«Роль воспитателя в художественно – эстетическом воспитании ребенка - дошкольника»
материал
«Роль воспитателя в художественно – эстетическом воспитании ребенка - дошкольника» |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 264.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 9 «ТОПОЛЁК» 141667 Московская область , Клинский район, с. Спас-Заулок ул. Центральная, д.20, тел. 8 (496-24)-5-22-49
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей».
Ключевая роль детского сада и воспитателя – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.
Именно поэтому одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада- художественно-эстетическое развитие воспитанников.
Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.
Основная цель педагога – создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.
Целью работы по художественно-эстетическому воспитанию является:
формирование и развитие интереса к миру искусства посредством интеграции всех видов художественно – эстетической деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно – речевой, театрально – игровой;
воспитание эстетической культуры ребенка как интегрального личностного образования, которое включает в себя совокупность качеств, свойств, проявлений, позволяющих человеку полноценно воспринимать прекрасное и участвовать в его создании.
Данная цель реализуется посредством следующих задач:
Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.
Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.
Развитие творческих способностей дошкольников в процессе художественной продуктивной деятельности;
Для получения ожидаемых результатов создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников.
Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
создание условий для художественно-эстетического воспитания (учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);
организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
координация работы с социумом.
Наш детский сад реализует Основную общеобразовательную программу дошкольного образования на основе примерной программы «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы.
В работе по художественно-эстетическому воспитанию детей могут быть использованы следующие парциальные программы и методические пособия:
Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет
«Красота. Радость. Творчество». Т.С.Комарова, А.В.Антонова, М.Б. Зацепина.
Цель: направлена на развитие ребенка, как приобщение к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания.
Познавая красоту окружающего мира (природа, люди), произведений искусства (как классического, так и народного), ребенок испытывает положительные эмоции,
на основе которых и возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг.
Программа музыкального образования детей дошкольного возраста
«Камертон» Э.П. Костина.
Цель: разностороннее, полноценное музыкальное образование детей (обучение, воспитание, развитие), соответствующее их возрастным возможностям. Ядром программы являются задачи овладения ребенком всеми видами музыкальной деятельности.
Программа художественного воспитания. Обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», И.А. Лыкова.
Данная программа позволяет реализацию базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности.
Цель: формировать у детей раннего и дошкольного возраста эстетическое отношение и художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Программа развития творческих способностей детей средствами театрального искусства «Театр – творчество - дети», Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович.
Технология данной программы ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.
Программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки», И.А.Кузьмин.
Цель: Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Использование данных программ дает возможность творческого подхода к организации работы с детьми, интеграции образовательного содержания при решении образовательных задач, приобщению к искусству, музыке, литературе, театру, народной культуре.
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды. Каждая группа детского сада должна быть эстетически оформлена в определенном стиле, созданы условия для художественно-речевой, театрально-игровой, изобразительной и музыкальной деятельности: театральные, игровые центры, центры художественного творчества, которые содержат разнообразный материал, пособия, игры, театральные костюмы, атрибуты, мини-музеи, уголки природы. Для занятий музыкой должен быть музыкальный зал, костюмы и музыкальный реквизит, различные виды театра.
Дети должны ежедневно заниматься продуктивными видами деятельности, вместе с педагогом готовить выставки, проводить интересные творческие мероприятия, посещать мини-музеи ДОУ, ходить на экскурсии, целевые прогулки.
В нашем детском саду в группах и методическом кабинете оформлены выставки народно-прикладного искусства и детских поделок. Имеются в наличии предметы декоративно-прикладного искусства (дымковские глиняные игрушки, предметы с хохломской, гжельской росписями), необходимый наглядный художественный материал для рисования, лепки, аппликации и художественного конструирования, альбомы по ознакомлению с видами и жанрами искусства с методическими разработками по организации продуктивной деятельности с детьми. Творческий процесс сопровождают художественная литература, поэзия, музыкальные произведения и произведения русского народного творчества. Для ознакомления с искусством используется ИКТ (ноутбук, проектор)
Эффективно используются раздевалки, коридоры, групповые комнаты. В них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного и бросового материала.
Знания, полученные в продуктивной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием рисуют, музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.
Следующим компонентом системы работы по художественно-эстетическому воспитанию является организация образовательного процесса.
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно-эстетическое развитие строится в трех направлениях:
организованная деятельность;
совместная деятельность педагогов и детей;
самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).
Вся работа по художественно-эстетическому направлению проходит интегрированным курсом через такие разделы программы:
музыкальное воспитание,
изобразительная деятельность,
театрализованная деятельность,
знакомство с художественной литературой,
ознакомление с природой;
Интеграция в системе художественно-эстетического воспитания очень актуальна, так как она:
способствует глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;
помогает формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;
развивает эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;
воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно – творческих и музыкальных способностей ребенка;
учит ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны, воспринимать окружающее через мир музыки, живописи, театра;
повышает эффективность художественно – эстетического воспитания;
пробуждает интерес к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, рисунке.
Интегрированный подход в художественно - эстетическом воспитании формирует у детей объективную картину окружающего мира, развивает творчество.
Организация системы работы по художественно-эстетическому воспитанию реализуется через:
изобразительную деятельность;
музыкальное воспитание;
театрализованную деятельность;
кружковую работу;
индивидуальную работу;
выставки детских работ;
праздники, развлечения. концерты.
Дополнительное образование по художественно-эстетическому воспитанию реализуется через работу кружков эстетической направленности, таких, как «Мастера -умельцы», «Юные художники», которые способствуют раннему выявлению и разностороннему развитию талантов и способностей детей, помогают их проявлению и дальнейшему совершенствованию.
Система работы по художественно-эстетическому воспитанию детей была бы неполной, если бы не взаимодействие всех педагогических работников ДОУ (воспитатель, музыкальный руководитель). Во взаимодействии специалистов наблюдается преемственность в осуществлении задач, в тематике, содержании педагогического процесса, что обеспечивает ребенку условия для максимальной творческой деятельности.
Каждый специалист, действуя в своем направлении, работает на общую цель, выполняя государственные стандарты дошкольного образования, помогает воспитателю решать задачи художественно-эстетического воспитания; всестороннего развития. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.
Для осуществления полноценного художественно-эстетического воспитания ребенка необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.
Сотрудничество с семьей строится по следующим направлениям:
вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный педагогом группы. При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок, конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлечение их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов.
повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через анкетирование, родительские собрания, консультации, мастер-классы, оформление папок-передвижек, информационных стендов, выпуск информационных листов для родителей.
обеспечение единства взаимодействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетического воспитания детей;
Все это помогает сделать родителей своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей и работает на достижение положительного результата в развитии ребенка.
Работа носит целенаправленный, систематический, планомерный характер.
Использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности группы.
Эффективность работы по художественно-эстетическому воспитанию зависит от координации работы с социумом.
Достижение задач по художественно-эстетическому развитию детей реализуется на основе сотрудничества с другими учреждениями образования и культуры села: с детской библиотекой (посещают выставки в библиотеке).
В результате сотрудничества с социумом создается атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми, благоприятная эмоциональная атмосфера для развития художественно-эстетического творчества детей.
Благодаря хорошо налаженной системе работы по художественно-эстетическому воспитанию, у детей:
формируются умения и навыки в передаче впечатлений о предметах и явлениях с помощью выразительных образов;
улучшается восприятие, способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений и передавать их в рисунке, танце, этюде;
проявляется активность в восприятии прекрасного в окружающей действительности и искусстве;
появляются разнообразные средства и техники при передаче художественных образов;
обогащается сенсорный опыт.
Активно развиваются художественно-творческие способности. Дети же любят все прекрасное - и эта универсальность эстетических интересов ребенка находит полное свое выражение в художественно-эстетической активности: они любят рисовать, петь. Танцевать и слушать музыку, лепить и выполнять аппликацию, поделки, слушать сказки, играть на детских музыкальных инструментах и принимать участие в театрализованных играх и спектаклях. Ничто прекрасное не оставляет его равнодушным.
Реализация образовательной области «Художественно-эстетичекое развитие» в работе с детьми требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства: участие в педагогических советах, семинарах-практикумах, консультациях, , смотрах-конкурсах, выставках, творческих онлайн-конкурсах, мастер-классах, посещения методических объединений, конференций, музеев, концертов, театральных постановок, музыкально-тематических вечеров и т.д.
Мастер-класс для педагогов по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Веселые краски»
Цель: поделиться своими знаниями о некоторых методах рисования с педагогами.
Задачи:
— познакомить педагогов с различными нетрадиционными техниками мастерства.
— научить на практике воспроизводить элементы в нетрадиционных методах.
— поделиться с педагогами своим опытом в изобразительной деятельности.
Приёмы: практический.
Оборудование: столы, стулья, салфетки влажные, бумага формата А4 – тонированная и чистая, кисти, баночки с водой, гуашь разных цветов, фломастеры, простые карандаши, заготовки трафаретов – фруктов, грибов (для пуантилизма, тарелки для использованных салфеток.
Предварительная работа: чтение литературы по художественно – эстетическому развитию; подготовка к мастер-классу;
Аннотация.
Рисование – деятельность, которая играет большую роль в развитии ребенка, развивает его творческие способности.
В процессе рисования дети выражают своё представление об окружающем мире, развивают фантазию, воображение, закрепляют знание о цвете, форме. В ходе изобразительной деятельности у ребёнка совершенствуется, эстетическое восприятие, наблюдательность, эстетические эмоции, творческие способности, художественный вкус, стремятся создавать красивое. На занятии «Художественно – эстетическое развитие: рисование» дети развивают умение видеть красивое в произведениях искусства. А знакомство ребенка с живописью, графики, скульптурами, декоративно-прикладного искусством – это значит расширить его кругозор.
Практическая часть.
И сегодня мы с вами будем рисовать нетрадиционными способами.
• 1 способ: рисование натюрморта, под названием «Ромашки».
1. Во – первых, оформляем фон … наносим два цвета гуаши мазками малярной плоской кистью и размазываем влажной салфеткой. Можно использовать готовые цветные листы или цветной картон.
Во – вторых, от точки сделанной гуашью (чуть ниже середины листа, круговыми движениями наращивая, мы рисуем вазу (влажными салфетками).
В – третьих, намечаем кистью серединки ромашки на бумаге, белой гуашью делаем капельки вокруг серединки и влажной салфеткой от центра делаем лепестки.
В – четвёртых, делаем листочки. Также делаем капельки гуашью и проводим влажной салфеткой - делаем листья.
• 2 способ: рисование в технике пуантилизм.
Пуантилизм — это визуальное смешение красок, готовую работу нужно смотреть с небольшого расстояния.
Пуантилизм можно выполнять фломастерами по всему рисунку делаем точечки; с помощью конфетти (приклеивать клеем); ватными палочками с помощью гуаши или акварели методом «тычка» и пластилином (от пластилина отщипывать маленькие кусочки, скатывать из них кружочки, приклеивать на рисунок).
Мы с вами будем выполнять работу с помощью фломастеров.
А сейчас маленечко с вами отдохнём, я буду задавать вам вопросы по художественно-эстетическому воспитанию, а вы естественно будите отвечать «Мозговой штурм»
1. Назовите материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности.
Ответы: (Простые и цветные карандаши, ластик, восковые мелки, тушь, кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски.)
2. Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные. Ответы: (Красный, желтый и синий. При их смешивании образуются все цвета светового спектра.)
3. Назовите цвета, составляющие цветовой круг.
Ответы: (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)
4. Назовите способы лепки.
Ответы: (Пластический и конструктивный.)
5. Назовите основные приемы, используемые на занятиях лепкой.
Ответы: (Выкатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, примазывание.)
Молодцы. Вы владеете навыками рисования, лепки.
• 3. способ: рисование с помощью руки и ладошки.
Положите левую ладошку по центру листа бумаги. Большой пальчик отведите в сторону. Прижмите безымянный палец и мизинец друг к другу, указательный и средний сомкните плотнее и отведите немного в сторону. Между безымянным и средним пальцами должна образоваться галочка.
Сильно прижмите ладонь к листу бумаги, чтобы он не двигался.
Сегодня мы с вами будем учиться рисовать космонавта с помощью руки и пальцев.
Положите левую ладошку по центру листа бумаги. Большой палец отведите в сторону. Прижмите безымянный палец и мизинец друг к другу, указательный и средний сомкните плотнее и отведите немного в сторону. Между безымянным и средним пальцами должна образоваться галочка.
Сильно прижмите ладонь к листу бумаги, чтобы он не двигался.
Правой рукой обведите ладошку карандашом, сильно не прижимая карандаш к пальцам.
Уберите левую ладошку с листа, замкните две линии.
Переверните лист, подумайте, на что похоже изображение?
Сверху дорисуйте круг в виде шлема.
С правой стороны нарисуйте вторую руку.
А дальше можно фантазировать (комбинезон, ботинки, глаза, нос, рот)
Готовый рисунок аккуратно раскрасьте, используя определенные цвета.
Семинар – практикум
«Роль воспитателя в художественно – эстетическом воспитании ребенка – дошкольника»
Подготовила воспитатель
I квалификационной категории
Казанова О.М.
2020 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/19/picture-712281-1447945740.jpg)
Роль поэзии в художественно-эстетическом воспитании дошкольников
Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/10/picture-779873-1460270244.jpg)
Роль выставок в художественно-эстетическом воспитании дошкольников
Роль выставок в художественно-эстетическом воспитании дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/05/picture-1160020-1570302057.jpg)
Эссе «Роль художественно-эстетического воспитания для дошкольников».
Дошкольный возраст - особенный возраст для эстетического воспитания....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-486117-1411916059.gif)
Консультация для родителей «Роль семьи в художественном-эстетическом воспитании дошкольников».
В а ж н о й з а д а ч е й р о д и т е л е й я в л я е т с я р а з в и т и е у р е б ё н к а эстетической восприимчивости ко всем...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/06/picture-105424-1378438312.jpg)
Эссе "Роль художественно-эстетического воспитания для дошкольников"
Материал для выступления на педсовете, методическом объединении педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/01/picture-1344976-1635788594.jpg)
Эссе воспитателя «Роль художественно-эстетического воспитания для дошкольников»
Известно, что чем раньше формируется интерес ребенка к искусству, тем он более устойчив. Эстетическое воспитание детей направлено в первую очередь на формирование в ребенке готовности к творчеству. Чт...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/11/picture-288323-1386786970.jpg)
Роль художественно-эстетического воспитания для дошкольников
В детском возрасте фактором гармоничного развития является творческая деятельность. Дошкольное детство это благоприятный период развития у детей способности воспринимать и чувствовать прекрасное в жиз...