Консультация для педагогов ДОУ "Использование экологических сказок в работе с дошкольниками"
методическая разработка (старшая группа)

Сказки- незаменимый помощник в работе с детьми дошкольного возраста. Они учат, расширяют кругозор, воспитывают моральные качества. Педагоги доу используют сказки в разных видах своей деятельности. Незаменимыми они будут и в экологическом воспитании. дошкольников. В консультации указаны различные виды экологических сказок в работе с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей ДОУ

«Использование экологических сказок в работе с дошкольниками»

«Не бойся сказок, бойся лжи.

А сказка? Сказка не обманет.

Ребенку сказку расскажи –

На свете правды больше станет!»

(В. Берестов)

В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологии. Популярный еще недавно лозунг «Победить природу!» Сменился призывами понять, сберечь и преумножить её богатства.

 Фундамент экологической культуры нужно закладывать с раннего детства.  По словам В.А. Сухомлинского «мир, окружающий ребенка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой» А экологическое воспитание в детском саду по своему содержанию шире, чем только природоохранная работа. Это и усвоение детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, осознании влияния человека на природу. А результатом такой работы должны быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно защищать, чувствовать причастность к благополучию в природе.

 Научность и достоверность – один из главных принципов экологического воспитания. Но иногда у воспитателей возникают затруднения в том, как доступно донести детям зачастую сухие и строгие научные факты. Вот тогда на помощь педагогам приходят экологические сказки. Именно сказки близки и понятны детям и являются их незаменимым спутником с самого раннего возраста. Они не только развлекают, но и учат, расширяют кругозор, творчество, доступно объясняют суть проблемы.

Каковы же особенности экологических сказок?

*Значительная переработка сведений, получаемых из природного окружения.

*Краткость изложенных материалов, облегчающих рассказывание и слушание.

 *Активное развитие действий.

*Употребление стереотипных выражений, позволяющих детям запомнить определенные термины.

Новизна сюжета, необычные персонажи, их действия и конечные результаты определяют интерес детей к экологическим сказкам. Большую роль играют и доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами загадочности. Занимательная форма помогает раскрыть сложные явления природы, помогает ребятам стать верными её друзьями и защитниками.

 В экологической работе с детьми прекрасно помогают авторских сказок (писателей Г. Сладкова, Е Чарушина, Г. Скребицкого , В. Бианки  и т.д.)   Животные в них разговаривают на человеческом языке и в доступной для детского восприятия форме рассказывают им о своих проблемах, раскрывают свои тайны и секреты. Такие сказки учат детей по новому относиться к окружающей их природе, замечать в ней что-то новое, интересное, что раньше было обыденным и мало заметным.

Особенное место занимают сказки, написанные совместно с воспитателем или самими детьми. Они помогают понять интерес ребенка. Эти сказки создаются как на основе известного литературного произведения, так и на основе личного опыта.

В какой-то степени такое творчество может считаться компенсацией за невозможность активно воздействовать на окружающую природную среду. Но закладывает у ребят начальные формы осознанного правильного отношения к природе, интерес к её познанию, сочувствие ко всему живому.  И тогда есть надежда, что они вырастут ответственными, мудрыми и экологически мыслящими людьми,  исправят  ошибки, допущенные предыдущими поколениями, спасут  такую хрупкую и беззащитную нашу планету Земля!

                                                         ПРИЛОЖЕНИЕ.

Экологическая сказка «Одуванчики» (написана совместно воспитателем и детьми старшей группы)

Ночью прошел теплый дождь, он умыл землю, напоил все растения. К утру небольшой газон перед многоэтажным домом изменился. Одновременно на нем расцвели много-много одуванчиков. Как- будто солнышко вывело погулять своих деток, а они радовались теплому дню, ласковому солнцу и поворачивали к нему свои головки.

Все, кто проходил мимо «золотого» газона улыбались, глядя на него.

Из дома выбежала маленькая девочка. В своем нарядном платье, с огромным бантом на голове она была похожа на маленькую принцессу. Девочка тоже заметила «золотые» цветы. «Я сплету из них красивый венок!»-

Решила она и стала бегать по газону и рвать охапками одуванчики.

«Зачем ты губишь цветы?» - шелестел ветерок, жужжали пчелы, чирикали воробьи. Но девочка никого не слушала, а рвала и рвала цветы.

Когда у людей бывают раны, из них течет кровь. Из сорванных стеблей одуванчиков тоже текла «кровь» – белое молочко, которое чернело, когда одуванчики гибли. Им было больно, но они не могли ни убежать, ни защититься. Девочка все вплетала и вплетала в венок цветы, белое молочко темнело, одуванчики вяли и умирали. Девочке не понравился венок из вялых поблекших цветов. Она отбросила его в сторону, а оставшуюся охапку цветов зло растоптала на асфальте и убежала домой.

Посмотрев на свои руки и одежду, черные от «крови» погибших цветов, девочка увидела, что из прекрасной принцессы превратилась в злую замарашку.

А солнышко, увидев с неба, что случилось с его детками, загоревало и спряталось за тучку.



Предварительный просмотр:

Развлечение «Путешествие в Разноцветный город»

                                       для детей старшей группы.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы.

Цель: Вызвать у детей интерес к нетрадиционным видам рисования и желание заниматься ими.

Задачи: Развивать желание экспериментировать.                                                                 * формировать знания, умения и навыки использования различных техник нетрадиционного рисования и материалов.                                                                                                                                                    * развивать творческую активность, эстетический вкус, чувство цвета, композиции.                                                                                                                                   * Формировать социально-коммуникативные умения и навыки.                                                * Воспитывать желание добиваться положительного результата своим трудом.

Предварительная работа: экспериментирование с красками                                                         ( смешивание для получения новых цветов и оттенков , теплых и холодных тонов), знакомство с приемами нетрадиционного рисования: «кляксография», «монотипия», рисование печатками, тычкам ,смятой бумагой, поролоном, при помощи трафаретов.

Материал: гуашь, акварель, кисти, пластиковые ложки, трубочки, смятая бумага, печатки, тычки, кусочки поролона, « цветочный коврик», цветы, «кляксы» (вырезанные из бумаги ), интерактивная доска, костюмы Художника и Кляксы. Муз. Композиция «Оранжевая песенка» сл. А.Арканова  муз.К. Певзнер.

Ход:                                                                                                                                              ( Стук в дверь, появляется Художник)                                                              

Художник :  Здравствуйте, ребята, я -  добрый и веселый Художник, живу в  стране, которая называется – «Рисовландия».                                                      

Рисовландия – волшебная страна,                                                                                              Она открытий и чудес полна.                                                                                               Художником здесь каждый может стать,                                                                                                                       Лишь нужно кисть и краски в руки взять!                                                                                        Ребята, а вы любите рисовать? (ответы детей). Тогда я приглашаю вас в увлекательное путешествие по этой стране. Вы готовы?  Тогда сейчас мы отправимся в «Разноцветный город». Но попасть туда сможет лишь тот, кто назовет три самых главных цвета и раскроет их секрет. ( если дети затрудняются, художник помогает им вспомнить основные цвета : красный, синий, желтый).                                                                                                            Художник: Ребята, возьмите в руки кисти и краски и попробуйте отгадать мою загадку:                                                                                                                                 «Три цвета, три цвета, три цвета.                                                                                 Ребята, не мало ли это?                                                                                                                                А где нам зеленый, оранжевый взять?                                                                                                 А если нам краски по парам смешать?                                                                                           Из синего с красной, вот этой                                                                                                          Получим мы цвет…….. (ответ детей: фиолетовый)                                                                                                                        А синий мы с желтым смешаем,                                                                                             Какой же мы цвет получаем ? (ответ детей: зеленый)                                                                                                                                        А красный плюс желтый, для всех не секрет,                                                                 Дадут нам , конечно,…. ( ответ детей: оранжевый цвет).                                                                                    Молодцы! Все справились! Значит путь открыт! Сейчас я взмахну волшебной кисточкой……и мы окажемся на «Оранжевой улице»                                    «Разноцветного города» ( на интерактивной доске появляется изображение оранжевых домов, деревьев и др. ) Жители этой улицы очень любят оранжевый цвет и рисуют только им, а еще они большие фантазеры и выдумщики : рисуют всем подряд и даже обходятся без кисточек. Давайте и мы попробуем нарисовать оранжевые картинки, выбирайте, чем вы будете рисовать. ( дети по желанию выбирают материл : тычки, печатки, смятую бумагу, трафареты, кусочки поролона и т.д.и рисуют небольшие предметы оранжевым цветом .  Работа сопровождается муз. композицией «Оранжевая песенка»)                                                                                                                                             Художник: Какие яркие и радостные рисунки у вас получились, я думаю, они очень понравятся жителям Оранжевой улицы!                                                                                                 А мы отправляемся дальше, на Цветочную площадь.                                                               (дети идут за Художником)                                                                                                Художник: Но что это? Ничего не понимаю! Почему здесь все в черных, некрасивых кляксах? Откуда они здесь?                                                                                                 (минусовка  к песне Э. Калашниковой  «Клякса-вакса» входит Клякса)                                                                                                                                             Клякса: А это я постаралась ! Ха-ха-ха! Правда, красиво? Обожаю черный цвет! Терпеть не могу ваши белые ромашки, красные маки, синие васильки! Фу, какая гадость! Придет время и я все, все, все здесь запачкаю!                                                                                                  Художник: Очень жаль, Клякса, что ты только черный цвет любишь!   Вот мы с ребятами с другими кляксами знакомы: они разноцветные, яркие и очень красивые!                                                                                                                                   Клякса: Не правда, таких не бывает!                                                                          Художник: Правда! Сейчас мы с ребятами тебе докажем, что из клякс могут получиться и сказочные цветы, и чудесные бабочки , и веселые зверюшки, нужно только проявить фантазию и воображение. Давайте, ребята, покажем Кляксе, что мы умеем !                                                                                                                                 (дети выполняют работу в техниках «кляксография», «монотипия»)                             Клякса наблюдает за работой детей, удивляется.                                                                      Клякса: Да, вы правы, разноцветные кляксы намного красивее! И рисунки у вас получились яркие, веселые! Так и быть, не буду больше вредничать! Только вы мне помогите здесь все убрать!                                                                                                               (дети помогают убирать кляксы) . На интерактивной доске появляется изображение разных цветов.                                                                                                             Художник: Раз уж мы находимся в таком красивом месте, давайте соберем здесь красивые букеты: мальчики – из цветов холодных тонов, девочки – теплых. ( Игра «Собери букет»).                                                                                                                         Клякса: Ой, удивили вы меня! Какие вы ловкие да умелые! За это я вам добрый совет дам, я в детстве всегда так делала:                                                                                                  «Если вас поймала мама                                                                                                                       За любимым вашим делом,                                                                                           Например, за рисованием                                                                                                                 В коридоре на обоях,                                                                                                                        Объясните ей, что это -                                                                                                                    Ваш сюрприз к 8 Марта -                                                                                                                Называется картинка                                                                                                          «Милой мамочки портрет»                                                                                                  (Г.Остер «Вредные советы»)                                                                                                                                                               Художник: Ребята, как вы думаете, правильный совет вам Клякса дала? (ответы детей) . Вот видишь, Клякса, ты опять все делаешь не так!                                                                                                                            Клякса: А как надо?                                                                                                                                Художник: Послушай наших ребят!                                                                                                                                                                                                     Ребенок:                                                                                                                                                      Хоть рисовать учиться важно,                                                                                                         Но только на листах бумажных,                                                                                                                                    Обои в доме не годятся,                                                                                                                                   Чтобы на них тренироваться!                                                                                                                Ведь ты испортишь все вокруг!                                                                                                        Не делай больше так, мой друг!                                                                                                                                          Клякса: Совсем вы меня перевоспитали, за это я хочу подарить вам подарки,                        а что, отгадайте сами:                                                                                                                                * По бумаге я бегу, все умею, все могу:                                                                                                               Хочешь – домик нарисую, хочешь – елочку в снегу!                                                               Хочешь – дядю, хочешь – сад.                                                                                                                                                                                                                                         Мне любой ребенок рад! (Карандаш)                                                                                                                         * Разноцветные сестрички заскучали без водички.                                                                   Дядя длинный и худой носит воду бородой.                                                                                                А сестрички вместе с ним, нарисуют дом и дым! (Краски, кисть)                                  Клякса: Все правильно отгадали, а вот вам и мои  подарки!                                                         (дарит детям карандаши , краски).                                                                                                                                                                                             Художник: А чтобы вам было где рисовать, я вам подарю красивые альбомы!                                                                                                                                 Вот и закончилось наше путешествие в Разноцветный город, но знакомство со страной Рисовландией – нет!  Мы побываем здесь еще не один раз, узнаем много нового, интересного. А может кто-то из вас захочет стать жителем этой страны – настоящим художником!  Поэтому, я с вами не прощаюсь, а говорю: «До новой встречи!»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Использование театральной деятельности в работе с дошкольниками в группе ЗПР»

Консультация для педагогов «Использование театральной деятельности в работе  с дошкольниками в группе ЗПР»...

Консультация для педагогов "Использование интерактивной доски в работе с дошкольниками"

В данном материале описываются возможности работы с интерактивной доской в ДОУ....

Консультация для педагогов «Интеграция образовательных областей в работе с дошкольниками»

Выступление на педагогическом совете по теме:«Интеграция образовательных областей в работе с дошкольниками»(Связь музыки и математики)...

Консультация для педагогов "Использование игровых технологий в работе с дошкольниками. Квест-приключенческая игра для детей""

     Консультация для педагогов "Использование игровых технологий в работе с дошкольниками.                       ...

Консультация для педагогов-Применение кинетического песка в работе с дошкольниками

Консультация для педагогов.«Применение кинетического песка в работе с дошкольниками».  Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!К.Д. Ушинский  В последне...

Консультация для педагогов «Использование компьютерных технологий в работе с дошкольниками».

Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе, и в сфере дошкольного образования.            Мно...

Консультация для педагогов «Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками».

Повышение уровня профессиональных знаний у педагогов методом проблемных ситуаций в работе с дошкольниками....