Самообразование на тему "Развитие творческих способностей посредством кукольного театра"
материал

Саммобразование для педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_v.g._2020.docx35.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха

Детский сад №11 «Синичка»

Самообразование по теме:

«Развитие творческих способностей посредством кукольного театра».

                                                                                      Подготовила воспитатель:

Дорофеева Вера Григорьевна

2020-2021 уч. г.

План профессионального самообразования воспитателя

Тема:  «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность».

Цель:

  • повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
  • развитие творческих способностей детей среднего возраста средствами кукольного театра

Задачи:

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

  • Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
  •  Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а так же их исполнительские умения.
  • Формировать у детей простейшие образно – выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
  • Обучать элементам художественно – образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
  • Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
  • Обучать работе с пальчиковыми куклами.
  • Сплотить детский коллектив
  •  Развивать у детей интерес к театрально – игровой деятельности.

Срок реализации: 2020 -2021 год.

Актуальность темы:

 

    Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное наслаждение. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Этапы работы.

Раздел плана

Содержание работы

Теоретический этап

Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы:

  • Агапова И.А. Давыдова М.А. Театральные занятия и игры в детском саду М. 2010.
  • Антипина Е.А. Театрализованные представления в детском саду. М. 2010.
  • Вакуленко Ю.А, Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. Волгоград 2008
  • Крюкова С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М. «Генезис» 2000.
  • Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М. 2009.
  • А.В.Щеткин Театральная деятельность в детском саду М.,» Мозаика-синтез»2010

Изучение статей в журналах:

  • «Воспитатель ДОУ»,
  • «Дошкольное воспитание»,
  •  «Ребенок в детском саду»,
  • «Обруч»

Изучение методик и технологий педагогов в Интернете

Изучение опыта педагогов ДОУ

Разрабатывание  плана второго года обучения «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность.

Практический этап

Работа с детьми:

  • Беседа: «Что такое театр?  Цель: Познакомить детей с волшебным миром театра, с видом зданий театра - современных и прошлых лет; дать понятия: сцена, оркестровая яма, зрительный зал. Познакомить с миром театральных профессий, познакомить с профессией актера и режиссера, рассказать, чем они занимаются, как проходят репетиции.

Материал: презентация о театре, фото наших театров – кукольного и драматического.

  • Упражнение «Расскажи потешку» Цель: учить с помощью театральных кукол произносить знакомые потешки, отражая характер обыгрываемого героя, развивать выразительность речи.
  • Упражнение «Кто как двигается»  Цель: учить узнавать, называть и отражать с помощью движений животное, его характер. Закрепить умение придумывать несложный сюжет и обыграть его (встреча, знакомство, игра, ссора, примирение, дружба). Развивать фантазию.
  • Игра «День рождения» Цель. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Ход игры. С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили дарить.

  • «В сказки мы играем, чувства изучаем».  Цель: знакомство со сказкой «Пых», ответы на вопросы по содержанию.
  • Игровые разминки на передачу эмоций персонажей перед зеркалом; обсуждение характеров и настроений получившихся персонажей.
  • Драматизация сказки «Пых». Цель:  помочь детям побороть стеснительность, развивать артистические способности, выразительность речи, выразительность движений.
  • Игра на развитие двигательных способностей:
  • «Снеговик» Цель: развивать умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса. Ход игры. Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к ругу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь.
  • Этюд «Дикие животные зимой». Чувствовать и понимать эмоциональное состояние персонажа. Проявлять инициативу и самостоятельности в выборе средств перевоплощения; экспериментировать при создании образа.
  • Театрализованная игра «Дед Мороз и лесные звери». Использовать различные средства выразительности речи, мимику, пластику для передачи характера и особенностей поведения персонажей - лесных зверей.
  • Разыгрывание сценки «Приключение в лесу» Экспериментирование при создании одного и того же образа, обсуждение характеров и настроений получившихся персонажей.
  • Игра «Бабушка Маланья» Цель: Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.
  • Игра «Доскажи словечко» Цель. Тренировать четкое произношение согласных на конце слова, учить детей подбирать рифму к словам.
  • Знакомство с р. н. сказкой «Лисичка со скалочкой», ответы на вопросы по содержанию.

Игровые разминки на передачу эмоций и развитие выразительности движений.

Разыгрывание эпизодов по ролям.

  • Театрализованная игра по сказке «Лисичка со скалочкой». Цель: Разыгрывание представления по знакомым литературным произведениям. Чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя. Вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
  • Этюд на интонационную выразительность: «Позови Снегурушку угрюмо, радостно, шепотом, приветливо… »
  • Знакомство с русской народной сказкой «Снегурушка», ответы на вопросы по содержанию
  • Театрализованная игра по р. н. сказке «Снегурушка». Развивать выразительность речи, подбирать средства выразительности движений в соответствии с сюжетом.
  • Импровизация - выбор героя, придумывание истории (какое у него настроение, почему). Стараться передавать эмоциональное состояние своего героя.
  • Этюды на выражение эмоции «Маме улыбаемся», «Мама рассердилась» Цель: развивать умение детей выразительно двигаться, выражать свои эмоции с помощью мимики.
  • Знакомство со сказкой В. Сутеева «Под грибом»
  • Игра-пантомима «Угадай, кто просился под грибок»  Цель: развивать пантомимические навыки
  • Драматизация сказки В.Сутеева «Под грибом».
  • Показ сказки мамам.  Цель: развивать артистические способности у детей,  память и внимание, воспитывать желание доставить удовольствие своим выступлением родителям.
  • Проговаривание диалогических скороговорок:

-Расскажите про покупки.

-Про какие про покупки?

-Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь!».

Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я       буду тише».

  • Знакомство со сказкой В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» Цель: воспитывать умение следить за развитием действий, привлекать к рассказыванию сказки, передавать характер и эмоциональное состояние выбранного персонажа.
  • Пантомимические этюды (озорной щенок, гордый петушок, пугливый мышонок, злая собака) »  Цель: развивать пантомимические навыки
  • Упражнение «Не вы ли «мяу-мяу» говорили?» Цель: упражнять в интонировании диалогов
  • Драматизация сказки В.Сутеева «Кто сказал «мяу»?»
  • Показ сказки детям младших групп. Цель: развивать артистические способности у детей, воспитывать дружеские взаимоотношения, желание доставить малышам радость.
  • Театр кукол из ладошки. Изготовление игрушек-варежек для сказки «Теремок на новый лад» Цель: Учить детей, используя технику художественного приема аппликации, сделать объемные игрушки-варежки.
  • Сказка «Теремок на новый лад» - воспитывать умение следить за развитием действий, привлекать к рассказыванию сказки, передавать характер и эмоциональное состояние выбранного персонажа
  • Театрализованная игра по сказке «Теремок на новый лад»  Цель: изображать характерные особенности поведения персонажей

Работа с родителями:

  • Анкетирование родителей на тему:

 «Ваше отношение к театрализованной деятельности»

  • Консультация для родителей «Театрализованная игра – источник творчества и самовыражения  дошкольников»
  • Оформление папки – передвижки «Правила поведения родителей на детском празднике»
  • Мастер-класс для родителей «Приобщение к театрализованной деятельности»
  • Консультация для родителей: «Кукольный театр дома
  • Изготовление совместно с родителями необходимых атрибутов для театральной деятельности.
  • Консультация для родителей: «Значение театральной деятельности в развитии речи дошкольника».

Советы родителям:

  • Что делать, если ребенок боится публичных выступлений?
  • Как правильно учить стихи с ребенком?
  • Развиваем читательский интерес.
  • Играем в сказку дома.

Обогащение предметно – развивающей среды

Изготовление атрибутов для игры в театр.

Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: настольный, теневой, пальчиковый, варежковый театр).

Изготовление мнемотаблиц по сказкам.

 Дидактические игры («Придумай сказку», «Разложи по порядку», «Театр настроений», «Четвертый лишний», «Узнай по контуру»  и т. д.) .

Дидактические игры («Солнечные и пасмурные деньки», «Радужный хоровод», «Цыплята», «Разложи по порядку», «Нарисовать ряд», «Клоуны и шары», «Продолжи узор», «Нарисуй орнамент» ит. д.) .

Отчёт по теме самообразования

Обобщение своей работы на педсовете ДОУ;

Проведение открытого мероприятия для педагогов ДОУ


Список изучаемой литературы для работы по театрализованной деятельности:

  1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. -  М.: РОСМЭН, 2000.
  3. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
  4. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб: Речь, 2005.
  6. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.
  7. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
  8. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам. - М.: Просвещение, 1969.
  9. Карпов А.В. Мудрые зайцы, или как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб: Речь, 2008.
  10. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001.
  11. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. -  М.: ТЦ        Сфера, 2001.

12. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. – М.: АРКТИ, 2001.

13.  Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.

14. Рахно М.О. Домашний кукольный театр. -  Ростов Н/Д.: Феникс, 2008.

15. Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. - М.: Мнемозина, 1995.

16. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб: Речь; М.: ТЦ Сфера, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете. Активизация творческих способностей детей посредством кукольного театра

Театр входит в жизнь ребенка с раннего дества, выявляет творческие спобобности детей, помогает обобщить жизненный опыт, развивает речь, прививает любовь к искусству....

статья на темуРазвитие творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования пейзажа.

Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования пейзажа. ...

Развитие творческих способностей детей посредством кукольного театра.

Развитие творческих способностей детей посредством кукольного театра....

Развитие творческих способностей детей посредством кукольного театра.

     Важное значение в повседневной жизни занимает театральная деятельность, она может быть распределена в разные режимные моменты....

Развитие творческих способностей детей раннего возраста посредством кукольного театра

ldquo; Развитие творческих способностей у детей раннего возраста посредством кукольного театра.  “ Задачи и цели : ...

09. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством кукольного театра

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством кукольного театра...