзей рядом?! Это называется потребность в общении.

Воспитатель: Давайте с вами поиграем. Игра "Солнышко". Музыка. Дети ходят по кругу под спокойную музыку. У всех в руках лучики тепла (ленточки). 6 Воспитатель: Посмотрите, что-то наш (имя ребенка) замерз! Надо его отогреть! "Замершего" сажают в центр круга на стул. Каждый ребенок подносит свой "лучик" и говорит, что ему нравится в "замерзшем". Тот, кого "согревают", благодарит, говорит: "Спасибо".

Дети получают 3 подсказку

Станция 4 «Дом гномов Экономов»

Воспитатель: Каждому человеку нужна забота и любовь. Кто о вас больше всего заботится? (мама, папа) А как назвать вас всех вместе: папу, маму и вас? (Семья). Воспитатель: У всех есть потребность жить в семье. У нашего гнома-эконома тоже есть семья. Давайте познакомимся. (Слайд "Семья Гномов")

Воспитатель: А теперь давайте поближе познакомимся с семьей гнома – эконома. Может это нам поможет поскорее его найти. В ней есть папа-эконом он работает в полиции и получает зарплату – это деньги, полученные за труд. Мама-эконом работает в магазине и тоже получает зарплату. Есть бабушка и дедушка. Они пенсионеры и не работают. Они получают пенсию – это деньги, получаемые в старости за то, что они работали, когда были молодые. Есть сын-эконом, он учится в университете, и получает стипендию- это деньги за хорошую учебу. Есть дочка-эконом, она маленькая, и ходит в детский садик и ничего не получает. Все вместе эти деньги называются – семейный бюджет. 

Воспитатель: Скажите, а чтобы приобрести себе еду, одежду, квартиру, что нужно? (Деньги). 

Воспитатель: А для того, чтобы были деньги нужно что делать? (Работать). Давайте вместе повторим, что мама и папа получают? (зарплату), а бабушка и дедушка? (пенсию), а сын, который учится? (стипендию). Как можно назвать все деньги, которые заработала семья – семейный бюджет? (Да.) 

Показывается плакат «Семейный бюджет».

 
Воспитатель: Давайте подумаем, как бы вы распределили семейный бюджет? На что надо потратить в первую очередь? А от чего можно и отказаться или приобрести попозже. 

Воспитатель: Когда мы тратим деньги -  это называются расходы! Давайте вместе повторим это слово –расходы. Игра «Хочу и надо» Дети крепят на игровое поле картинки.

 Дети получают 4 подсказку.

Рефлексия. Собираем пазл, находим Гнома.

Воспитатель: Ребята что мы с вами сегодня узнали? (Ответы) Мы сегодня узнали, что есть потребности у всех, узнали о семейном бюджете и как его нужно потратить. А еще ребята мы заработали с карточки, и если мы их сложим в одну картинку, то узнаем куда пропал гном – Эконом. ( Собирают картинку «Банк») Ищут где же он спрятан в группе. Там спрятан гном – Эконом, а в корзинке монеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению основам финансовой грамотности «Потребности и семейный бюджет»

Формирование у детей элементарных экономических представлений; обобщение знаний....

Занятие по финансовой грамотности в старшей группе.Структура семейного бюджета (доход- расход)

Способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике...

план-конспект занятия по формированию финансовой грамотности в подготовительной группе "Семейный бюджет"

Конспект по формированию финансовой грамотности. Содержит инновационные технологии: использование ИКТ, игровая деятельность, процесс взаимодействия детей друг с другом....

Финансовая грамотность «Семейный бюджет и расходы семьи»

Конспект ООД. Тема: «Семейный бюджет и расходы семьи» (для детей старшей группы)Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенси...

Финансовая грамотность "Бюджет"

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями....

Конспект занятия по обучению основам финансовой грамотности «Бюджет семьи» для детей 6-7 лет

Познакомить детей с понятием «Семейный бюджет» и его  составляющими: пенсия, стипендия, заработная плата. Дать представления о доходе и расходе семейного бюджета. Развивать мышление. ...