Консультация для педагогов ДОУ. «Использование метода пиктограмм в работе с дошкольниками»
консультация

Санина Наталья Сергеевна

Консультация для педагогов ДОУ.

 «Использование метода пиктограмм в работе с дошкольниками»

Пиктограмма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

«Если учить ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти слова – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». К.Д.Ушинский.

Пиктограмма – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Актуальность использования пиктограмм:

- дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

- применение символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

- применяя пиктограммы, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Очень широко применяется этот метод в работе с дети страдающих речевым недоразвитием, они имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в когнитивном (развитие всех видов мыслительных процессов) и эмоциональном развитии ребенка и являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить всестороннее развитие ребенка, а также активизировать его участие в педагогическом процессе и тем самым способствовать интеграции  детей с тяжёлыми речевыми нарушениями в широкий социум.

Эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность такого ребенка в общении, является метод пиктограмм.

Пиктограммы являются средством общения. Использование метода пиктограмм  позволяет педагогу сохранить у ребёнка имеющего тяжёлое речевое нарушение мотивацию и желание общаться.

Психологические исследования показали, что использование пиктограмм способствуют развитию слуховой  памяти и делают процесс  заучивания стихотворения более осмысленным и интересным.

Работу с пиктограммой при заучивании стихотворения строится по следующему алгоритму:

  1. Выразительно читаем стихотворение.
  2. Объясняются непонятные слова.
  3. Выделяются в каждой строке главное ключевое слово.
  4. Представляем его в виде символа или рисунка.
  5. Читаем стихотворение еще раз, уже используя пиктограмму.
  6. Дети рассказывают стихотворение  с помощью пиктограммы.

 

Лучшим вариантом можно считать, когда дети сами рисуют или выкладывают опорные картинки.

 

Дети  с  удовольствием  рассказывают  стихи  по  своим  нарисованным картинкам. Этот  вид  работ  можно  проводить  воспитателям в вечерние  часы,  и  может  быть рекомендован  родителям  для  игр с детьми дома.

 

Литература:

  1. КорвяковаН. Ф. Применение пиктограмм в работе с детьми с особыми потребностями // Проблемы патологии развития и распада речевой функции. – СПб., 1999.
  2. Развитие  опосредованной памяти  при     заучивании стихов   с помощью зрительных опор / М.Н. Бакаева// Логопед. -  2011. - № 7. – 120с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_metoda_piktogramm_v_rabote_s_doshkolnikami.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ.

 «Использование метода пиктограмм в работе с дошкольниками»

Пиктограмма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

«Если учить ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти слова – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». К.Д.Ушинский.

Пиктограмма – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Актуальность использования пиктограмм:

- дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

- применение символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

- применяя пиктограммы, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Очень широко применяется этот метод в работе с дети страдающих речевым недоразвитием, они имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в когнитивном (развитие всех видов мыслительных процессов) и эмоциональном развитии ребенка и являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить всестороннее развитие ребенка, а также активизировать его участие в педагогическом процессе и тем самым способствовать интеграции  детей с тяжёлыми речевыми нарушениями в широкий социум.

Эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность такого ребенка в общении, является метод пиктограмм.

Пиктограммы являются средством общения. Использование метода пиктограмм  позволяет педагогу сохранить у ребёнка имеющего тяжёлое речевое нарушение мотивацию и желание общаться.

Психологические исследования показали, что использование пиктограмм способствуют развитию слуховой  памяти и делают процесс  заучивания стихотворения более осмысленным и интересным.

Работу с пиктограммой при заучивании стихотворения строится по следующему алгоритму:

  1. Выразительно читаем стихотворение.
  2. Объясняются непонятные слова.
  3. Выделяются в каждой строке главное ключевое слово.
  4. Представляем его в виде символа или рисунка.
  5. Читаем стихотворение еще раз, уже используя пиктограмму.
  6. Дети рассказывают стихотворение  с помощью пиктограммы.

Лучшим вариантом можно считать, когда дети сами рисуют или выкладывают опорные картинки.

Дети  с  удовольствием  рассказывают  стихи  по  своим  нарисованным картинкам. Этот  вид  работ  можно  проводить  воспитателям в вечерние  часы,  и  может  быть рекомендован  родителям  для  игр с детьми дома.

Литература:

  1. КорвяковаН. Ф. Применение пиктограмм в работе с детьми с особыми потребностями // Проблемы патологии развития и распада речевой функции. – СПб., 1999.
  2. Развитие  опосредованной памяти  при     заучивании стихов   с помощью зрительных опор / М.Н. Бакаева// Логопед. -  2011. - № 7. – 120с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для учителей-логопедов дошкольных учреждений на тему «Использование метода пиктограмм в работе с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения»

Данная работа представляет интерес для воспитателей, учителей-логопедов, родителей. Работа посвещена методу пиктограмм,и его использованию в работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи....

Конспект занятия для педагогов ДОУ «Использование метода релаксации в работе воспитателя»

В занятии раскрываются некоторые методы релаксации, которые воспитатель может использовать в работе с детьми....

Консультация для воспитателей "Использование методов кинезиологии в работе с дошкольниками"

Консультация для воспитателей "Использование методов кинезиологии в работе с дошкольниками"....

Консультация для педагогов ДОУ "Использование экологических сказок в работе с дошкольниками"

Сказки- незаменимый помощник в работе с детьми дошкольного возраста. Они учат, расширяют кругозор, воспитывают моральные качества. Педагоги доу используют сказки в разных видах своей деятельности. Нез...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование метода мнемотехники в развитии речи дошкольников».

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование метода мнемотехники в развитии речи дошкольников»....

Консультация для воспитателей "Использование методов кинезиологии в работе с дошкольниками"

Цель занятия: развитие межполушарного взаимодействия; синхронизация работы полушарий ; устранение дезадаптации в процессе обучения; развитие мелкой моторики; развитие умственных способностей; развитие...

Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение».Д. Ро...