Общая психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
статья

Пшенникова Юлия Константиновна

Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Это возраст игры...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

Общая психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст - этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. Выделяют три периода дошкольного возраста: младший дошкольный возраст - от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет и старший дошкольный возраст -  от 5 до 7 лет.

Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Это возраст игры, поскольку игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст - последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. - и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках.

В возрасте 5-7 лет, старшем дошкольном возрасте наблюдается интенсивное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Дети в этом возрасте стремительно прибавляют в росте и весе, меняются пропорции тела.

Значительные изменения происходят в высшей нервной деятельности. Головной мозг шестилетних детей по своим характеристикам приближается в большой степени к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка от 5,5 до 7 лет указывает на то, что он готов к переходу на более высокую стадию возрастного формирования, допускающую наиболее усиленные умственные и физические нагрузки, сопряженные с регулярным школьным обучением.

В психическом развитии детей старший дошкольный возраст играет значимую роль: новые психологические механизмы деятельности и поведения начинают формироваться в данный период жизни.

В социальной ситуации развития старших дошкольников появляются новые социальные контакты, а именно, отношения со сверстниками. Е.О. Смирнова отмечает, что в коммуникативном процессе в этом возрасте наблюдается большое количество действий и обращений. Дети в процессе общения друг с другом спорят, требуют, жалеют, обманывают, навязывают свою волю и др. Сильная эмоциональная насыщенность контактов связана с тем, что более привлекательным партнером по общению в этом возрасте становится сверстник.

Общество сверстников помогает ребенку старшего дошкольного возраста проявить свою индивидуальность, оригинальность. Свобода и раскованность, использование непредсказуемых, нестандартных средств – отличительная особенность общения детей до конца дошкольного возраста. При этом для каждого ребенка личное действие или высказывание важнее всего [26, c.107].

Одним из основных достижений старшего дошкольного возраста считается постижение собственного социального «Я», развитие внутренней социальной позиции.

При переходе в подготовительную к школе группу у старших дошкольников изменяются психологические позиции: впервые они ощущают себя самыми старшими в детском саду детьми [26, c.75]. В этом возрасте дети в первый раз осознают расхождение между тем, какое положение они занимают среди других людей, и тем, каковы их истинные способности и стремления. Возникает четко выраженное тяготение к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и осуществлять новую, значимую не только для него самого, но также и для других людей деятельность.

Как бы ребенок «выпадает» из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, утрачивает интерес к дошкольным видам деятельности. Прежде всего, в условиях всеобщего школьного обучения это проявляется в стремлении ребенка к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности («В школе - большие, а в детском садике - малыши»), а кроме того в стремлении исполнять те или иные поручения взрослых, брать на себя какие-то их обязанности, стать помощником в семье.

Появление этого желания подготавливается всем ходом психического развития ребенка и завязывается на том уровне, когда он осознает себя не только как субъект действия, но и как субъект в системе человеческих отношений. Однако, если переход к новому социальному положению и новой деятельности вовремя не наступает, тогда у ребенка зарождается чувство неудовлетворенности.

В старшем дошкольном возрасте возникают зачатки рефлексии - способности подвергать анализу собственную деятельность и сопоставлять свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, оттого самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реальной. В неизвестной ситуации и непривычных видах деятельности самооценка у старших дошкольников, как правило, завышена [21, с.93], заниженная самооценка рассматривается, как отклонение в развитии личности.

Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка является одним из значимых условий развития самосознания в дошкольном возрасте. Если говорить об индивидуальном опыте, то в этом случае имеется в виду общий итог интеллектуальных и практических действий, которые ребенок непосредственно делает в окружающем предметном мире.

Умственное развитие детей, также является важнейшим условием развития самосознания. Главным образом, это способность понимать факты собственной внутренней и внешней жизни, обобщать свои волнения.

Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже располагает сравнительно богатым собственным опытом, имеет способность наблюдать и анализировать действия и поступки других людей и собственные. В знакомых ситуациях и привычных видах деятельности оценки окружающих (детей или взрослых) воспринимаются старшим дошкольником только тогда, когда, они не противоречат его собственному опыту. Данная совокупность условий формирования самосознания свойственна не для каждого ребенка, по сути достигнувшего старшего дошкольного возраста, а только тем детям, чей общий уровень психического развития отвечает переходному периоду- кризису семи лет.

Очевидно, что старший дошкольный возраст - является сложным многогранным процессом развития детей, за период которого дошкольники проходят огромный путь в овладении социальным пространством с его концепцией нормативного поведения в межличностных отношениях с взрослыми и сверстниками. Дети осваивают принципы соответственного лояльного взаимодействия с людьми и в подходящих для себя условиях способны действовать в соответствии с данными принципами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

    В данной работе содержится анализ данных научной литературы по теме, результаты исследования особенностей психических процессов детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....

Статья Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста.

Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает высокого уровня. Для детей этого возраста характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций. Хотя результаты не всегда ...

«В мире добра, красоты и порядка» профилактическая психолого-педагогическая программа для детей старшего дошкольного возраста

Психологическая компетентность и грамотность, психологизация сознания, повышение нравственной культуры ребенка являются основными условиями повышения эффективности современного дошкольного образования...

Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Безусловно важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным к ней. Однако готовность к школе не сводится к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность к ней, к новым...

«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО»

В творческой презентации представлен мой актуальный  педагогический  опыт  «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГ...

Психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство - большой и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст первоначального фактического формирования личности.При разработке содержания воспитательных задач важно о...

Конспект психолого-педагогического занятия для детей старшего дошкольного возраста "Давай поймем друг друга"

Данное занятие направлено на развитие коммуникативной, личностной, эмоциональной сферы детей 5-6 лет....