Гендерное воспитание
материал

Гасанова Татьяна Владимировна

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ № 2
       «Развитие личности ребёнка в современных условиях с учётом полоролевого воспитания»

1 слайд. Уважаемые коллеги! Сегодня мы проводим педагогический совет в соответствии с годовым планом МАДОУ «Детский сад №6»  по теме «Развитие личности ребёнка в современных условиях с учётом полоролевого воспитания».

2 слайд. Цель педагогического совета: повышение профессиональной компетентности, систематизация знаний педагогов в гендерном воспитании детей дошкольного возраста.

Этот педагогический совет мы подготовили и будем проводить с молодыми нашими коллегами, которые представят свой профессиональный опыт по организации развивающей предметно-пространственной среды и взаимодействию с семьей.

3 слайд. Задача в соответствии с годовым планом:  «Организовать образовательное пространство в дошкольном образовательном учреждении, способствующее формированию гендерной идентичности и гендерной социализации воспитанников». Почему возникла эта задача? Обратимся к ФГОС ДО: «…усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации»

Мероприятия, направленные на реализацию годовой задачи по гендерному воспитанию:

- Семинар-практикум «Создание условий для развития индивидуальности мальчиков и девочек»

- Смотр-конкурс «Лучшее оборудование и оснащение центров сюжетно-ролевой игры с учетом гендерного воспитания»

- Анкетирование родителей «Воспитание в семье мальчиков и девочек. Есть ли отличия?»

На педагогическом совете мы проанализируем, обобщим и систематизируем весь наработанный нами опыт в процессе методической работы, самообразования, взаимодействия с семьей, организации развивающей предметно-пространственной среды.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

«Шапка вопросов» (блиц-опрос) 

1.Как называется воспитание, основанное, прежде всего, на знании физиологических особенностей ребёнка? (половое воспитание)

2.Гендерный подход в воспитании ребёнка – это… (воспитание, основанное, прежде всего, на усвоение детьми социокультурных норм и ценностей)

3.Участники гендерного воспитания (семья, детский сад, общество)

4.Кому отводится ведущая роль в гендерном воспитании ребёнка? (семье)

5.Какие условия необходимо создать для осуществления гендерного подхода в воспитании детей? (РППС, учёт психологических особенностей мальчиков и девочек при организации разных видов детской деятельности, роль взрослых)

6.В какой деятельности происходит усвоение детьми гендерного поведения?

(в игровой деятельности – сюжетно-ролевая игра)

7.Какие сюжетно-ролевые игры Вы можете предложить мальчикам?

8. Какие сюжетно-ролевые игры Вы можете предложить девочкам?

Работа в группах

  1.     Решение педагогических ситуаций:

1 ситуация

Утренний приём детей. На участке детского сада детские гомон и смех. И оживлённые лица ребят, и торопливые расставания с родителями — всё говорит о том, что выходной день был радостным для детей и теперь им есть о чём рассказать в детском саду. Прислушаемся, о чём говорят старшие дети.

- Мой папа гулял со мной, он учил меня кататься на коньках.        

- А мы с папой ходили в кино. И ещё он мне разное очень интересное рассказывал.

-А мы с папой смастерили вертолёт. Это игрушка такая из бумаги для ветра. Как подует ветер, так она крутится.

- А я гуляла с мамой, а папа сдавал последний экзамен. Он рассказывал мне, как это трудно. Теперь мой папа называется инженер.

- А у нас дома в воскресенье был настоящий субботник: все, все трудились. Папа сказал: это полезно — мускулы потренировать. И я тоже помогал. Мама нас хвалила!

- А моя мама всегда играет со мной и в куклы, и в мяч... Думаете, папа не играет со мной? Ещё как! Научил в шашки играть, я уже 1 раз выиграл у него. А бабушка мне вчера сказки рассказывала.

Видя, что Марина молча вслушивается в разговоры ребят, воспитатель спросил её, играет ли с ней кто-нибудь дома. Девочка, опустив голову, нехотя ответила:

- Я играю с соседским Колей... А маме и папе некогда.

        Проанализируйте высказывания детей. Достаточно ли внимание уделяют родители общению с детьми? В каких формах взрослые осуществляют общение с ребёнком? Сказывается ли недостаток общения взрослых с ребёнком на установление отношений между ними и на воспитании ребёнка в целом? В чём это может выразиться?

Важно подчеркнуть.

Общение ребёнка с близкими людьми носит интимный характер и основан на родственных эмоциональных связях, обоюдной любви и привязанности.

Это и обогащение его духовного мира, и постижение им явлений окружающей действительности, и воспитание характера. Постоянно соприкасаясь с взрослыми членами семьи, ребёнок многому у них учится. Но он может месяцами находиться вместе с родителями, наблюдать за их «взрослой» жизнью, но оставаться лишь пассивным созерцателем. Малыш развивается, приобретает самостоятельность, нравственный опыт, благодаря активному взаимодействию с взрослыми. Безразличие родителей, не удовлетворяющих, стремление ребёнка к общению, к совместной эмоциональной и значимой деятельности, приводит к замедлению усвоения норм, правил, традиций, привычек социального поведения.

  1. ситуация

Всмотритесь в играющих детей: замысел и ход игры общие, а проявляют себя дети по-разному.

...Игорь захватил место возле «капитанской рубки». Он претендует только на роль капитана, другое амплуа его не устраивает. Но ребята не считают его достойным командиром, а Игоря не устраивает роль рядового. С обиженным видом он покидает играющих.

...Серёжа добросовестно выполняет свою незаметную роль пассажира, подчиняется общему ходу игры. Но безынициативным его не назовёшь: как «пассажир» он уступает лучшее место «маме с ребёнком», организует экскурсию на берег.

Серёжа проявляет себя как хороший товарищ и организатор, вежлив и доброжелателен в отношениях со сверстниками.

...Рита то и дело затевает спор, возражений не терпит. Если что-то не так, как хотелось бы ей, она готова толкнуть, замахнуться на товарища, грубо сказать: «Уходи вон из игры!» Там, где появляется Рита, поминутно вспыхивают ссоры то из-за игрушки, то из-за неумения подчиняться коллективу играющих.

...Послушайте, как разговаривают две девочки со своими куклами- «дочками».

Оля, обращаясь к своей «дочке», нежно её поглаживает:

- Спать пора, моя хорошая. Уже поздно. Завтра проснёшься — а ты уже дома! А сейчас я тебе песенку спою.

Лида раздражённо шлёпает свою дочку:

- Ты будешь слушаться старших?! Вот тебе, вот тебе! Ну что за паршивка такая, вечно изводит маму!

Оля обращается к Лиде:

- За что ж вы её так?

Лида запальчиво, всё ещё не выходя из роли:

- Пожалуйста, не вмешивайтесь. Моя дочка — что хочу, то и делаю.

        Объясните причины, почему дети по-разному проявляют себя в играх. Проанализируйте поведение детей в игре: какие качества проявились у них?

Важно подчеркнуть.

Ребёнок проявляет себя в игре таким, каков он есть: один может показать себя коллективистом, хорошим, отзывчивым товарищем, дисциплинированным, умеющим считаться с замыслом большинства, уступать и проявлять инициативу: другой напротив, эгоистом, задирой, не желающим уступать, претендующим только на ведущие роли. Известный польский педагог Януш Корчак подметил: если присмотреться к детским проявлениям в игре, то «...мы узнаем, чем ребёнок является в жизни, среди людей, в действии... что впитывает в себя и что сам способен дать...».

3 ситуация

«Если за шестилетним Мишей в детский сад приходит отец, то мальчик быстро убирает свои игрушки, самостоятельно одевается и спокойно идет домой... Иная картина, когда за ним приходит мать. Она подолгу ждет сына, так как тот не торопится оставить группу, продолжает играть с ребятами. Часто требует, чтобы его одевала мама. Случается капризничает: «Почему ты пришла, а не папа?»

Воспитатель, подметив такую двойственность в поведении мальчика, решила побеседовать с ним. Спросила: «Как прошел выходной? Где и с кем ты был?» Миша рассказал, что они с отцом ездили к бабушке.

— А мама тоже ездила с вами к бабушке?

— Нет. Мама дома осталась, у нее много работы было! — сказал он.

Вечером за Мишей пришел папа. Зашел разговор о сыне, о вчерашней поездке. Как бы между прочим воспитатель спросила, а мама, мол, довольна поездкой?

— Мама осталась дома, — ответил отец,— она у нас не очень-то расторопна, дела свои доделывала,—сказал отец с чуть скрываемым раздражением в присутствии сына.

— Да, она у нас копуша! —подхватил мальчик».

Чем объясняется различное поведение Миши в присутствии отца и в присутствии матери? В чем причина неуважительного отношения Миши к матери? 

 

  1.   Упражнение «Измените фразу, чтобы ребёнок понял содержание»

Попробуйте изменить форму подачи, чтобы содержание стало понятным каждому ребёнку. Например, «Девочки должны носить юбки».

А можно сказать, например, таким образом: «В юбках девочки становятся красивыми и привлекательными. Все наши бабушки и прабабушки носили юбки. Это женская одежда. Когда мы видим девочку в юбке, мы видим красивую, очаровательную девочку».

        «Надо быть аккуратной девочкой»

        «Нельзя обижать девочек»

        «Надо слушаться родителей»

        «Надо помогать маме»

  1. Подбор игрового оборудования для сюжетно-ролевых игр «Цирк», «Путешествие», «Рыбалка», «День рождения».

Презентация из опыта работы педагогов «Гендерный подход в организации сюжетно-ролевой игры в детском саду» (Воспитатели групп №10,11,16)

Анализ результатов анкетирования родителей «Воспитание в семье мальчиков и девочек. Есть ли отличия?» (Е.С. Брылевская Е.С., Симанович Н.Н.

Итоги смотра-конкурса «Лучшее оборудование и оснащение центров СРИ с учетом гендерного воспитания», награждение победителей.

Рефлексия по технологии «Синквейн»

В переводе с французского «синквейн» означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определённым правилам.

Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого характеризуется тема в целом, высказывается свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самостоятельно фраза в контексте с темой.

Пятая строчка – это слово-резюме, которое выражает личное  к теме.

Решение педагогического совета




Предварительный просмотр:

Решение педагогического совета №2 от 26.11.2015г.

«Развитие личности ребёнка в современных условиях с учётом полоролевого воспитания»

1.  Признать работу  коллектива  МАДОУ «Детский сад №6»  по реализации годовой задачи «Развитие личности ребёнка в современных условиях с учётом полоролевого воспитания»  удовлетворительной.

«За» -  43                          «Против» -  0                         «Воздержались» -  0  

2. Отметить высокий уровень профессиональных умений педагогов по наполняемости центров активности игровым оборудованием и оснащением для сюжетно-ролевых игр с учётом гендерного воспитания:  Брюхановой Л.А., Паленковой С.М. (группа № 5 «Анютины глазки»), Доброшевской А.Л. (группа №7 «Незабудка»), Скударновой М.В., Корниловой Е.Ю. (группа №4 «Одуванчик»),  Васильевой Е.А., Сергеевой А.Г. (группа №8 «Тюльпанчик»), Пустоозёровой М.Н., Бульбах Е.А. (группа №10 «Розочка»), Родионовой В.М., Симанович Н.Н. (группа №6 «Ромашка»), Гуторовой О.О., Кузьминой Г.Х. (группа №11 «Репка»), Сабадышиной Е.М., Сиделёвой В.А. (группа №16 «Золушка»), Гуторовой О.К., Горобец Е.В. (группа №15 «Винни-Пух»)

«За» -  43                          «Против» - 0                           «Воздержались» - 0  

3. Отметить качество наполняемости центров активности игровым оборудованием и оснащением для сюжетно-ролевых игр с учётом гендерного воспитания педагогами: Кравцовой Я.А., Зуевой А.Н. (группа № 1 «Василёк»), Машинец О.Н. (группа №2 «Колокольчик»), Маляровой А.В., Ерлыковой А.М. (группа №3 «Фиалка»), Брылевской Е.С., Серболиной М. Б. (группа №12 «Колобок»), Лисуновой Е.А., Тимофеевой О.А. (группа № 13 «Теремок»), Кирильцевой М.В., Александровой Л.А. (группа №14 «Чебурашка»), Волощенко Л.А., Жуковой О.А. (группа №18 «Дюймовочка»)

«За» - 43                           «Против» -  0                         «Воздержались» -  0  

4. Рекомендовать Носаревой Т.А., Макушевой Ю.М., Медведевой А.С., Назаровой С.С., воспитателям групп №9 «Маргаритка», № 17 «Буратино» пополнить центры сюжетно-ролевых игр разнообразным игровым оборудованием для решения задач полоролевой специфики, для удовлетворения интересов и свободы выбора деятельности для мальчиков и девочек в срок до 04.12.2015г.

«За» -  43                          «Против» -  0                         «Воздержались» -  0  

5.  Воспитателям всех возрастных групп организовать взаимодействие с родителями воспитанников с целью повышения компетентности в вопросах гендерного воспитания, исходя из результатов анкетирования по теме «Воспитание в семье мальчиков и девочек. Есть ли отличия?» в срок до 18.12.2015г.

«За» - 43                          «Против» -  0                         «Воздержались» -  0  

6.   Утвердить:

•        Положение о доступе педагогических работников к информационно – телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, материально – техническим средствам обеспечения образовательной деятельности

•        Положение о группе общеразвивающей направленности

•        Положение об организации РППС

•        Положение о порядке реализации права педагогических работников

на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами

•        Положение о порядке приёма воспитанников, порядке и основании перевода, отчисления воспитанников,  порядке оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников

•        Положение о порядке проведения самообследования

•        Положение о сайте

•        Положение о требованиях к одежде воспитанников и педагогов

•        Положение об общественном инспекторе по охране прав детства

•        Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений

•        Положение об организации прогулок с воспитанниками

  • Положение о консультационном пункте

«За» -   43                         «Против» -  0                         «Воздержались» -   0


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ № 2 «Развитие личности ребёнка в современных условиях с учётом полоролевого воспитания»

Слайд 2

Цель : повышение профессиональной компетентности, систематизация знаний педагогов в гендерном воспитании детей дошкольного возраста.

Слайд 3

ФГОС дошкольного образования: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации

Слайд 4

Измените фразу, чтобы ребёнок понял содержание «Надо быть аккуратной девочкой» «Нельзя обижать девочек» «Надо слушаться родителей» «Надо помогать маме»

Слайд 5

Выше функциональная специализация полушарий мозга: лучше ориентация в пространстве надо много пространства. Обмен информацией между полушариями затруднен – трудности в обучении. Развита крупная моторика. Важно достичь собственную цель, а не ту, которую предлагает учитель. Стремятся понять главный принцип, смысл, хотят сами его обнаружить . Любят соревноваться, не завидуют, не обижаются, гордятся лидерами. Трудно и долго входят в работу . Опираются на догадку, готовы ответить на любой вопрос, неважно – правильно или нет . ОТЛИЧИЯ В РАЗВИТИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК Специализация полушарий мозга выражена слабо, ориентация в пространстве затруднена, деятельность легко ограничивается «пятачком» Легко происходит обмен информацией между полушариями – высокая обучаемость . Развита мелкая моторика. Стремятся к социально желаемому поведению. Предпочитают продвигаться по «шажочку», предпочитают иметь четкую «инструкцию» к выполнению. Обижаются или страдают, если проиграли соревнование, ревнуют лидеров к учителю, соревнование может их перессорить. Легко и быстро входят в работу. Любят типовые задания. Спокойный темп, закрепление пройденного материала.

Слайд 6

\ Сложно выразить мысль словами, помогают жестами. По лицу не видна работа мысли: кажется, что не поняли, были невнимательны. Чутки к состоянию взрослых, реагируют мгновенно: становятся раздраженными, возбужденными, ведут себя не адекватно. Чутки к ласке, отзывчивы на объятья, но сами редко проявляют словами эмоции, первыми к взрослому не прикасаются. Потребность в телесном контакте. Склонны к действию. Готовы изменить мир. Панически боятся ошибиться, если не знают ответа, честно в этом признаются или молчат, «зажимаются». Легко выражают мысли. Все отражается на лице. Легко перенимают стиль общения, мимику, речь взрослых – как зеркало. Охотно описывают и приукрашивают свои чувства. Любят обниматься со взрослыми. Любят организованность, соблюдение правил. Плохо переносят шум, громкие голоса, чувствуют себя ужасно, когда взрослый кричит или просто говорит пронзительным голосом. Склонны к созерцанию, принятию, рефлексии. Готовы изменить себя .

Слайд 7

Пусть они будут счастливыми!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анкетирование родителей Тема: «Воспитание в семье мальчиков и девочек. Есть ли отличия?» Проводилось: с 9.11.15 по 13.11.15 Цель: оказание педагогической помощи участникам образовательных отношений Старшая группа №6 « Ромашка»

Слайд 2

В анкетировании участвовало 14 родителей Девочек Мальчиков

Слайд 3

Каким образом вы получаете необходимые знания о воспитании детей ? 6 человек - из книг и интернета 7 человек – узнают в детском саду 8 человек - действуют по интуиции 12человек - имеют представление о проблеме гендерного воспитания

Слайд 4

Социальные изменения, происходящие в современном обществе , привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения . Как вы считаете, с чем это связано? 7 человек - большой процент разводов в обществе 5 человек - главенствующая роль матери в семье 4 человека - построение педагогического процесса без учета гендерных особенностей 2 человека - низкий процент мужчин-педагогов.

Слайд 5

Кто, по вашему мнению, должен привить ребенку нормы поведения, свойственные представителям его пола? 12 родителей считают, что прививать ребенку нормы поведения, свойственные представителям его пола должны оба родителя; 2 человека - воспитатели ; 2 человека считают, что один из родителей – папа или мама.

Слайд 6

Как вы считаете, какие основные задачи гендерного ( полоролевого ) воспитания детей? 13 человек - расширять представление детей о роли и занятости, социальном статусе мужчины и женщины в семье и обществе 3 человека - расширять представления детей о поведенческих, внешних и анатомических различиях мальчиков и девочек 6 человек - прививать культуру общения между мальчиками и девочками 7 человек - формировать эмоционально положительный настрой на взаимодействие с представителями своего и противоположного пола

Слайд 7

Какова роль матери в полоролевом воспитании ребенка? Как отец влияет на полоролевое развитие ребенка? Девочка спрашивает советы -Закладывает ряд жизненных ценностей - любовь к ближнему, заботу, сострадание, уважение -Формирует у ребенка образ заступника, хранителя семейного очага - Является примером мужского поведения

Слайд 8

Какие черты характера следует формировать у девочек и у мальчиков? Аккуратность , доброту, бережливость, внимательность, трудолюбие, заботливость, женственность, нежность. Заботливость , трудолюбие, целеустремленность, уважение к окружающим, храбрость, честность.

Слайд 9

Как вы считаете, с какого возраста следует заниматься воспитанием ребенка , направленным на овладение им нормами поведения, свойственными представителями его пола? 3 родителя - в первые годы жизни ребенка ; 9 человек - с трех лет ,; 1 человек - с 5 лет; 1 человек - с 7 лет т.е со школы.

Слайд 10

Н ужно ли четкое различие игрушек для девочек и мальчиков? 10 человек – не нужно 4 человека – нужно Ни один из родителей не испытывает затруднения в воспитании своего ребенка , связанные с вопросами гендерного воспитания

Слайд 11

Планы на будущее Организовать индивидуальную беседу с родителями о роли матери и отца в полоролевом воспитании ребенка . 2. В информационном уголке для родителей поместить письменную консультацию «Организация деятельности с детьми, направленной на формирование гендерных представлений».

Слайд 12

Спасибо за внимание 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по гендерному воспитанию "Простые правила воспитания мальчиков"

Полноценное развитие мальчика происходит при правильном его воспитании...

"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.

 Так случилось, что один из выпусков был  практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и  всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

Гендерное воспитание. ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

Этапы полоролевого развития Новорожденность. Настройка на определенный пол.- Раннее детство (1 – 3 года). Принятие пола без наполнения его содержанием - Младший возраст (3-4 года). Диф...

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ . Статья в электронном журнале

Агибалова (Лазарева) Е.А. студент  группА ЗДО-5-12,  факультет психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «КИПУ» Республика Крым, Симферополь Научный руководитель: Амет-...

Проект «Современные культуросообразные технологии полоролевого воспитания дошкольников (гендерное воспитание)» в подготовительной группе

Цель проекта:  Формирование гендерной идентичности у детей в условиях ДОО.Задачи: 1. Сформировать у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к опр...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...