Проект "Герои советского союза"
проект (старшая группа)

Мария Алексеевна Машкалева

Скоро, уже в 76-й раз наша страна будет отмечать великий праздник День Победы. Этот праздник остаётся радостным и трагическим. Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую за неё заплатил наш народ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mashkaleva_m.a._geroi.docx74.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

 

 

«Герои Советского союза»

 

(старшая группа)

 

Выполнила:

воспитатель

Машкалева Мария Алексеевна

Ноябрь 2020 г.

Информационная характеристика проекта:

Тип проекта:

  • по составу участников - групповой (воспитатель, дети, родители).
  • по целевой установке – информационный.

Вид проекта – творческий.

Возраст детей: 5-6 лет.

Участники реализации проекта

Воспитатель: Машкалева Мария Алексеевна

Воспитанники: дети старшей группы

Срок работы по проекту: краткосрочный, ноябрь 2020 (1 неделя)

Актуальность:

Скоро, уже в 76-й раз наша страна будет отмечать великий праздник День Победы. Этот праздник остаётся радостным и трагическим. Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую за неё заплатил наш народ.

Одной из главных целей в воспитательной деятельности ДОУ является воспитание гражданско-патриотических качеств у дошкольников. Патриотическое чувство не возникает само по себе. В результате систематической, целенаправленной, воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и защищали её наши предки, отцы и деды.

Проблема: отсутствие знаний о героях Советского Союза  в работе с детьми по патриотическому воспитанию.

Цель: Создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, чувство гордости за свою Родину.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширять и систематизировать знания о ВОВ, обогащать словарный запас.
  2. Научить выражать свои чувства.

Развивающие:

Развивать способности в восприятии и анализе литературных произведений, в творчестве.

Воспитательные:

  1. Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
  2. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей в семье.

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

В ходе реализации проекта у детей будут сформированы начальные представления о ВОВ, солдатах защищавших Родину.

Для педагогов:

Пополнят свои знания о ВОВ.

Установятся доверительные и партнерские отношения с родителями.

Для родителей:

Пополнят свои знания о ВОВ.

Расширится сотрудничество с детьми и педагогами.

Повысится заинтересованность родителей к педагогическому процессу, родители будут посещать вместе с детьми исторические памятники, музеи, выставки.

Этапы проекта

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагога

Действия родителей

Подготовительный

1)Чтение художественной литературы о Родине.

2) Рассматривание иллюстраций о героях.

3) Художественно-продуктивная деятельность: рисование.

1. Выбор темы проекта

2. Определение целей и задач, составление плана работы.

3. Подбор материала, уточнение имеющейся информации. План подготовки и реализации проекта.

4. Пополнить патриотический уголок.

5. Изготовить картотеку загадок о родном крае.

Тематический стенд для родителей.

Деятельностный

Сбор информации и участие в беседе.

- Оснащение предметно-развивающей среды (оформление группы в соответствии с темой, организация совместной выставки);

- Организация совместной деятельности с детьми;

- Проведение непосредственно образовательную деятельность соответствующей темой проекта;

- Консультация для родителей

- Повышение творческой активности и сплоченности педагогов, родителей, детей.

Подборка информации по заданному плану.

Завершающий

Создание альбома «Герои ВОВ»

Помощь в организации создания альбома

Содержание проекта

Формы

Тема

Цель

Пособия

Ответственный

Понедельник 11.2020

Рассказ педагога

Рассказ о своих дедушках, которые принимали участие ВОВ

Формирование представление о героях

Фотографии

Воспитатель

Беседа

«Что такое героизм»

Формировать представление детей о символе города, учить героизме

Иллюстрации

Воспитатель

Чтение пословиц

«Без корня трава не растет, без Родины человек не живет»

Познакомить детей с новой пословицей

Иллюстрации

Воспитатель

Раскраски

«Герои ВОВ»

Научить раскрашивать аккуратно

Раскраски

Воспитатель

Консультация для родителей

«Расскажем детям о Великой Отечественной Войне»

Обогащение представлений детей о Великой Отечественной войне, через родителей

Папка-передвижка

Воспитатель

Вторник

Беседа

«Боевая слава наших земляков»

Формирование представлений о славе наших земляков

Альбом

Воспитатель

Подвижная игра

«Защита укрепления»

Быть внимательными при выполнении заданий

Дети

Воспитатель

Аппликация

«Вечный огонь»

Формировать представление детей о вечном огне, для чего он нужен

Иллюстрации

Воспитатель

Чтение

«Как Сережа на войну уходил» Ю. Яковлев

Научить слушать внимательно рассказы и отвечать полным предложением

Иллюстрации

Воспитатель

Среда

Разучивание песни

«Три танкиста»

Формирование представлений о ВОВ

Музыка

Воспитатель

Беседа

«Популярные артисты в годы ВОВ»

Чтоб дети знали, какие артисты были в годы ВОВ

Картинки

Воспитатель

Составление рассказа

«Как русские солдаты прогнали фашистов»

Правильно составлять рассказ, полные  ответы

Картинки

Воспитатель

НОД развитие речи

«Стихи о войне»

Научить рассказывать стихотворение с гордостью

Иллюстрации

Воспитатель

Консультация для родителей

«Как рассказать детям о войне»

Для чего нужно рассказывать про войну детям

Папка-передвижка

Воспитатель

Четверг

Чтение

А. Митяев «Дедова медаль»

Дать понятие о том, что такое награда и можно ли её носить на груди для красоты.

Сюжетные картинки

Воспитатель

Рассматривание

Иллюстраций о войне

Учить рассматривать иллюстрации, обратить внимание на эмоциональное состояние людей, учиться сопереживать

Иллюстрации

Воспитатель

Рассматривание

«Медали»

Познакомить с нашими достопримечательностями г. Сыктывкара

Мультимедиа

Воспитатель

Пятница

Загадки

Отгадывание загадок на военную тематику

Учить думать, находить ответ

Картинки

Воспитатель

Беседа

«Что такое подвиг»

Отвечать правильно на поставленные вопросы

Иллюстрации

Воспитатель

Сюжетно-ролевая игра

«Солдаты»

Альбом

Воспитатель

Создание альбома

«Наши герои ВОВ прадедушки и прабабушки»

Создание альбома

Фотографии

Воспитатель

Используемые интернет ресурсы:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/02/21/konsultatsiya-dlya-roditeley-tema-rasskazhem-detyam;
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/05/05/konsultatsiya-dlya-roditeley-kak-rasskazat-detyam-o;
  3. https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-po-patrioticheskomu-vospitaniyu-geroi-sovetskogo-soyuza-valerija-osipovna-gnarovskaja-starshii-doshkolnyi-vozrast.html.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Консультация для родителей

              «Расскажем детям о Великой Отечественной Войне»

 

  Цель: обогащение представлений детей о Великой Отечественной войне, о героях, тружениках тыла, ветеранах войны, через совместную деятельность родителей и детей в семье.

Задачи
- познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;
- подвести к восприятию художественных произведений о войне;
- формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину, через прочтение художественной литературы о войне;
- воспитывать сознательную любовь к Родине, гордость за её прошлое.

История нашей страны никогда не была безмятежной. В ней есть две особые даты: 22 июня – начало Великой Отечественной войны и 9 мая – День Победы. Семьдесят лет минуло со дня Победы в Великой Отечественной войне, но до сих пор не меркнет величие подвига нашего народа. Победа над фашизмом – великий урок всем поколениям. Поэтому мы, взрослые, должны сделать так, чтобы наши дети уже в дошкольном возрасте знали и помнили эти радостные и трагичные страницы нашей истории и не повторяли ошибок прошлого. Недаром О. Бисмарк говорил: « Даже победоносная война – это зло, которое должно быть предотвращено мудростью народа».


9 мая – праздник простой и в то же время сложный для понимания детей. С одной стороны простая и понятная тема борьбы добра со злом, а с другой – очень сложно объяснить, почему была война, почему люди уничтожали друг друга.
Тема войны очень глубокая и серьёзная, особенно для детей 5-6 лет. У этого возраста есть своя специфика: ребенку не свойственно трагическое восприятие мира из – за ограниченного детского опыта и присутствия недостаточной сформированности временных связей. К тому же в век информационных технологий у современных детей понемногу стирается грань между реальностью и игрой. Детям очень сложно понять такие сложные темы во всем многообразии конкретной информации. Мышление в дошкольном возрасте носит ярко выраженный конкретный, образный характер и во многом еще сохраняет тесную связь с практической деятельностью. Детям очень трудно понять то, что не проходит через их практическую деятельность.


Поэтому следует, уделить особое внимание, на эмоциональное восприятие детьми темы войны - борьбы добра со злом. Ведь им недостаточно знать, надо чувствовать. Воспринятая сердцем, вся информация может запомниться надолго и дать неожиданные результаты.
Для того чтобы у детей появился интерес к данной теме в детских образовательных учреждениях осуществляется целенаправленная работа, а именно проводятся тематические занятия, чтение художественной литературы, продуктивная, игровая, театрализованная деятельность, совместные походы в музей. Но времени, выделенного в детском саду для совместной деятельности с детьми на данную тему явно недостаточно. Поэтому, данная работа предполагает активное участие родителей не только в мероприятиях, проводимых внутри детского сада, но и ознакомление детей с темой Великой Отечественной войны в семье.
Предлагаем примерные формы работы по изучению данной темы родителей со своими детьми дома: 
-
 чтение литературы, беседы и просмотр телепередач на военную тематику;
- рассматривание иллюстраций, семейных фотографий (бабушек, дедушек);
- словесно – дидактические игры;
- заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, песен на военную тему;
- участие в выставках совместного семейного творчества;
- посещение военных музеев, ознакомление с памятниками, экскурсии на памятные исторические места (если имеется такая возможность).

Особое внимание родителей хотелось бы уделить по ознакомлению детей дошкольного возраста с произведениями о Великой Отечественной войне, воспитывающими историческую память и уважение, гордость за свою Родину.


Какие же книги о войне для детей можно посоветовать прочитать ребятам?
Разумеется, самыми интересными для них будут те произведения, герои которых их сверстники. Что пережили их ровесники? Как вели себя в сложнейших ситуациях? Какой вклад внесли в Победу?
Почти все написанное для детей о войне создано во второй половине ХХ столетия. В детской литературе для дошкольников существует одна тема – память о Великой Отечественной войне. Редкие авторы обращаются к событиям военных лет непосредственно. Право на это дано не каждому , его надо заслужить. Не годятся придуманные истории о похождениях бравых солдат, легких подвигах и быстрых победах, так увлекающие малышей. Нужна, правда – яркая, убедительная, живая. Нужен смысл, доступный маленькому читателю и в то же время достойный того события, о котором идет речь.
Прежде чем, знакомить дошкольников с произведениями о войне, необходимо подготовить их к восприятию этой сложной темы: 
-
дать небольшие сведения из истории;
-рассказать маленьким слушателям о том, как мужественно защищали родину солдаты, о ценности и неповторимости каждой человеческой жизни, о подвиге каждого человека на войне и всего народа в целом;
- говорить с ними о губительном характере войны, сметающей на своем пути все живое, оставляющей после себя людское горе, выжженую землю.

И только тогда, когда у ребенка будет сформировано хоть малейшее представление о том, что же такое «война», можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны.
Многие авторы детской литературы на собственном опыте познали все тяготы войны и не раз пережившее ее в процессе создания художественных произведений, знали то, о чем говорили читателям. Их нельзя не услышать.
Предлагаем вашему вниманию список художественной литературы, которую можно прочитать в кругу семьи с детьми дошкольного возраста, а затем совместно обсудить полученные впечатления от прочитанного :
- С.П.Алексеев « Рассказы из истории Великой Отечественной войны». Книга посвящена трем главным сражениям Великой Отечественной войны. О том, как развивалась грандиозная битва у стен Москвы, о героизме советских людей, вставших на защиту столицы ;
- Е. Благинина « Шинель» - о детстве лишенном радостей по чьей – то злой воле, подрпненном войной, заставившей рано повзрослеть;
- А.Барто «Звенигород» - о военном детстве в тылу;
- С.М. Георгиевская « Галина мама». Эта небольшая повесть написана для малышей, для дошкольников, но рассказывается в ней не о пустяках, а о воинской доблести
- Ю.П.Герман «Вот как это было» . Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии - в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания. 
- В.Ю. Драгунский Арбузный переулок. (в кн. "Денискины рассказы"). Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве.
- А.М. Жариков « Смелые ребята», « Максим в отряде», « Юнбат Иванов».
- В.А.Осеева « Андрейка». Рассказ о семилетнем Андрейке, помогающем матери в тяжелые военные годы и старающемся заменить ушедшего на фронт старшего брата.
- К.Г. Паустовский « Стальное колечко. Сказка о девочке и волшебном колечке, которое подарил ей боец.
-И. Токмакова « Сосны шумят» - о том, как война долгие годы не отпускает человека.
- Шишов А. «Лесная девочка». Из книжки ребята узнают о судьбе маленькой девочки Тани, внучки старого партизана, в годы Великой Отечественной войны.
- Ю.Яковлев « Как Сережа на войну ходил». Пронзительная сказка о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге ни кто иной, как родной дедушка... погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость.
-Л.Кассиль "Твои защитники";
- С.Михалков "День Победы". 
Конечно, это не все произведения, которые можно прочитать с детьми дошкольного возраста. Но ясно одно – говорить о войне, читать о ней не только следует, но и необходимо. Важен, прежде всего, тот смысл, те ценности, которые с детства будет усваивать растущий человек с помощью нас – взрослых, и над которыми он будет думать если не сейчас, то впоследствии.


Пусть мир украсит доброта
И расцветут улыбкой лица,
А слово «страшное» война
Пусть никогда не повториться!
Пусть солнце светит над землей,
Любовь шагает по планете.
И в каждой пусть семье большой
С любимой мамой будут дети!

(М. В. Сидорова)

Консультация для родителей.

Как рассказать ребенку о войне?

         Для чего это нужно? Родители часто переживают о том, что страшные рассказы о войне могут стать причиной ночных кошмаров. И действительно, не стоит малышам объяснять все подробности боевых действий. Следует дозировать информацию, учитывая возраст ребенка. При этом знание исторических событий, гордость за страну – основа патриотического воспитания. Дети должны помнить героизм предков, их подвиги.

     Зачем детям рассказывать о войне? Знание истории своей страны – основной этап развития личности ребенка. Мальчику рассказ о боевых действиях поможет сформировать образ мужественного и смелого героя. Девочки больше заинтересуются женскими ролями во время войны – заботой о детях, раненых солдатах. Рассказы о ратных подвигах помогают развить чувство патриотизма, гордости за свою страну и народ. За один раз поведать ребенку об Отечественной войне сложно. Поэтому лучше всего разделить беседу на несколько частей.

     Как рассказать ребенку о войне? Следует учитывать возрастные особенности при составлении плана беседы. Самым маленьким можно прочитать небольшие стихи о войне, рассказать о медалях и наградах. Старших детей заинтересуют техника, оружие, подвиги героев. Для наглядности родителям стоит сводить ребенка в музей или к памятнику боевой славы. Зрительное восприятие усилит понимание героического подвига страны, поможет осознать недопустимость военных действий в будущем.

    Как рассказать детям о Великой Отечественной войне? Как не напугать ребенка ужасами битв? Рассказывая об Отечественной войне, следует объяснить, что фашистская Германия напала на Советский Союз. Коварный замысел врага заключался в том, чтобы максимально быстро уничтожить спящий, ни о чем не подозревающий народ.

     В беседе с ребенком нужно обязательно указать, что вся страна объединилась против захватчиков. Происходили бои не только в специально отведенных местах – на ратных полях. Военные действия возникали везде, где появлялись враги. В каждом городе или деревне жители отстаивали свою свободу, не желая подчиняться оккупантам.

     Так появились партизаны. Это люди, которые не служили в армии, а вели подпольную деятельность, защищая свой народ. Они прятались в лесу, уничтожали противника, выводили из строя боевую технику. Солдаты, которые уходили на фронт, воевали целыми отрядами, дивизиями. Это были самые обычные граждане, которые хотели помочь своей стране.

     Как грамотно рассказать детям о войне 1941–1945 годов? С какого их возраста следует начинать вести беседы? К 3 годам ребенок уже понимает, кто такие враги и друзья. В этом возрасте не стоит вдаваться в подробности. Достаточно поведать о том, что наша страна победила в этой войне. 9 мая граждане празднуют свой триумф. В День Победы ветераны надевают ордена, звучат военные песни, устраивается праздничный салют.

      Почему началась война? Как им объяснить, почему она началась? 

       Такие вопросы волнуют родителей. Перед Днем Победы в дошкольных учреждениях проводятся беседы о героях войны, разучиваются стихи и песни.          

     Следует объяснить детям, что межгосударственные конфликты могут происходить по разным причинам. Например, руководители стран поссорились, или врагу захотелось захватить богатую и процветающую область. Война с нацистской Германией имела совсем другие причины.  Правитель-фашист решил убивать людей, исходя из их национальности. Только арийская раса имела право жить и господствовать на планете. Все остальные национальности (русские, поляки, французы, армяне, евреи) должны были быть уничтожены или полностью подчиниться фашистскому режиму.

      В связи с этим следует пояснить, что и в Германии проживали люди разных национальностей. Эта страна первой же и пострадала от нацистов. Чтобы не стать рабами фашистов, русские люди решили победить врага.

     Как рассказать ребенку о войне? Как объяснить ее название? Отечество – это родная сторона, в которой находится дом, семья. Солдаты воевали за свою страну, детей, жен, родителей. Поэтому Отечественная война и получила такое название.

  Военная техника и военные профессии.

  Можно вспомнить о том, что каждый человек имеет свою профессию. Есть врачи, рабочие, учителя, продавцы. И существуют военные профессии. Люди специально обучаются основам тактики и стратегии. Даже в мирное время идет разработка боевой техники – самолетов, оружия, танков, ракетных установок.

    Во время войны люди военных профессий становятся командующими. Это генералы, маршалы, которые по карте определяют, куда пойдет враг, где лучше его поймать и обезвредить.

   Летчики, связисты, врачи – во время войны они находились в самых горячих точках. Танки, корабли, артиллерия, самолеты – вся боевая техника управлялась подготовленными людьми. Происходили бои не только на улицах городов, но и в воздухе, на море.

    Женщины, которые находились в тылу, работали на заводах, полях, шили военную форму, готовили вооружение. Многие из них шли на фронт медсестрами. Разруху и горе принесла война.

  Рассказать детям можно о том, как в тылу ребята вместе с матерями работали на заводах, как не хватало еды, как враги взрывали дома, как люди прятались в бомбоубежищах.

    Стихи, рассказы, песни 

        Рассказать детям о войне 1941–1945 годов помогут стихи и рассказы, написанные специально для дошкольников. У С. Алексеева есть миниатюры о блокаде Ленинграда («Шуба», «Первая колонна»). Рассказ А. Митяева «Мешок овсянки» поведает о взаимоотношениях солдат. У В. Богомолова есть зарисовка «Вечный огонь» о защитниках Сталинграда. На военные темы писали Л. Кассиль, А. Гайдар. Можно включать в беседу стихи

А. Твардовского, В. Высоцкого.

   Песни военных лет («Журавли», «Катюша») после прослушивания можно выучить со старшими дошкольниками. Можно рассказать детям, что в перерывах между боями солдаты отдыхали, сочиняли стихи, общались, вспоминали родных, писали письма. Песни военных лет помогли выстоять в неравной борьбе. Это «Священная война», «В землянке», «Темная ночь», «Алеша», «Смуглянка», «Синий платочек», «Эх, дороги», «Дорога на Берлин».

    Рассказы, песни, стихи следует подбирать с учетом возраста детей. После прослушивания можно устроить беседу по содержанию миниатюры. Усилить впечатление от рассказа помогут фотографии военных лет, известные репродукции.

Города-герои.

    Во время беседы о войне обязательно нужно вспомнить, что существуют города-герои. Это почетное звание присваивается населенному пункту за мужество и героизм, проявленный его жителями. Такие города находятся на территории Украины, Беларуси, России.

     Брестская крепость-герой первой приняла на себя удар врага. Солдаты до последнего сопротивлялись, стараясь выиграть время. Почти все защитники крепости пали в неравном бою. Целый месяц продолжалась борьба. Все это время над крепостью развивался красный флаг – символ мужества и единства народа.

     Город-герой Одесса – красивый порт на берегу Черного моря. Фашисты постепенно захватывали улицы. Окопы и баррикады уже не помогали – так велико было войско врага. Но одесситы не сдавались: они ушли из города и спрятались в катакомбах. Так называется огромное пространство под землей. Туннели длиной в несколько десятков километров укрыли от фашистов местное население. И тогда началась подрывная война. Одесситы, ночами выбираясь из катакомб, поджигали дома с фашистами, выводили из строя поезда.

     Город-герой Ленинград оказался во вражеском кольце. Войска фашистов окружили северную столицу – они не выпускали людей и не позволяли обозам с продуктами попадать на ее территорию. Блокада Ленинграда длилась почти 2 года. Люди голодали, не работало отопление. Но жители выдержали это испытание. Они не сдались врагу. Их не испугали зимний холод, голод, изнуряющий труд, болезни. Их мужество по сей день служит примером потомкам.

Награды

      ? Можно попробовать мотивировать ребенка на самостоятельные раздумья. Например, задать такой вопрос: "За что получают медали и ордена во время войны?" Дети в старшем дошкольном возрасте могут уже сами рассказать, что за мужество, подвиги, храбрость солдаты получали награды. Бойцы и командиры во время Отечественной войны награждались медалями («За отвагу», «За боевые заслуги»), орденами («Красного знамени», «Красной звезды»). За оборону городов-героев выпустили специальные награды «За оборону Москвы», «За оборону Севастополя», «За оборону Ленинграда». Ордена Кутузова, Невского, Суворова получали командиры за успехи в управлении отрядами, дивизиями. Орденом Отечественной войны награждались рядовые бойцы, партизаны, начальствующий состав Красной Армии и Военно-Морского Флота.

  Дети-герои 

     Дошкольникам больше понятен образ таких же детей, как и они сами. Как рассказать ребенку о войне? Поведать о детях-героях, которые, не побоявшись расправы, помогали стране победить.

 

 Музей боевой славы

     Перед Днем Победы дети детских садов, школ приходят к памятникам или Вечному огню. Они возлагают цветы к могилам погибших героев, обещая хранить память об их подвигах. Экскурсия в музей боевой славы поможет детям увидеть форму солдат, награды, гранаты, каски, фляжки, плащ-палатки. Там же находятся фотографии военных лет, письма бойцов, хранятся их биографии.

 Рассказ о войне в детском саду

    В детском саду существует большой спектр возможностей поведать детям о войне. Это и беседы, и разучивание песен, танцев, и чтение стихов, и участие в ратных играх-эстафетах, и возможность примерить на себя гимнастерки, фуражки.

Как рассказать ребенку 4 лет о войне? Не стоит в таком возрасте говорить слова «убивать», «ранить», «взрывать». Достаточно рассказать о том, что враги захватили страну. Но герои отстояли города, защитили свои семьи и победили.

      Прежде чем рассказать ребенку 5 лет о войне, можно прочитать рассказ или стихотворение, показать репродукцию, фотографию с мест боевых действий. Нужно донести до сознания ребенка, что война – это плохо. Это разрушенные города, отсутствие еды и спокойной жизни. Следует также познакомить ребенка с военной техникой (пушками, танками).

       В старшем дошкольном возрасте уже можно заострить внимание на том, что взрослые и дети не жалели своих жизней. Они под пулями рисковали собой, пытаясь принести стране победу.

 Родители о войне 

     Почти в каждой семье есть свои истории о дедушках и бабушках, которые участвовали в боевых действиях или трудились в тылу. Можно показать семейные фотографии, ордена ветеранов. Главное в таком разговоре – искренность. Следует также объяснить малышу, что войны случались всегда.        

Даже на примере сказочных героев можно рассказать о сути боевых действий. Можно сходить с ребенком к Вечному огню или в музей, возложить цветы в память о погибших героях, посмотреть Парад Победы по телевизору, выразить в творчестве неприятие войны.

 Творчество детей 

В преддверии 9 Мая в детских садах, школах воспитанники и учащиеся готовят поделки, рисуют картины на военную тематику. Дома можно продолжить совместное творчество: сделать поделку и подарить ее дедушке, бабушке. Это может быть танк, самолет, корабль. Или можно нарисовать рисунок и повесить его в квартире.

     Не стоит пугать ребенка тем, что война может начаться в любой день. Лучше дать ему ощущение стабильности. Пояснить, что победа дала нам возможность жить в мире, учиться и работать, спокойно гулять и не бояться врагов. За это следует благодарить ветеранов.

     Когда ребенок спрашивает о войне, он больше желает услышать то, что его любят и не дадут в обиду. Родителям следует помочь малышу справиться с тревогой, беспокойством.

     Советы родителям: как рассказать детям о войне

   -Рассказывать о войне следует простым, лаконичным языком. Чем младше ребенок, тем понятнее и доступнее должна быть информация.

--Не нужно пытаться рассказать все и сразу. Лучше разделить разговор на несколько частей. Об оружии поговорить в музее, о героизме – у памятника, о благодарности – создавая подарок ветерану.

-Детям старшего возраста обязательно нужно максимально правдиво доносить информацию о некоторых нюансах войны. Родителю следует быть готовым к нелицеприятным вопросам. Если нет желания отвечать сразу, предупредите ребенка, что он все узнает, но позднее.

Конспект НОД

Тема: Что такое героизм?

Цель: формирование уважительного отношения к ветеранам ВОВ, к труду людей, к людям способным на героические поступки.

Задачи:

1. Способствовать пониманию сути героического поведения людей.

2. Объяснить, что героизму есть место и в наши дни, главное сделать правильный выбор.

3. Воспитывать желание делать осознанный выбор между добром и злом, порядочностью и предательством.

4. Воспитывать уважительное отношение к людям труда, ветеранам труда и ВОВ.

Оборудование: компьютер, видеоматериал по теме, фотографии, ордена, грамоты, удостоверения, оформление стенда.

Ход занятия:

Воспитанники сидят полукругом лицом к экрану ПК.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о разных поступках и делах людей.Я прошу вас внимательно слушать и анализировать:

- Как бы я поступил в данной ситуации?

- Есть ли место героизму в нашей жизни?

- Как мы можем высказать свае отношение к героическим делам людей, их поступкам? Всегда ли достаточно слов?

Ребята, как вы понимаете, что такое героизм? Кто такие герои?

Что нужно сделать, чтобы о тебе сказали «герой»?

Много лет назад, в 1941 году на нашу страну напала фашистская Германия. Трудно пришлось людям. Холод, голод, смерть кругом. И перед людьми встал выбор. Перейти на сторону врага – сытая жизнь, но придется воевать против своего народа, убивать своих. Голодать, мерзнуть, терпеть лишения, может даже погибнуть, но не предать свою Родину, свой народ, защитить от врагов свой дом, гнать захватчиков с нашей земли до последней минуты своей жизни.

Выбор был не сложным для многих людей в России. А какой выбор сделали бы вы?

На предыдущих занятиях я рассказывала вам о героях ВОВ. Вспомните, какие подвиги остались в вашем сердце, в вашей памяти.

Рассказы детей по памяти. 3-4 человека.

После выступлений детей с рассказом о подвиге героев ВОВ,задаю вопрос: А вы смогли бы так?

Как мы можем отблагодарить героев, показать им свое отношение к их поступкам (подвигам?

Ребята, сегодня я хочу рассказать вам еще об одном человеке. Он – житель нашего города. Молодым парнем он уехал в Мурманск на работу, там и застала его война, он сразу же пошел в военкомат и стал проситься на фронт. Можно было уехать в деревню к маме, но Василий Борисович не думал о себе.Его выбор: нужно защищать Родину, маму. Фашистов надо гнать с родной земли. На фронте был связистом, имел много ранений и наград. В одном бою героически сражался с врагом, был ранен, его посчитали погибшим и послали маме похоронку. «Ваш сын Василий пал смертью храбрых в бою с врагом». Каково было матери?

Но в госпитале спасли солдата, выходили и к великому счастью матери сын пришел с войны живой. А узнала я об этой истории солдата от его внучки, мамы Лёни Коновалова. Елена Константиновна хранит о нем память и бережет его ордена.

Показываю награды

Героизм Василия Борисовича заключается в том,что он сделал выбор: защищать свою Родину, свой народ. Он не жалел ни сил ни здоровья, не струсил, не спрятался, а пошел на фронт и бил врага до самой Победы. Вернувшись домой В. Б., стал работать в лесу и за свой труд тоже имеет немало наград.

Как мы отнесемся к поступку нашего земляка?

Как мы можем показать свое уважение и признательность к его

героизму?

*** ТЕМ, ЧТО ПОМНИМ И ХРАНИМ ПАМЯТЬ.

Те, кто погибли или умерли от ран,достойны нашей памяти:

Им поставлены памятники, где мы можем помолчать, скорбя о погибших, возложить цветы, на мраморной плите горит вечный огонь, он символ того, что не затухает в наших сердцах память о подвиге героев ВОВ.

А те, немногие, кто остался в живых, сейчас нуждаются в заботе, помощи.

Какую помощь мы можем оказать ветеранам войны?

***

Вывод:

Мы можем купить хлеба, помочь перейти дорогу, а иногда просто улыбнуться.

Скажите, ребята, есть ли место подвигу в наши дни?

***

Консультация для родителей "Растите детей патриотами".

Воспитание патриотических чувств начинается с воспитания любви к родному городу. Важно чтобы родители заботились о том, чтобы ребята не только хорошо знали родные места, но и чувствовали, как им дороги этот лес и парк, эти река и озеро, эта улица, на которой они ходят в детский сад, чтобы память о родном городе надолго сохранилась.

Какую цель ставят перед собой родители, воспитывая своего ребенка? Все хотят вырастить доброго, умного, трудолюбивого, отзывчивого, любящего и уважающего своих родителей человека, у которого будет счастливая семья, хорошая работа. То есть, все мы хотим вырастить патриота своей Родины. Да, именно - патриота. Вдумайтесь, что означают слова – «патриот своей Родины». Это человек, который беззаветно любит свою Родину. А Родина – это не абстрактное понятие. Родина – это, то место, где мы с вами живем, где живут наши родные и близкие люди, где нам очень дорого абсолютно все.

Задумайтесь на минуточку. Почему, куда бы мы не уехали, нас всегда тянет туда, где мы родились? Тянут нас туда воспоминания о близких и дорогих – маме, папе, бабушке, дедушке, Счастливые события из нашего детства. Тянет нас к себе Родина любимая, потому что мы – патриоты.

Любить Родину – это значит любить свой родной край, свой город, свой дом, свою семью. Так как же вырастить патриота – человека, который будет любить свою Родину и, не задумываюсь, встанет на ее защиту.

А начинать нужно с малого. Патриотизм воспитывается с пеленок. Сначала нужно научить малыша любить своих близких. Мать учит ребенка любить и уважать отца. Отец так же учит любить и уважать мать. И самый лучший способ здесь – личный пример. Ребенку свойственно подражать своим близким – маме и папе. Если он видит, с какой любовью и нежностью папа относится к маме, он будет относиться к ней так же. Так же он буде копировать уважительное отношение, доброту и заботу мамы к отцу.

Очень важно познакомить ребенка с историей своей семьи. Рассказать ему о том, кем были его бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки. Не последнюю роль тут будут играть семейные фотоальбомы. Если в семье есть люди, имеющие государственные награды, ребенку нужно непременно рассказать о них. Таким образом, вы воспитываете гордость за свою семью.

Важно так же постоянное общение с ребенком. Рассказывайте ему, где и кем вы работаете. Чем занимаетесь на работе. Как это важно для вашей семьи и для других людей, для города, для страны.

Для того, чтобы человек любил свой город, он должен его знать. Необходимо рассказывать ребенку об истории города, о людях живущих и живших когда – то в нем. Замечательно, когда практикуются семейные прогулки по городу. Когда у семьи есть любимые места в городе. Рассказывайте детям о природе родного края. О парках и лесах, о животных и птицах родного края.

Любимый край, любимый город, любимая улица, любимый дом, любимый парк, любимая скамейка в парке – вот что для каждого человека означает - Родина. Любить свою Родину, гордиться ею это и значит – быть патриотом.

В воспитании этого важного качества главную роль играет семья. От вашей семьи зависит, каким вырастет ваш ребенок. А от того, каким он вырастет, зависит, какой в будущем будет наша с вами Родина. Поэтому очень важно, что бы наши малыши выросли настоящими патриотами, любящими свой родной край, свою Родину.

Загадки на военную тематику.

Родина дала приказ,

И он сразу на Кавказ!

Прыгнул ночью с парашютом

— ДорогА, порой минута!

(Десантник)

Машина эта непростая,

Машина эта — боевая!

Как трактор, только с «хоботком»

— Всем «прикурить» даёт кругом.

(Танк)

Самолёт стоит на взлёте,

Я готов уж быть в полёте.

Жду заветный тот приказ,

Защищать, чтоб с неба вас!

(Военный летчик)

«Там, где мы, там — победа!»

— Девиз наш славный, боевой.

Мы с моря на берег из века,

Бежали «каменной» стеной!

(Морская пехота)

Ночью, в полдень, на рассвете

Службу он несет в секрете,

(Пограничник)

Кто шагает на параде,

Вьются ленты за спиной,

Ленты вьются, а в отряде

Нет девчонки ни одной.

(Моряки)

Подрасту, и вслед за братом

Тоже буду я солдатом,

Буду помогать ему

Охранять свою …

(Страну)

Брат сказал: «Не торопись!

Лучше в школе ты учись!

Будешь ты отличником — Станешь …

(Пограничником)

Моряком ты можешь стать,

Чтоб границу охранять

И служить не на земле,

А на военном …

(Корабле)

Можешь ты солдатом стать

Плавать, ездить и летать,

А в строю ходить охота

— Ждет тебя, солдат, …

(Пехота)

Любой профессии военной

Учиться надо непременно,

Чтоб быть опорой для страны,

Чтоб в мире не было …

(Войны)

Все он в один миг решает,

Великий подвиг он совершает,

Он за честь стоит горой.

Кто он? Правильно.

(Герой)

Он готов в огонь и бой,

Защищая нас с тобой.

Он в дозор идёт и в град,

Не покинет пост.

(Солдат)

Что на плечах у военных?

(Погоны)

Не Бог, не царь, а ослушаться нельзя.

(Командир)

Что общего между деревом и винтовкой?

(Ствол)

На тропе, на берегу,

Преграждает путь врагу.

(Пограничник)

Летит ворон, весь окован,

Кого клюнет, тому смерть.

(Пуля)

Летит — лается,

Упадет — рассыпается.

(Снаряд)

Стоят три старушки:

Вздохнут они да охнут,

Вблизи все люди глохнут.

(Пушки)

На пушку не похоже, а палит дай боже.

(Миномет)

Под себя положу,

И под голову,

Да и укрыться сверху останется.

(Шинель)

Днем – обручем,

А ночью – змеей.

(Ремень)

Черный кочет рявкнуть хочет.

(Ружье)

Что общего между деревом и винтовкой?

(Ствол)

Хоть зовут меня ручная,

Но характер колкий.

Будет помнить навсегда,

Враг мои осколки.

(Граната)

Нрав у злодейки буйный, злой,

А прозывается ручной.

Но совсем не виновата

В этом грозная …

(Граната)

Не крылата, а перната,

Как летит, так свистит,

А сидит, так молчит.

(Стрела)

Игры- соревнования.

«Курс молодого бойца»

Простой курс для малышей можно устроить в просторной группе или на улице. Юным защитникам Родины предстоит пройти по «болотным кочкам», пролезть через тоннель, обойти вражеские мины, забраться на холм и посмотреть в бинокль. Препятствия несложно сделать из подручных материалов, а победитель выявляется по результатам времени прохождения полосы всеми участниками.

Игра на ловкость "Погоны"

Две команды. Ведущий кладёт на плечи первому погоны.

Задача – не уронив погоны, пробежать дистанцию и положить их на плечи следующему участнику эстафеты.

Держать погоны руками нельзя.

Если погон упал (на любом этапе, даже обратном, – игрок возвращается кстарту, ему снова кладут на плечи погоны, и он снова бежит свою дистанцию.

Конкурс на военную тему "Шифровальщики"

Дается конверт с буквами, нужно собрать слово — название команды ("Варяг”, "Аврора”, можно на время.

Конкурс силачей

Кто дальше перетянет канат.

Военный конкурс на меткость

Прекрасным конкурсом на 23 февраля станет игра в «дартс». Каждый воин должен быть метким и ловким.

Конкурс для мальчиков "Юнга"

Участники должны "привести палубу в порядок” — собрать мусор за 1 минуту с закрытыми глазами. Подсчитывается количество собранного мусора (например, кубики).

Подвижная игра «Стенка-мишень»

Игра проводится на прогулке. Разбившись на группы по 5-6 человек, дети готовят для себя по 5 мячей (мешочков). На стенке изображен цветной круг диаметром 75 см. Дети становятся в ряд на расстоянии 6 - 9 шагов от стенки-мишени. Сначала один ребенок бросает подряд все свои предметы, стараясь попасть в мишень. Остальные считают вслух попадания. Затем бросает следующий.

Подвижная игра «Снайперы»

Игра проводится на прогулке или в зале. На возвышенность ставят кубики, кегли или другие предметы. Дети стараются сбить их мячом.

Подвижная игра «Кто дальше?»

Игра проводится на прогулке. Играющие становятся в шеренгу, в каждой руке по набивному мячу или резиновому. По указанию воспитателя: «Бросай правой (левой!» - все одновременно стараются бросить мяч как можно дальше в сторону какого-либо ориентира (забор, елка и т. п.). Побеждает тот, чей мяч пролетит дальше других.

Эстафета «Марш – бросок»

Перед каждой командой стоит вещмешок со снарядами (детский рюкзак зеленого цвета с небольшим грузом). Впереди – зрительный ориентир, например, в виде гранаты (булавы). На расстоянии 4–5 метров ставится препятствие – стойка с горизонтальной палкой, приподнятой на высоте 15-20 см. Первый участник эстафеты быстро надевает рюкзак, бежит вперед, перепрыгивая через препятствия, огибает гранату (булаву) и возвращается обратно, быстро снимает рюкзак и передает его следующему участнику.

Эстафета «Полоса препятствий»

На разной высоте натянуты резинки. Задание для команд – под одной веревкой проползти, через вторую перепрыгнуть и вернуться обратно.

Анкета для родителей

1. Что по вашему является главным в формировании знаний о войне (просмотр фильмов, чтение художественной литературы, изучение архивов семьи, посещение музеев и выставок, знакомство с участниками ВОВ)

2 Как можно закреплять знания детей? (беседовать, рассматривать книги и альбомы, закреплять в рисунках и поделках, создавать семейные альбомы, фотовыставки, ваш вариант ответа).

3 Какую помощь вы бы хотели получить от педагогов (рекомендации по теме, подбор литературы и фильмов по теме, ваш вариант ответа).

4 Какие советыи практическую помощь вы можете предложить по теме ВОВ: принести семейные реликвии для выставки, составить с ребёнком рассказ огерое, создать фильм о войне, ваш вариант ответа).

Блиц-опрос (диагностика)

Формирование знаний детей о Великой Отечественной войне

1. Что такое мир?

2 Что приносит война?

3 Назовите героя ВОВ. Что можете о нём рассказать?

4 Есть ли герои в вашей семье? Что вы о них знаете?

5 Кто Такая В. О. Гнаровская?

Консультация «Расскажите детям о войне».

Нужно ли рассказывать детям о войне? Этот вопрос возникает у родителей. В том, что рассказывать нужно – нет никаких сомнений. А вот когда начинать такой непростой разговор, что сказать, а что оставить «за кадром» - в этом родителям следует полагаться на свой опыт и наши педагогические рекомендации. РАССКАЗАТЬ О ВОЙНЕ… 1. ДЛЯ ЧЕГО? Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства, взращивать, культивировать. И без помощи взрослых ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни главное, расставить приоритеты, правильно настроить чувства. Не страшно, и даже неплохо, если ребенок немного поплачет, слушая рассказы о мальчике, погибшем на глазах у матери или о солдате, бросившемся с последней гранатой под фашистский танк. Такие эмоции не расстраивают нервную систему ребенка, они являются началом патриотических чувств. 2. КОГДА? Как правило, первый раз родители в общих чертах говорят о войне с четырёх - пятилетними детьми, но, разумеется, главным индикатором должен служить интерес самого ребенка к этой теме. 3. КАК? Какие найти слова, чтобы поведать дошкольнику о страданиях молодых ребят, ставших впоследствиигероями? Как донести суть происходившего в те далекие годы грамотно и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма? Рассказывайте об известных и значимых событиях войны. Задача родителей – не напугать ребенка, а просветить. Говоря о блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать. Читайте детям известные произведения («Мальчиш - Кибальчиш» А. П. Гайдара, «Сын полка» В. П. Катаева, «Дорогие мои мальчишки»«Памятник солдату»«Твои защитники» Л. А. Кассиля, «Девочка из города» Воронкова Л. Ф. и др.). Учите с ними стихи наизусть. Смотрите вместе с детьми фильмы военной тематики, военный парад, концерты военной песни. Наличие единомышленников сближает и помогает глубже окунуться в военную эпоху. Расскажите о ваших воевавших предках, поведайте истории высочайшего героизма солдат на этой Священной войне. Если есть возможность, познакомьте ребенка с ветеранами. Пусть он услышит рассказы очевидцев – они производят совсем другое впечатление. Расскажите о детях Великой Отечественной войны. Ребенкупостарше стоит рассказать о знаменитом дневнике Тани Савичевой. Этот дневник представляет собой скупые записи двенадцатилетней девочки, переживающей блокаду в Ленинграде, и содержит, фактически, только перечень смертей в ее семье. Последняя запись в нём«Савичевы все умерли, осталась одна Таня». Рассказы про взрослых и даже про юных выпускников, вынужденных сражаться на войне, могут звучать для ребенка абстрактно, тогда как история девочки, близкой ему по возрасту, не может не задеть за живое. Посетите с ребенком памятные места города. Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, покажите ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. Вы можете показать ребенку мемориалы, отвести его к Вечному огню, возложить цветы, рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне. Всё вместе это сложится в общую картину и понимание, осознание ребёнком своей принадлежности к Великой истории, вызовет чувство гордости и стремление быть достойными их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Георгий Дмитриевич Костылев - Герой Советского Союза

Данная презетацтя познакомит детей с подвигом Героя Советского Союза - Георгием Дмитриевичем Костылевым...

Материалы к беседе на тему: ПОДОЛЬЧАНЕ — ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

материалы к беседе "Подольчане- Герои Советского Союза"...

Презентация "Наш земляк Герой Советского союза - Бушмакин А.П.".

Презентация посвящена герою Советского союза Бушмакину Алексею Петровичу, проживавшему в нашем микрорайоне К.Дачи Орджоникидзевского района г. Перми....

Фёдор Кузьмич Попов — красноармеец, Герой Советского Союза.

Проект про героя великой отчественной войны Федора Кузьмича Попова. Совместная работа родителей и ребенка Софроновой Валерии....

Конев Иван Степанович - маршал Советского Союза

Презентация для детей старшей группы о великом земляке - о маршале Победы Коневе И.С....