Консультация для педагогов "Адаптация и социализация детей группы риска в условиях детского сада"
консультация

Юрченко Ирина Владимировна

Консультация для педагогов "Адаптация и социализация детей группы риска в условиях детского сада"

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»

141612, Московская область, г. Клин, ул. К. Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«АДАПТАЦИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА»

ЮРЧЕНКО                                

ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА,         

ВОСПИТАТЕЛЬ                        

Г.О. КЛИН 2020

Поступление ребёнка в детский сад всегда сопряжено с большими психологическими трудностями, связанными с переходом из знакомой и обычной обстановки в среду дошкольного учреждения. Здесь всё оказывается новым, непривычным, а иногда даже пугающим: необычный интерьер, встреча с незнакомыми детьми и взрослыми, непривычно большое число сверстников, новые формы общения, коллективные игры и занятия, сон в общей комнате. Дети по-разному переносят трудности, связанные с адаптацией к дошкольному учреждению. В первое время после поступления в детский сад у нервного, впечатлительного ребёнка может нарушаться сон и аппетит, он неохотно играет со сверстниками, часто старается спрятаться, уйти в тихий уголок.

Практически каждая семья сталкивается с этой проблемой, когда приходит время отдавать ребенка в детский сад. Но в группе риска неизбежно оказываются дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из неполных, неблагополучных, асоциальных семей, дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств. Особенностью детей «группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. Этой категории детей требуется особое внимание специалистов, комплексный подход с целью нивелирования неблагоприятных факторов и создания условий для оптимального развития детей. Такие дети могут чувствовать во время адаптации определенные трудности, а именно: трудности речевой коммуникации, социальную инфантильность, несформированность социально-бытовой компетентности, эмоционального развития, нарушения поведения, нечеткие представления о системе поведения, нарушения общего психического развития и др.

Эффективность социальной адаптации детей зависит от того, насколько успешно они будут подготовлены в семье к воспитанию в детском саду, а в дальнейшем и к учебе в школе. Бесспорно, чем лучше подготовлен организм и психика ребенка ко всем изменениям, которые связаны с поступлением в ДОО, тем легче он с ними справится, тем спокойнее будет проходить процесс адаптации.

Важную роль в этом процессе должен сыграть такт педагогов, уважение к ребенку, требующему повышенного внимания. Эти дети не должны занимать особенного положения в учреждении, они должны чувствовать себя естественно, достичь самостоятельности, насколько это возможно. Важно, чтобы и семья ребенка почувствовала внимание со стороны педагогических работников, заинтересованность воспитателей в развитии ребенка, их готовность помочь родителям в воспитании.

Учитывая особенности протекания адаптационного периода у детей «группы риска», система педагогической поддержки базируется на следующих принципах:

  • компетентности;
  • взаимосвязи в работе специалистов;
  • тесного взаимодействия с родителями;
  • сочетания индивидуального подхода с групповыми формами работы;
  • ежедневного учета психофизического состояния ребенка;
  • приоритетного формирования качеств личности, необходимых для успешной социальной адаптации и интеграции;
  • сочетания работы по развитию нарушенных функций и формирования приемов их компенсации.

Основными направлениями работы в этот период будут:

  • создание условий, способствующих охране и укреплению здоровья детей;
  • снятие стресса и обеспечение положительного эмоционального состояния ребенка;
  • формирование адекватных возможностям воспитанников форм общения;
  • организация поведения детей.

В процессе пребывания детей «группы риска» в дошкольном образовательном учреждении воспитателю всегда следует помнить, что его действия, направленные на создание психологического комфорта, должны быть обдуманы и тактичны. Излишняя опека и чрезмерная забота могут лишний раз подчеркнуть нестандартность ребенка и развить у него эгоистические установки, а у окружающих детей - снисходительное отношение.

Включение детей в жизнь детского сообщества, гибкое сочетание различных видов и форм занятий, четкое выстраивание индивидуальных траекторий развития каждого ребенка приводит к более быстрой и легкой адаптации и нормализации детей в детском саду, формированию у них социальных навыков. Имея возможность общаться с детьми группы, осваивать нормы поведения и взаимодействия, копировать и отрабатывать образцы разрешения конфликтов, решения возникающих проблем, дети с особенностями в развитии приобретают неоценимый социальный опыт, который станет основой их успешной адаптации в социум.

Критерием нормальной адаптации ребенка к условиям дошкольного учебного заведения является его позитивное отношение к детскому саду, самостоятельность, способность сосредоточивать внимание при выполнении заданий, желание выполнять общественные обязанности и доброжелательное отношение к сверстникам. Все это свидетельствует о надлежащей эффективности процесса социально-психологической адаптации ребенка к группе, воспитателю, своему месту в дошкольном заведении.

Период социально-психологической адаптации длится от 10-18 дней до 1-3 месяцев и сопровождается изменениями в эмоциональной сфере ребенка (рост внутренней напряженности, уровня тревожности, импульсивное взаимодействие со взрослыми и тому подобное).

Заметим, что высокий уровень адаптации ребенка, как правило, обеспечивают воспитание в полной бесконфликтной семье, с надлежащим уровнем образования отца и матери и правильными методами воспитания; позитивное отношение к детям воспитателя группы; благоприятный статус ребенка в группе, удовлетворенность общением с взрослыми; адекватное осознание своего положения в группе сверстников.

Низкий уровень адаптации проявляется в негативном отношении к детскому саду, преобладании негативного настроения, отсутствия интереса к занятиям, нежелании самостоятельно работать. Как правило, данный уровень наблюдается у детей «группы риска». Так, у дошкольников с нарушениями слуха проблемы формируются в сфере словесно-логического мышления. Нарушение слуховых восприятий вызывает подозрительность, невозможность понять услышанное, что приводит к неустойчивому поведению. Слабовидящим детям свойственна недостаточная пространственная ориентация и обедненная эмоциональная жизнь. У детей с нарушениями интеллектуального развития наблюдается недоразвитие высших форм памяти, мышления, характера. Недоразвитие личности проявляется в примитивных реакциях, повышенной самооценке, негативизме, недоразвитии воли, невротических реакциях. Дети с умственными недостатками проявляют пассивность, инертность, подчинение постороннему влиянию, и все это - из-за отсутствия критического мышления, которое проявляется в неумении правильно оценить свои силы и поведение.

Непринятие в группе сверстников негативно отражается на личностном развитии ребенка. Однако при условии компенсации негативных переживаний позитивными, позитивного общения со значимыми для ребенка людьми, вероятность дезадаптации снижается. Эмоциональное оздоровление, разрешение внутреннего конфликта происходит тогда, когда ребенок чувствует себя принятым и понятным. Воспитание и обучение детей с особенными потребностями совместно с их здоровыми одногодками способствует социальной адаптации. Такое обучение является полезным также и для здоровых детей, потому что они учатся понимать проблемы других, становятся добрее.

Следовательно, весь процесс адаптации, а в дальнейшем обучения и воспитания ребенка с особенностями в развитии должен быть направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию и интеграцию в общество, сделать эту интеграцию максимально успешной и благополучной.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игры с детьми группы риска в период адаптации к дошкольному учреждению

Игра «Знакомство»

Цель: поддержка эмоционально-комфортного состояния ребенка и обеспечение эмоционально-положительного общения педагога с детьми.

Для игры можно использовать игрушку символизирующую название группы или сада. Мы для этой игры используем игрушку-символ нашей группы медвежонка Топтыжку.

Показывая игрушку, воспитатель говорит: «Наша группа называется «Топтыжка», а символ нашей группы плюшевый медвежонок. Он очень хочет с тобой познакомится и поиграть».

         Читает стихотворение, сопровождая его действиями:

Раз, два, три, четыре, пять

Вышел Топтыжка погулять (поднять игрушку вверх, вниз)

Огляделся (повернуть игрушку влево - вправо), 

Повертелся (вращать игрушку), 

Посмотрел вверх и вниз (наклонить игрушку назад и вперёд) 

Ну-ка, Маша, улыбнись.

Любит Топтыжка в прятки играть,

Маша, попробуй её отыскать (спрятать игрушку за спину, под стол, за шкаф). 

Ребенок говорит, куда «спряталась» игрушка. Игра повторяется несколько раз. По желанию ребенок может выполнить действия с игрушкой самостоятельно.

 «Зеркало»

Цель: установление доверительных отношений с ребенком посредством мимических упражнений; формирование умения управлять своими эмоциями; переключение ребенка со слез на положительные эмоции.

Воспитатель, находясь напротив ребенка, говорит: «Я знаю, ты расстроен, я понимаю твое состояние. Ты расстроен вот так (копирует мимику ребенка). А еще ты наверно растерян. Это выглядит вот так. (Ребенок повторяет мимическое выражение). А когда мы радуемся у нас лицо вот такое (показ воспитателя, мы поднимаем бровки, делаем веселыми глазки, а губки растягиваются в широкую улыбку)». Предлагает ребенку: «А теперь ты попробуй, у тебя получится». Педагог вместе с ребенком меняют эмоции

несколько раз, заканчивая упражнение на положительных эмоциях.

1 вариант игры: взрослый копирует мимику ребенка;

2 вариант игры: ребенок копирует мимику взрослого.

Игра «Веселые платочки»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Цель: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения, развитие чувства ритма, координации движений.

Для игры потребуется яркая коробка с отверстиями. Поместите в коробку шелковые платочки, просунув их кончики в прорези-отверстия. Количество платочков должно соответствовать количеству детей.

Воспитатель обращает внимание на коробку и предлагает каждому ребенку потянуть за один из кончиков. Когда ребенок достанет платочек, похвалите его, порадуйтесь вместе с ним. Предложите поиграть с платочками, спрятаться за ними. Выполнить движения по тексту песни. Дети наблюдают, по желанию повторяют.

- Вот платочки хороши! (стоят на месте и протянув вперед руки, размахивает платочком)

Мы попляшем, малыши. Ты, платочек аленький, покружись, (кружится, держа платочек в поднятой руке)

Всем ребятам маленьким покажись. Я платочком помашу (взмахивает платочком, стоя на месте)

И с платочком попляшу. Ты, платочек аленький, покружись, (кружится)

Всем ребятам маленьким покажись. Нет платочков, ай-ай-ай. (прячет платочек за спину, поворачивая голову вправо-влево)

Где платочки, угадай? Ты, платочек аленький, покружись, (кружится)

Всем ребятам маленьким покажись. Вот платочки хороши! (идет к коробке, в которую кладет платочек)

Поплясали малыши. И платочки сложим свои, Все умеют милые малыши.