Занятие – игра по правовому воспитанию "Путешествие в Простоквашино" для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Елена Несмеева

Одно из наиболее важных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и в частности защита прав ребенка.

Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в мире взрослых, он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе и начинать работу по правовому воспитанию необходимо с дошкольного возраста, ведь уже в детстве ребенок чувствует и осознает личностью, человеком, имеющим равные с взрослым права и свободы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_-_igra_po_pravovomu_vospitaniyu_.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие – игра по правовому воспитанию "Путешествие в Простоквашино" для детей старшего дошкольного возраста

Цель: формирование основ правового сознания у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать знакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка и с Декларацией о правах человека;

- закрепить знакомые детям права ребенка и познакомить с правом на личную собственность и неприкосновенность жилища; с правом на участие ребенка в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством;

- учить детей самостоятельно находить и реализовывать права ребенка в специально созданных проблемных ситуациях на основе рассказов Э.Н. Успенского “Трое в Простоквашино”;

- обогащать словарь детей новыми словами: гражданство, личная собственность, неприкосновенность, семейные связи, свидетельство о рождении, тайна корреспонденции. 

Развивающие:

- способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;

-развивать умения рассуждать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательные контакты, координацию взаимодействия всех участников занятия – игры, умение выслушивать, принимать и учитывать мнение других. 

Ход занятия:

Зал украшен рисунками родителей и детей видения Конвенции о правах ребенка. На центральной стене расположена эмблема “Конвенция о правах ребенка”. Стулья расставлены в виде паровозика, на котором написано «Полевской – Простоквашино».

Левый угол зала оформлен в виде избы: стол, на столе самовар, на стенах фотографии дяди Федора, кота Матроскина, родителей дяди Федора.

В правом углу зала: ширма с кассами железнодорожного вокзала.

Кот Матроскин сидит на подоконнике и ест бутерброд с колбасой.

Музыкальный руководитель сидит у рояля. Дети с воспитателем заходят в зал и направляются к музыкальному руководителю.

Музыкальный руководитель: «Здравствуйте, дети! Сегодня на нашем музыкальном занятии мы с вами разучим новую песенку…»

Матроскин (перебивает): «Мяу! Все занимаетесь, да занимаетесь. Не устали?»

Воспитатель: «Да, мы каждый день занимаемся и хотим иметь большой запас знаний, чтобы потом нам было легче учиться в школе. Ведь каждый человек имеет право на что, ребята?»

Дети: «На бесплатное образование»

Матроскин: «Когда – то я жил здесь по соседству, вон в том доме, что из окна виден, на чердаке и часто приходил в ваш детский сад прогуляться, и видел, как вы занимаетесь. Даже на прогулке вас чему-нибудь учили и рассказывали так интересно, что я тоже слушал. А вы меня видели, ребята? Нет? Я – кот, а фамилия моя – Матроскин. А вот я вас всех знаю (называет детей по именам)»

Воспитатель: «Да, у каждого ребенка есть имя и фамилия. Ребята, объясните коту Матроскину, почему?»

Дети: «Каждый ребенок с рождения имеет право на имя, фамилию и гражданство»

Матроскин: «А что такое гражданство?»

Дети: «Это та страна, в которой ты родился»

Матроскин: «А где вы родились и живете?»

Дети: «В России»

Воспитатель: «Да, мы все имеем российское гражданство. Мы – граждане России, Российской Федерации»

Матроскин: «Какие вы умные, так много знаете. Это, конечно, хорошо получать знания, чтобы потом стать полезным членом общества. Вот я раньше, когда жил на чердаке, тоже был необразованный котом. А когда я познакомился с дядей Федором, то он меня даже научил писать и читать. И теперь – я самый умный кот в округе. И живу я сейчас в деревне Простоквашино вместе с дядей Федором и Шариком в большом красивом доме. Мы его сами выбрали, он ничей был. Помыли, покрасили, у нас даже телевизор есть. А еще огород и корова с теленочком Гаврюшей. Дядя Федор сказал, что у нас есть право на …, ой, забыл!»

Воспитатель: «Ребята, вы ведь тоже живете в своих квартирах, у вас тоже есть свои личные вещи. Сережа, вот у тебя какие есть лично твои вещи?»

Сережа: «Игрушки, книжки, моя кроватка, зубная щетка…»

Воспитатель: «А может кто-то чужой зайти в вашу квартиру и забрать себе вашу игрушку?»

Дети: «Нет, потому что мы имеем право на личную собственность и неприкосновенность жилища»

Матроскин: «Ой, как много нового я узнал, что немного даже устал. Отдохнуть даже захотелось. Ой! Придумал!! А хотите поехать к нам в гости в Простоквашино? У нас там такой экологически чистый воздух и продукты свежие. А вы имеете право на отдых?»

Дети: «Да!»

Матроскин: «Вот здорово! Тогда пойдемте скорее на вокзал покупать билеты на поезд»

Воспитатель и дети подходят к ширме «Кассы», слышится голос из репродуктора: «Внимание! Скорый поезд «Полевской – Простоквашино!» отправляется с 4 перрона через 5 минут». Дети и воспитатель рассаживаются на стульчики, звучит музыка, дети имитируют поездку в поезде.

Матроскин: «Приехали! А вот и наш дом» (стучит в дверь)

Грачонок (игрушка в окне): «Кто там?» 

Матроскин: «Галчонок, это я! А со мной мои друзья. Проходите, пожалуйста, в дом, располагайтесь поудобнее»

Воспитатель: «Матроскин, а где же твои друзья?»

Матроскин: Шарик ушел в лес с ружьем на фотоохоту, а дядя Федор уехал в гости в город к своим родителям. Скучно без него. Вот я, лично, не хотел его отпускать, потому что мне скучно. В следующий раз он соберется, а я его не отпущу к его родителям»

Воспитатель: «Дети, правильно поступит кот Матроскин, если не отпустит дядю Федора?»

Дети: «Нет, неправильно»

Воспитатель: «Конечно, неправильно. Ребенок не должен быть разлучен со своими мамой и папой, потому что он имеет право на семейные связи. Ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей в атмосфере любви. Ребята, а ваши папы и мамы вас любят. Как вы чувствуете любовь, как она проявляется по отношению к вам?»

Дети: «Заботятся о нас, целуют нас на ночь, покупают одежду, игрушки»

Матроскин: «Меня тоже дядя Федор любит, он мне расчесывает шерсть, кормит рыбкой и колбаской»

Воспитатель: «У каждого человека, помимо прав, есть еще и обязанности перед родителями. Какие это обязанности? Кто может ответить?»

Дети: «Слушаться и не огорчать плохим поведением родителей, не разговаривать с мамой и папой грубо, помогать маме по дому, хорошо учиться в школе, а когда будем уже взрослыми, то тоже о них заботиться, потому что они уже будут старенькими»

Раздается стук в дверь.

Галчонок: «Кто там?»

Печкин: «Это я, почтальон Печкин, принес вам письмо от дяди Федора для кота Матроскина. У вас документы есть?»

Матроскин: «Вот мои документы – усы, лапы и хвост»

Печкин: «На документе печать должна быть. А где у тебя печать?»

Печкин замечает детей.

Печкин: «Я извиняюсь, а вы кто такие будете? А документы у вас есть?»

Дети: «Да»/«Нет»

Воспитатель: «Каждому человеку с момента рождения выдается документ – свидетельство о рождении (показывает свидетельство о рождении). А потом, когда ребенок подрастет, ему исполнится 14 лет, ему выдается вот такой документ (показывает свой паспорт) Дети, а вы знаете, как называется этот документ?»

Дети: «Паспорт»

Воспитатель: «Это паспорт гражданина Российской Федерации, здесь есть фотография и печать» (показывает и детям и Печкину)

Печкин: «Да, печать есть, ну тогда получите письмо»

Воспитатель берет письмо из рук Печкина.

Воспитатель: «Давайте поскорее распечатаем письмо и узнаем, что пишет дядя Федор. Давайте откроем. Ну, что? Открываем?»

Дети: «Да»/«Нет»

Матроскин: «Неправильно делаете, неправильно! Это письмо не вам адресовано, а мне. Каждый имеет право на тайну корреспонденции. И я – тоже»

Воспитатель: «А ведь правильно Матроскин говорит. Извини нас, пожалуйста, и возьми свое письмо»

Матроскин распечатывает конверт.

Матроскин: «Здравствуйте мои дорогие кот Матроскин и Шарик! Мне так грустно без вас, я сильно скучаю, но приехать не смогу. А почему, вы сможете узнать, если правильно сложите этот пазл».

Матроскин достает из конверта пазл. Дети складывают пазл и видят картинку, на которой дядя Федор изображен с градусником.

Дети: «Дядя Федор заболел, наверное, он простудился»

Матроскин: «А как же можно помочь ему побыстрее выздороветь?»

Дети: «Выпить горячее молоко с медом, вызвать врача, сделать укол, выпить таблетку, поставить горчичники и т.п.»

Воспитатель: «Да, дети, вы правильно говорите. Каждый имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья»

Входит бабушка ребенка.

Бабушка: «Здравствуйте! Еле добралась из детского сада до Простоквашино. Можно мне забрать мою внучку? У нее сегодня генеральная репетиция в кружке танцев»

Воспитатель: «Конечно, можете. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений. Ребенок имеет право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством»

Ребенок прощается и уходит с бабушкой.

Матроскин: Вот и наш Шарик осваивает искусство фотографировать красивые пейзажи и зверей. А у вас, ребята, какие развлечения проводятся в садике? (ответы детей). У меня тоже есть любимая игра, давайте поиграем?»

Проводится игра на внимание “Усы, хвост, лапы”.

Воспитатель: «Нам очень понравилось у тебя в гостях, но нам пора возвращаться в детский сад. Спасибо за гостеприимство. До свидания!»

Матроскин: «Погодите, ребята! А давайте дружить все вместе»

Воспитатель: «Ребята, давайте теперь мы всех пригласим к нам в детский сад: и дядю Федора, когда он выздоровеет, и Шарика, и кота Матроскина»

Матроскин: «С удовольствием! Я так люблю ходить в гости. Пригласите меня, когда у вас на обед рыба, а я для вас молочка свеженького прихвачу»

Дети и воспитатель прощаются, садятся на стульчики поезда и под музыку возвращаются в детский сад, идут в свою группу.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-занятие " Как вести себя в театре” для детей старшего дошкольного возраста

Познакомить детей с правилами поведения в театре. Разнообразить мир духовных интересов детей. Сформировать понятие того, что основной принцип поведения в театре и в любом общественном месте - эт...

Формирование правового и социального сознания детей старшего дошкольного возраста

Презентация деятельности по формированию у детей правового и социального сознания...

Цикл занятий "Чем занять ребенка дома". Занятие № 9 "Музыкальные игры на развитие музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста"

Уважаемые родители! На данном занятии я предлагаю вам интересные музыкальные игры на развитие музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста, позволяющие ускорить развитие музыкального слуха...

Конспект игры-занятия "Во саду ли, в огороде" для детей старшего дошкольного возраста.

Игра-занятие поможет в игровой форме познакомить ребят с понятиями "сад" и "огород". В занятии использованы такие приемы работы как: сюрпризный момент, загадки, синквейн, дидактиче...