«Роль воспитателя в художественно – эстетическом воспитании ребенка - дошкольника»
материал

Казанова Ольга Михайловна

«Роль воспитателя в художественно – эстетическом воспитании ребенка - дошкольника»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_vospitatelya_v_hud.docx264.79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 9 «ТОПОЛЁК»               141667 Московская область , Клинский район, с. Спас-Заулок                                                                                                                                                                                     ул. Центральная, д.20,   тел. 8 (496-24)-5-22-49

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей».

Ключевая роль детского сада и воспитателя – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

Именно поэтому одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада- художественно-эстетическое развитие воспитанников.

Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.

Основная цель педагога – создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

Целью работы по художественно-эстетическому воспитанию является:

формирование и развитие интереса к миру искусства посредством интеграции всех видов художественно – эстетической деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно – речевой, театрально – игровой;

воспитание эстетической культуры ребенка как интегрального личностного образования, которое включает в себя совокупность качеств, свойств, проявлений, позволяющих человеку полноценно воспринимать прекрасное и участвовать в его создании.

Данная цель реализуется посредством следующих задач:

Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.

Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.

Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе художественной продуктивной деятельности;

Для получения ожидаемых результатов создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников.

Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

обновление содержания образования (выбор программ и технологий);

создание условий для художественно-эстетического воспитания (учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);

организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);

координация работы с социумом.

Наш детский сад реализует Основную общеобразовательную программу дошкольного образования на основе примерной программы «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы.

В работе по художественно-эстетическому воспитанию детей могут быть использованы следующие парциальные программы и методические пособия:

Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет
«Красота. Радость. Творчество». Т.С.Комарова,  А.В.Антонова, М.Б. Зацепина. 

Цель:  направлена на развитие ребенка, как приобщение к  здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания.

Познавая красоту окружающего мира (природа, люди), произведений искусства (как классического, так и народного), ребенок испытывает положительные эмоции,
на основе которых и возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг.

Программа музыкального образования детей дошкольного возраста
«Камертон» Э.П. Костина.

 Цель: разностороннее, полноценное музыкальное образование детей (обучение, воспитание, развитие), соответствующее их возрастным возможностям. Ядром программы являются задачи овладения ребенком всеми видами музыкальной деятельности.

Программа художественного воспитания. Обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», И.А. Лыкова.

Данная программа позволяет реализацию базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности.

Цель: формировать у детей раннего и дошкольного возраста эстетическое отношение и художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Программа развития творческих способностей детей средствами театрального искусства   «Театр – творчество - дети», Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович.

Технология данной программы ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.

Программа  духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки», И.А.Кузьмин. 

Цель: Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Использование данных программ дает возможность творческого подхода к организации работы с детьми, интеграции образовательного содержания при решении образовательных задач, приобщению к искусству, музыке, литературе, театру, народной культуре.

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды.          Каждая группа детского сада должна быть эстетически оформлена в определенном стиле, созданы условия для художественно-речевой, театрально-игровой, изобразительной и музыкальной деятельности: театральные, игровые центры, центры художественного творчества, которые содержат разнообразный материал, пособия, игры, театральные костюмы, атрибуты, мини-музеи, уголки природы. Для занятий музыкой должен быть музыкальный зал, костюмы и музыкальный реквизит, различные виды театра.

Дети должны ежедневно заниматься продуктивными видами деятельности, вместе с педагогом готовить выставки, проводить интересные творческие мероприятия, посещать мини-музеи ДОУ, ходить на экскурсии, целевые прогулки.

В нашем детском саду в группах и методическом кабинете оформлены выставки народно-прикладного искусства и детских поделок. Имеются в наличии предметы декоративно-прикладного искусства (дымковские глиняные игрушки, предметы с хохломской, гжельской росписями), необходимый наглядный художественный материал для рисования, лепки, аппликации и художественного конструирования, альбомы по ознакомлению с видами и жанрами искусства с методическими разработками по организации продуктивной деятельности с детьми. Творческий процесс сопровождают художественная литература, поэзия, музыкальные произведения и произведения русского народного творчества. Для ознакомления с искусством используется ИКТ (ноутбук, проектор)

Эффективно используются раздевалки, коридоры, групповые комнаты. В них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного и бросового материала.

Знания, полученные в продуктивной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием рисуют, музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.

Следующим компонентом системы работы по художественно-эстетическому воспитанию является организация образовательного процесса.

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно-эстетическое развитие строится в трех направлениях:

организованная деятельность;

совместная деятельность педагогов и детей;

самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).

Вся работа по художественно-эстетическому направлению проходит интегрированным курсом через такие разделы программы:

музыкальное воспитание,

изобразительная деятельность,

театрализованная деятельность,

знакомство с художественной литературой,

ознакомление с природой;

Интеграция в системе художественно-эстетического воспитания очень актуальна, так как она:

способствует глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;

помогает формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;

развивает эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;

воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно – творческих и музыкальных способностей ребенка;

учит ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны, воспринимать окружающее через мир музыки, живописи, театра;

повышает эффективность художественно – эстетического воспитания;

пробуждает интерес к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, рисунке.

Интегрированный подход в художественно - эстетическом воспитании формирует у детей объективную картину окружающего мира, развивает творчество.

Организация системы работы по художественно-эстетическому воспитанию реализуется через:

изобразительную деятельность;

музыкальное воспитание;

театрализованную деятельность;

кружковую работу;

индивидуальную работу;

выставки детских работ;

праздники, развлечения. концерты.

Дополнительное образование по художественно-эстетическому воспитанию реализуется через работу кружков эстетической направленности, таких, как «Мастера -умельцы», «Юные художники», которые способствуют раннему выявлению и разностороннему развитию талантов и способностей детей, помогают их проявлению и дальнейшему совершенствованию.

Система работы по художественно-эстетическому воспитанию детей была бы неполной, если бы не взаимодействие всех педагогических работников ДОУ (воспитатель, музыкальный руководитель). Во взаимодействии специалистов наблюдается преемственность в осуществлении задач, в тематике, содержании педагогического процесса, что обеспечивает ребенку условия для максимальной творческой деятельности.

Каждый специалист, действуя в своем направлении, работает на общую цель, выполняя государственные стандарты дошкольного образования, помогает воспитателю решать задачи художественно-эстетического воспитания; всестороннего развития. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.

Для осуществления полноценного художественно-эстетического воспитания ребенка необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.

Сотрудничество с семьей строится по следующим направлениям:

вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный педагогом группы. При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок, конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлечение их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов.

повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через анкетирование, родительские собрания, консультации, мастер-классы, оформление папок-передвижек, информационных стендов, выпуск информационных листов для родителей.

обеспечение единства взаимодействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетического воспитания детей;

      Все это помогает сделать родителей своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей и работает на достижение положительного результата в развитии ребенка.

Работа носит целенаправленный, систематический, планомерный характер.
Использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности группы.

Эффективность работы по художественно-эстетическому воспитанию зависит от координации работы с социумом.

Достижение задач по художественно-эстетическому развитию детей реализуется на основе сотрудничества с другими учреждениями образования и культуры села: с детской библиотекой (посещают выставки в библиотеке).

В результате сотрудничества с социумом создается атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми, благоприятная эмоциональная атмосфера для развития художественно-эстетического творчества детей.

Благодаря хорошо налаженной системе работы по художественно-эстетическому воспитанию, у детей:

формируются умения и навыки в передаче впечатлений о предметах и явлениях с помощью выразительных образов;

улучшается восприятие, способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений и передавать их в рисунке, танце, этюде;

проявляется активность в восприятии прекрасного в окружающей действительности и искусстве;

появляются разнообразные средства и техники при передаче художественных образов;

обогащается сенсорный опыт.

Активно развиваются художественно-творческие способности. Дети же любят все прекрасное - и эта универсальность эстетических интересов ребенка находит полное свое выражение в художественно-эстетической активности: они любят рисовать, петь. Танцевать и слушать музыку, лепить и выполнять аппликацию, поделки, слушать сказки, играть на детских музыкальных инструментах и принимать участие в театрализованных играх и спектаклях. Ничто прекрасное не оставляет его равнодушным.

Реализация образовательной области «Художественно-эстетичекое развитие» в работе с детьми требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства: участие в педагогических советах, семинарах-практикумах, консультациях, , смотрах-конкурсах, выставках, творческих онлайн-конкурсах, мастер-классах, посещения методических объединений, конференций, музеев, концертов, театральных постановок, музыкально-тематических вечеров и т.д.


Мастер-класс для педагогов по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Веселые краски»

Цель: поделиться своими знаниями о некоторых методах рисования с педагогами.

Задачи:

— познакомить педагогов с различными нетрадиционными техниками мастерства.

— научить на практике воспроизводить элементы в нетрадиционных методах.

— поделиться с педагогами своим опытом в изобразительной деятельности.

Приёмы: практический.

Оборудование: столы, стулья, салфетки влажные, бумага формата А4 – тонированная и чистая, кисти, баночки с водой, гуашь разных цветов, фломастеры, простые карандаши, заготовки трафаретов – фруктов, грибов (для пуантилизма, тарелки для использованных салфеток.

Предварительная работа: чтение литературы по художественно – эстетическому развитию; подготовка к мастер-классу;

Аннотация.

Рисование – деятельность, которая играет большую роль в развитии ребенка, развивает его творческие способности.

В процессе рисования дети выражают своё представление об окружающем мире, развивают фантазию, воображение, закрепляют знание о цвете, форме. В ходе изобразительной деятельности у ребёнка совершенствуется, эстетическое восприятие, наблюдательность, эстетические эмоции, творческие способности, художественный вкус, стремятся создавать красивое. На занятии «Художественно – эстетическое развитие: рисование» дети развивают умение видеть красивое в произведениях искусства. А знакомство ребенка с живописью, графики, скульптурами, декоративно-прикладного искусством – это значит расширить его кругозор.

Практическая часть.

И сегодня мы с вами будем рисовать нетрадиционными способами.

• 1 способ: рисование натюрморта, под названием «Ромашки».

1. Во – первых, оформляем фон … наносим два цвета гуаши мазками малярной плоской кистью и размазываем влажной салфеткой. Можно использовать готовые цветные листы или цветной картон.

Во – вторых, от точки сделанной гуашью (чуть ниже середины листа, круговыми движениями наращивая, мы рисуем вазу (влажными салфетками).

В – третьих, намечаем кистью серединки ромашки на бумаге, белой гуашью делаем капельки вокруг серединки и влажной салфеткой от центра делаем лепестки.

В – четвёртых, делаем листочки. Также делаем капельки гуашью и проводим влажной салфеткой - делаем листья.

• 2 способ: рисование в технике пуантилизм.

Пуантилизм — это визуальное смешение красок, готовую работу нужно смотреть с небольшого расстояния.

Пуантилизм можно выполнять фломастерами по всему рисунку делаем точечки; с помощью конфетти (приклеивать клеем); ватными палочками с помощью гуаши или акварели методом «тычка» и пластилином (от пластилина отщипывать маленькие кусочки, скатывать из них кружочки, приклеивать на рисунок).

Мы с вами будем выполнять работу с помощью фломастеров.

А сейчас маленечко с вами отдохнём, я буду задавать вам вопросы по художественно-эстетическому воспитанию, а вы естественно будите отвечать «Мозговой штурм»

1. Назовите материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности.

Ответы: (Простые и цветные карандаши, ластик, восковые мелки, тушь, кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски.)

2. Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные. Ответы: (Красный, желтый и синий. При их смешивании образуются все цвета светового спектра.)

3. Назовите цвета, составляющие цветовой круг.

Ответы: (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)

4. Назовите способы лепки.

Ответы(Пластический и конструктивный.)

5. Назовите основные приемы, используемые на занятиях лепкой.

Ответы(Выкатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, примазывание.)

Молодцы. Вы владеете навыками рисования, лепки.

• 3. способ: рисование с помощью руки и ладошки.

Положите левую ладошку по центру листа бумаги. Большой пальчик отведите в сторону. Прижмите безымянный палец и мизинец друг к другу, указательный и средний сомкните плотнее и отведите немного в сторону. Между безымянным и средним пальцами должна образоваться галочка.

Сильно прижмите ладонь к листу бумаги, чтобы он не двигался.

Сегодня мы с вами будем учиться рисовать космонавта с помощью руки и пальцев.

Положите левую ладошку по центру листа бумаги. Большой палец отведите в сторону. Прижмите безымянный палец и мизинец друг к другу, указательный и средний сомкните плотнее и отведите немного в сторону. Между безымянным и средним пальцами должна образоваться галочка.

Сильно прижмите ладонь к листу бумаги, чтобы он не двигался.

Правой рукой обведите ладошку карандашом, сильно не прижимая карандаш к пальцам.

Уберите левую ладошку с листа, замкните две линии.

Переверните лист, подумайте, на что похоже изображение?

Сверху дорисуйте круг в виде шлема.

С правой стороны нарисуйте вторую руку.

А дальше можно фантазировать (комбинезон, ботинки, глаза, нос, рот)

Готовый рисунок аккуратно раскрасьте, используя определенные цвета.


Семинар – практикум

«Роль воспитателя в художественно – эстетическом воспитании ребенка – дошкольника»

C:\Users\Administrator\Downloads\IMG_3130.jpgC:\Users\Administrator\Downloads\IMG_3131.jpg

Подготовила воспитатель

I квалификационной категории

Казанова О.М.

2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль поэзии в художественно-эстетическом воспитании дошкольников

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей....

Роль выставок в художественно-эстетическом воспитании дошкольников

Роль выставок в художественно-эстетическом воспитании дошкольников...

Эссе «Роль художественно-эстетического воспитания для дошкольников».

Дошкольный возраст -  особенный возраст для эстетического воспитания....

Консультация для родителей «Роль семьи в художественном-эстетическом воспитании дошкольников».

В а ж н о й   з а д а ч е й   р о д и т е л е й   я в л я е т с я   р а з в и т и е   у   р е б ё н к а эстетической восприимчивости ко всем...

Эссе "Роль художественно-эстетического воспитания для дошкольников"

Материал для выступления на педсовете, методическом объединении педагогов...

Эссе воспитателя «Роль художественно-эстетического воспитания для дошкольников»

Известно, что чем раньше формируется интерес ребенка к искусству, тем он более устойчив. Эстетическое воспитание детей направлено в первую очередь на формирование в ребенке готовности к творчеству. Чт...

Роль художественно-эстетического воспитания для дошкольников

В детском возрасте фактором гармоничного развития является творческая деятельность. Дошкольное детство это благоприятный период развития у детей способности воспринимать и чувствовать прекрасное в жиз...