Анализ работы по плану самообразования по темам : "«Влияние художественной литературы на развитие образной речи детей младшего возраста» 2016-2018г. "«Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность» 2018-2020г
материал
Предварительный просмотр:
Анализ по теме самообразования за 2016-2017, 2017-2018гг по теме «Влияние художественной литературы на развитие образной речи детей младшего возраста»
Для повышения своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в работе, мною была выбрана тема по самообразованию «Влияние художественной литературы на развитие образной речи детей младшего возраста».
В 2016-2017 учебном году я начала изучать данную тему, в 2017-2018г продолжила работу над данной темой.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают прежде всего, дети, теряя связь с художественным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе, потому что художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Выбранная моей тема по самообразованию связана с целью, как можно глубже познакомиться с методами, приёмами и способами работы, которые помогут развить речь детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.
У меня возник вопрос: Как повысить мотивацию дошкольников приобщения к художественной литературе?
Я определила для себя цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу использования художественной литературы как средства развития речи детей.
Определила задачи:
Изучить методическую литературу по ознакомлению с художественной литературой с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста;
Активизировать поиск нетрадиционных подходов, форм и методов речевого развития детей;
Искать эмоционально – привлекательные для детей формы использования художественной литературы как средства развития речи дошкольников;
Разработать и реализовывать план .
Применять на практике современные методы и технологии использования художественной литературы как средства развития речи дошкольников с максимальными результатами;
Сделать выводы по изучаемой проблеме. По окончании изучения данной темы планировала :
Пополнить свои теоретические и практические знания по теме самообразования, с целью успешного применения их в работе с детьми.
Работать над данной темой планировала в течение двух лет.
При работе над темой по самообразованию мной были выделены следующие этапы:
- Огранизационно – ознакомительный;
- Основной;
- Заключительный.
Первый этап включал в себя определение актуальности выбранной темы,
постановки цели и задач, планируемые результаты. Первый этап рассчитан на один год.
Основной этап и заключительный включал в себя теоретическое изучение вопроса и практическое применение его на практике, подведение итогов работы по самообразованию, оформление результатов работы, распространение опыта. Продолжительность этих двух этапов один год.
Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Детям перестали читать, а значит, не расширяется словарный запас, страдают грамотность, интеллект, эмоциональное и нравственное воспитание.
Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Многие современные дети не знают героев старых добрых сказок, предпочитая им героев блокбастеров и компьютерных игр. Конечно, у каждого времени – свои литературные герои, но неслучайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным воспитательным средством. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
Для правильной организации работы по данному направлению, я изучила методическую литературу:
1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.
2. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.
3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.
4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.
5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.
6. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998. . Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.
В первом пособии содержатся программа и методические рекомендации по приобщению детей 2–7 лет к художественной литературе. В книге представлен перечень произведений художественной литературы для чтения детям. Литературный материал подобран таким образом, чтобы обеспечить развитие художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетического вкуса, культуры восприятия произведений.
Гербова В.В. рекомендует: «Детям любого возраста по возможности следует читать каждый день (новые и уже знакомые произведения). Программные задачи необходимо решать и на занятиях, и вне их».
Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999. Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т.е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя». Воспитание будущего читателя невозможно без опоры на те мысли, переживания, настроения, которые вызывает книга у ребенка. Поэтому педагог должен знать особенности восприятия детьми художественной литературы.
Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972. Автор считает, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.
Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969. Данное пособие предназначено не только учителям, но и для воспитателей детских садов, оно является не менее полезным и интересным. Учитель, как и воспитатель влияет на своих подопечных своим примером. Его речь должна быть ясной, четкой и выразительной. Недаром А.С. Макаренко считал речь основным элементом «педагогической техники». Задача педагога поддерживать выразительность речи ребёнка, не забывая о выразительности собственной речи.
Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998. В книге раскрывается система работы по ознакомлению дошкольников всех возрастных групп с художественной литературой (сказки, рассказы, стихи, произведения малых фольклорных форм); дается методика развития словесного творчества дошкольников; представлены комплексные занятия, включающие сочетание художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности.
Интернет ресурсы:
nsportal.ru «Использование художественной литературы в формировании речевой активности дошкольников»,
moluch.ru «Возрождение традиций художественного чтения у дошкольников»;
ronl.ru «Методические рекомендации «Чтения художественной литературы»
Заключительная часть:
В результате изучения темы «Влияние художественной литературы на развитие образной речи детей младшего возраста» я пополнила свои теоретические знания, глубже познакомилась с методами, приёмами и способами работы через которые можно воспитывать у детей ценностное отношения к художественной литературе, использование которой способствует развитию речевой активности детей и успешно их применила на практике.
Вывод.
Проводимая мной работа организационно – ознакомительного этапа является методической основой для дальнейшей работы по самообразованию.
Предварительный просмотр:
Анализ по самообразованию за 2018-2019, 2019-2020г по теме: «Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность»
Наблюдая за играми дошкольников, обратила внимание на то, что дети скованны, мало эмоциональны, поэтому приняла решение изучить и применить в деятельности данную тему. Одним из путей, по которому развивается детское творчество, является мир искусства, а основой художественного творчества – детская игра. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. Именно театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроения. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Изучая эту тему, для себя я поняла, что педагоги должны создавать все необходимые условия для развития театрализованной деятельности. Среда является одним из основных средств развития личности детей, источником их индивидуальных знаний и социального опыта.
Свою работу по развитию творческих способностей через театрализованную деятельность я начала с создания предметно-пространственной среды.
Была дополнена предметно-пространственная среда в соответствии с возрастом детей: костюмы, различные виды театров, маски, ширмы, аудиозаписи классических и детских произведений, альбом «Художники-иллюстраторы», художественная и познавательная литература в соответствии с возрастом детей. В музыкальный уголок были добавлены озвученные музыкальные инструменты. Дополнена коллекция мелких игрушек для режиссёрских игр. Приобретены дидактические игры: «Любимые сказки», «Сложи сказку», «Расскажи сказку», «Сказки» (из кубиков, «Сказка за сказкой», «Истории в картинках» (последовательное составление сюжета).
Вместе с детьми мы продолжили работу над имитацией отдельных действий человека, животных, птиц. Рассмотрев альбом «Эмоции и чувства» дети показывали разные эмоции людей: радость, грусть и другие. В игровых упражнениях имитировали движения бабушки, дедушки, внучки. В подвижных играх «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Мыши и кот», «Лохматый пёс», «Наседка и цыплята» и других имитировали движения животных и птиц. С помощью физ. минуток также передавали движения животных.
В течение года работала с детьми над этюдами. Этюды – это своеобразная школа, где дети постигают основы актёрского мастерства. Вместе с детьми мы ходили по полу, как по луже, по горячему песку, перешагивали через сугробы, шли, как мышата, когда спит кот, ели воображаемую конфету и облизывались и др. С помощью этюдов дети в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. В зависимости от времени года дети имитировали, как листочки летят по ветру и падают на дорожку, как ветер поднимает снежинки, которые кружатся в воздухе.
Также в работе с детьми я использовала игры на развитие слуха («Угадай по звуку», «Угадай, кто поёт?», на развития звукоподражания («Зверята», «Кто как кричит», на формирование речи (игры с пальчиками, которые в дальнейшем помогли лучше передать характер персонажа.
С целью эмоционального восприятия в течение года дети слушали произведения устного народного творчества, литературные произведения, аудиосказки, пели песни, инсценировали их. А также рисовали и лепили сказочных героев.
В образовательной деятельности использовала театрализованную деятельность, как игровой приём и форму обучения детей, вводила персонаж, который помогал лучше усвоить те или иные знания, умения и навыки.
Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Родители оказывают помощь в разучивании ролей, созданию атрибутов для театрализованной деятельности и развивающей среды в групповом помещении. Для привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной деятельности в группе, подготовила–консультации: «Театрализованная игра – источник творчества и самовыражения дошкольников», «Кукольный театр дома», «Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника».
Проведённая мною работа по теме «Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность» принесла свои результаты:
Дети стали больше принимать участие в играх, повысилась активность и инициативность.
Через театрализованную игру дети освоили невербальные средства общения: жесты, мимика, движения.
У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества.
Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
У детей появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории.
Активизировался словарь детей, улучшилась диалогическая речь, ее выразительность.
Дети стали раскрепощаться и творить.
Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка счастливым, необходимо повысить его духовно и приобщить к творчеству, удовлетворить его внутренние желания, потребн
Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что вопрос о развитии творческих способностей через театрализованную деятельность является актуальным, и я рекомендую его использовать коллегам, уделяющим большое внимание творческому развитию дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние художественной литературы на развитие образной речи детей.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.Художественная литература открывает и объясняет ребенку ж...
План самообразования на тему: "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет"
План самообразования воспитателя...
Влияние художественной литературы на развитие образной речи детей.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.Художественная литература открывает и объясняет ребенку ж...
План работы по самообразованию на тему: «Влияние художественной литературы на развитие речи детей дошкольного возраста»
В данной методической разработке представлен план работы по теме самообразования на год. ...
самообразование по теме «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной ...
Индивидуальный план по самообразованию "Влияние художественной литературы на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста"
Речевое развитие детей выступает одной из важнейших задач дошкольного образования. Речь является основой для освоения ребенком культурно-исторического опыта, выступает как средство коммуникации, спосо...
план по самообразованию на тему: «Влияние художественной литературы на развитие речи у детей раннего дошкольного возраста». в группе раннего возраста от 1,5 до 2 лет.
план по самообразованию на тему: «Влияние художественной литературы на развитие речи у детей раннего дошкольного возраста». в группе раннего возраста от 1,5 до 2 лет....