Статья "Методика использования мультимедийных технологий в музыкальном образовании дошкольников"
статья

Кензеева Валентина Владимировна

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_ispolzovaniya_multimediynyh_tehnologiy.docx24.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

В последнее время усилился интерес к российским и зарубежным моделям медиаобразования, к их  истории возникновения и развития, поскольку   взгляд в прошлое позволяет лучше понять настоящее. В России уже сложились  традиции медиаобразования, о чем свидетельствует его история развития на протяжении всего прошлого века и ХХI столетия.

Практическая значимость состоит в выявлении особенностей применения мультимедийных технологий в общеобразовательных дошкольных учреждениях; использовании персонального компьютера как средства творческого развития учащихся на занятиях музыки.

В последнее время усилился интерес к российским и зарубежным моделям медиаобразования, к их истории возникновения и развития, поскольку взгляд в прошлое позволяет лучше понять настоящее. В России уже сложились традиции медиаобразования, о чем свидетельствует его история развития на протяжении всего прошлого века и ХХI столетия.

В настоящее время музыкальная педагогика и образование находится на важном этапе информатизации системы образования, внедрения в педагогику искусства инновационных методов, приемов и форм работы с обучающимися.

Технические средства обучения до компьютерной эпохи прошли большой путь. По сведениям Г. О. Асвацатурова, учебное кино появилось еще в конце XIX века. Во многих городах России устраивались специальные сеансы учебных кинофильмов, которые посещали воспитанники всех садов.

История компьютеризованного обучения начинается с конца 50-х годов, когда в США появились первые автоматизированные системы. Среди первых обучающих программ были и программы, имеющие непосредственное отношение к музыкальному воспитанию. Однако в России идея автоматизации обучения музыке развивалась на иной технической базе. В 1963 году П. В. Лобановым были сконструированы обучающие машины, которые способствовали открытию в институте им. Гнесиных автоматизированного класса музыкального обучения.

В 70-е годы за рубежом усиливается теоретическая разработка использования ТСО в процессе обучения, появляются новейшие средства, такие как видеомагнитофоны, карусельный кадропроектор, полиэкран, электронная доска и др.

Следовательно, итогом работы с музыкально-компьютерными программами может стать не просто музыка, а звуковое пространство, новый музыкальный мир. Средствами любого музыкального редактора можно гармонизовать мелодию, оркестровать композицию, подобрать и синтезировать тембры инструментов, что поможет значительно повысить уровень школьного музыкального образования.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Внедрение мультимедийных технологий в образовательный процесс требует от педагога-музыканта умения не только обращаться со специальными компьютерными программами, но и овладеть пользовательскими навыками, умением работать с интерактивной доской, создавать мультимедийные презентации к урокам музыки и внеклассным занятиям.

По мнению Г. П. Сергеевой, в процессе использования мультимедийных технологий в музыкальном образовании формируется медиакомпетентность преподавателя музыки – способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи коммуникативных информационных технологий. Как показывает практический опыт, уровень владения школьниками персональным компьютером с многообразием программ и редакторов значительным образом превышает уровень владения ими учителя.

В настоящее время техническое оснащение урока музыки значительно обновляется. Кроме музыкальных центров, CD- и DVD-дисков, видеоприставок, с помощью которых можно показать на уроке фрагмент художественного или документального фильма, обучающих программ, стали появляться мультимедийные проекторы и интерактивные доски. Эти технические приспособления помогают учителю музыки в проведении занятия, педагогического мероприятия, праздника, а затем воспроизвести в определенном порядке большой объем разнообразной информации: звуковой, визуальной (зрительной), текстовой.

Мультимедийные средства обучения нового поколения объединяют в себе все преимущества современных компьютерных технологий и выводят процесс обучения на качественно новый уровень. Одним из прогрессивных технических средств обучения является интерактивная доска. Интерактивные доски не только совмещают в себе преимущества большого экрана для проектора и маркерной доски, но и позволяют сохранять все пометки и изменения, сделанные во время обсуждения и даже управлять компьютерными приложениями, не отходя от доски и не прерывая выступления.

Г. П. Сергеева разработала учебно-методический комплекс «Мир музыки» для детей 5–10 лет. Он состоит из четырех разделов: 1) «Изучаем», 2) «Читаем», 3) «Поем», 4) «Слушаем». Освоение содержания четырех разделов направлено на изучение закономерностей музыкального искусства (образ, жанры, язык, стиль) в их совокупности с другими видами искусства – литературы, живописи, сценических искусств (оперы, балета), фотографии, анимации. Тексты диктора, звучащая музыка, репродукции картин, скульптур, памятников архитектуры, художественные фотографии, стихи и загадки, игровые задания помогают учащимся усвоить содержание этих разделов.

Обучающие компьютерные программы также рекомендуется использовать педагогу-музыканту как для расширения своих профессиональных компетенций в области использования мультимедийных технологий, так и для подготовки и проведения уроков музыки и внеурочных мероприятий. Среди них можно отметить серию обучающих программ «Компьютер для гуманитариев» (разработчик Д. М. Баренбойм, 2005 – 2006): «Multimedia: Компьютерная графика для гуманитариев», «Multimedia: Звук для гуманитариев», «Multimedia: Видео для гуманитариев». Педагог-музыкант сможет освоить основы работы с мультимедийными программами, ориентируясь на неформальный подход к изложению теории, подробные пошаговые инструкции и наглядные примеры.

Для уроков музыки можно использовать интерактивные игровые программы из серии «Познакомьте ребенка с классической музыкой», которые связанны с освоением содержания классических произведений: «Играем с музыкой Вивальди. Алиса и «Времена года», «Играем с музыкой Моцарта. «Волшебная флейта», «Играем с музыкой П. И. Чайковского, «Щелкунчик» 2003-2005). Эти программы включают в себя интерактивные музыкальные игры, загадки, викторины, сказочные приключения в мире музыки, музыкальную энциклопедию, краткие биографии композиторов, историю создания музыкальных шедевров.

В преподавании искусства педагоги-музыканты все чаще стали использовать достижения Интернет - технологий. К ним относятся электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Их различие в настоящее время не носит принципиальный характер. ЭОР – это средства программного, информационного и технического обеспечения процесса обучения. Авторы нацпроекта «Образование» ЭОР называют учебные материалы, для воспроизведения которых применяются электронные устройства.

В том случае, если электронные образовательные ресурсы воспроизводятся на компьютере, поэтому их именуют цифровыми образовательными ресурсами, подразумевая, что компьютер использует цифровые способы воспроизведения. ЦОР – это представленные в цифровой форме фото, видео, объекты виртуальной реальности, звукозаписи, аудиокниги, текст, необходимые для процесса обучения.

На уроках музыки или музыкальных занятиях педагоги используют мультимедийные презентации, выполненные в редакторе MicrosoftOffisPowerPoint.

Собственный опыт работы на музыкальных занятиях показал, что мультимедйные технологии позволяют:

  • повысить качество и эффективность подготовки школьников с помощью ЭОР и ЦОР;
  • стимулировать интерес к обучению музыкой;
  • снизить время подготовки к урокам музыки и внеклассным занятиям;
  • овладеть компьютером как средством поучения новых знаний;
  • внедрить мультимедийные технологии как средство повышения медиакомпетентности, что позволяет качественно изменить профессиональную культуру учителя;
  • в условиях мультимедийной образовательной среды изменить условия развития детского музыкального и электронного творчества, создавать комфортную учебную среду и ситуацию успеха ля каждого школьника.

Выводы: На основе анализа истоков и современных тенденций развития медиаобразования в теории и практике выявлены основные подходы (интегрированный, факультативный, специальный), сущность ключевых понятий медиаобразования, специфика мультимедийных технологий и условия их использования в процессе музыкального образования дошкольников. Установлено, что педагоги разных предметных областей эффективно развивают свои творческие идеи, методические подходы, ведут экспериментальную работу в общеобразовательных и музыкальных школах, в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах, используя технологии мультимедиа.

Внедрение мультимедийных образовательных средств остается актуальной задачей общей и музыкальной педагогики и практики, являются одним из наиболее перспективных направлений информатики.

Использование мультимедийных технологий (интерактивной доски, презентаций, электронных и цифровых образовательных ресурсов и др.) на уроке музыки не может заменить все существующие методы музыкального воспитания, но может активно вовлекать в творчество большее количество дошкольников.  Мультимедийные технологии на современном этапе становятся важнейшим компонентом информатизации музыкального образования, раскрывают большие возможности для использования на уроках музыки и во внеурочной деятельности мультимедийных энциклопедий, электронных пособий и книг, музыкально-компьютерных программ, что помогает расширить музыкальный кругозор учащихся, способствует интеллектуальному, эмоциональному и творческому развитию каждого обучающегося.