Статья на тему: «Особенности формирования взаимоотношений детей старшего и среднего дошкольного возраста»
статья

Кондратюк  Анастасия Евгеньевна

Огромное значение и актуальность приобретает изучение дошкольника в системе его взаимоотношений со сверстниками в группе детского сада, так как дошкольный возраст – самый ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, главным образом влияющее на становление его личности .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.67 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Байкова Анастасия Евгеньвна

Воспитатель

ГБДОУ «Детский сад № 28»

Особенности формирования взаимоотношений детей старшего и среднего дошкольного возраста

          Важное место среди внешних воздействий, влияющих на развитие ребенка, занимает его среда, та общая ситуация в которой он развивается. Рассмотрим, как меняется структура системы отношений у детей старшего дошкольного возраста.

        Как пишет Л.С. Выготский, старший дошкольный возраст – это особый период в жизни ребенка, который выделился сравнительно недавно. У дошкольника имеется две сферы социальных отношений: "ребенок – взрослый" и "ребенок – дети". В детском учреждении возникает новая структура этих отношений. У ребенка старшего дошкольного возраста система "ребенок – взрослый" дифференцируется: "ребенок – воспитатель" и "ребенок – родители". Система "ребенок – воспитатель" начинает определять отношение ребенка к родителям и отношения ребенка к воспитателю. Далее, система "ребенок – воспитатель" становится центром жизни ребенка, от неё зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий:

        Впервые отношение "ребенок – воспитатель" становится "ребенок – общество". Ситуация "ребенок – воспитатель" пронизывает всю жизнь ребенка. Если на занятиях в детском саду и в отношениях с воспитателем все хорошо, значит, и дома хорошо, и с детьми тоже хорошо.

         Высшие психические функции, согласно Л.С. Выготскому, происходят из совместной деятельности, из формы коллективных взаимоотношений и взаимодействий. Психологическая природа человека представляет собой совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами её структуры, - писал Л.С. Выготский. Таким образом, взаимные отношения при распределении деятельности и взаимном обмене способами действий составляют психологическую основу и являются движущей силой развития собственной активности индивида.

       Цукерман Г.А. исследовала роль кооперации со сверстниками. Ею были получены экспериментальные данные о том, что дети, работающие в форме совместной работы в группе, в два раза лучше оценивают свои возможности и уровень знаний, то есть у них более успешно формируются рефлексивные действия. Вывод о том, что дети лучше осваивают новые навыки и умения в совместной работе со сверстниками, чем с взрослыми, согласуется с мнением Ж. Пиаже, который в общении индивида выделял отношения со сверстниками и противопоставлял их отношениям "ребенок – взрослый". Пиаже Ж. утверждал, что такие качества, как терпимость, критичность, умение принять точку зрения другого, развивается только при общении детей между собой.                 При кооперации со сверстниками ситуация равноправного общения дает опыт контрольно – оценочных действий и высказываний.

     В процессе совместной деятельности дети неминуемо вступают между собой в эмоциональный личный контакт. Внутренней основой личных взаимоотношений между людьми является потребность в общении. По мере взросления ребенка растет и потребность в общении, которая сама претерпевает с возрастом глубокие изменения. Она удовлетворяется разными детьми неодинаково. Это обусловлено тем, что для каждого человека в группе возникает своя неповторимая ситуация общения, своя микросреда. Каждый член группы занимает особое положение и в системе личных и в системе деловых отношений.  Характерно, что дошкольники вначале даже как будто избегают непосредственных контактов с другими детьми (если, конечно, среди них нет соседей по дому или семейных знакомых). Этот контакт осуществляется через педагога. Если, например, кто-нибудь из воспитанников забыл принести, в сад свою любимую игрушку, а ему хочется играть, то он не обращается к другим детям с просьбой дать ему другую игрушку, ребенок обычно сидит и молчит, иногда плачет, надеясь, что воспитательница заметит его бедственное положение. Воспитатель, узнав, в чем дело, обращается к детям, с просьбой, поделиться своими игрушками. Ребенок, у которого есть свободная игрушка, не отдает её товарищу сам. Он подает игрушку воспитателю, которая и передает её ребенку. Этот пример, о котором рассказал профессор Н.Ф. Добрынин, свидетельствует о том, что первое время каждый ребенок как бы ""сам по себе"" Позицию воспитанника, которую он, может быть, и не осознает, можно выразить так: "Я и моя воспитательница".

      Постепенно воспитатель приучает детей помогать товарищам, учит вступать их в непосредственные контакты друг с другом. В следующий раз она уже не берет сама нужный предмет, а предлагает ребятам самим поделиться друг с другом. Постепенно дети начинают все больше осознавать себя частью целой группы. Теперь позиция ребенка может быть охарактеризована позицией: "Мы и наша воспитательница". Появляется гордость за свою группу, стремление украсить ее как можно лучшее. Эти первые ростки коллективизма необходимо укреплять и развивать. Очень большое значение уже на первых этапах формирования коллектива имеет создание жизнеспособной его структуры.

       Нужно разбивать коллектив на более мелкие единицы и правильно распределять общественные поручения. Как упоминалось выше, старшие дошкольники – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских отношений. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важных задач развития на этом возрастном этапе. Если у ребенка к 5 – 6 летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем – либо из сверстников, это значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесниками, поддерживать отношения продолжительное время, это значит также, что общение с ним кому-то важно и интересно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Богуславская Н. Е. Веселый этикет: развитие коммуникативных способностей ребенка. - Екатеринбург: АРГО 2007. - с. 191

2. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

3. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2005, № 11, с. 3-10.

4. Котырло В. К. Роль дошкольного воспитания в формировании личности. Киев, 2007.

5. Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. М., 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: « Особенности конструирования предметов из ЛЕГО детьми среднего дошкольного возраста».

Средний возраст детей – это возраст игры. Малыш, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Необходимость постоянного внимания к игре детей со стороны взрослых обусловлена тем,...

Тема: «Возрастные особенности формирования фонематических процессов у дошкольников» (средний дошкольный возраст)

Консультация для педагогов  Тема: «Возрастные особенности формирования фонематических процессов у дошкольников»(средний дошкольный возраст)...

Педагогический опыт работы Романенко Натальи Олеговны по теме «Формирование у детей младшего и среднего дошкольного возраста экологической культуры при использовании приёмов активизации умственной деятельности»

Любовь к Родине начинается с любви к природе, заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления ...

Зелёная страница. Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего и среднего дошкольного возраста от 4 до 7 лет на тему: «Волшебный мир насекомых».

Интегрированное занятие "Зелёная страница" предназначена для музыкальных руководителей и воспитателей детского сада. В занятие включены песни, танцы, стихи, игровой материал. Для проведения ...

Статья на тему: «Особенности познавательного развития детей старшей группы»

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Познавательная активность ребенка с его ростом и развитием все больше начинает тяготеть к познаватель...

Статья на тему: «Особенности познавательного развития детей старшей группы»

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Познавательная активность ребенка с его ростом и развитием все больше начинает тяготеть к познаватель...